рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бернбаум Эдвин

Бернбаум Эдвин - раздел Философия, Философы дикой природы и природоохраны Эдвин Бернбаум - Современный Американский Природоохранник И Культуролог, Альп...

Эдвин Бернбаум - современный американский природоохранник и культуролог, альпинист, знаток религий и мифологий. Преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета директоров Американской Ассоциации Гималаев, член Комиссии по охраняемым территориям Международного Союза Охраны Природы, автор известной книги "Священные горы мира" (1997). На постсоветском пространстве работы Э. Бернбаума не известны.

Религиозная ценность, религиозная мотивация являются одними из основных и вместе с тем наиболее малоизученными в идеологии природоохраны. Эдвин Бернбаум, вслед за Линдой Грэбер (о которой мы расскажем ниже) внес значимый вклад в исследование религиозных мотивов охраны дикой природы.

Современное природоохранное движение в защиту дикой природы во многих странах началось с уважения к горам, этой суперформе дикой природы, наиболее дикой, наиболее красивой, наиболее загадочной и наименее поддающейся человеческому контролю. Поэтому автор разбирает чувство священного на примере гор. "Когда мы думаем о горном пике, - пишет Эдвин Бернбаум, - мы обычно представляем себе его, как парадигму дикой природы в ее самой дикой и самой чистой форме - духовно возвышающуюся область лесов, потоков, скал и снегов, неиспорченных трудами человека (...). В отличие от джунглей и пустынь, двух других характеристик природного ландшафта, которые воплощают мощные образы дикой природы, высоты гор нельзя вырубить или заставить цвести, преобразовать в города или земли ферм (...). Силы неприрученной природы - ветер, облака, шторм и холод - находят свое наиболее сильное выражение на вершинах гор, наделяя высоты аурой дикой природы в ее наиболее экстремальном и ненарушаемом состоянии.

Хотя, возможно, мы не сохранили концепцию божественности девятнадцатого столетия, многие из нас унаследовали взгляд Рескина на горы как дикие стены Рая, величественные в смысле внушаемого ими благоговения.

Рассматривается ли она как сад Эдема или как более суровая, более аскетическая область, дикая природа функционирует для многих как священное место, отделенное от мирской территории повседневной жизни. Там, вдали от цивилизованного мира, лежит таинственная область Совершенно Иного, управляемая природными силами, недостижимыми для человеческого контроля. Раскрывая себя для этих сил, энтузиасты дикой природы стремятся пробудить чувство священного, которое дает им возможность выйти за пределы их обычных занятий и познать на короткое время вкус более постоянной реальности. Подобно саду Эдема, дикие места сохраняют для них первозданную чистоту творения, священное пространство, которое остается неоскверненным человеком" (Bernbaum, 1998).

В книге "Священные горы мира" автор анализирует чувство священного, которое вызывает дикая природа: "Притягательность и магия дикой природы - сущность того, что делает ее такой особенно привлекательной, происходит от чувства священного, которое она вызывает. Есть нечто фундаментальное в самом священном, том, как оно избегает всех наших попыток контролировать и одомашнивать его. Подобно недоступной вершине отдаленного пика, оно лежит за пределами нашей досягаемости, свободным от ограничений любого искусственного порядка, который мы пытались бы навязать ему. Его закон - это его собственный закон, а не наш (...). Нас привлекает именно аура тайны, чего-то за пределами нашего кругозора. Мы тянемся к именно священному, потому что оно является непознаваемым, чем-то, что остается таинственным, даже если мы находимся в его присутствии (...). Есть глубокая привлекательность в самом факте того, что пик является неисследованным или непокоренным. Подобным образом священное по самой своей природе избегает всех наших попыток определить и понять его. Без какого-то внутреннего содержания непостижимой тайны оно прекращает быть священным. Священное - это не просто неизвестное, это неизвестное, которое мы считаем конечной реальностью. Мирча Элиаде сказал, что священное эквивалентно силе и в конечном счете реальности.

Священное есть глубокая тайна, которая притягивает тем, что ее нельзя познать. Так, извержение вулкана есть пример проявления священного, ощущение опыта священности в обычном "программном", светском мире. Это классический пример проявления иерофании (проявление святой силы). Особенности горного природного ландшафта трансформируются в супернатуральную силу и ореол, что означает намерения Бога вступить в контакт с человеком. Горы являются местом встречи человека с Богом, местом встречи священного и профанного, местом священной власти и вдохновения. Власть священного может принять форму как всеохватывающей любви, так и всепоглощающего гнева. Оно не просто показывает себя, оно может схватить нас обжигающим захватом.

Могущественные убеждения и доминирующие ценности священных гор побеждают даже современную цивилизацию, потому что природная красота и культурно-религиозные ценности священных гор концентрируют на себя внимание не только этого, но и запредельного мира" (Bernbaum, 1998).

Для понимания возникновения священного в отношении участков дикой природы очень важно, по мнению автора, знать, как они рассматриваются в традиционных культурах и местных религиях. Так, священные горы традиционно считаются как места откровения, центры вселенной, источники жизни, храмы богов и т.п. Поэтому, по мнению Бернбаума, даже наложение этих редких образов может пробудить чувство священного само по себе.

"Наложение образов во взгляде на гору работает подобно слиянию нот в музыкальном аккорде, - пишет Эдвин Бернбаум. - Звук различных тонов, резонирующих вместе, создает гармонию, звук особого качества, который не может породить сама по себе ни одна отдельная нота, как было бы ошибочно утверждать, что одна нота заменяет другую, точно так же было бы ошибкой говорить, что гора просто представляет или символизирует храм или центр Вселенной. Скорее для религиозного человека два образа работают вместе, чтобы пробудить осознание священной реальности, которую каждый из них воплощает, но обычно раскрывает только тогда, когда они резонируют друг с другом!" (Bernbaum, 1998).

С течением времени, как справедливо полагает культуролог, взгляды на священную гору могут развиваться и изменяться. Первоначальная причина, согласно которой гору рассматривали как священную, забывается или вытесняется другим взглядом. Новая религия или культура может овладеть регионом и навязать свои собственные взгляды на гору.

Эдвин Бернбаум на многочисленных примерах показывает необходимость и важность привлечения к борьбе за сохранение участков дикой природы местных религиозных традиций. Более того, почитание священных гор, длящееся веками, подтверждает правильность природоохранной стратегии объявления всех оставшихся участков дикой природы священными. Пробуждение у людей чувства священного в природе является важнейшей задачей современных природоохранников.

С Эдвином Бернбаумом нельзя не согласиться: в разработке природоохранной идеологии нужно обязательно учитывать фактор священного. Религиозная мотивация может значительно укрепить экологические усилия общественности. Вместе с тем, как справедливо замечает автор, чувство священного само по себе не гарантирует сохранениe окружающей среды. Хотя японцы почитают гору Фуджи как религиозный символ своей нации, они загрязнили ее снега и засыпали ее склоны мусором. Определенные концепции священного даже могут вредить природе.

И здесь Эдвин Бернбаум делает очень важное заявление: "Мы должны полностью осознавать последствие пробуждения чувства священного. Потому что оно связано с вопросами конечной заботы - ценностями, ради которых мы готовы пожертвовать всем остальным - оно обладает способностью двигать нас к добру или злу. Оно может вдохновлять нас сохранять окружающую среду как что-то, что мы любим и лелеем, или вести нас к разрушению ее как чего-то, чего мы боимся, или испытываем отвращение. Оно может также вести нас к рассмотрению частей природы - например, деревьев в лесу - как достойных объектов пожертвования, данных провидением как источники, чтобы улучшить жизнь человека.

Только если оно поощряет нас почитать вещи, как ценные сами по себе, (то есть природу, как ценную саму по себе - В.Б.), а не как средства достижения других целей, какими бы благородными или возвышенными они не были, пробуждение чувства священного обеспечит нам прочное основание для усилий по сохранению редких животных и растений, других объектов природы" (Bernbaum, 1998).

Другими словами, религиозное чувство, ощущение священного должно сочетаться с экологической этикой. В этом случае святое наполняется новым содержанием и становится "хорошим". Идея священного превращается в этическую природоохранную идею.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Священные горы, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 56 стр.

2. Борейко В.Е., 2000. Эссе о дикой природе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 148 стр.

3. Bernbaum E., 1980. The way to Shambhala, Garden City, N.Y., Anchor Press-Doubleday.

4. Bernbaum E., 1996. Sacred mountains: implications for protected areа management // Parсs, № 6, pp. 41-48.

5. Bernbaum E., 1998. Sacred mountains of the world, University of California Press, Berkeley-Los Angeles-London, 291 p.

6. Bernbaum E., 1999. Mountains: the heights of biodiversity // Cultural and spiritual values of biodiversity, UNEP, Intermediate Technology Publications, pp. 325-345.

7. Bernbaum E., 2000. The cultural and spiritual significance of mountains as a basiс for development of interpretive and educational materials at national parks // Parcs, № 2, pp. 30-34.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философы дикой природы и природоохраны

На сайте allrefs.net читайте: "Философы дикой природы и природоохраны"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бернбаум Эдвин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философы дикой природы и природоохраны
Предисловие Бернбаум Эдвин Бородин Иван Парфеньевич Броуэр Дэвид Будда Вордсворт Вильям (Уильям) Грищенко Виталий Николаевич Грэбер Линда Забелин Святослав Игоревич

Бородин Иван Парфеньевич
Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) - известный российский ботаник, академик, пионер охраны природы, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Разви

Броуэр Дэвид
Дэвид Броуэр (1912-2000) - один из выдающихся американских деятелей охраны дикой природы, публицист, руководитель Сьерра-Клуба в 1952-1969 годах. При нём эта влиятельная природоохранная организация

Грищенко Виталий Николаевич
Виталий Николаевич Грищенко - современный украинский орнитолог и деятель заповедного дела. Закончил Киевский университет, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Каневского прир

Грэбер Линда
Линда Грэбер - современный американский географ и экофилософ, широко известна на Западе по книге "Дикая природа как священное пространство", выпущенной в 1976 году Ассоциацией американски

Забелин Святослав Игоревич
Святослав Игоревич Забелин - один из современных лидеров природоохранного движения России, сопредседатель Международного Социально-Экологического Союза. Закончил Московский университет, в 1980-х ра

Калликотт Бэярд
Бэярд Калликотт (р. 1941) - один из наиболее известных и плодовитых современных американских экофилософов. Профессор философии и природных ресурсов в Висконсинском университете и университете Север

Карамзин Николай Михайлович
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный российский историк и писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, редактор двух литературных журналов. Карамзина можно назвать &

Карлсон Аллен
Аллен Карлсон (р. 1943) - современный канадский экофилософ, один из ведущих в мире специалистов по природоохранной эстетике. Преподает в должности профессора в университете Альберта в Эдмонтоне, чл

Келлерт Стивен
Стивен Келлерт - известный американский экосоциолог и экофилософ. Профессор социальной экологии Школы лесоводства и природоохранных наук Йельского университета. Ведущий специалист в области природо

Кожевников Григорий Александрович
Григорий Александрович Кожевников (1866-1933) - классик российского заповедного дела, пионер охраны природы России, профессор Московского университета, основоположник этического принципа стремления

Конвенц Гуго
Гуго Конвенц (1855-1922) - немецкий пионер охраны природы, профессор. В начале ХХ века его имя было широко известно во всей Европе. Можно без преувеличения заявить, что в то время он являлся самым

Ла Шапель Долорес
Долорес Ла Шапель - известная современная американская экофеминистка, экотеолог, глубинный эколог, автор популярных книг "Мудрость Земли" (1978) и "Священная земля, священный пол&quo

Леопольд Олдо
Олдо Леопольд (1887-1948) - известный американский природоохранник, ученый-эколог, писатель, президент Экологического общества США, один из основателей Общества дикой природы. Родился в штате Айова

Маршалл Роберт
Роберт Маршалл (1901-1939) - известный американский природоохранник, один из основателей Общества дикой природы. Родился в Нью-Йорке, в семье преуспевающего адвоката и филантропа. Закончил Гарвард,

Мухаммед
Пророк Мухаммед (Магомед) (570-632) - мифологизированный образ основателя мировой религии - ислама и мусульманского государства. Согласно мусульманской мифологии Мухаммед был смертным, неученым чел

Мюир Джон
Родился Джон Мюир (1838-1914) в Шотландии. В 1849 году он эмигрировал вместе со своей семьей в Соединенные Штаты, позднее поступил на курсы по химии, геологии и ботанике в университет в Висконсине.

Нейс Арне
Арне Нейс - видный современный норвежский экофилософ. Родился в Осло в 1912 году в богатой семье. Как философ изучал труды Спинозы и Ганди. В 27 лет стал самым молодым профессором Норвегии. Почетны

Никольский Александр Александрович
Александр Александрович Никольский - современный российский деятель заповедного дела, доктор биологических наук, профессор Российского университета Дружбы Народов, член Всемирной комиссии по охраня

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Оелшлегер Макс
Макс Оелшлегер - известный современный американский экофилософ, автор и составитель популярных книг "Идея дикой природы" (1991) и "Состояние дикой природы; эссе по экологии и цивилиз

Павликовский Ян
Ян Павликовский (1860-1939) - идеолог польской природоохраны, доктор экономики и права, публицист и общественный деятель. Родился в Галиции, в Медыче под Перемышлем. Преподавал в Земледельческой Ак

Рескин Джон
Джон Рескин (1819-1900) - выдающийся английский философ и культуролог XIX века. Закончил Оксфорд. Преподавал в Кембридже и Оксфорде. Один из первых поднял вопрос об охране красоты участков дикой пр

Риган Том
Том Риган (р. 1938) - известный современный американский экофилософ. Профессор философии, преподает в Северо-Каролинском университете США. Выдающийся защитник прав зверей, плодовитый писатель и изд

Ролстон Холмс III
Холмс Ролстон III (р. 1932) - является одним из наиболее известных американских экофилософов. Он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского &qu

Сепанмаа Ирйо
Ирйо Сепанмаа - современный финский экофилософ, преподает в университете города Хельсинки, член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Environmental ethics"), организатор н

Сид Джон
Джон Сид - современный австралийский природоохранник и экотеолог, директор Информационного центра по тропическим лесам в Новом Южном Уэльсе, Австралия, главный редактор журнала "Сообщения по т

Сингер Питер
Питер Сингер (р. 1946) - известный современный австралийский экофилософ. Закончил Оксфорд, где потом читал лекции по философии с 1971 по 1973 год. Сейчас профессор философии, директор Центра Челове

Снайдер Гарри
Гарри Снайдер (род. 1930 год) - известный современный американский экофилософ, писатель, поэт. Преподает в университете Калифорнии. Член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("E

Cтегнер Уоллес
Уоллес Стегнер (1909-1993) - известный американский писатель, автор 13 романов, ученый-гуманитарий. Родился в штате Айова, где, закончив местный университет, стал в нем профессором английского язык

Стоун Кристофер
Кристофер Стоун - современный американский юрист и экофилософ. В настоящее время преподает в должности профессора юридической философии в университете Южной Калифорнии, является членом редколлегии

Тейлор Пол
Пол Тейлор - известный современный американский экофилософ, профессор философии в Бруклинском колледже, Городском университете в Нью-Йорке и автор нескольких книг по экологической этике, включая &q

Тернер Джек
Джек Тернер (род. 1943)- современный американский экофилософ, поборник защиты дикой природы. Около 25 лет назад Тернер, будучи профессором философии Корнельского университета, оставил преподаватель

Торо Генри
Генри Торо (1817-1862) - выдающийся идеолог охраны природы, американский философ-трансценденталист. Закончил Гарвард. Его влияние на развитие идеи охраны природы, особенно в США и Канаде, огромно.

Формэн Дейв
Дейв Формэн (р. 1946) - современный американский природоохранник, идеолог радикального движения в защиту дикой природы "Прежде Земля!", организованного им в 1983 году. Редактор журнала &q

Святой Франциск Ассизский
Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован

Харгроув Юджин
Юджин Харгроув - известный современный американский экофилософ, один из "отцов" экологической этики. Преподает экофилософию в университете Северного Техаса. В 1974 году он практически в о

Швейцер Альберт
Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью. Этот знаменитый врач, организовавший в 1913 году госпиталь

Штильмарк Феликс Робертович
Феликс Робертович Штильмарк - современный российский деятель природоохраны и признанный историограф заповедного дела. Родился в семье писателя, закончил Московский пушно-меховой институт. Научный с

Щербина Николай Федорович
Николай Федорович Щербина (1821-1869) - малоизвестный русский поэт, экофилософ. Родился 2 декабря 1821 года в небольшой дворянской семье под Таганрогом. После окончания таганрогской гимназии жил в

Эбби Эдвард
Эдвард Эбби (1927-1989) - известный американский писатель (автор 21 книги), видный философ, идеолог и практик радикальной природоохраны. Родился в штате Пенсильвания. В 1950-х годах учился в универ

Эмерсон Ралф
Ралф Эмерсон (1803-1882) - известный американский философ-трансценденталист. Оказал огромное влияние на развитие идеи дикой природы, природоохранной философии, учитель таких выдающихся идеологов ам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги