рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии

Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии - раздел Философия, Историко-филологический разбор термина секта Церковь Знала Всегда Только Два Подхода: Что Есть Церковь И Что Ею Не Являетс...

Церковь знала всегда только два подхода: что есть Церковь и что ею не является. В русском богословии все заблуждения, крые возникали на протяжении веков: движение стригольников, жидовствующих, позже идеи Башкина, Косого, Лютера – это рассматривалось как ересь. Затем, когда появились у нас хлысты (сер.17 в), их тоже стали именовать еретиками. Первое постановление Свящ.Синода по хлыстам – их называли богопротивной ересью. «Хлыстовство официально считается … т.е.дата появления в России – 1640е гг, но в конце 17 в в нашем богословии появляется слово «секта».

Все эти движения с этого времени стали именовать сектами. Согласно одному мнению, это слово было занесено к нам из Германии. Этого мнения придерживался проф.Глубоковский, но к этому мнению он приходит на основании обзора. Есть другое мнение проф.прот.Буткевича. Он считает, что это слово было заимствовано южнорусскими богословами из католич.богословия и перенесено в нашу терминологию. слово секта было заимствовано в значении ереси. По каким признакам можно об этом судить. Если это слово было занесено к нам в конце 17 в, то если мы посмотрим в каком значении оно использовалось в католич.и протестантском богословии, то увидим, что они исп.его в значении ересь, потому что критерии определения того, что есть секта, а что Церковь, были исключительно догматические. наша богословская наука вплоть до середины 19 в находилась под сильным западным влиянием. В начале 19 в преподавание в Академии шло на латыни, а первые уч.пособия на русском яз.представляли собой переводы католич.или протестантских авторов. Особенно под влиянием запада находилась наша историч.наука. Следы по истории древних ересей. Иванцов-Платонов использует термин секта применительно к еретическим движениям 1-3 вв, т.е.гностики для него тоже сектанты. Термин секта он использует следующим образом – соединяет понятие о секта как о целом и более или менее значительном обществе, состоящим не из одних ученых представителей, а и из народа, следующем за этими представителями, имеющим более или менее определенное мнение и общего для всех главу и руководителя. Но когда речь заходит о сути лжеучения, то он к пониманию секта использует слово «еретическая». Т.е.в этом смысле он понимает, что секта – это общество людей, крые исповедуют еретические взгляды. Более распространенным мнением в нашем богословии 19 в в определении секта понималось: 1) это общество людей разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом. Тогда считалось, что между сектой и вероисповеданием никакой разницы нет. Секта есть вероисповедание, крому следует незначительное число лиц, крое с т.зрения большинства считается ложной и вредной, а разницу между сектой и ересью видели в том, что ересь обозначала не только совокупность лиц, но и содержание самого раскола. Т.е.понимание секты было неопределенным, поэтому выражение «сектантское учение» можно было переводить как «еретическое учение». В нач.20 в существовавшее тогда определение сектантства было подвергнуто определенной критике. Этот процесс был обусловлен и вызван рядом причин. Одной из важнейших было сильное распространение сектантства в России. возникали новые секты, а также в Россию проникали баптисты, адвентисты, евангелисты. И для того, чтобы выразить правильное отношение к сектантству, необходимо было ясно представить себе, а с кем же мы имеем дело, какова природа этих организаций. Тогда стала вестись большая работа по определению природы сектантства и предпринимались попытки определить, а что есть секта.

Другим весьма важным фактором для изучения сектантства стало учреждение в нач.20 в (1912 г.) кафедр сектоведения в духовных заведениях РПЦ. В результате этих исследований стало ясно, что термин секта явл.новоязом в русском богословии. Этого термина нет в переводах на русский язык в творениях восточных отцов, этого термина нет в определениях вселенских соборов, в русском переводе Библии, в катехизисе митр.Филарета. Кроме того, слово секта было неопределенно, его можно было распространить как на раскольников, так и на еретиков.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историко-филологический разбор термина секта

На сайте allrefs.net читайте: "Историко-филологический разбор термина секта"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историко-филологический разбор термина секта
Существует два мнения о происхождении термина секта: 1) sequi (следовать за к-либо в чем-либо); 2) secare (отсекать, разделять, расщеплять).Наиболее соответствует первое буквально значит и

Протестантское определение секты
У них в богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к.у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы. Лютер дал следующие отличия сект

Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий
до нач.90х в нашем религиоведении преобладало советское религиовед., построенное на базе марксизма-ленинизма, когда эта идеология была демонтирована, наши религиоведы восприняли идеи, крые были нар

Критерии сектантства
В нач.20 в появился целый ряд работ, крый пытался дать определение сектантству, обозначить критерии сектантства. Критерии сектантства (в этой литературе): 1) догматические (секта – это организация,

Шестое – «бомбардировка любовью».
Цель этого приема заключается в создании атмосферы праздника, формирование образа секты как большой дружной семьи, пребывающей в радости, путем обходительного обращения с новообращенными. Если чк п

Гипноз и изменение сознания, использование методики НЛП
Однако на самом деле очень мало сект используют подобные практики. Использование гипноза и др.способов изменения сознания в религ.практике проявлялось еще задолго до появления тотал.теории

Светские теории происхождения сектантства
1 – теория тоталитарного сектантства (секты возникают как результат стремления лидера к наживе, к обогащению, эксплуатации своих адептов, к захвату власти в тотальном масштабе, установив тотальный

Вероучение хлыстов
Целостной системы и имеет много расхождений, поэтому м.быть описано в самых общих чертах. Источники вероучения хлыстов. В соответствии с учением Д.Фил. – основателя хлыстовства, Библия не ну

Учение о Боге и Его воплощениях
Учение о Боге у хлыстов очень неопределенное. Пронизано библейскими мотивами, т.к. все-таки признают Его как личность. С одной стороны, они учат, что Бог пребывает во всей природе, но толь

Представление хлыстов о Христе
Евангельский Христос для хлыстов – это обыкновенный человек, крый естественным образом произошел от Иосифа и Марии, на 30м году жизни он удостоился нравственного усыновления Богу Отцу, т.е.стал Хри

Учение о человеке
Хлысты придерживались дуализма, согласно крому душа – это доброе начало, а тело – злое. Плоть постоянно препятствует душе в ее стремлении к нравственному совершенству, идеалом крого служит состояни

Представления о грехопадении
Грех прародителей состоял в том, что Адам вопреки воле Божией ради рождения собственной плоти познал свою жену Еву, т.е.вступил по научению диавола с нею в порочную связь, бесовскую, плотскую грехо

Учение скопцов
Учение оч.сходно с хлыстами, т.к.они происходили из хлыстов. Отличие их только в учении о пришествии Христа. Они считают, что 2е пришествие уже совершилось в их батюшке-искупителе Селивано

Представления скопцов об Иисусе Христе
Божественность Христа скопцы отвергают, они считают Его (как и хлысты) обычным человеком, исполненным благодати. Искупление, совершенное Христом, по их мнению, было совершено в проповеди идеи оскоп

Религиозная практика
Оскопление считается центральным обрядом в скопчестве, заменяя собой покаяние и крещение. По степени физического уродства скопцы делятся на несколько групп – от недалеко прошедших путь скопческой «

Вероучение духоборов
Источником вероучения духоборы считали собственное живое устное предание, крое они именовали «Животная книга» или «Книга, живущая в памяти и сердцах духоборов». Устное живое предание якобы восходил

Представление духоборов о Боге
Внешне духоборы признают Бога Троичным, однако по содержанию их учение о Св.Троице является нехристианским. У них не было общепринятого представления о Боге. В одних текстах они признают личность т

Представление духоборов о природе человека
Духоборы полагают, что души людей были созданы до сотворения мира, т.е.души предсуществовали, но по своей гордости они пали вместе с др.духами и были в наказание поселены в человеч.телах. Однако эт

Нравственное учение духоборов
Внешне оно строго. Они обличали такие пороки как блуд, воровство, также дурные мысли и удовольствия (даже слушание пения птиц, т.к.это производит нравственное усыпление). Особо строго у них осуждал

Анабаптистское движение
Баптисты своими корнями восходят к анабаптистам, которые являются частью радикального реформаторства. Наименование анабаптистов сектанты получили в результате практики перекрещивания приходивших к

Анабаптизм в Швейцарии
Когда Цв.выступил с такой проповедью, у него возникло движение почитателей. Затем власти Цюриха встали на сторону Цвингли. Однако он, будучи гуманистом, смог предвидеть негативные последствия рефор

Анабаптизм в Германии
В Германии – противоположное явление. В 1520, г.Цвиккау, на границе с Богемией. Первыми анабаптистами в Германии считают 3х известных пророков. Шторк, Марк и Келлер. У них не было своей вероучитель

Религиозные движения в Англии
В 1534 согласно решению парламента король был провозглашен верховным земным главой английской церкви, и папа был лишен права назначать главу церкви. Также добились ликвидации землевладения монастыр

Возникновение баптизма
Пуритане постоянно были преследуемы со стороны англиканской церкви. И в нач.17 века одна из сепар.общин (возглавлял свящ.Джон Смит) эмигрировала из Англии в Амстердам в 1607 г. Здесь религ.воззрени

История германского баптизма.
Герхард Онкен – 1800-1884. Он происходил из лютеранской семьи, но в 13летнем возрасте он оказался в Шотландии, принял пресвитерианство, затем, будучи пресвитерианином, был назначен на миссионер.дол

Теории происхождения баптизма. Баптистская историография.
В зависимости от политич.обстановки и задач баптизма бапт.историками были выдвинуты три версии происх.баптизма. 1 – «Иерусалимско-иорданско-иоаннистская» версия. Она возникла в последней ч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги