ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

ДИАЛЕКТИКА ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект м. говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

В. В философии Гегеля и Новейшей философии отрицается единственность рационально-материалистического представления диалектики. Но и только-идеалистические представления также отрицаются.
Принимается лишь истинностное представление о ней, данное Гегелем, из которого легко выводятся все разумные, из имеющихся, определения о ней.
Но для понимания Гегеля необходимо различать
1) идею и сознание, которые виртуозно были смешаны К. Марксом в связи с совсем очевидными целями,
2) диалектику, ее значения и положения (проявления).
В Новейшей философии к пониманию диалектики применен утвержденный Гегелем подход: рассмотрение через всеобщее, особенное и единичное, один из аспектов которого приводится в настоящем Разделе. Только при таком подходе ясным выступает разделение Философии на теоретическую и практическую и обозначаются пути к определению системы философии Гегеля (системы диалектической философии) и Метода.

 

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ / О системе философии Гегеля.

А. Философские науки пытаются представить систему философии Гегеля в виде трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи: логика, философия природы и философия духа. А в некоторых случаях к указанной совокупности причисляют и феноменологию духа.
Но, во-первых, философия природы и философия духа суть… реальные науки философии, как это определил сам Гегель. И, во-вторых, систему философии Гегеля не следует путать с системой наук (причем это название было исключено самим великим мыслителем); определение второй системы, по всей видимости, и внесло путаницу.
Более того, при определении системы философии Гегеля философским наукам целесообразно было бы учитывать ее марксово понимание: «в системе Гегеля существуют три элемента: спинозовская субстанция, фихтевское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов – абсолютный дух».
А согласно частному определению Гегеля, понимание даже только системы должно быть связано с результатным развитием метода познания. (Это дало основание некоторым исследователям понимать под системой философии Гегеля все его диалектическое наследие, иногда подразделяемое на этапы творчества, или некоторую его часть.)
Интересным является подход, основанный на связывании системы философии Гегеля или ее определения с трудом Гегеля «Наука логики». Этот подход не имеет широкого распространения у критиков и в философских науках. Хотя должен был бы заслуживать особого внимания.
Однако все указанное – лишь представления о системе философии Гегеля: без понимания, по меньшей мере, Метода, мерностей философии Гегеля и ее трансцендентально-структурных положений любые рассуждения о ее потаенных аспектах (и, в первую очередь, о ее системе) являются пустыми разглагольствованиями…

Б. Система философии Гегеля есть система диалектической философии.
Система диалектической философии есть достояние самой философии.
Понимание системы (философии Гегеля или диалектической философии), очевидно, что относимой к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемого названия), связано с пониманием, в первую очередь,самой философии. Но бесспорным является то, что довлеющее материалистическое мировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще не позволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям) признать ее и выйти из узкости восприятия мира, в которой понимание системы философии Гегеля просто невозможно. Поэтому на данном этапе актуализации Новейшей философии предполагается развивать содержательность современной диалектической философии в некоторую совокупность знаний, имеющих определенную структуру и обозначающих царящие заблуждения, порой ставшие уже научными догмами, хотя изредка критикуемыми, но безрезультатно. В результате, давая определение словами самого Гегеля, «…нужно сказать раз навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа. Они представляют собой увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек» [1. Т. 5. С. 2–3].
Субстанциальная форма духа перестроилась – современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое – увядающие листья исчезнут. И диалектическая субстанция займет место, а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает...

В. Пока скажем, что система диалектической философии – трансцендентальна, ее описание связано со сверхчувственными моментами, а ее наполнением или то, что создается на ее основе, суть… философия Гегеля и Новейшая философия. Но их структура не есть система диалектической филоcофии.
Но все же отметим, что систему философии Гегеля в одном из ее аспектов можно понимать как определенный случай позиционирования всей Логики (термин В.И. Ленина), который имеет принципиальное значение не только в познавательном смысле, но и (как отметил В.И. Ленин в отношении диалектики) в «применении к жизни и к обществу».

Примечание 1: следует также отметить, что, как установлено в Новейшей философии, в философии Гегеля актуализировано и использовано несколько систем...
Примечание 2: Новейшей философии области познания образуют комплекс, включающий систему реальных наук философии; но ни он, ни она не является системой диалектической философии.

Добавление.
Один из посетителей сайта ввел термин «три группы арсенала человеческого разума». «Первую группу составили определения чистого понятия. Вторую – определения природы. Третью – определения человечества. Затем Гегель систематизировал каждую группу определений по отдельности» (понятие чистого понятия, понятие природы и понятие человечества).
На наш взгляд, это – весьма удачный новый термин, по крайней мере, выражающий то, о чем обычно ведется речь.
В современной диалектической философии в связи с развитием познания в обобщенном значении введено было определение «области познания», но оно соотносится с диалектической философией, а не только с философией Гегеля, ибо в современной диалектической философии уже известны шесть «групп арсенала человеческого разума» – «Энциклопедия…» и т.н. «Вторая Энциклопедия…», в совокупности образующие полный комплекс реальных наук философии; о них – позже.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ / Системы в философии Гегеля.

Существенны, по меньшей мере, следующие системы в философии Гегеля (перечисляемые в порядке «упрощения»):
· система философии,
· диалектическая система,
· результатная система (развитие метода познания),
· трехэлементная система (согласно определению К. Маркса: «спинозовская субстанция, фихтевское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов – абсолютный дух»),
· двойная система*.

В современной диалектической философии актуализированы новые системы, например:
· системы (образы) Логики (в т.ч. система в «Науке логики»),
· система реальных наук философии,
· система методов

* в опосредованном виде предстает как полюсная система, ставшая основой становления Воспроизведения.

Примечание: можно сказать, что, по сути, весь «Капитал» К. Маркса является примером использования систем философии Гегеля, от анализа материалистического базиса до обоснования идей о смене капитализма и, главное, при рассуждениях об основном антагонизме капитализма.

ТРИАДА, триады, ж. (греч. trias) (книжн.). Целое, состоящее из трех раздельных членов или частей. Диалектическая триада (термин идеалистической философии Гегеля, означающий три ступени развития процесса: тезис, отрицаемый антитезисом, и синтез, объединяющий по-новому черты предыдущих ступеней; филос.)....

$ 2. Логика Гегеля

Характеристика логики Гегеля

Логика Гегеля изучает развитие Божественной мысли до сотворения мира и называется небесной логикой[2], однако, в отличие от формальной логики, она занимается не только формальными законами мысли. Хотя Гегель и утверждает, что его логика есть развитие мысли Бога, в ней предпринимаются попытки сформулировать наиболее универсальные определения и законы действительности.

Основные принципы логики Гегеля

Отправной точкой развития логики Гегеля является диалектическая триада бытие-ничто-становление. После прохождения этих трех стадий бытие переходит в… Следующей является теория сущности. Логика Гегеля переходит от сущности к… Затем в целях истинной самореализации мир логики, то есть мир Идеи, вступает в стадию самоотрицания и переходит в…

Рис. 10-5. Система Гегеля.

Диалектическая триада бытие-ничто-становление

Логика Гегеля начинается с бытия[3]. Бытие есть все то, что существует. Оно представляет собой наиболее абстрактное из всех понятий, бытие есть… Далее Гегель утверждает, что единство бытия и ничто есть становление. Бытие и… Именно на основе логической триады бытие-ничто-становление была построена логика тезиса-антитезиса-синтеза и логика…

Наличное бытие

Таким образом, наличное бытие и есть определенное бытие, обладающее качеством. Определенность наличного бытия Гегель называл качеством. Но, хотя мы… Определенность, которая делает бытие наличным бытием, подразумевает…

Бытие-сущность-понятие

На каком же основании можно утверждать, что мышление Бога шло по пути бытие-сущность-понятие? Гегель утверждает, что понимание этого достигается с…

Логика-Природа-Дух

Естественный мир также развивается в соответствии с диалектикой тезиса- антитезиса-синтеза, т.е. проходит три стадии развития - механики, физики и… Появляется человек, и Дух получает саморазвитие через человечество. Развитие… Объективный дух проходит в своем развитии три стадии - право, мораль и нравственность. Право относится не к чему-то…