рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К кандидатскому экзамену по индийской философии

К кандидатскому экзамену по индийской философии - раздел Философия, Вопросы экзамену по индийской философии   1. В Чем Заключается "разделение Труда" Между Ин...

 

1. В чем заключается "разделение труда" между индуистскими

даршанами?

"Ньяя занимается проблемами логики, вайшешика - физикой, т. е. индивидуалиями (вишеша), или чувственными объектами"8.

Тем не менее было бы в корне неправильно считать, что каждая из школ предлагает свою оригинальную и самостоятельную картину мира и программу исследования. Для иллюстрации того, что происходило в индийской мысли, уместно, пожалуй, использовать понятие полифонии. Именно это понятие позволяет представить и целостность историко-философского процесса в Индни, и вместе с тем индивидуальную роль конкретной школы в нем; хотя каждая вела свою собственную мелодическую линию, но вместе они создавали гармоническое целое. Опираясь на брахманистскую картину мира "ортодоксальные даршаны" вычленяли собственные предметы исследования, которые могли частично пересекаться со сферой специального интереса других даршан. Конечно, "разделение труда" не следует понимать в современном смысле - как выражение некой ущербности. Об этом не могло быть и речи; каждая даршана - полнокровная система мировидения, дающая своим адептам целостное представление о мире и человеке.

Вместе с тем в рамках системы можно выделить два рода знания. Первый мы условно назовем "проблематезируемым" (разумеется, никакой осмысленной процедуры проблематизации в современном смысле в нем не было), в него входят теоретические изыскания данной школы, ее, так сказать, теоретическая программа. Второй род - "непроблематизируемое знание", в которое включались представления и ценности, воспринятые данной школой без дальнейшего разъяснения и доказательства и имевшие главным образом фоновый характер,- мифологемы (например, творение мира из золотого яйца в космогонии Прашастапады), легенды, научные сведения, почерпнутые из вед и эпической литературы, а также суждения здравого смысла. Кроме того, что особенно важно, в состав "непроблематизируемого знания" одной школы нередко входили элементы "проблематизируемого знания" другой (так, многие даршаны разделяли теорию вывода ньяи).

Если принять во внимание эти обстоятельства, то "разделение труда" между ортодоксальными (признающими авторитет вед) даршанами будет определяться областью "проблематизируемого знания": ньяя занималась логическими формами правильного познания, вайшешика - онтологией, санкхья - психокосмогонией, йога - осмыслением методов йогической практики, миманса - теоретизацией ритуально-текстовой деятельности, веданта - природой высшего знания. Пожалуй, только две из даршан - миманса и веданта - опираются непосредственно на ведийский субстрат (миманса строится как толкование ведийских предписаний деловой части вед - карма-канды, веданта сосредоточивается на джняна-канде - ведийском гносисе, в котором изложено учение об Атмане и Брахмане), все остальные формируются на основаниях, более или менее независимых от ведийского канона.

Возникают "сквозные" проблемы.

Возникают текущие острые вопросы, которые, вызвав бурное обсуждение, потом постепенно утрачивали значение.

П. Хакер ввел понятие инклузивизма - стремлением к включению в свою систему представлений, принадлежащих иным системам.

Вайшешика и ньяя относятся к тем религиозно-философским школам, которые можно назвать рационалистическими ввиду принципиально важной роли в них логического вывода (анумана). Он не считался подчиненным авторитету шрути (как в мимансе и веданте) и не отрицался в пользу чувственного восприятия (как в локаяте). Более того, подобно прамане шабда (свидетельство авторитетного слова) считался в вайшешике (но не в ньяе) разновидностью ануманы.

 

2. Основные вопросы о мире и человеке, которые ставила «Бхагавадгита»?

 

6 вопросов Арджуны, ( Арджуна просит описать):

1. материальну природу - пракрити,

2. наслаждающегося материей - пурушу,

3. поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,

4. того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра - гью,

5. знание и процесс обретения знания - гьянам,

6. обьект, достойный познания - гьенам

 

Три гуны природы.

Материальный мир это низшая энергия Кришны.

Всеразрушающее время.

Вселенская форма.

Антропология.

 

Дуализм тела и души.

Тело представляется как кшетра - поле деятельности.

Деятельность ради плодов ( карма канда).

Деятельность в бездеятельности.

Предназначение чеолвека.

Освобождение.

Ум, разум, ложное эго, аханкара.

Человек воспроизведет то умонастроение которое он развил в течении жизни.

 

Кшетра:

Анна-майя

Прана-майя

Кшетра-гья:

Гьяна-майя

Вигьяна-майя

Ананда-майя

 

Арджуна задает 8 вопросов:

1. Что такое брахман?

Это неразрушимое живое существо.

2. Что такое адхьятма?

Это природа живого существа.

3. Что такое карма?

Это последствия которые вынуждают живое существо принять материальное тело в этом мире.

4. Что такое адхибхута?

Это постоянно меняющаяся материальная природа

5. Что такое адхидайва ( адхидевата)? ( Относится ли адхидайвата к полубогам или ко вселенскоей форме?).

Тот, кто осуществляет контроль за всеми полубогами и их планетами, зовется адхидеватой, Вселенской формой Господа.

6. Кто такой адхиягья, Господь жертвоприношений? ( Кришна это или полубоги?)

Кришна, будучи Сверхдушой, является адхиягьей, Господом всех жертвоприношений.

7. Где пребывает адхиягья?

Это высшая душа пребывающая в сердце каждого.

8. Как могут те кто занят преданным служение момнить о Кришне в момент смерти?

 

3) Категории вайшешики и их роль в объяснении устройства мира?

Их всего шесть: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (движение), саманья (общее), вишеша (особенное) и самавая (присущность). Позднее к этому перечню добавляется абхава (небытие, отсутствие).

Традиционный перевод падартхи как категория требует некоторых разъяснений. В композите "падартха" "пада" (слово) служит определением к "артха" (объекту) ; таким образом, получается, что речь идет не о словах, обозначающих объекты и отношения, а о самих объектах, сгруппированных по принципу именуемости тем или иным словом. Вместе с тем это понятие у вайшешиков играло ту же классифицирующую роль, что и категории у Аристотеля,- наиболее общие классы объектов (и отношений между ними), система которых претендует на исчерпывающее описание реальности.

Система падартх служила в вайшешике своего рода классификационной матрицей, в каждой ячейке которой помещались далее неделимые, целостные сущности- "индивидуалии", по выражению К- Поттера ("индивидуалия не имеет частей и не является суммой других индивидуалии")30, или атомы, как назовем их мы. В определенном смысле и каждая падартха выступает неделимым смысловым носителем, минимальной, далее неразложимой целостностью, остающейся в результате поиска самых предельных, не смешиваемых друг с другом оснований бытия и мышления. Система падартх - также исходный первый уровень, так сказать, алфавит специализированного технического языка вайшешики, в терминах которого описывается и объясняется практически любое явление реальности.

Формула "аститва - абхидхеятва - джнеятва" формула являлась своего рода "кредо" реализма вайшешики и ньяи, ее собственным вызовом, брошенным номинализму буддистов.

Первые три падартхи - дравья, гуна и карма - Прашастапада вслед за Канадой (В. С. VIII, 2, 9) обозначает словом "артха" и характеризует как "связанные с бытием" (сатта самбандха).

Так, автор пытается вывести существование атомов из существования мира, перечисляет их качества.

Прашастапада с помощью атомов объясняет возникновение и разрушение мира, подробно излагает пилупакаваду, вводит понятие диады, перечисляет способы возникновения макрообъектов из невоспринимаемых и мельчайших частичек.

В соответствии с двумя методами рационалистического подхода вайшешики - натурфилософским, и логико-гносеологическим анализом, можно говорить о двух параллельных пластах размышления в рамках вайшешики, характеризуя их, с одной стороны, как "философию природы", "естественнонаучные представления", "натурализм", "физику", с другой - как "метафизику", "реализм" и т. п.

Самым значительным вкладом вайшешиков в развитие мировой философской мысли, пожалуй, были плюралистическая онтология и реализм.

Объектом настоящего исследования была картина мира вайшешики и принципы ее построения, главные из которых - атомизм и механистичность. Первый понимался нами не только как учение об атомах материальных стихий, но и как стремление к дискретной трактовке пространства, времени, движения, а также психических и мыслительных процессов.

В первой своей ипостаси ану выполняет функцию первосубстанции, прекращающей регресс в бесконечность при попытках найти первопричину мира, во второй - образует материальную, физичеокую вселенную со всем ее качественным многообразием.

Существует противоречие между приписыванием атому чувственных качеств, пространственной формы и т. п. и его "метафизической" природой абсолютно неделимого.

Если, таким образом, попытаться выделить основную эвристическую модель вайшешики, то ею, на наш взгляд, будет атомизм.

Формулируя эту позицию со всей четкостью, можно сказать, что непрерывность в природе - лишь видимость, глубинная же основа вещей - дискретность, или прерывность.

Атомистическое учение вайшешики составило ядро традиционной индийской "философии природы".

 

4. Основные черты “осевой” эпохи в Индии и направления шраманской мысли?

Середина 1-го тысячилетия д.н.э вошла в историю человечества как эпоха цивилизационного взрыва - радикальных экономических, социально-культурных и духовных преобразований, которые привели к становлению современной цивилизации.

Вместе с упадком архаических племенных религий разрушалась монополия местного жречества и появлялась новая духовная элита, культивирующая иные воззрения.

Одинм из первых кто увидел общие закономерности развития человечества как единого субьекта истории, был немецкий философ- экзистенциалист Карл Ясперс.

Начало единства человечества не только как биологического рода, но как духовной общьности, по Ясперсу, было положено именно в эту эпоху, которую он назвал “осевой”.

В это время 8-3 в д.н.э. шел процесс разложения родоплеменных обществ и одновременно началось формирование центров городской культуры.

Под “осевой эпохой” он имел в виду рождение философской веры как искомой оси истории - веры, сформировавшей тип человека, существующий и поныне.

В это время в Китае жили Конфуций и Лао-дзы, в Индии возникли упанишады, буддизм, джайнизм, в Иране проповедывал Заратустра, а в Палестине - пророки. В Греции это было время первых философов.

От предшевствующей “до-осевой” эпохи, “осевое” время отличается появлением теоретической рефлексии. Человек пробудился от мифологического сна и стал задумываться о фундаментальных вопросах своего бытия в мире.

В “осевое время” на территории Индостана существовало множество верований и культов.

Верования ариев основывались на единстве мирового и небесного порядков. Чтобы задобрить богов люди приносили им жертвоприношения, однако со временем инструмент жертвоприношения - жречество превращается в самоцель. Главными фигурами ритуала становятся брахманы. Только правельное исполнение ритуала приносит плоды поэтому именно формальная сторона ритуала играет первостепенную важность. Знание ритуальных процедур дает жрецу, как бы, власть над вселенной. Именно вокруг ритуалла и для обслуживания его нужд складывается литература, получившая название священной литературы Вед ( шрути).

Однако в корпусе ведийских текстов мы видим и упанишады, с которыми Ясперс связывал “осевой прорыв”.

В упанишадах ритуал не отменяется, а радикально переосмысливается, в результает, ритуал совершаемый мысленно, оценивается гораздо выше реального физического действия. Это связанно с появление новой религиозной цели - освобождением.

В осевую эпоху происходит зарождение идивидуализма т.е. ощущение человеком себя как индивида, несводимого к какой либо человеческой общьности.

Мирской индивидуализм - осознание своей отдельности в социуме.

Внемирской индивидуальность человека реализуется только вне мира, в отшельническом состоянии.

Отшельничество и аскетизм стал в Индии символом внемирского порядка, где теряли свою силу все варновые разграничения. Этими аскетами назвались шраманы ( совершающими усилие).

Все знаменитые учения осевой эпохи зародились именно в среде шраманов. Это был вызов ритуалистическому брахманизму.

Буддизм начал обращаться к человеку не как к представителю сословия, клана, племени, а как к личности которая должна оцениваться не по происхождению, а по качествам.

Мировозрение шраманов имело ряд общих черт:

1) неверие в эффективность ведийских обрядов

2) в священных характер сословного действия общества

3) осуждение насилия принисения в жертву животных

4) отсутствие социального реформаторства

В литературе по истории Индии 6-3 в д.н.э. называют эпохой “брожения умов”, отмечая тем самым чрезвычайное многообразие религиозно - философских течений и учений отдельных философствующих индивидов.

Адживика ( образ жизни) - секта ( отличия по характеру аскетической практики) отколовшаяся от джайнизма.

Была основана Маккхали Госалой. Основные черты этого учения:

1) наистрожайший аскетизм

2) уход из жизни происходит отказом от пищи и питья.

3) пафос - бессилие человека, перед лицом всесильного рока ( нияти).

4) нет ни причины не основания для греховности для живых существ, они становятся греховными без причины и основания;

тот кто ворует, грабит, убивает не совершает ничего дурного.

5) по истечении 8 400 тыс. мхакальп человек автоматически достигает освобождения.

Аджита Кешакамбалин, еще один знаменитый проповедник этой эпохи говорит, что нет никакой добродетели в жертвоприношении и подаянии. Он оспаривает не доктрину перерождения, то что душа продолжает жить после смерти в другом мире. Учение Аджиты называется уччхедавада, т.е. учение о уничтожении. Душа - не более чем сочетание четырех эллементов.

Санджая Белатхипутта - представляет то течение шраманства, которые индологи называют агностицизмом, а буддисты “скользкими угрями” или аджнянавадинами, сторонниками доктрины незнания, уклончивые ответы на любые вопросы сближает из с греческими софистами.

Локаята - которой были характерны сенсуализм в представлениях о познании и гедонизм в этики.

Также локаята относится к брахманам, которые специализировались по ряду нормативных вопросов:

1. существует ли тот мир?

2. существует ли душа после смерти?

3. конечен ли мир или бесконечен?

4. вечен или невечен?

Именно списки этих вопросов и назвались локаятой.

Один из главных вопросов был об участии души после смерти. По решению этого вопроса все учения подразделяются на астика, что значит “существует”.

Криявадины - сторонники идеи кармы.

Акриявадины - те кто отрицал существование морального воздаяния.

В упанишадах идея кармы была маргенальной, это говорит, что идея перерождения была не исконной для ведийской традиции.

Не упанишады, а буддизм и джайнизм ставят идею сансары и крамы в центр своих учений. Махавира назвал свое учение “криям” - учение о карме. Устранением действия мы устраняем и причину перерождения, т.е. бесдействие призвано победить действие.

Акриявадины - адживики, уччхедавадины.

Свабхавада - учение о собственной природе вещей. Все происходит не в силу какихто внешних причин, а по собственной природе вещей.

Ядриччхавада - доктрина случайности, утверждающая, что все в мире случайно.

Общие черты шраманской эпохи:

1. отрицание эфективности ведийского ритуала

2. определенный антиспекулятивных настрой ( недоверие знания построенному на умозаключении или авторитетных свидетельствах)

Главные результаты осевой эпохи:

1. формирование дисседентских течений - буддизм, джайнизм, адживика.

2. консолидация брахманской ортодоксии

3. появляются первые опыты профессионального философствования.

4. образуются общие для всех философских течений проблемы - души, морального воздаяния, роль усилий человека, морального воздаяния.

5. создание асоциальных моделей жизни и общения - религиозных общин, которые сыграли в варновском обществе огромную стабилизирующую роль.

 

5. Отличия друг от друга разновидностей веданты - адвайты, вишишта-адвайты, двайты и бхеда-абхеды?

 

1.Отно­шение индиви­дуаль­ного и Абсо­лютного “я”, ма­терии и духа.

­

Шанкара.

адвайта (полное тож­дество с от­сутствием каких-либо отношений).

Образ змеи и веревки. Шанкара приводил пример, когда в темноте веревка может казаться змеей. Для того, кто в иллюзии, мир существует (змея), кто не в иллюзии, для того нет ничего кроме брахмана (веревка). Поэтому в реальности, душа и мир не существуют (змея), есть только брахман

Рамануджа.

вишиш­таадвайта (качест­венно раз­личное то­ждество).

Образ голубого лотоса и его качества голубизны. Отношения между богом, дживами и материей такие же, как между голубым лотосом и голубизной. Без голубизны (дживы и материи) нет голубого лотоса ( бога).

 

Мадхва.

двайта (полное различие).

Образ человека и его отражения. Бог относится к душам и миру так же как тень относится к человеку. Если голубого лотоса нет без голубизны, то дающий тень независим от своей тени, напротив тень зависима от дающего тень.

 

Нимбарка.

двайтаад­вайта

(различие и тождество).

Образ змеи согнутой кольцом. Нельзя сказать, что змея обладает только кольцеобразной формой или только прямой. Она имеет эти две формы, которые символизируют материальный и духовный мир.

 

Вишнусвами.

шуддхаад­вайта

(очищен­ное тожде­ство).

Образ океана и волн. Так же как волны есть часть океана, так и следствие не отлично от причины, а душа и мир от брахмана.

 

Баладева.

ачинтйа-бхедаабхеда-таттва (одновре­менное то­ждество и различие).

 

Образ паука и паутины. Паутина исходит из тела паука и может быть принята составной частью паука, но это не делает их одним и тем же.

 

2. Что есть мир.

 

Шанкара.

Майавади считают мир ( майя) иллюзия.

 

Рамануджи.

Материальный мир есть тело Высшей души, т.е. Вишну.

Души наделены сознанием, но также существует материя, которая не имеет сознания. Мир создан Богом и столь же реален, как и Бог. Познание истинно, иллюзорных обьектов нет.

 

Мадхва.

Не соглашается с тем, что материя связана с богом, как тело с душой. Абсолют трансцендентен по отношению к материи. Абсолют — это блаженство, как же косная материя может быть его телом. Материя всегда отлична от Абсолюта, но зависима от него. По его воле, она становится материальной причиной мира.

 

Нимбарка.

Согласен с тем, что Абсолют это и причина и следствие, но протестует против утверждения шуддхаадвайты о том, что разница между богом и миром иллюзорна. Абсолют и не един с миром, и не отличен от него, как о змее нельзя сказать, что она имеет прямую форму или кольцеобразную. В этом объяснении также есть противоречия, ибо если природа Абсолюта блаженство, вечность и знание, то каким образом, одна из его форм может иметь совершенно другие качества?

 

Вишнусвами.

Не согласен с тем, что пракрити это материальная причина, т.к. она не имеет независимого происхождения, помимо Абсолюта. Материя не отлична от Абсолюта, так же как следствие от причины.

 

Баладева.

Примиряет взгляды Рамануджи, Мадхавы, Нимбарки и Вишнусвами, говоря о непостижимых энергиях Абсолюта ( ачиньтья шакти).

 

3. Проблема сознания.

Шанкара говорит об одной вездусущей душе. Множественность душ — иллюзия.

 

Рамануджа. Мадхава.

Душа у Рамануджи реальна, атомарна, имеет качество, атрибуты. Душа тождественна брахману-Вишну, но в то же время отлична от него. Соотношение Вишну и души сравнивается с голубым лотосом, где голубизна это дживы (души), а лотос это Вишну. Жесткость монизма Шанкары попытаются смягчить Рамануджа и Мадхава сделав акцент на концепции бхакти. Я и Бог тождественны, соотносятся как часть и целое, так же существует множественность реальных душ.

 

Нимбарка. Вишнусвами.

Персоналисты отвергают точку зрения майавади, указывая на то, что если бы Абсолют и был одной душой, то тогда иллюзия была бы сильнее Абсолюта, ибо одно неделимое “Я” становится под влиянием майа множеством “я”. А это означает фактически отрицание Абсолюта вовсе.

Абсолют и индивидуальные души имеют одни духовные свойства знания, вечности и блаженства (сат-чид-ананда). Разница в том, что Абсолют бесконечен (вибху), а индивидуальное “я” несоизмеримо мало (ану). В этой связи учителя проводят аналогию Солнца и корпускул света. Сознание каждой души ограничено пределами ее тела, т.е. она знает только свое поле деятельности (кшетрагья), в то время как Высшая душа знает все тела (самасти-кшетрагья). В силу пространственной и каузальной ограниченности индивидуальной души, она может подпадать под контроль материальной энергии майа,

 

Баладева.

Душа имеет вечную функцию — служение Абсолюту. Под покровом майа душа делает это косвенным образом и лишь в добровольном служении происходит полная реализация личного потенциала. Те же самые эмоции, направленные не на временные несовершенные объекты, а на Абсолют, приносят полное удовлетворение душе.

 

4. Что есть Абсолют?

 

Шанкара.

Запредельный бестелесный дух. Форма Абсолюта есть материальный символ, воображаемый в форме того или иного божества последователем для упрощения медитации. Когда он достигает освобождения, то постигает высшую бесформенность сущего.

 

Рамануджа.

У Рамануджи Абсолют не только знание, но и действие, действие бескорыстное - бхакти. Рамануджа отождествил брахман с личным Богом Вишну, который дает спасение.

 

Мадхва, Нимбарка, Вишнусвами, Баладева.

Абсолютная личность, источник и вездесущего брахмана и всепроникающей Высшей души ( параматмы).

 

Сампрадайа (ученическая преемственность)

 

Рамануджа.

 

Шри ( Лакшми) сампрадая.

“Шри бхашья”.

 

Мадхава.

Брахма сампрадая.

“Пурнапрагья бхашья”.

 

Нимбарка.

Кумара сампрадая.

“Париджит асаурабха бхашья”.

 

Вишьнусвами.

Рудра сампрадая.

“Сарвагья бхашья”.

 

Баладева.

Брахмамадхава гаудийа сампрадайя.

“Говинда бхашья”.

 

6. Формы аргументации в Индии, их отличие от европейского

силлогизма?

 

Аристотелем Индии, систематизировавшим законы правильного мышления выступает мудрец Гаутама. Его система логики называется нйайа, что переводится как “норма”, “правило”, “канон”, а также “силлогизм”. Нйайа состоит из шестнадцать категорий, падартх: 1) прамана - средства знания, 2) прамея - объекты знания, 3) саншая - сомнение, 4) прайоджана - цель, 5) дриштанта - пример, 6) сиддханта - установленная истина, 7) аваява (нйайа) - посылки, 8) тарка - рассуждение, 9) нирная - заключение, 10) вада - аргументация, 11) джалпа - софистика, 12) витанда - придирки, 13) хетвабхаса - ложные выводы, 14) чхала - уловки, уклонения от сути вопроса15) джати - хитроумные опровержения, 16) ниграхастхана- основы поражения в споре.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы экзамену по индийской философии

На сайте allrefs.net читайте: "Вопросы экзамену по индийской философии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К кандидатскому экзамену по индийской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории логики ньяи.
Нйайа-сутра (II, 34) говорит о трех видах вывода: 1) пурвават - вывод из причины, когда о прошедшем дожде мы судим по мокрым крышам; 2) сешават - вывод из следствия, когда о хороше

Теория умозаключения
В европейской традиции эта теория соответствует силлогизму. Первоначально существовал взгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений. Гаутама говорит о пятичленном силлогизме: 1) утверждаемый тез

Теория проникновения
Этим представлениями сложно найти подобие в аристотелевской логике. Вйапти означает нахождение признаков одной вещи в другой, иногда в скрытом состоянии. Носитель признака - более ши

Методология "неабсолютистского" знания: найявада и сьядвада
Методологическая доктрина джайнизма именуется анэканта-вада - "доктрина не-односторонности", так как направлена против, абсолютизации любого подхода к интерпретации реальности. Вся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги