рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Немного об этологии и социобиологии.

Немного об этологии и социобиологии. - раздел Философия, Технологии изменения сознания в деструктивных культах. В Секты Уходят Абсолютно Непохожие Друг На Друга Люди. У Них Разный Темпераме...

В секты уходят абсолютно непохожие друг на друга люди. У них разный темперамент, воспитание, образование, социальное положение и возраст. Хотя некоторые перед вступлением в секту проявляли повышенную эмоциональную возбудимость, в подавляющем большинстве это были абсолютно нормальные, уравновешенные и психически здоровые люди. Зачастую новообращенные молоды, то есть их установки и ценности еще не успели оформиться и стать устойчивыми. Но обычно контингент сект состоит из интеллигентных, воспитанных, интеллектуально развитых, хорошо образованных, тяготеющих к знаниям, идеалистически настроенных, любознательных и стремящихся к духовному развитию и бескорыстному служению людей. Было бы неправильно назвать их неудачниками или мечтателями, потому что среди них много предприимчивых и способных людей.

Секта — это бизнес, поэтому туда пытаются завербовать и квалифицированных специалистов, которые способны возглавить различные службы, придать организации должную респектабельность и успешно вести дела, не получая денежного вознаграждения за свой труд.

Проблема «неблагополучных семей», из которых молодые люди уходят в секты, сильно преувеличена. Дело не столько в семье, сколько в уровне мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и интуитивно почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме.

Попадая в секту, некоторые люди думают, что получат возможность выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы в семье или в общественной жизни. Как правило, это коллективисты, которые испытывают непреодолимое желание жить и работать в команде. Когда человек не удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношениях с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.

Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают возможность реализовать себя в секте. Жизнь в секте лишь предполагает коллективные действия и потенциальную возможность созидательной деятельности, она лишь демонстрирует внешние преимущества «сплоченности», возникающей при интенсивном групповом опыте.

Среди завербованных в секты можно также встретить молодых идеалистов, которые стремятся доказать собственную независимость, проявить индивидуальность и отстоять право на собственной мнение в семье. Восставая против семейных и общественных ценностей, они пытаются самоутвердиться через уход в секту. Но парадокс заключается в том, что, эти оппозиционеры и бунтари лишаются в секте индивидуальности, так как их генетическая семья подменяется суррогатной семьей в лице лидера и руководства секты, от которых они становятся еще более зависимыми.

Некоторые люди вступают в секты в результате длительных поисков собственного Пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания. Активный поиск всеобъемлющего туннеля реальности часто свидетельствует о желании разрешить глубокий внутренний конфликт, связанный с попыткой найти смысл, место и предназначение в жизни. Такие люди могут из пятидесятников стать сайентологами, потом саньясинами Ошо, резко перейти в стан агностиков, затем обратиться в неоиндуизм, увлечься шаманизмом, стать убежденным поклонником трансцендентальной медитации, «миссионером Божественного Света» или мунистом. При этом для многих искателей выбор секты, в которую они вступают, зависит не столько от особенностей ее идеологии, сколько от случайного стечения обстоятельств. Их внимание может привлечь любая секта, если они в нужное время и в нужном месте встретят людей, представляющих эту секту.

Ряд людей принимает систему идеалистических убеждений секты, пытаясь отождествиться с кумиром, знаковой фигурой или идеалом, который разделяет похожие убеждения.

Чтобы ответить на вопрос, почему люди вступают в секты, давайте разберемся, почему люди вообще склонны объединяться в группы (о чем свидетельствуют наблюдения за общественной жизнью в самых разных культурах). Без сомнения, инстинктивная потребность объединяться в группы свойственна людям от рождения, потому что все члены группы, в том числе и харизматической, по сравнению с индивидуалистами-одиночками получают ряд эволюционных преимуществ, особенно перед лицом опасности, внешней угрозы и в кризисных ситуациях. Человек испытывает потребность в отношениях, постоянно обеспечивающих позитивные взаимодействия. Тесные взаимоотношения, позволяющие нам чувствовать, что нас эмоционально поддерживают, любят, одобряют и признают, создают ощущение счастья и здоровья.

В то же время пребывание в группе часто противоречит личным интересам индивидуума и порой даже может угрожать личному выживанию. Но тогда почему в процессе эволюции у людей сохранилась эта потенциально губительная для личности черта?

Оказывается, многие аспекты человеческого поведения хорошо объясняются социобиологией, развитой на основе теории эволюции Дарвина Эдвардом Уилсоном. Социобиология применяет принципы эволюции, этологии (науки о поведении животных) и генетики к изучению социальных взаимодействий. С социобио-логической точки зрения, сохранение такой черты объясняется тем, что в группе шансы на выживание всех носителей определенного признака увеличиваются по сравнению с шансами на выживание каждого индивидуума в отдельности. Другими словами, совокупная приспособленность дает больше преимуществ, чем приспособленность индивидуальная. Если некоторый признак в рассматриваемой популяции способствует выживанию популяции в целом, мы говорим, что совокупная приспособленность популяции повышается, хотя шансы на выживание любого конкретного индивидуума как носителя этого признака снижаются. Это значит, что вступление в группу способствует повышению совокупной приспособленности. Отдельные личности могут пострадать, пожертвовав собой, но группа в целом, состоящая из носителей этого признака, получает больше шансов на выживание.

Какой психологический механизм определяет склонность присоединяться к харизматической группе и, в частности, вступать в деструктивные секты? Что побуждает людей не только вступать, но и оставаться в них, зачастую пренебрегая личными интересами? Чтобы это понять, мы должны установить механизм, который привязывает индивида к группе, механизм, заложенный в человеческой физиологии.

Как уже говорилось, чаще всего вербовка оказывается удачной в тот момент, когда человек находится в состоянии импринтной уязвимости, стресса и эмоциональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, личных переживаний, при переходе на новую работу, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического «безденежья», потери близких или в состоянии полной неопределенности. Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды особенной уязвимости, когда мы можем подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы способны принять систему убеждений, которая обещает дать нам новый взгляд на мир, придать смысл жизни и поставить перед нами новые цели.

Когда люди вступают в харизматическую группу, они избавляются от стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к группе, тем сильнее эффект облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в группу. Отдаляясь от группы, они снова начинают чувствовать себя несчастными и состояние стресса возвращается. Каждый такой эпизод служит эффективным обучающим «экспериментом».

Человек начинает видеть в группе защиту от житейских бурь. В то же время группа действует как психологические клещи: с одной стороны, она оказывает сильное давление, а с другой стороны, избавляет от стресса. Например, нормы группового поведения, которым должен следовать член группы, могут спровоцировать у него стресс. Поскольку он привык считать, что его эмоциональное благополучие зависит от близости к группе, ему ясно: только сохраняя верность группе, он сумеет избавиться от стресса. Это, в свою очередь, делает его более послушным групповым требованиям и воле лидера.

Интересно, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении в группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу не входят и, как следствие, — деление людей на «своих» и «чужих». Это значит, что вступление в группу, сопряженное со значительным самопожертвованием, обеспечило их рядом преимуществ, которыми они не намерены делиться с «чужими». Таков способ самозащиты, к которому всегда прибегает истинная харизматическая группа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Технологии изменения сознания в деструктивных культах.

На сайте allrefs.net читайте: "Технологии изменения сознания в деструктивных культах."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Немного об этологии и социобиологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предупреждение.
Если вам очень уютно в этом мире и вас вполне устраивает ваша иллюзорная реальность, в которой вы не мучаетесь вопросами о смысле религии, истории и человеческой жизни, вам не стоит читат

Притча о пяти гусеницах и бабочке.
Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку. Гусеница-ортодоксальный консерватор фыркнула: «Это незаконно и аморально. Надо арестовать эту безот

Контроль поведения.
Контроль поведения регламентирует индивидуальную физическую реальность и распространяется на самые разные сферы этой реальности. Вводятся регулирующие правила, которые касаются выполнения ри

Контроль мыслей.
Контроль мыслей подразумевает столь глубокое индоктринирование членов группы, что они усваивают групповую доктрину, принимают новую лингвистическую систему и практикуют техники остановки мыс

Эмоциональный контроль.
Контроль эмоций подразумевает манипуляцию эмоциями и попытку сужения диапазона личных чувств. Вина и страх — это необходимые инструменты, позволяющие держать людей под контролем. Для воспита

Информационный контроль.
Информация — это пища для ума, которая поддерживает наши мозги в состоянии активности и позволяет им нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет

Этап первый: Размораживание.
Чтобы подготовить личность к радикальному изменению, нужно взорвать туннель реальности, в котором привык жить человек. Лишившись системы отсчета, в которой он традиционно воспринимал себя и познава

Этап второй: Замена.
Замена состоит в навязывании человеку новой личности, обладающей новым набором поведенческих схем, эмоциональных реакций и мыслей, которая должна заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разр

Этап третий: Замораживание.
После завершения этапов размораживания и замены, когда прежняя личность разрушена и в сознание человека введена новая система убеждений, ему нужно создать новую личность. Начинается этап рождения «

Доктрина — это реальность.
В условиях секты тотальный информационный, эмоциональный, мыслительный и поведенческий контроль направлен в основном на то, чтобы заставить людей считать учение, доктрину или систему представлений

Черно-белая реальность: Добро против Зла.
Даже самые сложные доктрины в конце концов сводят реальность к двум полюсам: черное и белое, добро и зло, духовный мир и физический мир, мы и они.

Представление об избранности.
Членам секты внушают, что они входят в элитные бригады человечества. Ощущение особенности, причастности к спасению мира, принадлежности к передовому отряду истинных верующих, которые направляют ист

Доминирование групповой воли над индивидуальной.
Во всех деструктивных сектах личность подчиняется группе. Главное — это «коллективная цель», все «личные цели» должны ей подчиниться. Думать о себе и думать самому нельзя. На первом м

Манипулирование виной и страхом.
Человек приходит в секту, надеясь обрести там свободу. Но в действительности он начинает жить в узком туннеле страха, вины и стыда. Во всех проблемах всегда виноват он, его слабая вер

Манипулирование эмоциями.
Эмоциональная жизнь в секте напоминает участие в аттракционе «американские горки». Последователя бросает из состояния невыразимого счастья познания «истины» среди «избранных» в состояние, где он ис

Изменение ориентации во времени.
В некоторых сектах специально практикуются многосуточные медитации, которые полностью лишают человека представления о реальном времени. Известно, что в деструктивной секте «Аум Сенрике» новичков в

Безысходность.
В отличие от обычных организаций, где у каждого человека есть выбор уйти или остаться, в деструктивной секте законных оснований для выхода нет. Членам секты внушают, что на уход из секты тол

А) Кто лидер?
Сбор информации о группе надо начинать с исследования биографии ее лидера. Кто этот человек? Какое образование он получил? Чем занимался до создания группы? Создатель «Общества Сторожевой

Б) Доктрина
Поскольку Конституция гарантирует свободу совести и защищает право людей верить в то, во что они хотят, критиковать доктрину группы неэтично. Но взгляды и доктрина группы должны быть открыты люб

В) Рядовые члены группы
При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми, на изменение его целей и интересов. Хара

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги