рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Практическая философия

Практическая философия - раздел Философия,   Л. Е. Балашов...

 

Л. Е. БАЛАШОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МОСКВА ● 2003 ББК 87.817

Л. Е. Балашов.

  В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого… Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Человек и общество...................................................... 6

2. Этика — учение о нравственности....................... 7

3. О жизни, смысле и цели жизни.............................. 10

3.1. Что такое жизнь?............................................................ 10

3.2. О смысле жизни.............................................................. 11

3.3. Цель жизни...................................................................... 13

4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ................................... 16

4.1. Немного истории............................................................ 16

Древние о золотом правиле............................................... 16

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле.............................. 19

Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта 22

Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева 24

4.2. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития 30

4.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 34

5. ДОБРО И ЗЛО....................................................................... 37

5.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 37

5.2. Что такое добро?............................................................ 38

5.3. Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности 40

5.4. Человек по своей природе добр.................................... 43

5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?........ 55

6. ГУМАНИЗМ — ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ............ 57

7. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И ДРУГИМ (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение) 65

7.1. Эгоизм............................................................................. 65

7.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность. 68

7.3. Героизм........................................................................... 70

7.4. Нормальное поведение.................................................. 70

8. КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ................ 71

8.1. Коллективизм: за и против............................................. 71

8.2. Положительная сила коллективизма............................. 72

8.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 74

8.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 75

8.5. Положительное значение индивидуализма................... 76

8.6. Удушение посредством объятий (коммунистический коллективизм) 78

8.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма................. 79

8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 79

8.9. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 80

8.10. Товарищество............................................................... 81

8.11. Братство........................................................................ 81

8.12. Человечность................................................................ 82

9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ................................................ 82

9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья........................... 82

9.2. Что такое счастье?......................................................... 82

9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 84

9.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности 85

9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 86

10. Любовь и мораль......................................................... 89

10.1. Любовь-деятельность................................................... 89

10.2. Любовь — солнце жизни.............................................. 93

10.3. Любовь и бессмертие жизни........................................ 94

10.4. Продолжение человеческого рода.............................. 95

10.5. Ценность любви для жизни.......................................... 97

10.6. Любовь: норма, отклонения, патология...................... 99

10.7. Любовь и брак............................................................. 101

10.8. Половая мораль.......................................................... 103

11. СОВЕСТЬ.......................................................................... 103

12. БЛАГОРОДСТВО............................................................. 107

13. НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ............... 107

14. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ............................................ 109

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя 110

О воспитанности и благовоспитанности............................ 112

О вежливости....................................................................... 113

Волшебные слова................................................................ 113

Этика телефонного разговора............................................. 113

Обязательность, точность................................................... 115

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ............................... 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................................... 123

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.... 123

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................................... 127

Мысли разных авторов на темы морали............................ 127

О нравственности...................................................... 127

Добро и зло............................................................... 130

Честь, честность....................................................... 131

Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие 132

Совесть...................................................................... 132

Стыд........................................................................... 134

Культура поведения, этикет..................................... 134

ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 138

 


Человек и общество

О человеке говорят и пишут многие:писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека… Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих…  

Этика — учение о нравственности

 

Предметом этики является нравственность, мораль[1]. Этика — учение, наука, размышление о нравственности.

Нравственность, мораль — одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли.

 

Формы общественной воли

Воля вообще есть способность человека управлять своим поведением. Общественная воля есть соединенная, совокупная, коллективная воля людей,… Наряду с моралью формами общественной воли являются право и политика. Все они регулируют отношения между людьми.

Мораль и право

Мораль и право — это те же правила дорожного движения, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом. Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними… Различие между правом и моралью в следующем.

О жизни, смысле и цели жизни

Пустота жизни, отсутствие жизнезначимых дел, откровенная скука — вот что порой приводит к преступлениям, наркотикам. Молодой человек может быть… В этой ситуации очень важно разобраться: в себе, в жизни, что она собой… 3.1. Что такое жизнь?

О смысле жизни

Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег  

Цель жизни

Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет Ф.М. Достоевский  

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ

В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел…

Немного истории

Древние о золотом правиле

Оже ти собе не любо, то того и другу не твори   Дьяк Иоанн. Изборник 1073 г.

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле

Он, в частности, пишет: "Справедливость, названная нами девятым законом природы, в силу которого каждому предписывается признавать за другими… В концепции Гоббса отмечу два момента. Во-первых, Гоббс рассматривает золотое правило не только как основу морали, а более широко — как основу морали и…

Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта

Говоря о превращенной форме я имел в виду категорический императив. Ведь он и есть преобразованное в духе ригоризма[29] и деонтологизма (этики… Справедливости ради следует сказать, что у Канта есть более мягкие и более… 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она…

Золотое правило — главный принцип человеческого общежития

Итак, подведу итоги. В положительной форме правило гласит:

Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В отрицательной:

Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Моральное уравнивание — количественная процедура, моральное уподобление — качественная процедура. Вместе мы имеем мерный процесс: золотое правило… В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую… В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям,…

Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно

1. Человек сам должен быть нормальным, здоровым или, если он нездоров и в чем-то анормален, то должен учитывать это нездоровье, анормальность при… 2. Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом…  

ДОБРО И ЗЛО

В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям,… В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку… Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и…

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла

Человек взаимодействует с другими людьми и с природой, поэтому положительную или отрицательную значимость имеют для него не только действия людей,… Насколько абсолютно/относительно различие между благом и злом? Может ли благо… Моральные добро и зло — это благо и зло в отношениях между людьми; это действия одних людей, имеющие положительную или…

Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности

Весьма опасно порой рассматривать конкретные проблемы лишь в аспекте действительности, существования, сосуществования. В качестве примера можно… Приведу несколько характерных высказываний: Августин Блаженный: "Из совокупности добра и зла состоит удивительная красота вселенной. Даже и то, что…

Человек по своей природе добр

  Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Б. Паскаль

Мотив оттенения добра злом — известный мотив. Он звучит еще при сопоставлении жизни и смерти (1), здоровья и болезни (2), богатства и бедности (3).

Этот тезис звучит по-разному у разных авторов. К. Ламонт, например, пишет: “Я убежден, что откровенное признание смертности… Создатели концепции “гуманистической психологии” ввели в психологию тему смерти. “С их точки зрения, — поясняет Л. А.…

Во всех этих утверждениях делается попытка уравнять положительное и отрицательное в жизни, поставить их на одну доску. Это негодная попытка. Человеку не нужна смерть, не нужны болезни, не нужна бедность, не нужно зло.

Кроме того, все эти утверждения имеют один логический изъян: в них положительное фактически определяется через отрицательное (добро через зло, жизнь через смерть, здоровье через болезнь, богатство через бедность, прекрасное через его лишение). В логике давно установлено: отрицательное определение понятия не является адекватным, т. е. не является по настоящему определением понятия. Логической ошибкой является отрицательное определение положительного понятия.

Все указанные утверждения своей странностью, парадоксальностью бьют на внешний эффект и не более того.

 

5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?

 

Правилен ли толстовский тезис о непротивлении злу насилием или прав И. А. Ильин со своим антитезисом — о сопротивлении злу силою? И нужно ли вообще бороться со злом?

Л. Н. Толстой прав вообще, в общем контексте жизни. Жизнь в большинстве случаев нормальна, т. е. люди, как правило, не делают друг другу ничего плохого по злому умыслу. Поэтому зацикленность человека на теме борьбы со злом не вполне нормальна. Человек, тратящий все свои силы на борьбу со злом, живет негативной, отрицательной жизнью, вынужден отказываться от простых человеческих радостей, от любви, творчества, вообще лишает себя нормальной жизни. Он живет как бы со знаком минус. Такая жизнь может быть оправдана только в очень немногих случаях, например, если она продиктована профессией (уголовный розыск, обвинение в суде...) или конкретными обстоятельствами борьбы с вопиющей несправедливостью.

Лучший способ борьбы с болезнями — не лечиться от них, а предотвращать, не допускать их, вести здоровый образ жизни. Лучший способ борьбы со злом — не допускать его в принципе, предотвращать его. Толстовское "непротивление злу насилием" основано на убеждении, что человек по своей природе добр и если совершает зло, то большей частью не по злому умыслу.

Ясно теперь, что если И. А. Ильин и прав со своим антитезисом (о сопротивлении злу силою), то лишь в отдельных случаях. Что говорить, ведь злодеи все-таки есть и с ними как-то надо бороться.

————————

Человек, делающий зло другим, прежде всего наносит вред себе, точнее, себе как человеку вообще, как общественному существу, причастному к жизни человеческого общества. Всякие оправдывающие аргументы, вроде “другие делают зло и я буду” (“если другие делают зло, то почему я не могу делать зло?”), “мне плохо и пусть страдают другие”, “мне наплевать на других” и т. п., при внимательном рассмотрении не выдерживают критики. Ведь они основаны на том, что нет человеческого общества, что люди — это шайка грызущихся друг с другом, воюющих друг с другом (по известному древнеримскому "человек человеку волк" или по гоббсовской формуле "война всех против всех"). Вся история человечества свидетельствует против такого взгляда на отношения людей.

Во-первых, рост народонаселения. Люди плодятся и размножаются.

 

По данным науки в начале верхнего палеолита (полмиллиона лет назад) было максимум 100 тыс. человек; в начале неолита — 1 млн человек; в начале новой эры — 200 млн человек; к 1200 г. — 400 млн человек; в начале 17 века — 500 млн человек; в 1800 г. — 600 млн человек; в середине 19 века — 1 млрд человек; в 1890 г. — 1,6 млрд человек; в 1999 г. (ноябрь)— 6 млрд человек. Прогноз на середину XXI века — 15 млрд человек. (С.П.Капица).

 

Если бы люди постоянно враждовали, убивали друг друга, то их численность должна была уменьшаться. (Это, кстати, и происходит в отдельных случаях, когда вражда-война преобладают, одерживают верх в отношениях между людьми, народами, странами).

Во-вторых, рост продолжительности жизни. Первобытный человек жил в среднем не более 30-и лет. Сейчас продолжительность жизни во всем мире выше 50-и лет, а в наиболее развитых странах выше70-80-и лет. Рост средней продолжительности жизни свидетельствует о том, что люди направляют усилия не на уничтожение друг друга, а на взаимную поддержку.

В-третьих, прогресс материальной и духовной культуры. Вражда и война всегда сопровождаются разрушениями, уничтожением культурных ценностей. Разрушения могут быть весьма значительными и даже превышать созидательные усилия людей. А что мы видим в общем и целом? — Безусловное преобладание созидания над разрушением. Люди строят, производят сельскохозяйственные и промышленные продукты, изобретают, открывают новое, творят искусство. И делают они это в большинстве случаев совместно, сотрудничая и кооперируясь, оказывая друг другу поддержку-помощь. Даже если они соревнуются-конкурируют (в экономике, в спорте, на выборах и т. д.) — это не вражда-война, а борьба, ведущая к более высоким достижениям, способствующая развитию-прогрессу жизни.

Зло означает разрушение. Не случайно то, что литературные образы-символы зла — гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон — несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон — Тамару.

Если созидание преобладает над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше.

——————

Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? Вслед за А. С. Пушкиным я утверждаю, что гений и злодейство — «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство — это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает.

Если гений и злодейство порой и соединяются в одном человеке, то это говорит не об их совместимости, а о раздвоенности данного человека как личности.

 

ГУМАНИЗМ — ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

1. Гуманизм — вот истинная философия человека! Он должен быть знаменем всех устремлений человеческого духа, всех общественных и политических… 2. Гуманистическая философия — умонастроение мыслящих людей, осознанная… 3. Человечность — безотчетный, непосредственный, стихийный гуманизм. Гуманизм — осознанная, осмысленная…

Эгоизм

Возьмем эгоизм. Нельзя понимать его как большую заботу и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Иначе мы объявим эгоистами всех без исключения людей. Ведь абсолютно естественна преимущественная забота и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Давайте подсчитаем, сколько времени мы тратим на себя и сколько на других. И выясним, что практически во всех случаях тратим время больше на себя, чем на других. Это и сон, и питание, и туалет, и уход за телом, и одевание-раздевание, и устройство своего жилья, и учение, и отдых, и хобби. Давайте не будем кривить душой и честно признаем: мы думаем больше о себе, чем о других; любим больше себя, чем других; заботимся больше о себе, чем о других. И хватит упрекать в эгоизме себя и других только за то, что ты или кто-то другой позаботился о себе, потратил время на себя.

В подтверждение сказанного приведу проникновенные слова известного психолога В. Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства:

 

«Возлюби себя как ближнего своего. Поэт призывал к этому иронически, философ — всерьез, но любовь к себе — это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий — страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других — посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.

Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся — такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет — и это вы. Каждое ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их — только одно среди мыслимой жизни.» («Искусство быть собой»)

 

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Итак, что вы хотите услышать от меня? Знаю, что бесконечно повторяю эти слова, но не боюсь надоесть: "Любовь к самому себе — самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому". Это — рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете." (Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., 2001. С. 72.)

Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб, во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкновения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим.

Эгоизм — это когда человек ценит себя больше, чем других, когда рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Об этом писал В. С. Соловьев:

 

"Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (...) Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность." ("Смысл любви" 2, III — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т. 2, М., 1990. С. 505-506).

 

К сожалению, весьма распространенным является другое понимание эгоизма — как большей заботы о себе, чем о других. Аристотель, например, писал:

«Помимо всего прочего трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.» («Политика» (1263 а-b))

Смотрите, как он сказал: эгоизм «заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви». Это слишком широкая и неопределенная формулировка, позволяющая трактовать эгоизм как всякую любовь к себе. В самом деле, что такое выражение «в большей любви к себе, чем должно»? Каждый может трактовать ее как хочет. Ведь под должным некоторые могут понимать и жизнь для других, самоотречение. Аристотель не дает здесь критерия для определения должного. Напротив, указание на эгоизм как на «большую любовь к себе» кажется понятным и убедительным.

На поверку негативная оценка «большей любви к себе» (как эгоизма) означает, по закону противопоставления, моральный запрет на любовь к себе вообще, поскольку не определен должный размер любви к себе и любое, в том числе обманчивое, ощущение якобы большей любви к себе могут истолковать как эгоизм, т. е. как нечто дурное.

По большому счету, моральный запрет на большую любовь к себе противоестественен. Он означает, что человек не может совершенствовать это чувство к себе, развивать его, культивировать, усиливать и т. д. и т. п. Ему остается только постоянно сдерживать себя в этом чувстве или лицемерить. Любовь, любая любовь — это такая «вещь», которая внутри себя имеет пружину расширения, усиления, развития, совершенствования и постоянное сдерживание ее может привести к самоуничтожению или к взрыву поведения, к непредсказуемым хаотическим действиям.

Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность

И в мягком, и в жестком варианте альтруизм как норма поведения несостоятелен и губителен — как для самого альтруиста, так и для других. Умные люди давно уже подметили губительность альтруизма для тех, на кого он… Мало того, альтруизм может иметь разрушительные, катастрофические последствия для тех, на кого он направлен.…

Героизм

Нормальное поведение

Любое общение — а мы купаемся в общении, — это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там,… Теперь возьмем творчество. Наряду с любовью оно является важнейшим элементом…  

Положительная сила коллективизма

Квинт Серторий (ум. в 72 до н. э.), римский полководец и политический деятель, желая показать своим сторонникам, что единодушие важнее силы, сначала… Гёте говорил в беседе с Фридрихом Якобом Сорэ: «— Ведь, в сущности, все мы… Уже в наше время Булат Окуджава сочинил песню, которая начинается словами: “Возьмемся за руки друзья, чтобы не…

Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм)

Коллективизм может быть так же разрушителен, как строевой шаг солдат, идущих по непрочному мосту.   Формы разрушительного или уродливого коллективизма:

Положительное значение индивидуализма

Когда индивидуализм распространен так же, как коллективизм, всеобщее оболванивание невозможно. Невозможны культ вождя, деспотизм, массовый террор и…   Индивидуалистов можно сравнить с графитовыми стержнями в атомном реакторе. Наличие определенного количества и качества…

Гримасы коллективизма и индивидуализма

  Как и коллективизм, индивидуализм может быть «в меру», а может быть… 8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма

Товарищество

Товарищество может быть со знаком плюс, а может быть и со знаком минус. Во втором случае — это товарищество людей в рамках тех или иных аморальных… Товарищество — нечто среднее между дружбой и братством. Например, «товарищами по оружию» как правило называют однополчан, а «братья по оружию» — далеко не обязательно…

Братство

О животных — меньшие наши братья. Братство, единение живых существ. Лозунг «Все люди — братья» утопичен. Он может иметь реальный смысл лишь в…

Человечность

Отличие человечности от братства не только в этой всеобщности. Братство — форма коллективизма (коллективности), а человечность одинаково относится к…  

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ

Взаимосвязь смысла жизни и счастья

 

Взаимосвязь смысла жизни и счастья обнаруживается в том, что наличие определенного смысла жизни является условием счастья, а с другой стороны, стремление к счастью придает жизни определенный смысл. Бессмысленность существования — величайшее несчастье для человека и, наоборот, человек испытывает счастье, когда его жизнь становится глубоко осмысленной.

9.2. Что такое счастье?

 

Слово “счастье” одно, а мнений о счастье — великое множество. Еще Ш. Фурье писал: “В Риме во времена Варрона существовало 278 противоречивых мнений об истинном счастье, их числилось гораздо больше в Париже”. Почему существует такое множество мнений о счастье? Причины здесь две:

1. На поверхности явлений счастье отдельного человека выступает как нечто субъективное и случайное, что и вызывает обилие противоречивых мнений о нем.

2. Счастье даже в сущности своей — нечто весьма сложное, многогранное. Люди нередко брали какую-нибудь одну сторону, грань счастья и превозносили ее за счет других. Отсюда возникали такие, например, определения: счастье — в любви; счастье — в труде; счастье в том, чтобы делать людям добро и т. д.

На том основании, что существует множество разноречивых мнений о счастье, некоторые делают вывод, что не может быть единого, общего для всех представления о счастье. Что можно на это сказать? Как и всякое другое явление жизни, счастье каждого человека представляет собой единство общего и особенного. Бесспорно, каждый человек счастлив по-своему, но это не исключает общих моментов, присущих счастью людей вообще.

Обобщенно говоря, счастье — в полноте жизни, в том, чтобы все ее стороны — физическая, нравственная, духовная, эстетическая — были развиты и гармонировали между собой. Деятельным же выражением счастья являются любовь и творчество.

На следующей странице дана диаграмма счастья.

Как видим, счастье многогранно. Его необходимыми условиями, предпосылками являются:

духовные: 1) духовное богатство (знания, культура);

2) духовное здоровье, совершенство, в частности, нравственная чистота;

 
 

 

 


[LB1]

материальные:

1) материальное благополучие, благосостояние;

2) физическое здоровье, совершенство.

Скрепляют все эти элементы-грани любовь и творчество. Без любви и творчества счастье — только возможность. Они делают его действительным.

9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда

 

Существуют две крайние позиции в понимании счастья. Одни считают, что счастье — целиком подарок судьбы, результат везения, случайный дар. Другие утверждают, что счастье целиком зависит от человека, от его воли и желания.

В действительности оно — и результат везения, и результат борьбы-труда. “Фортуна, подобно робкой возлюбленной, хотя и любит дарить свою благосклонность, однако заставляет нас бороться за нее” — говорил Боуви. Или: “Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как от судьбы” — Ж. Лабрюйер.

Обычно подчеркивают момент зависимости счастья от самого человека, а именно, что человек — кузнец своего счастья. На этот счет есть масса замечательных высказываний — от самых осторожных до самых сильных:

 

“Счастье не так слепо, как его себе представляют” —Екатерина II (Мемуары).

“Раз счастье, два счастье — да помилуй бог, надобно и умение” — А.В. Суворов.

“Счастливым надо уметь быть” — А.С. Макаренко.

“Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что твое счастье в твоих руках” — Ж.Ж. Руссо.

“Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая трудная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать себе ту дорогу, которая должна к нему привести.” — Д.И. Писарев

“Если хочешь быть счастливым — будь им” (неизв. автор).

 

И это справедливо. Хотя умом мы понимаем, что не всё от нас зависит, тем не менее настраиваем себя на то, что должны пройти свою часть пути к счастью несмотря ни на что. Своей деятельностью мы можем компенсировать невезение и даже поспорить с несчастливым жребием.

Счастье соразмерно жизни. Сама жизнь — уже счастье. «Счастье жизни — в самой жизни» — справедливо говорил Л. Н. Толстой. В самом деле, человек изначально счастлив, счастлив уже в силу того, что он живет. Это можно назвать минимальным, базовым счастьем. Человеку, однако, хочется большего, чем просто жить. Поэтому-то он порой и оценивает-ощущает свою жизнь как несчастливую. Важно, чтобы ощущение несчастья не поглотило полностью сознание человека, не привело к действительному несчастью — самоубийству-гибели. Что бы в жизни ни происходило плохого, счастье жить перевешивает любое несчастье. Я часто говорю тем, кто жалуется на жизнь или переживает какую-то беду как несчастье, что не нужно себя травить отрицательными эмоциями, что жизнь сама по себе замечательна, хорошо уже то, что солнце светит, руки-ноги целы...

Есть такая умная фраза: «пока ты не доволен жизнью, она проходит» (в передаче Л. Б. Лебединской).

Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности

 

Нельзя понимать счастье как полную, абсолютную удовлетворенность жизнью. “Наше счастье, — писал в свое время Г. Лейбниц, — вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы ничего больше желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье.”

Некоторые люди, достигнув кое-каких успехов в жизни, считают, что они уже достаточно счастливы и к большему им не нужно стремиться. Такие люди уподобляются муравьям, которые, если бы они были наделены разумом, думали, что они счастливы, если их муравейник в полном порядке. Человек тем и отличается от животного, что он не останавливается на достигнутом.

Настоящее человеческое счастье противоречиво по своей природе. Оно гармонически соединяет в себе удовлетворенность и неудовлетворенность. Будучи процессом счастье может ощущаться только благодаря постоянной смене удовлетворенности неудовлетворенностью. Если бы жизнь была сплошной цепью удовольствий, абсолютным отсутствием неудовольствий, тогда и само удовольствие не ощущалось бы как удовольствие.

Следует, однако, отметить, что не всякая неудовлетворенность является моментом счастья и гармонирует с удовлетворенностью. Моментом счастья может быть только творческая неудовлетворенность, неудовлетворенность достигнутым, которая не вызывает душевных страданий и не ощущается как несчастье; в такой неудовлетворенности заложен импульс дальнейшего движения вперед. Если же неудовлетворенность является результатом несбывшихся надежд, то это вызывает страдание и ощущается как несчастье.

Говорят иногда: несчастье — хорошая школа жизни. Да, это может быть в отдельных случаях. Но: счастье — лучшая школа. И вообще-то, права русская поговорка, счастье ума прибавляет, несчастье — последний отнимает.

9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми?

 

В проблеме человеческого счастья есть сторона, связанная с межчеловеческими отношениями. Одно дело, когда человек хочет быть счастливым, стремится к счастью, создает условия для этого и т. д. и т. п. Другое дело, когда человек, не думая о своем личном счастье, стремится сделать счастливыми других, осчастливить других и даже всё человечество. Д. Дидро писал: “Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей”[62]. К. Маркс, повторив Дидро: “... опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей” —”развил” мысль: “Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытываем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...”[63] Видите, как Маркс ставит вопрос: “трудиться для человечества”, “жертва во имя всех”. Он не только допускает ситуацию — пожертвовать личным счастьем во имя счастья миллионов — но и просто даже не видит иного, нежертвенного варианта. Очевидно, такого варианта и в самом деле не существует. Кто хочет принести счастье наибольшему количеству людей, тот волей-неволей должен забыть о таком “пустяке” как личное счастье (Маркс уничижительно назвал личное счастье “жалкой, ограниченной, эгоистической радостью”).

Насколько оправдано стремление принести счастье наибольшему количеству людей? Здесь возникает другой вопрос: а хотят ли люди, чтобы их осчастливили? Нет ли тут навязывания своей воли и своего понимания (в частности, своего представления о счастье) другим людям, всему человечеству? Нет ли тут эффекта непрошеного благодетеля, защитника, спасителя? В самом деле, кто просил этих “самоотверженных” делать других счастливыми, приносить другим счастье? Если они сами себя отвергают (самоотверженные ведь!), в частности, готовы пожертвовать своим личным счастьем, то как они могут понять, что нужно другим людям, какое вообще счастье нужно людям?! Человек, который сам не испытал счастья, — только теоретически представляет счастье. А теоретическое счастье может сильно отличаться от действительного счастья, от того, что на самом деле нужно людям.

Стремление сделать других людей счастливыми — опасная утопия. Никто не может сделать кого-либо счастливым, а тем более принести счастье многим людям. Счастье — категория сугубо индивидуальная. Это значит, что только сам человек может сделать себя счастливым. Он — субъект счастья или несчастья. Человека можно сделать богатым (например, оставив ему наследство), дать ему пищу, кров и т. п., но сделать его счастливым нельзя! Когда матери думают, что могут сделать своих детей счастливыми, то они глубоко ошибаются. Ошибаются мужчины и женщины, думающие, что они осчастливливают тех, с кем живут. Ошибаются политические и иные деятели, думающие, что они могут принести счастье многим людям. К. Поппер справедливо писал: “Любить человека — значит желать сделать его счастливым. (Такое определение любви, кстати говоря, принадлежит Фоме Аквинскому.) Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй наиболее опасны. Такие идеалы неизменно приводят к попытке навязать другим нашу систему “высших” ценностей для того, чтобы они осознали, что с нашей точки зрения имеет чрезвычайную важность для их счастья, для того, чтобы так сказать, спасти их души. Они ведут к утопизму и романтизму. Мы все чувствуем, что любой был бы счастлив в прекрасном и совершенном мире наших грез. Вне сомнения, небеса спустились бы на землю, если бы мы все могли любить друг друга. Но, как я уже сказал (в главе 9), попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Она вызывает нетерпимость. Она вызывает религиозные войны и спасение душ посредством инквизиции. К тому же она, я уверен, основывается на полном непонимании нашего морального долга. Наш моральный долг состоит в том, чтобы помогать нуждающимся в нашей помощи, однако моральный долг не может заключаться в том, чтобы делать других счастливыми, ведь это от нас не зависит, и к тому же это слишком часто представляет собой не что иное, как вмешательство в частную жизнь тех, к кому мы имеем дружескую склонность.”[64]

Чудовищный утопизм В.И. Ленина. Ленин принадлежит к числу людей, которых давно уже окрестили “благородными” разбойниками. Ленин не по злому умыслу погубил много людей, подверг остракизму и устроил террор против части общества. Он совершенно искренне хотел счастья людям и не просто хотел, а был одержим идеей осчастливливания. Преувеличенное стремление к чему-либо обычно приводит к обратному результату. Вспомним лозунг, висевший в 1920-е годы в Соловецком лагере особого назначения: “Железной рукой загоним человечество к счастию”. Эти слова принадлежат Л. Д. Троцкому, ближайшему сподвижнику Ленина. В них — циничная суть “благородного” разбойничества. Совершенно справедливо отмечает А. Г. Латышев: “В отличие от некоторых критиков Ленина, считающих сегодня, что главной целью деятельности Ленина был захват и удержание власти, уверовал, что стремлением всей его жизни было — осчастливить часть населения планеты (рабочих, бедных крестьян), уничтожив для этой цели другую часть (“богачей”, священнослужителей, свободомыслящую интеллигенцию и т. д.). А подобный “стратацид” ничем не лучше нацистского геноцида.”[65]

 

Любовь и мораль

 

“О любви не говори — о ней всё сказано” — эти слова из старой песни, которую пела Клавдия Шульженко. Некоторые и в самом деле так думают: о любви не нужно говорить, а просто любить (т. е. не рассуждать, не теоретизировать по ее поводу). Нижеследующие строки не для этих людей. Они для жаждущих узнать о любви как можно больше, для тех, кто привык не только чувствовать, переживать любовь, но и размышлять о любви, чтобы она стала лучше, богаче, сильнее.

Любовь-деятельность

Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность — ума, души и тела. К любви следует относиться как к… К сожалению, до сих пор нет целостной философской или научной теории любви.… Большая путаница от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и…

Любовь — солнце жизни

Далее, следует сказать, что любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как деятельность она охватывает собой и половое… Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода реализуется в полном…

Любовь и бессмертие жизни

Говоря о любви как факторе продолжения рода, нужно иметь в виду, что в человеческом обществе она имеет и другое значение — просто как фактор… В обоих своих значениях любовь раздвигает рамки конечной жизни человека. Как… Кроме того, часы любви реально раздвигают временные рамки жизни, если иметь в виду не “выход за пределы”, а глубину,…

Продолжение человеческого рода

Поскольку личное бессмертие невозможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема продолжения рода, воспроизведения себе… Пока люди не изобрели иной способ воспроизведения себе подобных, они должны… Прежде всего о проблеме рождаемости. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: падает рождаемость, все более…

Ценность любви для жизни

Существуют две крайности в оценке любви как фактора жизни. Есть люди, которые пренебрежительно относятся к ней или считают ее… Любовь имеет величайшую ценность благодаря тому, что она является одним из самых сильных источников положительных…

Любовь и брак

Половая любовь — основа брака. Тем не менее нельзя категорично утверждать, что брак по любви во всех случаях лучше брака по расчету. Любовь —… Бывают случаи, когда девушка-женщина выходит замуж не по любви, вынужденно (по… 1) лучший — когда супруги могут постепенно придти к взаимной любви, и

Половая мораль

Половая мораль проста и сложна. Она проста как правила дорожного движения и сложна как сама жизнь. Половая мораль регулирует половые отношения… Прежде всего половая мораль побуждает взрослых людей к половым отношениям и… Половая мораль побуждает людей к половым отношениям, поскольку видит в этих отношениях добро и счастье. Она…

СОВЕСТЬ

Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание…   М. М. Пришвин

БЛАГОРОДСТВО

Благородство — высокая степень самоуважения, сочетающаяся с такой же высокой степенью уважения других, всех людей, развитое чувство человеческого… Благородный человек — не просто порядочный, а высокопорядочный,… Противоположность благородства — низость. Низкий человек способен на всякую гадость и подлость.

НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ

Люди с таким сознанием исходят из того, что "мир полон зла", что все или большинство людей погрязли в грехе, порочны, эгоисты, сволочи и… Человек с несчастным сознанием пассивно относится к злу, как жертва, запуган,… Человек с преступным сознанием, считая всех или большинство людей злодеями, и себя считает таким же. Такой человек…

О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни… Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой.…

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя

1). Надо стараться избегать резких слов. Мы говорим, например, нередко другому человеку: “не ори”, “не кричи”, а он всего-навсего громко говорит (от… 2). Мы любим злословить. Женщину, чем-то нам не понравившуюся, называем… 3). Человеку, с которым мы не согласны в чем-то, говорим: “ты врешь, лжешь”, “ты заблуждаешься”, “ты ничего не…

О воспитанности и благовоспитанности

По Чехову, воспитанные люди… «1) уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки,… 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… …

О вежливости

Вежливость не обязательно означает действительно уважительное отношение к человеку, так же как грубость не обязательно означает действительно… Хамство — явное или скрытое выражение неуважительного отношения к человеку.…

Волшебные слова

Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста». За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо». За всякую неприятность, причиняемому другому, нужно извиняться или просить прощения.

Этика телефонного разговора

2). Почти всегда надо спрашивать, занят человек или нет и сколько у него времени на телефонный разговор. Бесцеремонным является поведение звонящего,… 3). Если Вам звонят, а Вы очень заняты и не можете разговаривать, то, как… Невежливо заставлять звонящего перезванивать Вам вновь из-за Вашей занятости. Когда Вы так делаете, то невольно даете…

Обязательность, точность

Необязательный человек очень неудобен для окружающих, хотя он может быть милым, обходительным и т. п. На такого человека нельзя положиться, нельзя рассчитывать. Пусть он не обижается, если его перестают уважать и избегают общения с ним. «Точность — вежливость королей» — утверждает поговорка. Не король тот, кто необязателен, кто ведет себя небрежно по отношению к своему же собственному обязательству.

 


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ

1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. Человек есть мера всех вещей (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств

Жизнь человека священна. Всякий покушающийся на неё должен знать: убивающий других людей убивает себя.   По телеканалу СТС 23 августа 1998 г. в передаче о тяжелой жизни банкиров в частности сообщалось, что киллеры…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мысли разных авторов на темы морали

О нравственности

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы совершать прекрасные поступки, нежели в том, чтобы не совершать постыдных. Аристотель  

Добро и зло

Я не знаю другого признака величия, как доброта. Л. Бетховен  

Честь, честность

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит  

Совесть

... где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное… В. Г. Белинский. Соч. Т. 1. С. 434  

Стыд

 

Краска стыда — ливрея добродетели. Ф. Бэкон

 

Стыдливость указывает на внутренний предел человеческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное я.

Гейбель

 

Презрение к доброму имени называется бесстыдством.

Т. Гоббс

 

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит

 

Стыд — это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других.

Д. Локк

 

Стыд — страх перед ожидаемым бесчестием.

Платон (“Определения”)

 

Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы.

Сенека

 

Не может быть ничего стыдного в том, что дает счастье и гордость.

Э. Хемингуэй

 

Стыд — это страх честности перед позором.

Эразм Роттердамский

Культура поведения, этикет

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Н. А. Бердяев  

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2000.

2. Гулыга А. Кант. М., 1977.

3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2003.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и влиять на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. — М.: Эгинс, 2000.

6. Коновалова Л.В. Прикладная этика: По материалам западной литературы. Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. — М.: ИФРАН, 1998.

7. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.

8. КуртцПол.Запретный плод. Этика гуманизма. Пер с англ. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

9. Леви В. Искусство быть собой.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах, 1992.

11. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект, 2003.

12. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

13. Соловьев В.С. Смысл любви. — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т. 2, М., 1990.

14. Соловьев В.С. Оправдание добра.

15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.

16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.

17. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. Учебн. пособие для вузов. - М.: Текст, 1998.

18. Этика: Учебник для вузов / Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2003.

19. Этика: Для вузов / Под общ. ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Минск: Новое знание, 2002.

20. Этика: новые старые проблемы: К шестидесятилетию А.А.Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 1999.

21. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв. образов., 2001.

22. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

 


[1] «Нравственность» и «мораль» здесь и далее будем использовать как синонимы, взаимозаменяемые понятия.

[2] «Смысл» очень близок по своему значению понятию мысли; «смысл» и «мысль» буквально сливаются в словах «осмысление», «осмыслить».

[3] Оба значения выражения «смысл жизни» вытекают из значения слова «смысл». В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: «Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом»

1 См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1982. С.126. Цит. по: Vetter P. Das Buch Tobias und die Achikar Sage. — “Teologische Quartalschrift”, Bd. 86, H. 3. Tubingen, 1904, S. 343.

[5] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 93.

[6] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 115.

[7] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989. С. 93.

[8] Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992. С. 74.

[9] Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354.

[10] Диоген Лаэртский. Кн. 5, 21 — стр. 194. Диоген привел это высказывание Аристотеля в ряду других, снабдив таким замечанием: "Таковы известные его изречения".

[11] Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 78 (Письмо XLVII).

[12] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 110.

[13] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 117.

[14] Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М.,1989. С. 323.

[15] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99. Там же. Т. 1, М., 1989. С. 326.

[16] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 122.

[17] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

Там же. Т. 1, М., 1989. С. 323-324.

[18] Там же. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[19] Там же. С. 121-122.

[20] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 1, М., 1985. С. 117.

[21] Там же. С. 119.

[22] Там же.

[23] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 2, М., 1988. С. 265.

[24] Там же.

[25] Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 3, М., 1988. С. 264.

[26] Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, кн. IV. Спб., 1829. С. 232.

[27] См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 118.

[28] А. Гулыга пишет по этому поводу: «Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства. По сути дела, это парафраз древней истины: веди себя в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя. Делай то, что должны делать все.» — А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 157.

[29] Ригоризм (лат. rigor — строгий) — моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. (Словарь по этике. М., 1983. С. 297).

[30] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

[31] Само название воистину устрашающее: императив да еще категорический! Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Одна только железная необходимость и ни капли случайности. Одно только долженствование и ни капли хотения.

Необходимость соответственна всеобщему: всё единичное, случайное, отдельное, индивидуальное она отметает.

[32] См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 174.

[33] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[34] Соловьев В.С. Соч. Т. 1, М., 1990.

[35] См. о любви к себе ниже, стр. 59.

[36] "Если область нравственности обусловлена взаимоотношениями интересов личностей вообще, то собственно нравственным является такое взаимоотношение, когда человек относится к другому как к самому себе" — Бандзеладзе Г. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси, 1963. С. 29.

[37] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 134.

[38] “Я часто думал о том, что значит “быть добрым”. Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует”. — Я. Корчак. Как любить детей, М., “Знание”, 1968.

[39] Хорошо сказал П.Л. Лавров: "Развитой человек по мере расширения своего развития должен оплатить и более значительную цену, израсходованную человечеством на это развитие". — Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. (Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1, М., 1965. С. 417.)

[40] См.: Соловьев Э.Ю. Личность и право. — Вопросы философии. 1989, № 8. С. 82.

[41] Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости" (Дм. Жарников, "Гудок" 31.5.2000.)

[42] Так характеризовал добро А. Швейцер. См.: А.Швейцер. Культура и этика. М., 1973.

[43] См.: Я. Шпренгер и Г. Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 146. Это мнение Августина сыграло свою зловещую роль. Оно эхом разнеслось по истории вплоть до нашего времени. Профессор теологии говорит в романе Томаса Манна “Доктор Фаустус”: “Но чем стало бы добро без зла? Оно потеряло бы критерий для сравнения своего качества. Зло становится еще злее, если есть добро, а добро еще добрее, если есть зло. Вот почему Августин говорит, что функция зла заключена в том, чтобы сильнее оттенить добро. Святость, господа, не мыслима без искушения.” Сентенция профессора запала в душу молодого Адриана Леверкюна и послужила для него своеобразной индульгенцией.

[44] См.: Герцен А.И. Собр.соч. в 30 т.т. Т. III. С. 240.

[45] Мандевиль. Басня о пчелах. М., 1974. С. 329.

[46] Гете. Ко дню Шекспира.

[47] О.Г. Дробницкий. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.

[48] См.: Вопросы философии, 1965, № 1. С. 11.

[49] См.: Ф.Ницше. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1990. С. 421 (К генеалогии морали).

[50] А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 208.

[51] Е.Лаврухина. — Вестник РФО, 1999, № 4. С. 94.

[52] «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.

[53] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[54] Там же. С. 278.

[55] Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 16-17.

[56] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[57] Парандовский Ян. Алхимия лова, М., 1972. С. 55-56.

[58] Там же. С. 56.

[59] Согомонов Ю.В. Добро и зло. М., 1965. С. 37-38.

[60][60] Герцен А.И. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[61] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[62] Дидро Д. Собр. соч. в 10-и т. М.-Л., 1935-1947. Т. V. С. 133. То же у Бетховена: “Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям”. Но здесь может быть неточен перевод. “Давать счастье” — в некоторых случаях такое выражение допустимо... Если употреблять его в фигуральном смысле или как некоторое художественное преувеличение.

[63] Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956. С. 5.

[64] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 274.

[65] См.: Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 9.

[66] По ту сторону добра и зла, 188. – Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 309.

[67] Эта фраза Э.Ферми взята из документального фильма о И.В.Курчатове "Цепная реакция", показанного по телеканалу "РТР" 12 января 2003 г. в 10.15.

* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.

[68] Я не беру случаи убийства на войне, на дуэли, по неосторожности или в целях самообороны. Это особые случаи. В них надо разбираться отдельно.

[69] См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.

[70] После звездочек — мысли автора книги.

[71] Из предисловия к книге “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”.

[LB1] Ю. Рюриков: “Есть много видов счастья: детское и родительское, любовное и супружеское, счастье победы, преодоления преград, счастье творчества, открытия, счастье путешествий, узнаваний нового... Есть счастье “седьмого неба” и счастье долгого пути по земле.

В семье, в сердечных отношениях людей чаще всего встречаются два счастья — одно бурное, другое спокойное.

Бурное — это счастье любви, счастье взмывающих взлетов, когда в человеке как бы вспыхивает внутреннее солнце и озаряет всю его жизнь. Спокойное — это счастье теплого домашнего климата, добрых человеческих отношений. Его дают радости материнства, уверенность в спутнике жизни, супружеские симпатии. Это счастье домашней дружбы, домашнего очага.” — Его “Два счастья”, журн. “Работница”, 1976, № 8. С. 21.

 

Здоровье — 90 процентов счастья.

 

[LB2] (íàïðèìåð, â ãëàçàõ íåêîòîðûõ ðóññêèõ êàâêàçöû — "÷åðíûå", ñðåäíåàçèàòû — "÷óðêè"; "ïîíàåõàëè òóò âñÿêèå").

[LB3]

 

Пусть тот, кто заказал убийство или готовится совершить его, отменит свое решение, а тот, кто уже обагрил свои руки в крови, покается и отдаст себя в руки правосудия!

 

– Конец работы –

Используемые теги: практическая, Философия0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Практическая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Приобрести студентам основные навыки практической работы с клавиатурой ПК при выполнении практических работ в Microsoft Office
Современные сервисные пакеты прикладных программ ППП Microsoft Office... Такое положение привело к мысли разработать и составить практическое руководство в котором процесс освоения...

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций... ВВЕДЕНИЕ Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины Учебные цели и задачи...

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по курсу Семейное право На семинарских и практических занятиях обсуждаются теоре­тические проблемы
по курсу Семейное право... для студентов дневного факультета... Участие студентов в семинарских и практических занятиях яв ляется обязательным Если студент посещает семинарские занятия и работает на них то он...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ...

Пояснительная записка Перечень практических работ Практические работы Действия с рациональными числами
Практическая работа Действия с рациональными числами Место проведения учебная аудитория... Практическая работа Решение рациональных... Практическая работа Решение рациональных уравнений неравенств систем уравнений и...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам