Жизнь и произведения

Однако решающую роль в ассимиляции аристотелевских идей католической церковью принадлежит другому доминиканскому монаху — Фоме Аквинскому. Он родился в 1225 или 1226 году и умер 7 марта 1274 года. Родился в Неаполитанском королевстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино. Отец Фомы Аквинского был знатный феодал, рыцарь. С пяти лет Фома учится в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино до 14 лет. После этого некоторое время учится в Неаполе, и у Фомы Аквинского растет желание постричься в монахи. Родители препятствуют, был даже серьезный семейный скандал, его заключают в домашнем заточении. Фоме Аквинскому предлагали должность аббата Монте-Кассино, но он отказывается. В конце концов он становится монахом и доминиканцы посылают его учиться в Парижский университет.

В 1245 году после годичного пленения дома, он едет в Париж и слушает в Парижском университете Альберта Великого до 1248 года. Альберт Великий замечает талантливого ученика, направляет его в Кельн, и там они вместе основывают центр по изучению теологии. Еще 4 года Фома Аквинский учится в Кельне у Альберта Великого, после этого едет в Париж в 1252 году, где преподает до 1259 года. Папа Урбан IV вызывает Фому Аквинского в Рим, где он живет до 1268 года и преподает в доминиканских школах Италии. В 1269 он опять едет в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает послушание от доминиканского ордена это псевдоаристотелевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение.

В Париже Фома Аквинский живет до 1272 года, когда он опять возвращается в Неаполь. В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, но по дороге умирает. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован. Прозвище Фомы Аквинского — “ангельский доктор” (doctor angelicus).

Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолюбие его и плодовитость ни с чем несравнимы. Среди его работ можно выделить комментарии к различным книгам Библии, к “Сентенциям” Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к “Божественным именам” Дионисия Ареопагита, к книге “О причинах” Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием “Спорные вопросы” и небольшие философские трактаты: “О существовании и сущности”, “О вечности мира против ворчунов” (под ворчунами подразумеваются августинианцы), “О единстве разума против аверроистов”. Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого “О единстве разума против Аверроэса”.

Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая — “Сумма истины католической веры против язычников”, из четырех книг. Три книги носят философский характер, поэтому работа часто называется “Сумма философии”, или “Сумма против язычников”. Вторая фундаментальная работа — “Сумма теологии”. Она написана им в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах, в “Сумме против язычников” и “Сумме теологии”, Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.