Учение о сектах в свете святоотеческого подхода к ересям

 

В результате большой религиозно-исследовательской работы было установлено, что существовавшая в то время терминология не соответствует святоотеческой в связи с чем был поднят вопрос об уместности использования термина секта в русском богословии. Процесс осмысления сектанства в контексте святоотеческого предания породил десяток формулировок определяющих термин секта. Общим недостатком всех определений было использование наряду с богословскими критериями или же вместо них медицинских, психологических, культурологических, даже политических. Определение, данное Пютниковым для духовных школ в 1910 году: «Секта — отделившееся от единства православной русской церкви учение и обрядово-религиозное общество, которое имеет свое учение, богослужение и устройство, совершенно отличное от православия и живет отдельно, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свой религиозный идеал». Такое описательное определение, в котором есть догматическое определение, но нет оценочных критериев.

Второе определение, данное священником Фетисовым в 1914 году, вобрало в себя практически все определения сект наработанные за предыдущие 15 лет. Сектантским, по его мнению, будет движение, которое сознательно уклонилось от богоданного религиозно-нравственного учения, которое содержит историческая народная Русская Православная Церковь, уклонение, образовавшееся под наносным влиянием различных богословских и философских идей. Здесь можно видеть совмещение нескольких критериев:

во-первых, догматических — об уклонении от религиозно-нравственного учения;

во-вторых — культурологические — т.е. когда любые учения, уклоняющиеся от веры, которое исповедует большинство населения страны, считается сектантской.

Начавшаяся работа была прервана германской войной, затем революцией и последующими событиями.