рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святоотеческий подход к сектантству

Святоотеческий подход к сектантству - раздел Философия, Классификация Ересей В Сочинениях Церковных Писателей...

Классификация ересей в сочинениях церковных писателей

 

Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу.

Из всех известных в святоотеческой литературе по сектам классификаций ересей можно выделить две наиболее типичные. В одной секты систематизированы по времени появления ереси, в другой - по догматическим расхождениям с учением Церкви.

Примером классификации, где в качестве критерия избран только хронологический принцип, то есть ереси представлены следующие одна за другою, может служить систематизация св. Епифания Кипрского (315–403) в его труде под названием «Панарион» (сам он так объяснял наименование своего сочинения: «Панарион» (аптека) или «кивотон» (ковчег) с «цельбоносным от угрызения ядовитых животных запасом»[i]).

При составлении своей классификации св. Епифаний исходил из того, что истинная вера была известна Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства[ii]: имел познание Святой Троицы и вера тогда была такой же как и во время жизни св. Епифания. Но, по мнению Г.В. Флоровского, св. Епифаний «совершенно лишен исторического чутья».[iii]

Критерием ереси он считал любое отклонение от веры Адама. Оно началось с извращения нравов непосредственных потомков Адама, а затем перешло в язычество, философские системы и ереси вплоть до IV века.[iv]

Его рассуждения о типах ересей выводятся из 1 Кол. 3,11, где апостол говорит, что «во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа», но нова тварь (2 Кор. 5, 17)[v]. На этом основании св. Епифаний делает заключение, что до Рождества Христова существовало четыре типа ересей: варварство: от сотворения мира до потопа, скифство: от потопа до Вавилона, еллинство: от Вавилона и иудейство. Общее количество дохристианских ересей равнялось 20.

Принцип деления христианских ересей он основывал на своеобразном толковании Песнь Песней 8, 8-9[vi]. Отношения жениха и невесты, описанные в этой книге, символически истолковывались церковными писателями как образ духовного союза Христа с Церковью. Но св. Епифаний считал, что под 80 наложницами следует разуметь еретические учения. Поскольку 20 ересей отнесены к дохристианскому периоду, то христианских лжеучений должно быть не более 60. Распределение христианских ересей построено без какой либо продуманной системы.

Такое представление о «православии и ереси имело влияние и на позднейших ересиологов – подражателей его. Установился обычай при установлении еретических сект говорить сначала о так называемых нехристианских ересях, а потом о собственно христианских».[vii]

Одним из наиболее известных ересиологических трудов, где буквально заимствована классификация св. Епифания, является сочинение преп. Иоанн Дамаскина «О ересях».[viii] Преп. Иоанн Дамаскин лишь пополнил свой труд изложением ересей бывших после св. Епифания. В числе ересей сто первой значится мусульманство.[ix] В ересиологических сочинениях св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского также рассматриваются философские системы и языческие верования, но не в значении ересей, а как оказавшие влияние на образование христианских лжеучений.

Другой не менее известной систематизацией ересей является классификация блаж. Феодорита Кирского. Она построена на двух принципах: богословском и хронологическом, что позволяет проследить развитие ереси во времени. Эта классификация разработана в сочинении «Еритические басни»[x], написанном в 453 году. Согласно первому критерию все ереси блаж. Феодорит разделил на четыре группы.

Первую составляют дуалисты и полиахисты в онтологии и докеты в христологии. Они противопоставляли Творцу мир, «производя его или от низших и подчиненных ему (от одного из ангелов, архонтов, эонов), или прямо враждебных, как манихеи. Вместе с тем расторгалась и связь истории миробытия и истории искупления, поелику тут обнаруживалось действие взаимно исключающих сил, - злой и благой»[xi]. К этой группе причислены 26 сект, преимущественно гностических, основателями которых были: Симон Маг, Василид, Карпократ, Тациан, Вардесан, Маркион, Манес и др.

Вторую группу составляют ереси, признававшие одно начало в онтологии, т.е. антитринитарии, высказывавшие в христологии иудаистические воззрения (назореи, евиониты) или патрипассианские с динамическим и модалистичесим оттенками. По их представлениям Христос родился от Девы естественным образом подобно всем людям, но воспринял в себя особую благодать. Сюда относятся назореи, евиониты, элкасаиты, Павел Самосатский, Савелий, Маркел.

К третьей группе принадлежат ереси, занимающие среднее положение между первыми двумя: николаиты, монтанисты, четыренадесятники, Ноэт Смирнский, Новат и др.

Заключается обзор ересей лжеучениями Ария, Евномия, Аэция, македониан, донатистов, аполлинаристов, мессалиан, несториан, Евтихия и др.

В соответствии с хронологическим критерием блаж Феодорит все ереси делит на доникейские и после никейские (Доникейские ереси разделены на три группы в зависимости от их учения о Боге, о Личности Иисуса Христа и о сущем. Посленикейсие объединены в одну группу, поскольку все были христологическими). Использование двух критериев позволило показать все этапы развития лжеучения: его возникновение, развитие и последующее влияние на другие ереси. По мнению проф. Н. Глубоковского «система Киррского епископа есть самая лучшая, какая была возможна в его время, и едва ли не образцовая» для конца XIX века.[xii]

Если использовать современный богословский язык, то все ереси перечисленные у Бл. Феодорита можно распределить по следующим категориям: гностические, антитринитарные, христологические и экклисиологические.

Систематизация ересей не была теоретически отвлеченным занятием, но имела своей задачей – «исторически объективное изложение еретических лжеучений»[xiii] и указывала на степень их отступления от апостольской веры.

Классификация сект в русском сектоведении

 

В русской богословской литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по признанию проф. Т.И. Буткевича, были несовершенными.

Одни делили все секты на простонародные – хлыстов, скопцов, молокан, и подобные, и интеллигентные: толстовцев, пашковцев и т.п. Но это явно неудачная систематизация, поскольку в хлыстовских радениях участвовали и аристократы, и видные представители Серебряного Века,[xiv] а пашковщина усвоялась простыми людьми.

Иные разделяли секты на евангелические и духовные, так как считали, что одни секты заимствуют вероучение из Евангелия, а другие из личных откровений. Но практически все сектанты не отвергали Евангелие.

Третьи предлагали систематизировать секты по причинам, обусловивших их возникновение. Однако появление сект вызвано разными обстоятельствами, а не какой-то одной причиной.

Четвертые предлагали расположить секты в хронологическом порядке. Недостаток такой систематизации в том, что 1) не всегда можно точно установить время появления сект, 2) некоторые секты появились почти одновременно, 3) такое расположение разрывает органичную связь сект с их позднейшими разветвлениями.

Последняя, пятая, классификация делит секты на мистические, рационалистические[xv] и мистико-рационалистические.[xvi]

К первым относят хлыстов, скопцов и т.п.; ко вторым: духоборов, молокан, баптистов и т.п. Но поскольку у рационалистических сект имеются элементы мистики, а у мистических соответственно – рационалистические, то граница между этими категориями весьма условна. Тем не менее, эта классификация стала общепризнанной и такой осталась практически до настоящего времени.

Основной недостаток этих систем в том, что они не указывают на существо религиозных воззрений сект и не дают возможности проследить историю конкретных еретических идей, их влияние на возникновение новых ересей.

Классификация сект в протестантской литературе

 

Наиболее обобщенно деление сект на категории в протестантской и определенной части религиоведческой литературе может быть представлено следующим образом.

Псевдохристианские секты. К ним относят группы вышедшие из христианства, а именно: иеговистов, «Христианская наука» и т.п.

Восточные секты. Мировоззрение этих культов связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом, примитивным язычеством. К этой категории причисляют, например кришнаитов, Трасцедентальную медитацию.

Псевдонаучные секты. Эту категорию, по мнению протестантских ученых, составляют секты, проводящие психотерапевтические занятия для врачевания физически и психически больных людей. Мировоззрение этих культов связано с языческими и восточными религиозными идеями. К ним в частности относят Сайентологию, экстрасенсорику и др.

Синкретические секты. Доктрины этих групп состоят из идей двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переосмысления противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. Эти секты представлены Теософским обществом, Антропософским обществом, бахаями, мунистами, масонством.

Оккультные секты. В эту категорию протестанты зачисляют секты, имеющие скрытые, тайные учения и ритуалы: движение Нью Эйдж, астрологию, сатанизм, розенкрейцерство.[xvii]

Эта классификации является весьма несовершенной по причине субъективного подхода при определении характерных черт, по которым распределяются секты. Поэтому некоторые секты можно отнести к нескольким категориям одновременно. О сайентологах например можно сказать, что они являются псевдонаучной и оккультной сектой.

Главным недостатком этой систематизации является отсутствие практической пользы от нее. Утверждается, что данная классификация способствует созданию «единой целостной картины, которая бы дала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от других и чем они похожи».[xviii] Однако данная классификация этой задачи не решает.

 

Выводы (по классификации)

 

Наиболее практичной с церковной точки зрения является классификация блаж. Феодорита. Она дает возможность установить степень расхождения какого либо лжеучения с верой Церкви и определить по какому чину следует принимать сектантов в Церковь, если они ранее к ней принадлежали.


[i]

[ii]

[iii]

[iv]

[v]

[vi]

[vii]

[viii]

[ix]

[x]

[xi]

[xii]

[xiii]

[xiv]

[xv]

[xvi]

[xvii]

[xviii]

– Конец работы –

Используемые теги: Святоотеческий, ход, сектантству0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святоотеческий подход к сектантству

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Современные подходы к управлению продажами и их реализация на практике
Цель – преподать информацию так, чтобы участники мастер – класса могли познакомиться не только с моим опытом, но учесть и применить в работе лучшее… Дорогие руководители.; - ключевые способности и компетенции компании; -… Под ошибкой по ходу всей статьи, автор понимает неточность оценок суммы факторов и как следствие, не верный выбор из…

Анализ подходов к логистике крупнейших пивоваренных компаний России
Как следствие, современное пивоваренное производство крайне нуждается в мощных решениях по управлению и автоматизации. «Россия – одна из крупнейших… Здесь отметим, что в отличие от других стран СНГ, в России значительная часть… Облегчение доставки продукции пивоваренных предприятий, и компенсация расходов на нее, имеют значительное влияние на…

Моделирование брэнда. Авторский подход к проблеме
Это как бы внешние признаки технократического интереса, напоминающие авторитарную модель ОП (autocratic model). Его функциональные признаки много… Они близки к модели ситуационного руководства (situation leadership model). В… Безначальный интерес - это относительно устойчивая исходная позиция многократно повторяющихся процессов и явлений,…

Креативный подход в PR
Существует миф о том, что креативность — это удел лишь немногих гениев, недоступный основной массе людей. На самом деле можно использовать ряд… Понимание креативного метода основывается на следующих темах: Открытое и… В открытом мышлении акцент делается на активное поощрение как можно большего количества самых оригинальных идеи,…

Релятивистский подход к теории истины
Если релятивист будет использовать этот тип представления отношения, то он скажет, что " P истинно относительно W " (" P соответствует фактам с… Если мы рассматриваем форму относительно истинного выражения как P истинно… Тогда либо понятие "истина" в "истинно-относительно - W " должно предполагать эту более широкую концепцию, либо…

Роль общественного мнения в ходе установления контроля над компанией
Речь идет об общественном мнении, вернее, об искусстве манипулирования им. Следует особо подчеркнуть, что общественное мнение играет важную роль не… В связи с тем, что для деловых отношений не характерна односторонняя… Здесь и проявляется известный тезис о том, что манипуляция происходит только в свободном обществе, когда для…

Острые кишечные инфекции: современные подходы к лечению
Возбудители ОКИ локализуются главным образом в кишечнике. Источником инфекции являются человек и (или) животные.Ведущий путь передачи инфекции… Воздушно-капельным путем кишечные инфекции не передаются.Подобные инфекционные… Практически во всех случаях отмечаются нарушения функции желудочно-кишечного тракта рвота, абдоминальные боли и…

Двойной подход в межличностных отношениях японцев (Ути то сото)
Полярность ути и сото проявляется во всех аспектах современной жизни японцев, но истоки этой дихотомии лежат еще в древней традиционной системе иэ… Система домашнего уклада строилась на моральных нормах, разработанных еще в… Согласно Минами (там же, с. 62-72), систему иэ в древнем японском обществе характеризовали три основные черты.Первая —…

Биохимические подходы к анализу нарушений обмена гемоглобина. Биохимия и патобиохимия печени
Содержит 4 полипептидные цепи и 4 простетические группы, в которых атомы железа находятся в закисной форме. Белковая часть (96%) глобин, 4% -гем.… Таким образом, хромопротеиды играют исключительно важную роль в процессах… Почти половина объема крови приходится на эритроциты, которые взвешены в богатой белками плазме крови. Кровь переносит…

Проблема свободы: фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению
В истории человеческого общества это понятие прошло длительную эволюцию, и на разных ее этапах, в различных социальных условиях обретало свою… Для человека индустриального общества свобода, в первую очередь, актуальна в… То есть здесь свобода может пониматься как восстановление индивидами контроля над отчужденными от них структурами…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Инновационный процесс. Подходы к его изучению основные этапы Инновация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию… Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают… По этому признаку все инновации можно разделить на: • базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание…
  • Практика применения системно-ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж) Предмет исследования - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности организации, регулируемая уставом организации,… Существует возможность повышения, за счет разработки системы мероприятий,… Иначе, менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную…
  • ГИС-ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Современный уровень развития информационных технологий, аппаратного и программного обеспечения позволяет решать довольно обширный круг задач,… Все программные модули работают под единой управляющей оболочкой и имеют… ГИС K-MINE может быть применена в различных областях:  при ведении горных работ (открытым или подземным…
  • деятельностный подход в преподавании информатики и ИТ Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности в… Мне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании… В частности, информационная компетентность представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов деятельности…
  • Изменяющаяся социальная идентичность белорусов: гендерный подход Социокультурная идентичность - важная характеристика не только отдельного человека, но и всей социальной общности как части нации, народа в… Устойчивая социальная идентичность помогает преодолеть кризисные состояния в… Практическая значимость подобного исследования состоит в возможности определить господствующие типы идентичности и…