рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критерии сектантства

Критерии сектантства - раздел Философия, Историко-филологический разбор термина секта В Нач.20 В Появился Целый Ряд Работ, Крый Пытался Дать Определение Сектантств...

В нач.20 в появился целый ряд работ, крый пытался дать определение сектантству, обозначить критерии сектантства. Критерии сектантства (в этой литературе): 1) догматические (секта – это организация, края отступила от догматич.учения); 2) духовно-нравственные (секта – это организация, края отделилась от Церкви по духовно-нравств.причинам); 3) социологический (секта – это организация, края исповедует веру, края не м.быть названа верой народа). удачную гипотезу о природе сектантства выдвинул проф.прот.Буткевич. Он считал, что слово секта было занесено в Россию южнорусскими богословами из католич.богословия, где оно употреблялось для обозначения общин, крые отделились от Католич.церкви и учение крых было еще не осуждено,

в начале 20 в большинство наших богословов-миссионеров, крые работали с сектами, склонялись к мнению, что секта – это сообщество людей, отколовшихся от Церкви и исповедующие еретич.учение. речь в данном случае идет о лицах, крые вышли из христианской среды или отделились от Православной Церкви, т.е.баптисты, адвентисты. О них судили как об отделившихся. Наиболее ясное представление о границах Церкви и сектантства и наиболее ясные формулировки были сделаны на 6м отделе предсоборного присутствия.

принятие нового вероисповедного законодательства. Согласно ряду законов, крые были приняты в 1905-06 гг, крые именуются как законы веротерпимости или вероисповедной свободы, Церковь отделялась от государства. До этого момента отлучение от Православной Церкви решалось только после решения светского суда Почему была такая ситуация с отлучением? В силу историч.обстоятельств Церковь и государство были настолько связаны, что нарушение церковных канонов считалось нарушением закона, но когда был этот союз разорван, тогда перед Церковью возник вопрос, каким же образом определять свои границы, как относиться к сектантам, потому что, чтобы их отлучить, необходимо было выработать четкие критерии, не всех же отлучать.

Т.е.был установлен ряд критериев, что есть секта, а что ей не является. Эти критерии были догматические. были анафематствованы идеи, а не организации (организации могут меняться, но идеи нет, они могут лишь видоизменяться и переходить в др.организации).Развитию сектоведения в богословской науке помешала 1я Мировая война, затем революция и годы лихолетия,

такая ситуация продолжалась до нач.90х. Об этом м.судить по оценке, данной русскому богословию проф.Глубоковским. Он говорил, что в нач.20 в наше сектоведение достигло своего расцвета. когда наше богословие начало смотреть на сектантство не как на дикие бредни, а как на стремление человека к слиянию с Богом, единению с Богом и на стремление обрести альтернативную церковной модель спасения стали вскрываться подлинные внутренние мотивы сектантства и полемика с этим сектантством стало уже содержательной. И только в нач.20 в, когда произошло коренное изменение сознания понимания сектанства, когда попытались понять внутреннюю логику сектантства, сектоведение получило статус серьезной богословской науки, и полемика с сектантством стала предметной, а не отвлеченной теорией.

 

Тоталитарными сектами или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов, наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся контролированием сознания, для чего используются ограничения в пище и сне.

Название «тоталитарная секта» происходит от латинского слова totalis, т.е.всеобъемлющий, всеохватывающий (всего человека).

Признаки принадлежности:

1 критерий, «гуруизм». Первый и главный признак тоталитарного сектантства усматривается в гуруизме (лидер, заменяющий собою Бога).

секты, обладающие первым признаком – гуруизм, назваться религиозными в подлинном смысле не могут. Отсюда вывод, что никакой связи с Богом, как бы сектанты себе ее ни представляли, помимо лидера, в сектах нет и быть не может. Во-первых, здесь налицо явное внутреннее противоречие. С т.зрения тоталитарной теории, все мировые религии являются религиями, а секты,

возникшие во 2 половине 20 в, таковым не являются, но если мы подойдем с т.зрения православного богословия, то это окажется несостоятельным. С т.зрения этого определения подходит под тоталитарное сектантство, потому что гуру – это термин санскритский, и получается, что весь индуизм подходит под тоталитарную секту, но такое утверждение противоречит самой тоталит.теории, края считает мировые религии культурообразующими и как таковые не могущии быть сектантскими вообще.

если признак гуру (санскр.) является основным при определении их и классификации, он не соответствует действительности, потому что учение о гуру и почитание гуру в индийской религии стало складываться в 6-7 вв до РХ и завершилось где-то к 4-5 вв после РХ, и в это время в индийской религии сложилось учение о традиции. В этот период сформировалось понятие «парампара» - некая информац.цепь, в крую включены: Божество – гуру – человек. И по этой цепочке сакральное знание от божества сообщается человеку. и ученик подчинен в единую информационную цепь для получения сакрального знания. в индуизме сложилось такое положение, крое формирует вещи следующим образом – 1) без гуру спасение невозможно (это норма для индуизма). 2) преданность гуру не меньшая, чем Богу (это вторая норма).

Второй критерий тоталитарного сектантства – эзотерический разрыв.

Во второй половине 20 в появились секты, крые эзотеричны по своей природе, т.е.в секте есть по меньшей мере два уровня познания, доступа к сакральному знанию – для посвященных и для профанов. Эзотериками были гностики. Гностики всех людей делили на три категории: 1) пневматики; 2) душевных - психиков, 3) иликов (илия – вещество, т.е.плотяные). Та же самая картина была у манихеев (два уровня доступа к тайному знанию). И на этом основании говорить, что эзотеризм является признаком только современного тоталитарного сектантства, в наше время некорректно.

Третье – наличие жесткой структуры и стремление к захвату власти (отлич.черта тотал. сектантства 20 в). Но из истории известно много примеров, когда почти все еретики стремились к захвату власти, их структуры обладали не меньшей дисциплиной, чем современные секты, добиться торжества своих идей. Например, крые даже в конце 15 в стремились к захвату власти – жидовствующие. Или в 19 в скопец (секта скопцов) Елянский разработал план политич.переустройства общества России, согласно крому власть в империи переходила в руки скопцов при номинально правящем императоре (Елянский затем был посажен в дом умалишенных).

Четвертое – методы обращения, контролирования сознания и удержание адептов в сектах.

Считается, что новые секты, возникшие в 20 в, использовали способы для удержания людей в сектах, крые ранее не были известны в истории христианства, но это также неверно. Например, соврем.секта, края называется «Семья Бога» (или Дети Бога) с помощью религиозной проституции заманивают людей в свои секты. Однако эта практика известна еще с 4 в. по свидетельству св.Епифания Кипрского, этот способ был в ходу в гностических сектах, крые пытались завлечь его самого в секту, используя красоту и сладострастие женщины. Сама секта именует этот способ фишингом, от слова fish, т.е.ловить рыбу.

Пятое – конфессиональная анонимность.

Под ней понимают намеренное сокрытие конфессиональной принадлежности. Т.е.когда на улице к вам подходит сектант и спрашивает вас – хотите ли заниматься изучением Библии, если вам интересно, приходите в нашу организацию. – А вы кто? – мы христиане (или «церковь бога»). И человек, поверив, м.попасть в секту. Но этот способ также не является признаком тоталит.сектантства, т.к.этот способ известен с самых древних времен. Еще Христос предупреждал о ложных пророках, крые прельстят многих, так же много примеров в истории (книги, символика). В России этот способ использовался многими сектами, в особенности хлыстами.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историко-филологический разбор термина секта

На сайте allrefs.net читайте: "Историко-филологический разбор термина секта"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критерии сектантства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историко-филологический разбор термина секта
Существует два мнения о происхождении термина секта: 1) sequi (следовать за к-либо в чем-либо); 2) secare (отсекать, разделять, расщеплять).Наиболее соответствует первое буквально значит и

Протестантское определение секты
У них в богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к.у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы. Лютер дал следующие отличия сект

Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий
до нач.90х в нашем религиоведении преобладало советское религиовед., построенное на базе марксизма-ленинизма, когда эта идеология была демонтирована, наши религиоведы восприняли идеи, крые были нар

Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии
Церковь знала всегда только два подхода: что есть Церковь и что ею не является. В русском богословии все заблуждения, крые возникали на протяжении веков: движение стригольников, жидовствующих, позж

Шестое – «бомбардировка любовью».
Цель этого приема заключается в создании атмосферы праздника, формирование образа секты как большой дружной семьи, пребывающей в радости, путем обходительного обращения с новообращенными. Если чк п

Гипноз и изменение сознания, использование методики НЛП
Однако на самом деле очень мало сект используют подобные практики. Использование гипноза и др.способов изменения сознания в религ.практике проявлялось еще задолго до появления тотал.теории

Светские теории происхождения сектантства
1 – теория тоталитарного сектантства (секты возникают как результат стремления лидера к наживе, к обогащению, эксплуатации своих адептов, к захвату власти в тотальном масштабе, установив тотальный

Вероучение хлыстов
Целостной системы и имеет много расхождений, поэтому м.быть описано в самых общих чертах. Источники вероучения хлыстов. В соответствии с учением Д.Фил. – основателя хлыстовства, Библия не ну

Учение о Боге и Его воплощениях
Учение о Боге у хлыстов очень неопределенное. Пронизано библейскими мотивами, т.к. все-таки признают Его как личность. С одной стороны, они учат, что Бог пребывает во всей природе, но толь

Представление хлыстов о Христе
Евангельский Христос для хлыстов – это обыкновенный человек, крый естественным образом произошел от Иосифа и Марии, на 30м году жизни он удостоился нравственного усыновления Богу Отцу, т.е.стал Хри

Учение о человеке
Хлысты придерживались дуализма, согласно крому душа – это доброе начало, а тело – злое. Плоть постоянно препятствует душе в ее стремлении к нравственному совершенству, идеалом крого служит состояни

Представления о грехопадении
Грех прародителей состоял в том, что Адам вопреки воле Божией ради рождения собственной плоти познал свою жену Еву, т.е.вступил по научению диавола с нею в порочную связь, бесовскую, плотскую грехо

Учение скопцов
Учение оч.сходно с хлыстами, т.к.они происходили из хлыстов. Отличие их только в учении о пришествии Христа. Они считают, что 2е пришествие уже совершилось в их батюшке-искупителе Селивано

Представления скопцов об Иисусе Христе
Божественность Христа скопцы отвергают, они считают Его (как и хлысты) обычным человеком, исполненным благодати. Искупление, совершенное Христом, по их мнению, было совершено в проповеди идеи оскоп

Религиозная практика
Оскопление считается центральным обрядом в скопчестве, заменяя собой покаяние и крещение. По степени физического уродства скопцы делятся на несколько групп – от недалеко прошедших путь скопческой «

Вероучение духоборов
Источником вероучения духоборы считали собственное живое устное предание, крое они именовали «Животная книга» или «Книга, живущая в памяти и сердцах духоборов». Устное живое предание якобы восходил

Представление духоборов о Боге
Внешне духоборы признают Бога Троичным, однако по содержанию их учение о Св.Троице является нехристианским. У них не было общепринятого представления о Боге. В одних текстах они признают личность т

Представление духоборов о природе человека
Духоборы полагают, что души людей были созданы до сотворения мира, т.е.души предсуществовали, но по своей гордости они пали вместе с др.духами и были в наказание поселены в человеч.телах. Однако эт

Нравственное учение духоборов
Внешне оно строго. Они обличали такие пороки как блуд, воровство, также дурные мысли и удовольствия (даже слушание пения птиц, т.к.это производит нравственное усыпление). Особо строго у них осуждал

Анабаптистское движение
Баптисты своими корнями восходят к анабаптистам, которые являются частью радикального реформаторства. Наименование анабаптистов сектанты получили в результате практики перекрещивания приходивших к

Анабаптизм в Швейцарии
Когда Цв.выступил с такой проповедью, у него возникло движение почитателей. Затем власти Цюриха встали на сторону Цвингли. Однако он, будучи гуманистом, смог предвидеть негативные последствия рефор

Анабаптизм в Германии
В Германии – противоположное явление. В 1520, г.Цвиккау, на границе с Богемией. Первыми анабаптистами в Германии считают 3х известных пророков. Шторк, Марк и Келлер. У них не было своей вероучитель

Религиозные движения в Англии
В 1534 согласно решению парламента король был провозглашен верховным земным главой английской церкви, и папа был лишен права назначать главу церкви. Также добились ликвидации землевладения монастыр

Возникновение баптизма
Пуритане постоянно были преследуемы со стороны англиканской церкви. И в нач.17 века одна из сепар.общин (возглавлял свящ.Джон Смит) эмигрировала из Англии в Амстердам в 1607 г. Здесь религ.воззрени

История германского баптизма.
Герхард Онкен – 1800-1884. Он происходил из лютеранской семьи, но в 13летнем возрасте он оказался в Шотландии, принял пресвитерианство, затем, будучи пресвитерианином, был назначен на миссионер.дол

Теории происхождения баптизма. Баптистская историография.
В зависимости от политич.обстановки и задач баптизма бапт.историками были выдвинуты три версии происх.баптизма. 1 – «Иерусалимско-иорданско-иоаннистская» версия. Она возникла в последней ч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги