рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бытие, существование

Бытие, существование - раздел Философия, Что такое философия?   Среди Разных Философских Понятий Особым Вниманием Пользуется ...

 

Среди разных философских понятий особым вниманием пользуется понятие бытия (существования).

Бытие – слово, имеющее много значений и в силу этого весьма неопределенное по содержанию. Его либо не нужно употреблять вообще (как философское понятие, категорию), либо определить, конкретизировать в системе категорий.

 

Вот некоторые значения этого слова.

1. Парменид: «бытие есть, а небытия нет».

2. Проблема бытия мира. Мир существовал от века или он создан, сотворен кем-то (Богом и т. п.)? (Первая книга Библии, в которой повествуется о сотворении мира Богом, имеет название «Бытие»).

3. Декарт отождествлял бытие и мышление (“мыслю, следовательно, существую”).

4. С другой стороны, есть традиция противопоставления бытия и мышления (сознания). Бытие считается объективным, реальным, материальным, а мышление – чем-то идеальным, присущим только сознанию человека. (Маркс говорил, например: бытие определяет мышление (сознание). Или: мышление, сознание — отражение бытия. Бытие первично, мышление, сознание вторично.)

Говорят еще: материальное бытие, идеальное бытие.

5. Существует также гегелевское представление о тождестве бытия и мышления, о том, что наше мышление более или менее соответствует бытию, а бытие, как таковое, это нечто, фигурирующее в нашем мышлении в виде понятий. У Гегеля это все настолько взаимосвязано – бытие и мышление, что трудно разобрать, что у него первично – мышление или бытие. Но как философ-идеалист, он безусловно склонялся к пониманию мышления как чего-то более достоверного, чем бытие. Наши понятия наиболее реальны, а в нашей чувственной жизни мы не те, не по истине. Гегель, таким образом, склонял чашу весов в сторону духовного, мышления.

У Гегеля «бытие» также рассматривается как первая ступень развития логической идеи («бытие-сущность-понятие»). Отсюда специфически гегелевские понятия: «чистое бытие», «наличное бытие», «определенное бытие», «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «бытие-для-другого» и т. д. По Гегелю бытие определяется в виде качества, количества и меры (последние — ступени развития бытия). Сущность — истина бытия, а понятие — истина сущности.

6. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?»

У Шекспира Гамлет говорит:

Быть иль не быть — вот в чем вопрос

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

Это не просто вопрос о жизни или смерти. Это вопрос о том, чтобы жить достойно, быть хозяином судьбы и т. д. и т. п. Для Гамлета быть — не просто существовать, а жить полнокровно и достойно.

7. В философии экзистенциализма бытие понимается в этом шекспировском-гамлетовском смысле, как сугубо человеческое существование, и когда употребляется выражение «смысл бытия», то имеется ввиду смысл человеческой жизни, человеческого существования. Сам термин «экзистенциализм» происходит от слова «существование», а существование и бытие часто признаются как тождественные понятия.

В экзистенциализме бытие понимается ограниченно, как субъективное-человеческое существование, и утверждается, что о бытии мира как такового, независимого от человека, говорить нельзя. В ХХ веке все старые философские проблемы некоторые философы постарались просто отбросить, и всю онтологическую проблематику, которой занимались философы вплоть до Гегеля, считали псевдопроблематикой. Однако бытие нельзя рассматривать только в плане человеческого существования, мир существует все-таки объективно, и так или иначе он определен, как-то структурирован, в том числе и категориально, поэтому следует говорить и о нем, а не только о человеке и обществе.

8. В экзистенциализме тема бытия звучала часто и в такой трактовке: «жизнь – бытие – смерть». Карл Ясперс часто употреблял такое выражение: «Бытие перед лицом смерти». Утверждалось, что смысл человеческого бытия заключается в том, что он – человек – переживает границы этого бытия, переживает тот факт, что человек когда-то умрет. Целостность человеческого бытия неизбежно связана с представлением о смерти, и философы-экзистенциалисты договорились до того, что посчитали тему смерти главной темой философии, что человек всегда, когда хочет затронуть основные стороны своего существования, то он всегда наталкивается на проблему смерти. Такое представление философов-экзистенциалистов родилось из трагической ситуации, которая была в мире в первой половине ХХ века (две мировые войны и гибель десятков миллионов людей). У многих философов сформировалось трагическое ощущение жизни, возник негативный фон сознания.

Французские философы-экзистенциалисты отмечали такой феномен, как хрупкость человеческой жизни, бытия. Человек одинок в этом мире, заброшен, постоянно переживает страх смерти. Здесь налицо тот самый негативный фон сознания, представлений философов-экзистенциалистов о человеческом бытии.

9. В экзистенциализме еще проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Хайдеггер утверждал, что неподлинное бытие – это бытие в обществе, а общество он рассматривал в смысле неопределенно-личного местоимения Man. Man – нечто неопределенное, диффузно-обезличенное. Бытие в обществе – неподлинное, а бытие перед лицом смерти – подлинное. В этом противопоставлении подлинного и неподлинного бытия он отразил реальную проблему человеческой индивидуальности и степени растворения человека в обществе. Действительно, общество – это общение, т. е. совокупность людей, как-то общающихся друг с другом. Когда слишком много общения, человек теряет себя, растворяется в обществе. Для человека важно соблюдение баланса между общением и уединением. Тьма философов, которые смешивали-путали уединение с одиночеством. На самом деле уединение «дружит» с общением. Хайдеггер высветил эту реальную проблему, когда человек слишком много находится в обществе, то он теряет себя как личность, как индивидуальность. Сущность тоталитарной идеологии заключается как раз в этом. В коллективе человек может потерять себя. Хайдеггер подчеркивал сторону индивидуального бытия. Экзистенциалисты очень часто рассматривали тему одиночества в разных ситуациях. Но у них это все выглядит контрастно – либо ты включен в общество, либо выключен из него, тогда ты одинок. В действительности же всегда существует определенный баланс между общением и уединением. Внутренний мир человека, его индивидуальность сопротивляется общению, обществу.

10. Эрих Фромм – неофрейдист — попытался соединить фрейдизм с марксизмом, противопоставив «быть» и «иметь» (бытие имению). В книге «Быть или иметь» он утверждает, что для человека важнее быть, а не иметь. В марксизме частная собственность признана главным врагом человечества, а иметь, значит иметь что-то, какую-то собственность. Эта тема трактуется самым разнообразным образом не только в философских трактатах, но и в искусстве, литературе, кино.

Часто можно встретить противопоставление обладания чем-либо и жизни-существования, что последнее важнее первого. Безусловно, определенный резон в таком противопоставлении есть. Мы порой остро-глубоко переживаем обладание или необладание чем-либо. И ставим это переживание на одну доску с жизнью в целом. Фромм как раз и утверждает, что обладание менее значимо, чем сама человеческая жизнь. Это в общем-то правильное направление мысли. В самом деле, если зацикливаться на теме обладания-необладания, то можно прийти к такой ситуации, когда жизнь теряет смысл, если мы не обладаем чем-то (состоянием, любимой женщиной, рукой-ногой).

С другой стороны, если человек ничем не обладает, то он как бы аннигилирует, превращается в ничто. Под обладанием здесь имеется в виду всё – знание, культура, материальные блага, общение. Такого необладания и представить трудно. Человек всегда чем-то обладает. Поэтому дилемма – «быть или иметь», с моей точки зрения, – псевдодилемма и лучше от нее отказаться.

11. Еще одно значение слова «бытие» — в таком высказывании: «чтобы жить лучше, нужно быть лучше». Это высказывание очень интересно. В нем разводятся понятия жизни и бытия. «Быть лучше – жить лучше» – здесь интересные оттенки понимания слова «жизнь», с одной стороны, и слова «бытие», с другой.

12. Другая проблема, которая поднимается философами, связанная с понятием бытия – быть или казаться. Еще епископ Беркли говорил: «Существовать, значит быть воспринимаемым». Это тоже интересная проблема.

13. Бытие и сущее. В.С.Соловьев: «Сущее есть являющееся, а бытие есть явление».

14. Бытие и время.

А.С.Пушкин: Летят за днями дни,

и каждый час уносит частичку бытия.

Хайдеггер. Осн. соч. «Бытие и время».

15. Нужно также иметь в виду, что в русском (да и не только в русском) языке понятия «жизнь» и «существование» разводятся. Говорят, например: «жить, а не существовать!» («Истинное назначение человека — жить, а не существовать» — писал Джек Лондон 1,157). Получается, что существование и жизнь — разные вещи. И в самом деле, в русском языке слово «существование» при сопоставлении его со словом «жизнь» обладает гораздо более ограниченным смыслом. Так, говорить о смысле существования просто нелепо. Нет никакого смысла в существовании. Понимать человеческую жизнь как существование нельзя. Это не по-русски. Важно четко определять, в каком значении употребляются те или иные слова, понятия в естественном языке. Нельзя механически переносить слова из других языков в наш язык и понимать их также, как в этих других. В русском языке слово «существование» (применительно к человеческому бытию) имеет гораздо более низкое значение, чем слово «жизнь». Если же брать слово «существование» в космическом, вселенском значении, как существование Вселенной, вещей, тел, всего, что существует, то, безусловно, это слово обозначает гораздо больше объектов, чем слово «жизнь». Жизнь выражает только жизнь живого.

Правда, в биологии с XIX века употребляют выражение «борьба за существование». В этом случае «существование» выступает как синоним слова «жизнь» (в биологическом смысле), точнее синоним выражений «дление жизни во времени», «поддержание жизни».

Жизнь есть деятельность, а существование есть только сохранение чего-либо в течение какого-то времени, продолжительный период сохранения этого чего-либо в относительно неизменном виде. Поэтому чаще всего с существованием связывают существование неорганических тел и частиц.

В приравнивании жизни к существованию есть опасность редукционизма, сведения высшего к низшему (сложного к простому).

16. Проблема бытия и небытия (ничто). Переход от небытия к бытию означает возникновение чего-либо, а обратный переход означает уничтожение. Возникновение и уничтожение – фундаментальные понятия. В этом смысле различие слов «бытие» и «небытие» имеет определенный смысл. Сами слова «ничто» или «небытие» тоже имеют разные оттенки смысла. Ничто – нечто такое, что исключает бытие чего-либо вообще. Этот термин означает некоторую противоположность бытию (хотя ничто обычно сопоставляется не с бытием, а с нечто). А небытие – что-то более мягкое. Небытие какой-то вещи, чего-либо – это тоже философская проблема – как различать эти понятия.

17. Целый комплекс проблем, связанных с бытием, — это различные доказательства бытия Бога. Для религиозно настроенных интеллектуалов это гигантская проблема. Это ведь не просто бытие кого-то, кто существует вне нас, а и человеческое бытие, поскольку человек, по религиозным представлениям, создан Богом и зависит от него. Как утверждается в Евангелии: «Ни один волос не упадет с головы человека без божьего на то соизволения». Поэтому проблема доказательства бытия Бога касается непосредственно и человеческой судьбы.

17. В марксистской философии понятие бытия фигурировало еще в таком контексте – говорили о формах бытия мира или по-другому о формах существования материи. К формам бытия мира относили пространство, время, движение. Мир, согласно марксистским представлениям – некоторая система форм бытия.

Выражение «форма бытия» означает почти то же самое, что и выражение «объективно-категориальное определение мира».

 

В настоящей работе вместо понятия бытия используются другие слова-понятия: жизни, действительности, материи, реальности. Само оно используется исключительно как вспомогательное понятие-слово — подобно словам «есть, существует».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия?

На сайте allrefs.net читайте: "Что такое философия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие, существование

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л. Е.
Философия:Учебник.. — М., 2003. — 502 с.   Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями. Курс

С о д е р ж а н и е
  Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7 Раздел Первый. Что такое философия?........................ 9 Глава 1......

Любовь к мудрости
  Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Мудрость и сейчас остается существенны

Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
  Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа опреде

Практическая философия
  Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, то

Протофилософия
  Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого

Ранние греческие философы
Первый в истории философ — Фалес (625-545 до н. э.), живший на ионийском побережье Малой Азии, в Милете. Главная его идея — “всё есть вода”. Эта идея — чисто философская. Он

Аристотель
  Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Если Платон был идеа­листом,

Древняя философия после Аристотеля
  Эпикур (341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демокр

Философия средневековья
  Средневековье — эпоха господства религиозного сознания. Философия в этот период была ни чем иным, как служанкой богословия; т. е. она занималась в основном тем, что обслуживала рели

Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)
  В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от вли

Ф. Бэкон
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia es

Р. Декарт
  Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был филос

Б. Спиноза
  Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежд

Т. Гоббс
  Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых ча

Д. Локк
  Джон Локк (1632 – 1704) — английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма, основоположник материалистического сенсуализма[7]. Он придерживался формулы: «Нет ни

Г. Лейбниц
  Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчислени

Дж. Беркли и Д. Юм
  XVIII век – век Просвещения, распространения научного знания. Картина философских учений усложняется. Основная линия споров-дискуссий: между материалистами и идеалистами, рационалис

Вольтер и Руссо
  Вольтер(1694-1778)– французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодум

Французские философы-материалисты XVIII в.
  Дени Дидро (1713-1784) — последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир — движущаяся материя; источник движения н

И. Кант
  Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкого классического идеализма, один из величайших философов. Он родился в Кенигсберге (ныне — Калининград), был типичным кабинетным у

Послегегелевская философия
  Гегель – последний гигант философской мысли, оставивший систематическое учение по всем отраслям философии. Нет такого философа, который мог бы сравниться с ним по широте и глубине о

О. Конт
Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, родоначальник позитивизма, жил в первой половине прошлого века. Позитивизм – одно из самых значительных направлений философской мысли XIX – XX столетий

Л. Фейербах
  Людвиг Фейербах (1804 – 1872) — немецкий философ. Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии к

Марксистская философия
Карл Маркс (1818 – 1883) – родился в Трире, в семье юриста. ФридрихЭнгельс (1820 – 1895) – сын крупного капиталиста. Они были большими друзьями, их друж

А. Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтари

С.Кьеркегор
  С. Кьеркегор (1813 – 1855) был предтечей экзистенциализма. Он считал, что нечего размышлять о мире, что единственно интересный предмет – это сам человек, его су

Ф. Ницше
  Ф. Ницше (1844-1900) — немецкий философ. Сейчас он снова «в моде». Без конца переиздаются его сочинения, делаются попытки обелить, представить хорошим. Это с од

Общая характеристика русской философии
  До XIX века философствование в России было спорадическим явлением: отдельные философствующие умы (например, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев), немногие их сочинения,

Западники и славянофилы
  30-е – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. Спор о путях развития России, о том, должна ли Россия развиваться как са

П. Я. Чаадаев
  Первый западник — Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), подверг сокрушительной критике общественный строй России, утверждал, что русские не внесли никакого вклада в развитие человечес

В. Г. Белинский и А. И. Герцен
  Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) оказал значительное влияние на духовную жизнь России как литературный критик, философ, атеист, западник. Его письмо

В. С. Соловьев
  Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана иде

Н. А. Бердяев
  Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – религиозный мыслитель, философ-мистик, экзистенциалист. Его основные сочинения: «Смысл творчества», «Философия неравенства», «О назначе

Русский космизм
  Космическую философию развивали ученые-философы: Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были

В. И. Ленин
  В. И. Ленин (1970-1924) внес значительный вклад в развитие марксистской философии. Как философ известен в основном двумя работами: «Материализм и эмпириокритици

З. Фрейд
  Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, психолог, основоположник психоанализа. С середины 90-х годов XIX века разрабатывал психоанализ — психотерапевтический метод лечения

Феноменология
  Родоначальник этого направления Эдмунд Гуссерль обратил внимание на то, что очень многие наши представления вызваны искусственным путем, т. е. предложены кем-то. Гу

Экзистенциализм
Экзистенциалисты утверждали примат существования над сущностью: человек не реализует свою сущность, а создает ее в процессе своего существования. Они подчеркивали уникальность и неповторимость чело

Прагматизм
  Прагматизм — специфически американское направление философской мысли. Деловая активность американцев должна была философски осмыслена и она получила это осмы

Логический позитивизм и аналитическая философия
  Логический позитивизм — «унифицированная наука» (М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах) — течение, занимавшееся методологическими проблемами науки 1-й половины

К. Поппер
  Карл Поппер (1902–1994) внес заметный вклад в развитие философии науки. Он показал, что научное знание отличается от житейского знания-мнения тем, что оно основано на логике, дедукт

Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.
Еще будучи студентом Кастанеда (1929—1998 гг.) встретился в 1960 г. со стариком-индейцем и был покорен его личностью. (См. “Учение Дона Хуана”, «Путешествие в Икстлан»). Ф

Постмодернизм
Ж. Делёз, Ж. Деррида, М. Фуко — главные фигуры этого направления философии. Постмодернизм — новый вариант умеренного иррационализма. Он причудливо соединяет линию философии жизни-экзистенциализма и

Современная философская мысль
  Современная философская мысль имеет следующие особенности: 1. Философы в большинстве своем, наконец, осознали, что философия — особый тип культуры, отличный от науки, искус

Картины мира
  Как я уже говорил вначале, философия состоит из трех частей — учения о мире, его категориальной структуре, учения о человеке-обществе и учения о методах и формах человеческой деятел

Духовное и материальное (идеальное и реальное)
  Вопрос о соотношении материального и духовного, реального и идеального связан с исследованием человеческих форм деятельности – познания, мышления, практики, труда, психической и физ

Источники построения категориальной картины мира
  Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше

Категориальная структура мира
  Вопрос о естественной системе категориальных определений мира — не только вопрос об источнике категориальной логики мышления. Это также и вопрос о том, что такое мир, как он существ

О категориальном детерминизме
  В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определе

Категориальная картина мира
  Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение «научная картина мира». Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира,

Мир — это материя и движение; в мире нет ничего, кроме материи и движения.
Наиболее фундаментальными определениями мира являются материя и движение. Они же ­основополагающие категории, составляющие ядро категориальной картины мира. Это значит, что все осталь

МАТЕРИЯ ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ   Ниже, на следующей странице — на основе этой схемы — дается схематическое представление категориальной картины мира, которое для краткост

Соответствия и антисоответствия между категориями
  Практически во всех категориальных семействах имеются пары категорий и отдельные категории, которые определенным образом соответствуют друг другу, как будто одни и те же пракатегори

Материя и движение
  Представление о парности, соотносительности материи и движения имеет глубокие корни в философии. Вспомним элеатовскую антитезу всеединого бытия и движения многообразного, учение ато

Структура материи
  Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить ее структуру. Позволительно, однако, спросит

Качество
  До сих пор о качестве говорилось как стороне материи. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его «хозяйство». Здесь, естественно, возникает вопрос о структуре качества, о системе су

Количество
  В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельз

Виды материи
  Противоположными видами материи являются тело и группа (групповая материя). Они соответственны сторонам материи. Для тела акцент падает на качество, для групповой мате

Тело, мезоматерия, группа
  В учении древних о четырех стихиях в зачаточном состоянии заключена идея о различных логически взаимосвязанных видах, типах материальной реальности. Не случайно такие крупнейшие мыс

Виды тела
  Эмпирически наблюдаемыми видами тела являются неорганические микро-, макро- и мегатела. К микротелам относятся молекулы, атомы, элементарные частицы, кварки. К макротелам отн

Группа (групповая материя)
  Группа (групповая материя) — это бессистемная, бесструктурная, хаотическая совокупность внешним образом взаимодействующих (сталкивающихся) друг с другом тел. Пример чисто групповой

Мезоматерия
  Мезоматерия, как мы уже говорили, — промежуточный вид материи. Она соединяет черты тела и групповой материи. Как тело она в какой-то мере целостна, как группа — представляет собой с

Виды организма и сообщества
  Видами организма являются одноклеточный организм, многоклеточный организм (растение и животное), живое существо, человек. Видами сообщества являются колония простейших, соо

Общая характеристика движения
  Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с о

Пространство
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится дви

Движение в пространстве
  Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории «движение в пространстве». В ней представлены четыре субкатегории: перемещение, покой, поведение, положение. Пер

Движение во времени
  Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории «движение во времени».

Развитие
  Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитие — сложноорга

Общая характеристика противоречия
  Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразуме

Структура противоречия
  Как было сказано выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы гово

Простые (внутренние и внешние) противоречия
  Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской философии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
  Внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами являются

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  От обратимых и необратимых процессов нетрудно перейти к внутренним и внешним противоречиям. Покажем, что в основе внутреннего взаимодействия лежит взаимопереход противоположносте

Сложные (органические) противоречия
  Как уже говорилось выше, отличие сложных противоречий от простых того же рода, что и отличие живых организмов от неорганических систем. Всякое сложное противоречие составле

Гармонические и антагонистические противоречия
  По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновени

Золотая середина
  Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней. Крайнос

Противоречия в мышлении
  Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические про

Общая характеристика становления
  Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи

Становление и развитие
  Становление является по преимуществу движением от старого к новому. Не таково развитие. Оно — ряд изменений организма (сообщества), которые приводят к его усилению, т. е. это не пер

Возможность
  Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т. е. не существу

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. 17. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   Случайность есть специфическая, единичная возможность, о

Действительность
  Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — «внешнее» определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности

Закон и явление
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

С Т А Р О Е
  Рис. 18. Диаграмма (структурная схема) категории действительности   Явление есть внешняя сторона или, короче, внешняя действительность. Его можн

Причина — действие — следствие
  Эта триада категорий относится к категории «явление». Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явлен

Вещь — свойство — отношение
  Выше речь шла об отношениях между явлениями. Теперь следует заглянуть внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части», то получим триаду категорий «вещь-свойст

Сущность
  Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительност

Старое и новое
  Старое и новое — виды действительности, взятые в аспекте становления. Различение старого и нового предполагает выход за пределы данной действительности, в реальность

Эволюция и революция
  Эволюция и революция — виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепен

Сущность человека
  Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое

ЧЕЛОВЕК
(в разделительном смысле, индивид) организм живое личность существо живот- ное        

Происхождение человека
  Существуют разные точки зрения на происхождение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланетная). Философия выступает арбитром в этом вопросе. В настоящем труде излагаетс

Организация человека
  Человек — единство духовного и материального (психического и физического). Как психическое существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное су

Типология человека
Самое важное деление людей – на мужчин и женщин. Это коренное различие людей. К сожалению, современное цивилизованное общество по-настоящему не знает этого. В Древнем Китае не

Жизнь. Смысл и цель жизни
  Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе по

Смысл жизни
  Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления[33] или лишена смысла, бессмысленна,

Цель жизни
  Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет Ф.М. Достоевский   Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момен

Смерть и бессмертие
  В живой природе и человеческом обществе связь конечного и бесконечного приобретает характер взаимоопосредствования. Это отчетливо видно на примере соотношения смертности и бе

Живая связь смертности и бессмертия
  Выше говорилось о том, что жизнь создает и разрешает противоречие между конечностью и бесконечностью существования. Это — общее решение проблемы. Как же конкретно “работает” указанн

Продолжение человеческого рода, любовь
  Поскольку личное бессмертие невозможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема продолжения рода, воспроизведения себе подобных. Как говорил Платон, смертное, в

Творческое бессмертие
  Творчество является специфически человеческой формой “делания” бессмертия. Когда говорят о социальном бессмертии, то чаще всего имеют в виду творческую деятельность и ее плоды, кото

Потенциальное бессмертие
  До сих пор я говорил о реальном бессмертии в плане различных форм деятельности (любви и творчества). Теперь “развернемся” на 90° и рассмотрим проблему “делания” бессмертия в плане р

Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
  Имеется множество свидетельств философов, ученых, деятелей культуры о том, что любовь и творчество раздвигают пределы жизни в глубину, открывают в ней самую настоящую бездну — то, ч

Активное долголетие
  Выше была рассмотрена взаимосвязь смертности и бессмертия в общем плане, безотносительно к конкретным срокам индивидуального существования человека. Здесь, однако, есть еще один воп

Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
  Имеется такое свидетельство об отношении Л.Н. Толстого к смерти. “Высокочтимый граф Лев Николаевич, — писал И.Н. Янжул, — последние годы имел слабость охотно беседовать о смерти...

Человеческий смысл творчества
  Как уже говорилось, смысл жизни человека — в любви и творчестве. В любви человек воспроизводит себя как живое существо. В творчестве он воспроизводит себя как культурное

Гуманизм — философия человечности
  Гуманистическая философия — умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ. Человечность — безотчетный, непосредственный, стихи

Либерализм
  В последние века идея прогресса в деле свободы как политическая идея стала знаменем мощного течения общественной мысли — либерализма[36]. Последний мо

Противоположные взгляды на свободу
  В истории философии можно наблюдать две взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель) сближают это понятие с понятием необход

О так называемом парадоксе свободы
  К. Поппер следующим образом описывает этот парадокс: “Так называемый парадокс свободы показывает, что свобода в смысле отсутствия какого бы то ни было ограничивающего ее конт

Свобода как возможность выбора
  Весьма распространенным является представление о свободе как возможности выбора. И это вполне справедливо. В этом понятии свободы отчетливо можно видеть наличие обоих противо

Способность выбора
  С субъективной стороны возможность выбора означает способность выбора. Человек, несмотря на огромные возможности, которыми он располагает, может оказаться неспособным

Формула свободы
  По определению свобода есть взаимоопосредствование случайности и необходимости. Ее можно выразить формулой: Св1 = ( Н — [ С — Н ) — С]

Зависимость и независимость
  Выше я говорил о становлении живой природы и человеческого общества как последовательном восхождении от свободы одной степени к свободе другой, более высокой степени. Но прогресс в

Общество — взаимодействие людей
  Общество – некоторое взаимодействие людей, общение людей. С одной стороны человек без общения жить не может, а с другой, он достаточно обособлен. Человек всегда стремится не только

Структура общества
  Общество в известном смысле повторяет человека как живое существо. См. диаграмму (структурную схему) общества (рис. 25):

Государство
  Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей. Дж.Ст. Милль [LB9] Государство — политико-правовой институт, устана

Смена форм государственной власти
  На протяжении последних тысячелетий основной формой государственной власти была наследственная монархия. Государство держалось на полубиологическом институте правления. То есть руко

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
  Народ — общность людей, имеющая один язык, одну культуру и одну территорию. Народность — малочисленный народ. Нация — народ, организованный в государство.

Патриотизм, национализм, шовинизм
  Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение человека к своему отечеству (как к самому себе). Существуют разные формы патриотизма: любовь к малой Родине и любовь

Отношения между людьми. Справедливость
  Существуют две крайности в понимании природы человеческих отношений. Одни философы абсолютизируют изначально враждебный характер межчеловеческих отношений. Эта точка зрения

Cправедливость
  Не существует какой-то одной справедливости. Есть справедливость, порождаемая различием людей (по происхождению, условиям жизни и способностям-делам), и есть справедливость, порожда

Критика идей социализма и коммунизма
  Ниже приводится материал, написанный в основном еще в советское время. В нем содержится заочный ответ всем сторонникам идей социализма и коммунизма, утверждающим, что теория хоро

Механистический тоталитаризм
  Механистический тоталитаризм — это представление общества как некой машины, механизма. Человек в таком обществе находится в системе жестко-детерминированных, однозначных связей и ра

Мораль, право, политика
  Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития

Золотое правило поведения
  В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе

Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе. Оно устанавливает, фиксирует, определяет

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
Благо и зло — наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо — положительно оцененное явление, положитель

Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
Утверждая неустранимость морального зла из жизни людей, общества, некоторые моралисты и ученые-этики аргументируют, как правило, по схеме: "добро существует лишь постольку, поскольку существуе

Мотив оттенения добра злом — известный мотив. Он звучит еще при сопоставлении жизни и смерти (1), здоровья и болезни (2), богатства и бедности (3).
1. В рассуждениях о пользе смерти нередко используется тезис: смерть нужна, чтобы по-настоящему оценить значимость жизни. К. Ламонт, например, пишет: “Я убежден, что откровенное признание смертност

Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
  Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Все зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне

О культуре поведения
  Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый ин

Культура
  К сведению тех, кто понимает под культурой нечто аморфное и безбрежное, кто включает в ее состав вещи, несовместимые с нормальной человечностью. Культура — это совоку

Феномен антикультуры
  В последние 80-100 лет пышным цветом «расцвела» антикультура[69]. Сначала она поразила Запад, а после 1991 года активно внедряется в нашу российскую действител

Искусство
  Искусство — коллективное чувствование. В вопросе об искусстве постоянно идет спор между теми, кто делает упор на коллективности (крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для н

Религия
  Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание религия выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, пре

Об атеизме и свободомыслии
  Атеизм — позиция несвободы. Атеист на “да” верующего должен говорить “нет”, а на “нет” верующего — “да”. Т. е. атеист не свободен в определении своей позиции по

Мистика
  Во всякой религии есть значительный элемент мистики. И во всякой мистике есть значительный элемент религиозности (религиозной веры, трепета, страха, поклонения, экстаза). Возьмем хр

Цивилизация
  Цивилизация — культурно-историческая общность людей или сообщество людей с определенным типом материальной и духовной культуры. Непременными признаками цивилизации являются наличие

Наше время и ложный объективизм
  Сейчас стало чуть ли не правилом хорошего тона ругать наше время, говорить о его тяжестях и т. д. и т. п. В основном ругают те, кому за 50-60 лет. Здесь мы сталкиваемся с феноменом

Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
  Современное человечество нуждается не только в порядке на отдельных национально-исторических территориях, но и в порядке во всемирном масштабе. Отсюда стремление к глобализму, к соз

Экогуманизм
    1. Почему экогуманизм? Не может быть чисто экологической проблематики без человека. Экология и гуманизм неразделимы — как два магдебургских полушария. Вспомним:

Человечество на рубеже веков
  1. ХХ век — самый интенсивный, самый событийный век в истории человечества. Еще более интенсивным, богатым событиями будет наступающий XXI век. 2. ХХ век — время мировых во

ХХI век будет, несомненно, веком дальнейшего мощного прогресса в деле свободы.
Это, во-первых, будет век первых поселений людей в космосе. Во-вторых: будет, наконец, решена задача создания управляемой термоядерной реакции. Энергетически человечество перестанет

Человечество на рубеже тысячелетий
  Теперь о том, что было и что будет в Масштабе тысячелетий. 1. Возрастание численности людей. В 3-м тысячелетии численность всех людей возрастет на много порядков, в основно

Периодизация человеческой истории
  Человеческую историю можно разделить на четыре больших периода: 1) первобытный период: присваивающе-производящий; 2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолити

Эволюция и революция в человеческом обществе
  Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций

ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
  Да здравствуют музы, да здравствует разум! А. С. Пушкин   Итак, переходим к последней части философии: философии деятельности или, по другому,

Деятельность
  Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего.

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. 27. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   (движение от достигнутого результата к новой цели). Ясно, что чело

Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
  Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют вну

Цель, средство, результат
  В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные катег

Субъект и объект
  В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельно

Виды человеческой деятельности
  На схеме «Виды человеческой деятельности» (см. ниже) наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика — противоположно направл

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. 28. Схема “Виды человеческой деятельности”     Описание схемы «Виды человеческой деятельности». На самом

Труд, отдых, игра, творчество
  Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных

Психика
  Психика — высший орган управления поведением человека. Она имеет сложную структуру, которая обобщенно выражается в такой схеме: вера │ сознание—мышл

Вера и убеждение
  Нередко высказывают мнение, что вера и убеждение — одно и то же. Такое мнение характерно для верующих. Они склонны сдвигать весь спектр жизнезначимых духовных феноменов в сторону ве

Несчастное и преступное сознание
  Люди с несчастным и преступным сознанием исходят из того, что «мир полон зла», что все или большинство людей погрязли в грехе, порочны, эгоисты, сволочи и т. д. и т. п. Нес

Способности мышления
  К способностям мышления относятся ум, разум, рассудок, вероятностное мышление. Этим способностям соответствуют четыре вида мыслей: интуитивная мысль (догадка) — прои

РАССУДОК Р А З У М У М
(ЛОГИКА) {КАТЕГОРИАЛЬНАЯ [ИНТУИЦИЯ] (ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА} ЛОГИКА) {И Д Е Я} (УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ,{МУДРОСТЬ} [ДОГАДКА]

Хитрость
  Гегель говорил: “хитрость — слабость ума”. Это утверждение верно лишь отчасти. Человек порой вынужден хитрить, поскольку не знает иных способов решить проблему. Конечно, стремление

Мудрость
  “Разумность, — писал Николай Кузанский, — есть знание истины, чувство красоты и желание блага”. И в самом деле, в мудрости добро, красота и истина соединяются как в фокусе. От таког

Рассудок и логика
  Слово “рассудок” в естественном языке употребляется и в значении “дедуктивное мышление”, и в значении “вероятностное мышление”. В обоих случаях люди рассуждают, а поэтому мыс

Дедукция, рассуждение
    Как уже говорилось, логика — это прежде всего дедукция (выведение, по-русски). Дедукция сама по себе есть нечто формальное и пустое; она имеет смысл лишь в

Вероятностное мышление
  Человеческое мышление носит большей частью вероятностный характер. Вероятностное мышление занимает промежуточное положение между (дедуктивной) логикой и интуицией. Одним своим “конц

Предположение
  Имеется определенная путаница в использовании слов “предположение” и “догадка”. Даже в толковых словарях их взаимоопределяют: догадку как предположение, а предположение как догадку.

Чутье, наитие, умонастроение, догадка
  Чутье в одном из основных значений — способность угадывать, догадываться. В сущности, чутье — русский эквивалент интуиции. Наитие — почти

Ограниченность и абсолютизация интуиции
    Интуиция — великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легкомыслие и/или мистицизм. В известной степени абсолютизацией

Идея — мысль Разума
  «Ум человека складывается из совокупности его идей. Без идей нет ума» — говорил К. Гельвеций. Идея является самой богатой, самой содержательной “формой” мышления и в качестве таково

Диалектика идеи
  Идея, будучи сложным, многогранным феноменом мышления, заключает в себе множество разных противоречий[88], которые вместе и обусловливают ее специфичность. К числу наиболее характер

Место идеи в творческом процессе
  Идея является такой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процес

Жизнедеятельность
  Жизнь в целом включает в себя все виды деятельности. Жизнь современного человека, как правило, раздваивается на общую жизнедеятельность и специализированные виды деятельности. К пос

Сущность творчества
  Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового: к новому знанию в случае познания-открытия к новому благу в случае изобретения к нов

Талант и гений
  Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей: задаток→способность→талант→гений Задаток — возможность

Познание
  Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. Противоположности, в которых движется познание:  

Индивидуальное и коллективное познание
  Индивидуальное познание отчасти входит в индивидуальный вненаучный опыт человека, а отчасти — в коллективное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к

Формы индивидуального познания
  Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они — психические формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания.

Наука (коллективное познание)
  В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Современная наука — конгломерат различных дисциплин. Их можно условно разделить на естественные, гуманитарные,

ЭМПИРИЯ
  Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг друга). Теоретическая гипотеза — когда теория предполагает эмпирию.

Гипотеза
  Необходимой формой перехода от незнания к знанию в любой области науки является гипотеза. Гипотеза — форма развития знаний, представляющая собой обоснованн

Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
  Согласно Т. Куну для «нормальной науки» характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма — совокупность принципов, норм

Благо (ценность)
  В самом общем виде благо (ценность) — то, что удовлетворяет наши потребности-желания или служит их удовлетворению. Понятие блага отличается от понятия ценности тем,

Виды практики
  Практику можно условно разделить на три вида: 1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосоверш

Игровая деятельность
  Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она проте

Искусство (художественная деятельность)
  Искусство — квази- как бы познание и квази- как бы практика. Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, вкл

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
    1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по фил

Книги автора
  1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. — 96 с. 2. Как мы думаем? М., 1996. — 60 с. 3. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. — 293 с.

Указатель имен
Абчук В.А. Августин Блаженный Аверинцев С.С. Александр Македонский Александр Север Алексеев В.П. Алешин С.

Систематический курс
  Лев Евдокимович Балашов, философ-писатель, автор 20-и книг, родился в 1944 г., окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги