Реферат Курсовая Конспект
Философы дикой природы и природоохраны - раздел Философия, Философы Дикой Природы И Природоох...
|
Философы дикой природы и природоохраны
Борейко В.Е.
Рассматриваются воззрения 45 философов дикой природы и природоохраны из США, Канады, Норвегии, Австралии, Финляндии, Индии, Италии, Польши, Германии и Великобритании, России и Украины. Приведена библиография их работ.
©Борейко В.Е., 2002
©Киевский эколого-культуpный центp, 2002
Предисловие
Огромным недостатком отечественной природоохраны является ее оторванность от мирового, прежде всего западного, природоохранного движения. И это длится уже более 70 лет. Нам не известна (или почти не известна) его история, концепции, герои, идеология, философия. Даже в центральных библиотеках нельзя отыскать природоохранные книги и журналы, изданные на Западе.
Все это обедняет нас, ослабляет наши усилия по защите родной природы. Мы лишены огромного пласта мировой культуры, интереснейшей экофилософской мысли. Наша отечественная защита природы становится все менее духовной и все более прагматичной. Ведь независимая природоохрана часто угрожает карьере. А когда в природоохранной идеологии нет никаких четких этических ориентиров, под вывеской "охрана природы" некоторым удается заниматься всем подряд, угождая и "вашим и нашим". Кто может толком ответить: зачем и для чего мы охраняем природу? Над нашей природоохраной довлеет меркантилизм, марксизм, антропоцентризм и комплекс двойных стандартов. Из святого дела охрана природы превратилась в средство наживы. Отечественная идеология охраны природы заблудилась и никак не может выбраться из чащи сомнительных лозунгов и мифов эпохи развитого социализма типа "рационального использования природных ресурсов на благо советского народа". Нам неизвестны идеи мировой экофилософской мысли, а также отечественных пионеров охраны природы о моральных правах дикой природы, о внутренней ценности животных и растений, не зависящей от ее пользы для человека. Мало кто из нас созрел охранять природу не для человека, а ради ее самой.
Как попугаи мы заученно повторяем байку, что заповедники создаются для науки, а чтобы полюбить природу - е
Будда
Будда (623-544 гг. до н.э.) - основатель мировой религии -буддизма, в миру - принц Сиддхартха Гаутама, сын царя одного из индийских племён. Буддизм - экологичная религия, в чём, несомненно, велика заслуга её основателя.
Будда учил, что Вселенная и все существа в ней находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя во взаимосвязанности. Поэтому по отношению к живым существам Будда провозгласил два важнейших принципа: "ахимсы" и "метты". Принцип "ахимсы" означает непричинение вреда всем живым существам, и принцип "метты" - доброты и любви ко всем живым существам, большим и маленьким, родившимся и неродившимся.
Известно такое изречение Будды: "Не совершай зла, но практикуй всё доброе и держи своё сердце в чистоте". Первую проповедь Будды, по легенде, слушали не только монахи, но и две газели.
Был случай, когда Будда, весь израненный, прыгнул в огонь, чтобы изжарив себя, накормить своим телом голодного нищего. Но, перед тем, как прыгнуть, трижды отряхивается, чтобы вместе с ним не погибло ни одно из насекомых, гнездившихся в мехе его шубы. Согласно буддизму, нельзя убивать животных и потому, что существует смена жизней. Так, Будда в прошлых жизнях был кроликом, лебедем, рыбой, обезьяной, слоном и оленем. К жизни другого нужно относиться так же, как к своей. "Как мать бросает всё, чтобы спасти своего единственного сына, так буддист всегда должен выказывать безграничную любовь и сочувствие ко всем живым существам", - учил Будда (Борейко, 1999а).
Однажды Будда дал обезьяне молитву, часть из которой звучит так: "Моя любовь к безногим, моя любовь к двуногим, моя любовь к четвероногим, моя любовь к многоногим. Пусть безногие, двуногие, четвероногие, многоногие не вредят мне, и пусть все чувствующие существа без исключения будут счастливы и не ведают никакого зла".
Будда издал правило, запрещающее путешествовать во время дождливого сезона, когда на поверхности земли появляются черви и насекомые, на которых случайно можно наступить. Рассказывают, как один монах построил себе глиняную хижину и решил её обжечь, дабы придать ей прочность. Будда воспротивился этому, боясь, что в огне погибнут насекомые. Хижину по его велению разобрали, дабы не давать плохих примеров будущим поколениям. Известен случай, как Будда, чтобы накормить голодного тигра, отрезал и дал ему часть своего тела.
Будда сформулировал 11 заповедей для мирян (для монахов их несколько сотен). Одна из заповедей - "не убий" - означает, в отличие от подобной в христианстве, что следует избегать убийства любых живых существ, а не только человека. Будда всегда серьёзно осуждал шум. Однажды за шумное поведение он приказал группе монахов покинуть монастырь.
Говорят, Будда сравнивал своё поведение с повадками льва: "Он рычит, возвещая о себе, да не совершу я уничтожения крошечных существ, блуждающих наугад".
Известна также история, как Будда спас 10 тысяч рыб в пересыхающем водоеме, позвав туда слонов, которые долили воды. После этого он объявил праздник спасения рыб.
Будду можно считать не только одним из основоположников экологической этики, но и природоохранной эстетики. Так, Будда учил ценить красоту дикой природы саму по себе, без всяких дополнительных чувственных ассоциаций.
Философские взгляды Будды о человеческом сострадании, уважении и почтении к жизни оказали огромное влияние на таких современных философов дикой природы как Генри Торо, Альберт Швейцер, Гарри Снайдер и др.
Литература
1. Борейко В.Е., 1999. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов, т. 1., издание второе, дополненное, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 224 стр.
2. Борейко В.Е., 1999а. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.
3. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В., 1996. Экологическая этика: буддизм и современность, Улан-Удэ: ВСГТУ, 155 стр.
4. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.
5. Таранов П.С., 1996. 120 философов, Симферополь: Таврия, т. 1, 622 стр.
6. Buddhism and ecology, 1992. ed. M. Batchelor, K. Brown, WWF, New York, 115p.
Будда
Будда (623-544 гг. до н.э.) - основатель мировой религии -буддизма, в миру - принц Сиддхартха Гаутама, сын царя одного из индийских племён. Буддизм - экологичная религия, в чём, несомненно, велика заслуга её основателя.
Будда учил, что Вселенная и все существа в ней находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя во взаимосвязанности. Поэтому по отношению к живым существам Будда провозгласил два важнейших принципа: "ахимсы" и "метты". Принцип "ахимсы" означает непричинение вреда всем живым существам, и принцип "метты" - доброты и любви ко всем живым существам, большим и маленьким, родившимся и неродившимся.
Известно такое изречение Будды: "Не совершай зла, но практикуй всё доброе и держи своё сердце в чистоте". Первую проповедь Будды, по легенде, слушали не только монахи, но и две газели.
Был случай, когда Будда, весь израненный, прыгнул в огонь, чтобы изжарив себя, накормить своим телом голодного нищего. Но, перед тем, как прыгнуть, трижды отряхивается, чтобы вместе с ним не погибло ни одно из насекомых, гнездившихся в мехе его шубы. Согласно буддизму, нельзя убивать животных и потому, что существует смена жизней. Так, Будда в прошлых жизнях был кроликом, лебедем, рыбой, обезьяной, слоном и оленем. К жизни другого нужно относиться так же, как к своей. "Как мать бросает всё, чтобы спасти своего единственного сына, так буддист всегда должен выказывать безграничную любовь и сочувствие ко всем живым существам", - учил Будда (Борейко, 1999а).
Однажды Будда дал обезьяне молитву, часть из которой звучит так: "Моя любовь к безногим, моя любовь к двуногим, моя любовь к четвероногим, моя любовь к многоногим. Пусть безногие, двуногие, четвероногие, многоногие не вредят мне, и пусть все чувствующие существа без исключения будут счастливы и не ведают никакого зла".
Будда издал правило, запрещающее путешествовать во время дождливого сезона, когда на поверхности земли появляются черви и насекомые, на которых случайно можно наступить. Рассказывают, как один монах построил себе глиняную хижину и решил её обжечь, дабы придать ей прочность. Будда воспротивился этому, боясь, что в огне погибнут насекомые. Хижину по его велению разобрали, дабы не давать плохих примеров будущим поколениям. Известен случай, как Будда, чтобы накормить голодного тигра, отрезал и дал ему часть своего тела.
Будда сформулировал 11 заповедей для мирян (для монахов их несколько сотен). Одна из заповедей - "не убий" - означает, в отличие от подобной в христианстве, что следует избегать убийства любых живых существ, а не только человека. Будда всегда серьёзно осуждал шум. Однажды за шумное поведение он приказал группе монахов покинуть монастырь.
Говорят, Будда сравнивал своё поведение с повадками льва: "Он рычит, возвещая о себе, да не совершу я уничтожения крошечных существ, блуждающих наугад".
Известна также история, как Будда спас 10 тысяч рыб в пересыхающем водоеме, позвав туда слонов, которые долили воды. После этого он объявил праздник спасения рыб.
Будду можно считать не только одним из основоположников экологической этики, но и природоохранной эстетики. Так, Будда учил ценить красоту дикой природы саму по себе, без всяких дополнительных чувственных ассоциаций.
Философские взгляды Будды о человеческом сострадании, уважении и почтении к жизни оказали огромное влияние на таких современных философов дикой природы как Генри Торо, Альберт Швейцер, Гарри Снайдер и др.
Литература
1. Борейко В.Е., 1999. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов, т. 1., издание второе, дополненное, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 224 стр.
2. Борейко В.Е., 1999а. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.
3. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В., 1996. Экологическая этика: буддизм и современность, Улан-Удэ: ВСГТУ, 155 стр.
4. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.
5. Таранов П.С., 1996. 120 философов, Симферополь: Таврия, т. 1, 622 стр.
6. Buddhism and ecology, 1992. ed. M. Batchelor, K. Brown, WWF, New York, 115p.
Вордсворт Вильям (Уильям)
Вильям Вордсворт (1770-1850) - известнейший поэт-романтик Англии. Закончил Кембридж. Глава "озерной" поэтической школы (Кольридж, Соути). При своей жизни не очень ценился в Англии. В СССР вниманием также был обойден. В советское время его стихи изданы только раз (в библиотечке "Всемирной литературы"), да и то не полностью.
Никто из поэтов, как Вордсворт, так глубоко не чувствовал природу, полную величия, красоты и нравственного совершенства. Недаром сам Пушкин сказал о Вордсворте: "вдали от суетного света // Природы он рисует идеал". Его стихи о природе всегда носили, по крайней мере, скрыто, религиозный характер. В отличие от своих современников, считавших природу бездушной, поэт наделял любой природный объект - цветок, плод, скалу, камень - чувствами и "моральной жизнью" (слова из поэмы Вордсворта "Прелюдия"). Он верил в моральные импульсы, излучаемые лесами. Поэт открыл в природе духовный смысл и духовную красоту.
Согласно Вордсворту, ощущение свободы, дикости природы позволяет человеку чувствовать себя свободным, несмотря на то, что в обществе он живет под властью тирании.
Вордсворт, по-видимому, один их первых (а может первым) заявил о правах дикой природы. В своем "Путеводителе по озерам" он пишет, что необходимо "сохранять древние права этого и других сходных горных уголков от уничтожения" (цит. по: Hargrove, 1988). Заявление о моральных (не говоря уже о юридических) правах природных объектов звучало в 1830-х годах воистину пионерным. Великие философы того времени - и И. Кант, и Д. Локк набирались смелости говорить лишь о моральных правах людей. И только спустя полтора века западные экофилософы вернулись к этой революционной идее Вордсворта.
Взгляды поэта на дикую природу как обладающую не только моральными правами, но и эстетической, этической и религиозной ценностями оказали огромное влияние прежде всего на англо-американских идеологов и деятелей природоохраны (в особенности на Д. Рескина).
Поэт прозорливо предостерегал современников и потомков смотреть на природу только через призму науки. Объяснял, что мы забываем, каким искаженным и парадоксальным является воззрение на природу, которое современная наука навязывает нашим мыслям. В поэме "Прелюдия" он описал свое восхождение в Альпы и одним из первых в европейской культуре сказал о дикой природе как "лице Бога".
Кроме всего прочего, Вильяма Вордсворта можно назвать не только философом, но и практиком природоохраны. Поселившись со своим другом, известным английским поэтом Кольриджем в Озерном регионе Северной Англии, в 1844 году он предпринял активные попытки сохранить этот малоизмененный природный регион от железнодорожной компании "Кендал и Уиндермер".
Следует также отметить, что огромной заслугой Вордсворта и других поэтов-романтиков стало открытие красоты тех явлений природы или природных пейзажей, на которые люди раньше не обращали внимания или которых боялись. Что значительно способствовало развитию природоохранной эстетики.
Литература
1. Hargrove E., 1988. Foundation of environmental ethics, New Jerseу: Prentice Hall, 229 p.
2. Neil R., Terry G., 1998. The idea of nature in english poety // Literature of nature, Chicago-London: Fitzroy Dearborn Publishers, pp. 166-177.
– Конец работы –
Используемые теги: философы, дикой, роды, родоохраны0.075
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философы дикой природы и природоохраны
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов