рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование человека как вида на уровне универсальных сил

Формирование человека как вида на уровне универсальных сил - раздел Философия, Эволюция и сознание Прежде Всего, Необходимо Оговориться, Что, Используя Термин “Сознание”, Мы Вы...

Прежде всего, необходимо оговориться, что, используя термин “сознание”, мы вынуждены говорить о двух разных, хотя и взаимосвязанных вещах: 1) сознание как универсальная сила, участвующая в формировании человека как вида[55], и сознание как специфически человеческая способность.

Я сознаю, что такое пересечение терминологии затрудняет обсуждение проблемы, но изобретать новые термины мне тоже не кажется правильным. Поэтому там, где эти вопросы обсуждаются параллельно, я буду уточнять, какое из пониманий подразумевается в каждом конкретном случае.

На мой взгляд, не вполне верно убеждение, что в процессе эволюции материальных форм усложняется сознание (или же появляется сознание, тогда как раньше была лишь психика). Не происходит развития сознания в том виде, как иногда считают: поскольку амеба имеет одни возможности, червь – другие, обезьяна – третьи, то нарастание возможностей – свидетельство эволюции сознания. На самом деле это и так, и не так. Не так, потому что для каждого из эволюционирующих видов представленность разных форм проявления сознания максимальна из возможных для данного уровня организации. В этом смысле, эволюции сознания нет: оно имеет высшие (по отношению к потенциально возможным для данной формы организации материи) уровни реализации у каждого вида. Оно все время максимально выражено.

И в то же время эволюция сознания есть, поскольку спектр возможностей взаимодействия организма с миром увеличивается. Поэтому правильнее всего сказать так: усложняются и дифференцируются способности, которые в рамках современной научной парадигмы мы относим к категории “сознание” (внимание, научение, память), но не эволюционирует сознание, как универсальная сила, которое всегда, в любой живой структуре имеет высшую степень представленности, потенциально возможную для данной структуры (для данного вида организмов).

Результат действия универсальных сил – найденная структура-оптимум – в равной степени совершенна и в мире форм (идей, образцов), и в материальном (физическом) мире в обеих своих составляющих: телесной и психической.

Кстати, наше неполное принятие принципа единства души и тела проявляется и в этом: никому не придет в голову утверждать, что тело человека более совершенно, чем, допустим, тело орла или дельфина. Все понимают, что каждый из этих видов живых существ занимает свою нишу и по отношению к условиям собственной среды обитания тело их совершенно. Но в том, что касается сознания, мы так не думаем. Напротив, человек убежден, что именно его психика – вершина творения, остальное – лишь ступени к вершине пирамиды, которую он гордо занимает. А ведь если отказаться от дуализма души и тела, то и в отношении сознания мы должны допустить, что и оно совершенно на каждом этапе эволюционного процесса.

Еще один важный момент. Увеличение возможностей взаимодействия организма с миром, на мой взгляд, происходит не так, как мы обычно себе представляем: в процессе приспособления к каким-то новым условиям развиваются новые способности, или же (в терминах гипотезы преадаптации) – некая способность возникает как побочный продукт какого-то процесса, а затем может быть использована для других целей. Чтобы понять, как происходит “эволюция сознания”, что представляет собой “эволюция сознания”, нужно по-настоящему принять положения, что душа и тело – два разных уровня проявления одного и того же, условно говоря, “две стороны одного листа бумаги”. Чего “одного и того же”? Я думаю, энергетических процессов, протекающих в человеке. А они, в свою очередь, представляют собой форму воплощения в материальном мире параметров универсальных сил, творящих человека на уровне замыслов, энергии. Хочу обратить внимание: выражение “универсальные силы” я использую как метафорическое. Оно символически репрезентирует разного типа динамики жизненных процессов, имеющих место, как в природе, так и в человеке. Например, универсальная сила “дерево” будет репрезентировать такие параметры процессов: рождение и рост, гибкость; “земля” – плодородие, питание и превращение; “вода” – текучесть, холод, способность к движению назад. Вот как об этом говорится в древнем трактате “Щуцзин”: “Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; постоянная природа дерева – поддаваться сгибанию и выпрямляться; постоянная природа огня – гореть и подниматься вверх; постоянная природа земли – принимать посев и давать урожай; постоянная природа металла – подчиняться внешнему воздействию и выпрямляться”[56].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эволюция и сознание

На сайте allrefs.net читайте: "Эволюция и сознание"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование человека как вида на уровне универсальных сил

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В авторской редакции
Рецензенты: доктор филос. наук И.Т.Касавин доктор филос. наук Е.А.Сидоренко доктор филос. наук В.П.Филатов   Б 53 Беск

Противоречия концепции естественного отбора
Существуют различные варианты сжатого изложения базисных параметров дарвиновской эволюционной парадигмы. Я бы предложила такой: эволюция направляется случайностью, плюс удачным стечением обстоятель

Социобиология и эволюционная психология в подходе к проблеме репродуктивного поведения
Сейчас пришло время рассмотреть отличие социобиологического и эволюционно-психологического подхода к пониманию проблемы “передачи собственных генов потомству”. Социобиология как направлени

Парадоксы предпочтения фенотипии
Теперь я хочу показать, что даже понятие большей внешней привлекательности особи-носителя благоприятной мутации не так уж очевидно соотносится с традиционным пониманием отбора. На первый взг

Грехопадение в филогенетическом аспекте
Итак, я попытаюсь приступить к анализу логики формирования человека как вида, его эволюции и развития у него тех когнитивных способностей, с которыми сегодня мы связываем представлени

Реликтовое мироощущение
Гармония, в моем представлении, – это состояние, когда одно и то же действие приносит удовольствие и А, и В, где А и В составляют целое. На ранних этапах эволюции человек находился в гармо

Логика формирования видов
Итак, усложняется и дифференцируется взаимодействие универсальных сил, участвующих в создании каждого нового вида живых организмов, осуществляемое не на уровне физического мира. Условно можно сказа

Объемная модель эволюции
Итак, на мой взгляд, ни эволюции материи, ни эволюции сознания не происходит в том виде, как это обычно считают (например, такая вера выражается в поисках “промежуточных видов” между обезьяной и че

Природа универсальной силы “сознание” в нашем мире
Параметры проявления универсальной силы “сознание” в нашем мире таковы: во-первых, в том случае, если существо воспринимает происходящее на основе использования сознания как универсальной силы

Филогенетические корреляции грехопадения
Моменту низвержения из Рая (символический аспект), пробуждению самости (онтогенетический) филогенетически, на мой взгляд, соответствует стадия, когда человек начинает изготавливать орудия труда. Бо

Неотения
Интересно явление неотении: наличие во взрослом организме таких черт, которые у другого вида присутствуют только у детенышей. Так, у взрослых людей есть многие характерные черты, которые имеет д

Сознание как излучение
Все живое излучает. Я бы даже сказала, что наличие излучения – это признак того, что перед тобой находится живое существо. Излучение информативно в отношении излучающего объекта[69]. Но это только

Живое в многомерном мире
И еще один момент, на который я хотела бы обратить внимание. Люди, развившие в себе способность многослойного восприятия, свидетельствуют о том, что мир вокруг них как бы оживает, наполняется каким

Рождение сознания
Почему рождается сознание? Почему появляется эго? Почему ощущение собственной самости, отделенности, отдельности, возникнув, является таким устойчивым? Все эти вопросы имеют общий корень.

Эго-панцирь
Эго-панцирь призван стабилизировать нестабильную структуру (человека после грехопадения), возникающую вследствие диссоциации верха и низа, материи и сознания, добра и зла. За счет чего это достигае

Буквальная интерпретация эпизода грехопадения
До вкушения от древа познания эволюция осуществлялась в условиях внутреннего единства человека с миром и исключала какие-либо формы самопринуждения, насилия над собой. Социализация – это, на

Включение самосознания-самоконтроля
Итак, в результате грехопадения человек обрел новое мировосприятие. Теперь мир виделся ему не единым, целостным, гармоничным, а расколотым, враждебным, чужим. Фактически, получив знание добра и зла

Человеческое сознание
Специфически человеческое сознание, т.е. то, с чем мы знакомы по нашему сегодняшнему повседневному опыту, а не универсальная сила, участвовавшая в создании структуры “человек”, на мой взгляд, и явл

Современные когнитивные способности
Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи. Параметры этой способности (которую Мать, по свидетельству Сатпрема, называла

Сознание и я-ось
Как известно, сознание теснейшим образом связано с Я в человеке. И поскольку Я-ось, на мой взгляд, формируется как средство компенсации центробежных тенденций в структуре человека, постольку и созн

Сознание как шаги в пустоте
Итак, наши усилия компенсировать утрату непосредственного постижения сущности приводят к развитию способности формирования собственной, мысленной, воображаемой реальности, которая постепенно, шаг з

В чем божественность постижения добра и зла?
Итак, раньше человек в основе своих излучений-взаимодействий с миром имел излучение мира. Сам же лишь направлял его туда, куда хотел. И сразу получал всю потребную информацию. Потому что и другие с

Происхождение языка
Одной из важнейших способностей, которые связываются в современной научной традиции с сознанием, является способность к усвоению языка, использованию его для выражения собственных переживаний, а та

Именование как звукоподражание
Здесь, как мне кажется, очень полезна гипотеза звукоподражательной природы языка, поскольку позволяет объяснить происхождение многих выражений[102]. В то же время, она, на мой взгляд, вполне соглас

Диффузный синестезический образ звуков
Теперь я постараюсь показать, что человек способен формировать диффузный синестезический образ звуков не зависимо от смысловой компоненты выражения. Обычно мы этого не замечаем, т.к

Опыт переживания альтернативной реальности
Теперь обратимся к интересным свидетельствам, связанным с непосредственным опытом переживания альтернативной реальности в результате приема галлюциногенов. И в частности, познакомимся с тем, как в

Выражение сущности на основе звукоподражания внутреннему ощущению объекта
В самоотчетах Д.Маккенны мы сталкиваемся с одним очень интересным феноменом: подражание возможно не только “внешним” звукам, но и “внутренним”. Что я имею в виду? Звукоподражательная теория происхо

Природа символизма
Итак, мы рассмотрели некоторые закономерности эволюции человека как вида; показали, на каком основании, когда и в связи с чем возникает специфически человеческое сознание, какие эволюционные задачи

Язык символов как эпистемологический феномен
Вопрос о символах можно рассматривать в разных плоскостях. Например, речь может идти о конкретных понятиях, их значениях в тех или иных культурах, в различные исторические отрезки времени, о

Логика возникновения символа
Почему у разных народов, относительно которых неизвестно, чтобы между ними в древности существовали культурные контакты (например, китайцы и индейцы), встречаются сходные символические мотивы – и о

Постижение символа как переживание
Итак, язык символов – результат репрезентации человеком воспринятого им глубинного знания теми средствами, которые имеются в его распоряжении и которые сформировались в результате взаимодействия с

Сознание как средство постижения
Иначе говоря, процесс постижения символического знания видится мне состоящим из трех этапов: 1) трансформация внутренней природы человека, когда его вещество-носитель утрачивает качество диссоцииро

Бессознательное
Сейчас я нарушу все каноны академичности и не только изложу гипотезу, но и объясню, как она у меня родилась, как осознавалась и формулировалась. Сделаю я это для того, чтобы проиллюстрировать сформ

Образ “лавы” как метафора бессознательного
Итак, накануне вечером, перед сном, я проделала все необходимое и заснула. Среди ночи вдруг проснулась, и в голове у меня было слово “лавина”, которое почти сразу же трансформировалось в слово “лав

Феномен предзнания
Известно, что мы воспринимаем много больше того, что осознаем. Но я думаю, мы воспринимаем и много больше того, что допускается современной научной картиной мира (это все те формы восприятия, котор

Бескова Ирина Александровна
Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги