рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По Цицерону По Никомаху

По Цицерону По Никомаху - раздел Философия, Вычленение мысли из мифа в осевое время. Начало философии Ля - Луна Си - Меркурий До - Венера...

ля - Луна

си - Меркурий

до - Венера

ре - Солнце

ми - Марс ми - Сатурн

фа - Юпитер фа - Юпитер

соль - Сатурн соль - Марс

Ля - Небесный свод Ля - Солнце

Си - Меркурий

До - Венера

Ре -Луна

 

Цицерон излагает октохорд, а Никомах - гептахорд. Эти два варианта отражают два исторических этапа развития музыкальной системы. Когда более древний гептахорд был заменен на октохорд, то понадобилось и еще одно небесное тело. И здесь, как видно, возникло затруднение. Ведь античная наука знала только семь планет. Поэтому когда в теории музыки стал фигурировать октохорд, появилась сложная ситуация: для восьмого звука потребовалась еще одна планета. И выход был найден: вместо планеты к новому звуку октохордной системы был «приписан» небесный свод, то есть сфера неподвижных звезд, которая по бытовавшим в античности воззрениям обращалась вокруг Земли за одни сутки[35].

 

Как звучала музыка космоса? Каждый человек сам должен был создавать образ ее звучания в зависимости от своей фантазии, своего представления о скоростях движения планет и о величине их масс, а также в соответствии со своим «внутренним слухом», музыкальными вкусами, симпатиями и антипатиями. Но никто из людей, - за исключением самого Пифагора, - никогда не слышал этой божественной музыки[36]. Престиж науки требовал найти объяснение тому, что столь сильное звучание, создаваемое беспрерывным движением громадных планет, никто не слышит. И такие объяснения появились.

По мнению одних, звучание «гармонии сфер» существует со дня рождения человека, но люди настолько привыкли к нему, что уже не реагируют на него (Аристотель «О небе» II 9 290 b 25). С точки зрения других, возможности человеческого слуха настолько ограничены, что они просто не в состоянии воспринять столь мощное звучание, создающееся небесными телами. Именно так объясняет это явление Цицерон («О государстве» VI 5, 18 - 18) и в подтверждение своих слов приводит рассказ о неком племени, живущем возле грохочущего нильского водопада: люди этого племени не воспринимают его шума якобы из-за чрезмерной громкости звучания[37].

Идея “гармонии сфер” и методы, оправдывающие ее существование, выявляют характерное для греков стремление к универсализации своих знаний. Законы мира едины, и если то, что мы знаем в отношении единичного явления справедлива, то же самое происходит и со всеми аналогичными по природе явлениями.

Нет ничего удивительного в том, что весь космос представлялся грекам воплощением числовой музыкальной гармонии. Дело в том, что термин музыка, - mousikhv, - греки понимали в узком и широком смыслах: в узком – как искусство музыки или наука о музыке, а в широком – как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием. Для греков музыка, - mousikhv - была “искусством муз”, - “мыслящих” (mousai), т. е. умных сущностей, сил, обуславливающих упорядоченность и гармонию мелодии и всего мира. Истоки и происхождение же существительного mou`sa, а на дорийском диалекте - mow`sa до конца не ясны. Диодор Сицилийский (80-29 гг. до Р.Х.) в своем труде «Историческая библиотека» (IV 7, 4) говорит, что «музы были названы от [выражения] «осведомлять людей» (muei`n touVÇ ajnqrwvpouÇ)… - обучение всем тем видам [знаний], которые хороши и полезны, и тем, которые не известны необразованному народу»[38]. Много столетий спустя византийский словарь Х века с загадочным названием «Суда» (прежде он считался принадлежащим лексикографу Свиде), основывающийся на древнейших, не сохранившихся до нашего времени источниках, так объясняет слово «муса»: «Муза - это познание; [оно произошло ] от глагола mw` - «осведомляться», так как [муза] была причиной всякого образования». С одной стороны, слово «муса» этимологически ведет свою линию от греческого глагола mavomai - желать, стремиться. С другой - оно довольно тесно сопряжено с двумя существительными: maniva (мания) - безумие, восторженность, вдохновение и mavntiÇ (мантис) – прорицатель. Во всяком случае, пение было теснейшим образом сопряжено с прорицанием. Недаром греческий глагол uJmnwdevw означает не только «славить песней», но и «пророчествовать», а существительное uJmnwdiva – и «песнопение», и «прорицание»[39]. Греки свято верили в то, что боги даровали людям музыку не ради лишь чувственного услаждения слуха, но для того, чтобы обрести гармонию в душе и в поступках[40]. Идеал античности – мусический человек, который, по глубокому убеждению древних греков, находится под постоянным покровительством муз и одновременно является их служителем. Занятия же музыкой и математикой, как считали пифагорейцы, способствуют гармонизации души человека и позволяют познавать гармонию космоса. «Познай себя - и ты познаешь Вселенную» - этот тезис стал апофеозом пифагорейской концепции гармонии.

Отметим, что античная интуиция гармонии космоса была отчасти усвоена и христианской традицией. Напомним, что исповедание Бога Творцом мира означает также и признание Его Композитором бытия. В раннехристианском искусстве Христос иногда сигнифицируется дивным певцом Орфеем, чудесное пение которого побеждает даже ад. Для св. Иринея Лионского видимая природа «есть арфа, различные звуки которой производят чудную гармонию: кто очарован прелестью этой гармонии, тот не скажет, что каждый из сих звуков был произведен совокупными силами многих музыкантов, так как... одна и та же рука... играет как на нижних аккордах, так и на самых высоких... Мы тщательно рассматриваем основание и различие вещей и, оставаясь верными закону разума и истины, твердо пребываем в вере в Единого Бога, Который сотворил все вещи»[41]. Один из глубочайших богословов IV века – “золотого века святоотеческой письменности” - св. Григорий Нисский, писал: «строй мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому ладу и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этого созвучия; и этому не служат помехой многообразные различия, обнаруживающиеся между различными вещами в мироздании. ... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн - согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей»[42].

 

Кризис пифагореизма

Апории Зенона как гносеологическая проблема [43]

 

Согласно результатам исследований происхождения пифагорейской числовой терминологии считается доказанным, что все важнейшие термины учения о пропорциях имеют музыкально-теоретическое происхождение[44]. Основой же музыкального учения было учение о пропорции - ajnalogiva. Поскольку космос, как уже говорилось выше, воспринимался как гармонический инструмент, все «детали» мироустройства должны быть пропорциональны друг другу, со-измеримы. Обнаружение пифагорейцами несоизмеримости стороны квадрата и диагонали поставило перед философами проблему не просто математическую, но в первую очередь, гносеологическую. Несоизмеримость не-ана-логичность, означает а-логичность, непознаваемость, а в силу отмечавшегося выше совпадения для греков оснований бытия и назначение - несуществование.

По-видимому, открытие несоизмеримости было сделано именно потому, что пифагорейцы с энтузиазмом искали подтверждение главного их тезиса: «все есть число». Открытие иррациональности, т. е. открытие отношений, не выражаемых целыми числами, впервые, быть может, заставило рождающуюся греческую науку сознательно задуматься о своих предпосылках. Прежде понятие числа не было еще логически прояснено и продумано: числа еще не были отделены от вещей. Открытие несоизмеримости поставило под вопрос пифагорейскую интуицию, что тела состоят из неделимых точек-монад.

Открытие несоизмеримости стало первым толчком к попытке не просто найти новые методы работы с величинами, но прежде всего, понять, что же такое непрерывная величина. Однако во весь рост проблему величины проблему непрерывности поставил перед философами и математиками Зенон из Элеи(Zhvnwn oJ jEleavthÇ, ок. 490-430 г. до Р.Х.), выявив противоречия в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях. Его апории (ajporiva – “затруднение”, “недоумение”) - это первые парадоксы, возникшие в связи с понятием бесконечного. После глубокого осознания выдвинутых Зенином Элейским апорий вернуться к прежнему, дорефлексивному оперированию математическими понятиями было уже невозможно.

Зенон принадлежал к элейской школе натур-философов, основанной, по преданию, Ксенофаном Колофонским(XenofavnhÇ, VI-V вв. до Р.Х.). Главными ее представителями были Парменид (ParmenivdhÇ, р. 540/539 или 515 г. до Р.Х.) и его любимый ученик Зенон. Суть философии Парменида – в освобождении мышления от “обмана воображения”, т. е. в принципиальном противопоставлении мыслимого и чувственного бытия. Значение элеатов в становлении античной философии трудно переоценить: именно они впервые поставили вопрос о том, как можно мыслить (!) бытие.

Благодаря элеатам вопрос о со-отношении бытия и мышления становится предметом рефлексии. Прежние натур-философы и пифагорейцы мыслили бытие, не ставя такого вопроса (как иногда сейчас наступают “естествоиспытатели”). Теперь же появляется стремление логически прояснить те понятия и представления, которыми прежде пользовались некритически. Парменид впервые сформулировал тезис, ставший выражением рационалистического способа познания мира: «мыслить и быть одно и то же». Но что же такое бытие. Согласно Пармеду, бытие - это то, что всегда есть; оно едино и вечно - вот его главные предикаты, все же остальные от них производны: оно безначально, неуничтожимо, бесконечно, цельно, однородно, невозмутимо. Такое бытие, разумеется, и неподвижно, - ибо откуда взяться движению у того, что не изменяется. Парменид говорил, что бытие подобно шару, как образу самодостаточной, ни в чем не нуждающейся, никуда не стремящейся реальности. Все предикаты парменидовского «бытия» прямо противоположны тем, которые свойственны явлениям чувственного мира, - мира изменчивых. преходящих, раздробленных на множество вещей. Мир бытия и чувственный мир впервые в истории человеческого мышления сознательно противополагаются: первый - как истинный мир. второй - мир кажимости, мнения; первый познаваем, второй недоступен познанию.

Ученик Парменида, Зенон, выдвинул 45 апорий, из которых до нас дошло 9. Классическими являются 5 апорий, в которых Зенон анализирует понятие множества и движения. Суть зеноновых апорий состоит в том, что чувственно воспринимаемую картину мира характеризуют непрерывность, множественность и движение. Но картина эта – недостоверна. Истинная картина мира постигается посредством мышления. Попытка мыслить множественность приводит к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То же – с мыслимостью движения. Появление противоречий, возникающих при допущении мыслимости множественности, непрерывности и движения, рассматривается Зеноном как свидетельство ложности исходного допущения и в то же время свидетельствует об истинности противоположных ему посылок, т. е. о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого бытия.

1 апориямеры, - направлена, вероятнее всего, против пифагорейского представления о том, что все тела «состоят из чисел»: если мыслить число как точку, не имеющую величины («толщины», протяженности), то сумма таких точек (тело) тоже не будет иметь величины; если же мыслить точку «телесно», как имеющее некоторую конечную величину, то поскольку тело содержит бесконечное множество таких точек (тело, по допущению Зенона, можно делить «без предела»), оно должно иметь бесконечную величину – невозможно мыслить тело как совокупность неделимых единиц. Т.о., элеаты впервые поставили сложнейший методологический вопрос: как следует мыслить континуум («пространство») – дискретным или непрерывным? состоящим из неделимых (единиц, монад) или же делимым до бесконечности? – В зависимости от решения этой проблемы формируются и разные методы изучения природы и человека.

В апориях, где обсуждается возможность мыслить движение, в основе всего также лежит проблема континуума, т.е.так пространство, в котором совершается обсуждаемое движение.

2-я апория – «Дихотомия» – показывает, что если континуум мыслится как актуально данное бесконечное множество, то движение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное число последовательны положений в ограниченный промежуток времени невозможно.

Эту антиномию можно истолковать двояким образом. Если все дело в том, что в конечный отрезок времени нельзя пройти бесконечное количество точек пространства, то достаточно указать на то, что и любой конечный отрезок времени точно также можно делить до бесконечности, - именно такое решение дал Аристотель. Но: даже если любой отрезок времени, также, как и любой отрезок пространства, содержит в себе бесконечность, так что между моментами того и другого можно установить взаимно-однозначное соответствие, то этим еще не решается поставленный Зноном вопрос о том, как можно мыслить бесконечность, осуществленной законченной, «актуальной» (Аристотель говорил лишь о потенциальной бесконечности, подчеркивая, что возможность деления не равна действительной поделенности).

3-я апория – «Ахиллес» - усложнена введением второго движущегося объекта: Ахиллес должен занять бесконечное множество “мест” , которые до тех пор занимала черепаха.

4-е апория – «Стрела» - усложнена тем, что движущийся объект рассматривается как имеющий длину. Зенон доказывает, что летящая стрела покоится, исходя из понимания времени как суммы дискретных (неделимых) моментов, отдельных «теперь», а пространства – как суммы точек. Действительно, в каждый момент времени стрела занимает определенное место, равное своему объему (ибо в противном случае стрела была бы «нигде»). Но если занимать равное место, то двигаться невозможно (движение предполагает, что предмет занимает место, большее чем он сам). Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, а это невозможно (ибо сумма нулей не дает никакой величины).

Аналогично можно было бы рассуждать, исходя из неделимости «моментов» времени в каждый из моментов стрела должна покоится, а значит, движение невозможно. Допустить движение значит предположить, что «момент» будет разделен. Т.о., допущение дискретности континуума – (как состоящего из актуального множества «единиц») приводит к невозможности мыслить движение.

5-я апория – «Стадий», - усложнена по сравнению с предыдущими тем, что движется уже не одно протяженное тело, а два – навстречу друг другу:

 

А1__________А2

В1____________В2

← С1____________С2

По истечении одного и того же отрезка времени точка В1 проходит половину отрезка А1 А2. Но, согласно предпосылке Зенона, каждому неделимому моменту времени соответствует неделимый отрезок пространства. Значит, точка В1 в один момент времени проходит разные части пространства в зависимости от того, с какого пункта вести отсчет, иначе говоря, неделимый момент времени оказывается вдвое больше самого себя, - значит должно быть делимым либо время, либо пространство, либо и то и другое, но это противоречит исходным предположениям.

В каждый из предложенных Зеноном апорит происходит усложнение предыдущей: так, в «Ахиллесе» дихотомия усложнена введением второго движущегося объекта; В «Стреле» движущийся объект рассматривается как имеющий длину, в то время как в двух первых апориях речь шла о движущейся точке. Поэтому и вместо бесконечной делимости постулируется неделимость элементов континуума, обусловленная исходной протяженностью рассматриваемого объекта. В «Стадии» ситуация осложняется тем, что движется уже не одна линия, как в «Стреле», а две – навстречу друг другу.

Выводы Зенона парадоксальны в том смысле, что будем ли мы мыслить континуум делимым до бесконечности (апории «Дихотомия» и «Ахиллес») или же, напротив, стоящим из неделимых элементов (апории «Стрела» и «Стадий»), мы не можем без противоречия мыслить движение ни в том, ни в другом случае, т.е. мы не можем взаимно-однозначно соотнести друг с другом «точки» пространства с «моментами» времени.

 

Как отмечает П. П. Гайденко, Зеноном Элейским была обнаружена вне-пространственность и вне-временность движения, точнее говоря, невместимость движения в рамки рассудочных категорий пространства и времени. «В апориях Зенона предполагается обязательным при исследовании движения строго соотносить друг с другом точки пространства с моментами времени: все, что движется должно имет пространственную и временную “координаты”. … Зенон доказывает что в действительности движение не соответствует и не может соответствовать этому требованию» [45] Александр Койре подчеркивает, что «поднятая Зеноном проблема не относится к одному лишь движению: она касается времени, пространства и движения в той мере, в какой включает в себя понятие бесконечности и непрерывности»[46]. Выводы Зенона парадоксальны в том смысле, что будем ли мы мыслить пространство делимым до бесконечности (апории “Дихотомия” и “ Ахиллес”) или же, напротив, состоящим из неделимых элементов (апории “Стрела” и “Стадий”) мы не можем без противоречия мыслить движение ни в том, ни в другом случае, т. е. мы не можем взаимно-однозначно соотнести друг с другом “точки” пространства с “моментами” времени[47]. «Возникающие трудности, - повторяет А. Койре, - не касаются движения как такового, они относятся к нему лишь постольку, поскольку движение происходит во времени и пространстве»[48].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вычленение мысли из мифа в осевое время. Начало философии

На сайте allrefs.net читайте: "АПОЛОГЕТИКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По Цицерону По Никомаху

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пифагорейское учение о гармонии
и его рецепция святоотеческой традицией [9]   Приписываемое пифагорейцам утверждение «все есть число» кажется нам сегодня парадоксальным. Неужели

Попытки преодоления кризиса: атомизм, софистика
Возникновение диалектики: Сократ[49]   Один из путей разрешения вопросов, поставленных Зеноном, был предложен Демокритом (ок. 460 – 370 г. д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги