рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пратьяхара

Пратьяхара - Лекция, раздел Философия, ВОСЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ЙОГЕ Пратьяхара — Это Первый Процесс В Ментальной Сфере Нашей Деятельности. Предыд...

ПРАТЬЯХАРА — это первый процесс в ментальной сфере нашей деятельности. Предыдущие практики — асана, пранаяма, яма и нияма — это все действия тела, а вот пратьяхара — исключительно ментальная деятельность.

Но что же такое пратьяхара? Разные авторы употребляют это слово в различных смыслах. Это слово используется для обозначения не только практики, но и результата. Для наших целей оно скорее означает процесс стратегический, нежели практический Это самонаблюдение, своего рода общее исследование содержания сознания, которое мы хотим контролировать. Мы овладели асаной, устранили все непосредственные причины для возбуждения и теперь вольны думать о том. о чем мы думаем.

Нас ожидает опыт, очень похожий на опыт овладения асаной. Поначалу мы с большой долей вероятности будем себе льстить, дескать, наше сознание довольно спокойно. Это следствие недостаточного наблюдения. Так бывает с европейцем, который, впервые приблизившись к границе пустыни, ничего там не видит, хотя его араб-проводник может рассказать ему семейное предание каждого из пятидесяти человек, которые едва различимы на линии горизонта Так и у нас, в процессе практики, мысли становятся все острее и назойливее.

Как только вы внимательно исследовали тело, оно оказалось ужасно беспокойным и болезненным. Как только вы начинаете исследовать сознание, выясняется, что оно еще более беспокойно и причиняет куда большую боль. Похожую кривую можно нарисовать для реальной и видимой болезненности асаны.

Зная об этом факте, мы начинаем пытаться контролировать сознание: «Прошу, не так много мыслей!», «Не думай с такой скоростью, умоляю!», «Пожалуйста, пусть

больше не появляются такие мысли!» И именно тогда мы понимаем: все, что мы принимали за стаю игривых дельфинов, на самом деле было кольцами гигантского морского змея. Попытка обуздания приводит к возбуждению.

Когда ничего не подозревающий ученик обращается к просветленному, но коварному гуру в надежде получить магические силы, мудрец непременно их обещает. Затем, с необычайной предосторожностью и под большим секретом он показывает конкретную область на теле ученика, которая никогда ранее не привлекала его внимания, и говорит: «Чтобы получить ту магическую силу, которую ты ищешь, необходимо лишь семикратно омыться в течение семи дней в водах Ганга, ни в коем случае не думая об этой области тела». Естественно, несчастный юноша проводит злополучную неделю, только и думая об этой части тела.

Совершенно поразительно, с какой настойчивостью любая мысль, даже ход мыслей, вновь и вновь стремится занять главенствующее положение в сознании. Это становится настоящим кошмаром. Более того, какую страшную испытываешь досаду, когда замечаешь, что, пока ты так успешно (как тебе кажется) преодолевал эти мысли, ты, сам того не осознавая, снова вернулся в «запрещенную колею». Однако нужно продолжать день за днем исследовать мысли и пытаться их контролировать. Рано или поздно произойдет переход к следующей ступени, дхаране, — попытке фиксировать сознание на одном объекте.

Прежде чем мы к ней перейдем, нужно разобраться, что считается успехом в пратьяхаре. Это весьма обширная тема, и у различных авторов на этот счет совершенно разные мнения.

Один автор понимает под успехом настолько глубокий анализ, что при нем каждая мысль расчленяется на множество элементов (см. «Психология гашиша», раздел V).

Другие авторы придерживаются мнения, что успех в этой практике несколько напоминает опыт приема сэром Хамфри Дэви веселящего газа, после чего он воскликнул: «Вселенная состоит исключительно из мыслей».

Кое-кто утверждает, что это сродни ощущению Гамлета: «Нет ничего хорошего или плохого, такими их делает лишь мысль», — интерпретируя это высказывание буквально, как это сделала миссис Эдди.

Однако главное — это обрести некую сдерживающую силу над мыслями. К счастью, есть надежный метод обретения этой силы. Он взят из «Либер III»:

1. Вот практики. Каждая может длиться неделю или дольше.

(а) Воздерживайся от употребления некоторых распространенных слов вроде «и», «а» или «но»; используй парафраз.

(б) Воздержись от употребления некоторых букв алфавита, например, «т», «с» или «м»; используй парафраз.

(с) Воздерживайся от употребления местоимений и имен прилагательных от первого лица; используй парафраз.

Воспользуйся своей интуицией и придумай другие практики.

2. В каждом случае, когда ты невольно проговариваешься и произносишь слово, которое поклялся не произносить, резко стукни себя по запястью или предплечью тупым предметом.

3. Это послужит тебе и предупреждением от ошибок, и архивом твоих достижений. Тебе следует записывать твой ежедневный прогресс в этих практиках, пока ты не станешь абсолютно бдительным во все времена над самым ничтожным словом, сорвавшимся с твоего языка. Итак, обуздай себя — и станешь навеки свободным.

1. Вот практики. Каждая может длиться неделю или

дольше.

(а) Не поднимай левую руку выше пояса.

(б) Не садись, положив ногу на ногу.

Другие практики придумай сам.

2. В каждом из случаев, когда ты невольно делаешь то, что поклялся не делать, резко стукни себя по запястью или предплечью тупым предметом, как ты бьешь непослушную собаку.

3 Это послужит тебе и предупреждением от ошибок, и архивом твоих достижений. Тебе следует записывать твой ежедневный прогресс в этих практиках, пока ты не станешь абсолютно бдительным во все времена над самым ничтожным действием, совершаемым твоими пальцами.

Итак, обуздай себя — и станешь навеки свободным

1. Вот практики. Каждая может длиться неделю или дольше.

(а) Перестань думать об определенном предмете и всех связанных с ним вещах. Для такой практики следует выбрать предмет, который часто занимает твои мысли, часто стимулируется чувственным восприятием или разговорами других людей.

(б) Воспользовавшись каким-нибудь приемом, например переносом кольца с одного пальца на другой, создай в себе две личности; мысли каждой из них должны обитать в совершенно разных пределах, общность мыслей — необходимость жизни. К примеру, пусть А — это человек сильных страстей, искушенный в священной каббале, вегетарианец и страстный политик-реакционер Допустим, Б — это хладнокровный и аскетичный мыслитель, занятый бизнесом и семейными заботами, мясоед и выраженный прогрессивный политик. Пусть не возникнет ни одна мысль, характерная для А, когда кольцо переодевается на палец Б, и наоборот.

Другие практики придумай сам.

2. В каждом из случаев, когда ты невольно задумываешься о том, о чем поклялся не думать, резко стукни себя по запястью или предплечью тупым предметом; как ты бьешь непослушную собаку.

3 Это послужит тебе и предупреждением от ошибок, и архивом твоих достижений. Тебе следует записывать твой ежедневный прогресс в этих практиках, пока ты не станешь абсолютно бдительным во все времена над самой ничтожной мыслью, появившейся в твоем мозгу.

Итак, обуздай себя — и станешь навеки свободным.

Если освоить первую и вторую практики (при необходимости следует воспользоваться помощью другого человека, чтобы усилить бдительность), то освоение третьей практики не займет много времени.

У некоторых людей подобная сдерживающая сила может «расцвести» внезапно, очень напоминая последовательность событий, которые происходили при занятии асанами. Почти без всякого ослабления бдительности мысли внезапно сами угаснут. Возникнет дивное ощущение мира и покоя, совершенно не похожее на то летаргическое чувство, которое появляется при переедании. Трудно с уверенностью сказать, что такой результат приходит ко всем или даже ко многим. Это один их тех вопросов, которые не имеют особого значения. Но если вы обрели силу, позволяющую вам контролировать мысли, можете переходить к следующей стадии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОСЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ЙОГЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ВОСЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ЙОГЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пратьяхара

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона
Алистер Кроули был одним из первых европейцев, изучавших и практиковавших йогу. В конце прошлого столетия то малое, что было известно о йоге на Западе, распространялось преимущественно Теософически

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. НАЧАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Мое намерение состоит в том, чтобы объяснить предмет йоги понятным языком, не прибегая к жаргону или формулировке фантастических гипотез, так чтобы эта великая наука была полность

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. ЯМА.
Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон. Звезды и плацентарные амниоты! И вы, обитатели десяти тысяч миров! 1. Вывод наших исследований прошлой недели состоял в том, что Йога

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. HИЯМА.
Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон. Предмет моей третьей лекции - Hияма. Hияма? Хм! Сейчас будет продемонстрирована неадекватность даже благороднейших попыток п

Технические практики Йоги.
Поступай в соответствии с волей, вот весь Закон. 1. Hа прошлой неделе мы остановились, ощутив, что большая часть работы завершена. Мы избавились от плохих способов, плохих жен и

ПЕРВАЯ ЛЕКЦПЯ
Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона. 1. Начнем этот вечер с того, что уверенно пройдем по почве, подготовленной моими первыми четырьмя лекциями. Я говорил вам, чт

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
Господин Председатель, Ваше Королевское Величество, Ваша Милость лорды, леди и джентльмены. Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона. 1. На последней лекции я завел ва

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
Дорогие дети! Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона. 1. Вы помните, что на прошлой неделе наше увлечение йогой привело нас к отцам церкви. Мы увидели, что

Пранаяма и ее аналог в речи. Мантра-йога .
Связь между дыханием и сознанием мы будем обсуждать, рассказывая о магическом мече, но сейчас полезно предпослать этому обсуждению несколько деталей практического характера., Вы можете обратиться к

Яма и нияма
  Индусы ставят оба этих достижения во главу угла своей программы. Считается, что эти «моральные качества» и «благочестивые деяния» предрасполагают к ментальной тишине. Яма п

Дхарана
Теперь, когда мы научились наблюдать за состоянием сознания и в некоторой степени разобрались, как оно работает (и начали познавать элементы контроля), можно проверить результат концентрации всех с

Самадхи
О самадхи написано достаточно вздора Поэтому мы должны постараться не увеличить и без того огромное количество вздорных суждений на эту тему Даже Патанджа-ли, безупречно четкого и практичного во мн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги