рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сингер Питер

Сингер Питер - раздел Философия, Философы дикой природы и природоохраны Питер Сингер (Р. 1946) - Известный Современный Австралийский Экофилософ. Зако...

Питер Сингер (р. 1946) - известный современный австралийский экофилософ. Закончил Оксфорд, где потом читал лекции по философии с 1971 по 1973 год. Сейчас профессор философии, директор Центра Человеческой Биоэтики в Мараш Университете, штат Виктория, Австралия. Автор работ "Демократия и непослушание", "Расширяющийся круг", "Практическая этика", "Освобождение животных". Питер Сингер практически неизвестен в СНГ.

Питера Сингера можно назвать "нео-бентамистом", т.к. он во многом является продолжателем идей родоначальника философии утилитаризма Иеремии Бентама (1748-1832), английского философа, социолога и юриста. "Добро эквивалентно удовольствию, и, что еще более правильно, зло эквивалентно боли", - считал И. Бентам. Применительно к этике, утилитаризм - позитивистское направление, провозглашающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Питер Сингер является главным представителем утилитаристского направления отстаивания прав зверей. В 1975 году появилась его книга, начинавшаяся словами: "Эта книга о тирании людей над не-людьми. Эта тирания являлась и является причиной того объема страданий и боли, который можно сравнивать лишь с тиранией, продолжавшейся столетия, белого человека над черным" (Gunn, 1983). Так Питер Сингер начал эпоху освобождения животных, ознаменовавшей современное движение за права зверей. Сегодня тысячи людей на планете - участники этого движения.

Имеются два направления отстаивания прав зверей. Утилитаристы вторят Бентаму в том, что существа заслуживают морального внимания из-за наличия чувствительности, а не разума. Все чувствующие существа могут испытывать страдания и поэтому могут иметь интересы. Попирание этих интересов ведет к страданиям. Утилитаризм стоит за максимальное удовлетворение интересов, будь они интересами человека или зверя. В некоторых случаях человеческие интересы явно выделяются, например, именно людям, а не свиньям или мышам, нужны школы. Но если боль чувствуют одновременно и свинья, и человек, а имеется болеутоляющее средство только для одного, то у вас может возникнуть дилемма - кому дать это средство. Утилитаристы, в общем, допускают экспериментирование на животных, например, если это поможет нам найти спасение от СПИДа. Но утилитаристы также "стоят" за экспериментирование над умственно заторможенными детьми, если это принесет пользу.

Другой тип защиты прав животных - деонтологический. Этика этого типа приравнивает права людей и права животных. Эти права неотъемлемы и ими нельзя манипулировать. Деонтологическое направление более радикально. Питер Сингер считает, что это направление "потребует большего альтруизма со стороны, чем любое другое освободительное движение, поскольку животные неспособны потребовать освобождения сами или протестовать против своей эксплуатации путем голосования, демонстраций или бомб. Способен ли человек на такой подлинный альтруизм?" (Singer, 1984). Кроме этого, деонтологическое направление определяет внутренние ценности живых существ как наиболее важные. П. Сингер пишет: "... Пока же мы должны сделать важные заключения насчет необходимости применения принципа равного уважения интересов, независимо от заключений насчет ценностей" (Singer, 1984). В главе "Равенство для животных?" философ говорит об аморальности расизма, сексизма, ставя в один ряд с этими понятиями спесиесизм. Напомним, что термин "спесиесизм" обозначает превосходство одного вида живых существ над другими, в данном случае превосходство людей над не-людьми. Сингер считает, что мы живем во времена радикального спесиесизма - когда даже тривиальные интересы людей более важны, чем жизненные интересы других созданий. "Расисты нарушают принцип равенства, когда они придают больший вес интересам своей расы в столкновении с интересами другой расы. Сексист нарушает принцип равенства, предпочитая интересы своего пола. А спесиесист позволяет интересам своего собственного вида попирать интересы другого вида. Образец в каждом из этих случаев одинаков" (Singer, 1984). Наша забота о других не должна зависеть от того, какими способностями они обладают.

Сингер выдвигает принцип равного уважения интересов. "Мы привыкли к тому, что в мире наиболее важными из числа моральных и политических проблем считаются проблемы подавления достоинства женщин и негров (...). Довод в пользу распространения принципа равенства за пределы нашего вида очень прост. Именно на той основе, на которой мы можем утверждать, что люди не имеют права эксплуатировать людей другой расы, мы должны строить наше убеждение о том, что если некоторые существа не являются представителями нашего вида, то это не дает нам права на их эксплуатацию, как и тот факт, что другие животные менее разумны, чем мы, не означает, что мы можем пренебречь их интересами" (Singer, 1993). Говоря о новых этических взглядах на взаимоотношения людей и зверей, Сингер доказывает, что "наша нынешняя этика не ограничивается молчаливым пониманием тех, кто готов давать лишь тогда, когда ему самому дают" (Singer, 1993). У истоков моральности лежат совсем другие принципы. Те же правила, что управляют нашим обращением с людьми, так же должны руководить нашим обращением с животными.

В работе "Межвидовая справедливость" Дональд ВанДеВеер пишет: "Эффектом раннего эссе Сингера было пробуждение человека от его "догматического сна" (VanDeVeer, 1984). ВанДеВеер видит существенную разницу между базовыми и периферийными интересами живых существ. Алистер С. Ганн в работе "Традиционная этика и моральный статус животных" пишет: "Мы можем по-прежнему нарушать права многих, многих животных, но мы будем оправданы в таких действиях, потому что мы преследуем только свои базовые, связанные с выживанием интересы и нарушаем настолько мало прав, такого небольшого количества животных, насколько это возможно. Таким образом, мы уважаем права животных настолько, насколько можно" (Gunn, 1983).

Наиболее аргументированно выведены интересы животных Питером Сингером в книге "Освобождение животных" (Singer, 1994). "Основной элемент - принятие во внимание интереса существа, каким бы этот интерес не был - должен, в соответствии с принципом равенства, распространяться на все существа - черных и белых, женщин и мужчин, людей и не-людей". Независимо от природы существа (количества ног, ворсистости шкуры, цвета кожи и т.п.) принцип равенства требует, чтобы с его страданием считались в такой же мере, как и со страданием другого существа. Кроме того - избежать страданий и боли - это уже интересы, с которыми необходимо считаться. П. Сингер довольно широко освещает эту тему. "Боль - это нечто, что мы чувствуем, и мы можем заключить, что другие ее чувствуют по различным внешним проявлениям" (Singer, 1994). Отстаивая права животных, Сингер говорит: "Хотя кора головного мозга у людей более развита, чем у других животных, эта часть мозга отвечает за мыслительные функции, а не основные импульсы, эмоции и чувства. Эти импульсы, эмоции и чувства расположены в промежуточном мозге, который также хорошо развит у многих других видов животных, особенно у млекопитающих и птиц" (Singer, 1994). Кроме того, они обладают идентичной нашей нервной системой. "И их реакции на боль удивительно похожи на наши, хотя им и недостает (насколько нам известно) философских и моральных тонов. Эмоциональный элемент также очень очевиден, в основном в форме страха и ярости" (Singer, 1994). Однако люди, чувствующие боль, имеют один отличительный знак, которого не имеют животные - развитую речь. Но здесь П. Сингер на примере человеческого младенца шестимесячного возраста проводит аналогию - если он не может говорить, это не значит, что он не испытывает боль и не способен страдать.

Другие различия между людьми и животными создают иные сложности. Человек обладает ментальными способностями, которые при определенных обстоятельствах заставят его страдать больше, чем животное. "Если, например, мы решим осуществить очень болезненные или смертельные эксперименты на взрослых людях, похищаемых для этого наобум из парков, люди, которые любят гулять в парках, будут избегать этих прогулок. Этот страх будет формой страдания, дополнительной к ощущаемой боли. Те же опыты на зверях произведут меньше страданий, т.к. звери не будут испытывать страх от представления возможности быть пойманными и подвергнутыми опытам". Здесь для доказательства страдания животных П. Сингер предлагает человеческих детей, возможно, сирот, или недоразвитых детей и взрослых, которым незнакома ментальность и другие умозаключения. Многие ментальные способности нормального взрослого человека выделяют его как высшее существо, но эти качества не указывают на то, что человек страдает больше. Автор приводит пример войны - когда человека брали в плен, в случае подчинения у него была надежда, что ему не будет причинен вред и его отпустят домой. Если мы ловим диких зверей, мы не можем им объяснить, что ничего не угрожает их жизни. "Дикий зверь не может различить попытку заточить его и намерение убить его; и то и другое ужасно" (Singer, 1994).

Относительно убийства животных П. Сингер пишет: ""Неправота" убийства существа является еще более запутанной. Я придерживался и продолжаю придерживаться позиции рассматривать убийство как вопрос второго плана, так как при нынешнем положении человеческой тирании над другими видами, более простой принцип одинакового отношения к боли и удовольствию является вполне достаточной основой для протеста против основных злоупотреблений, проделываемых людьми над зверями" (Singer, 1994). Сравнивая убийство людей, вернее, запрет на убийство людей с точки зрения "святости человеческой жизни" с убийством животных, Сингер опять приводит в пример умственно отсталых или старых людей. "Мы можем с полным основанием заявить, что благодаря некоторым особенностям некоторых существ их жизнь представляется более ценной, чем жизни некоторых других существ; но помимо этого, существуют некоторые животные, чьи жизни будут более ценны, чем жизни некоторых людей" (Singer, 1994).

Необходимо добавить, что крайности (с нашей точки зрения) во многих аргументациях П. Сингера не столь очевидны при прочтении самих его работ. Книги П. Сингера ориентированы на нормального здравомыслящего, думающего читателя, и тем не менее автор объясняет некоторые свои позиции: "В прежних случаях я повстречался с разнообразными вопросами и возражениями, некоторые из них были прямыми и предсказуемыми, другие - более изощренными и неожиданными" (Singer, 1994). Поэтому автор вынужден доказывать - откуда нам известно, что животные могут чувствовать боль?, почему животные поедают друг друга, а мы не можем их убивать для еды? и т.п. На неожиданные вопросы П. Сингер дает логичные ответы. В отношении последнего вопроса, к примеру, автор приводит доводы, что, во-первых, если мы считаем поведение зверей "зверским", тогда почему мы должны следовать их примеру; во-вторых, звери, в отличие от людей, не способны оценить альтернативу или этику диеты; в-третьих, даже массовое производство домашних животных на фермерских хозяйствах доказывает "нечеловечность" человеческих поступков. П. Сингер добивается "минимализации" боли при необходимости убийства домашнего скота, улучшения условий его разведения и содержания, а также при проведении медицинских исследований. "Американские исследователи на животных не такая многочисленная и политически мощная группа, как фермеры и они живут в тех районах, где особенно сильны позиции движения освобождения зверей. Таким образом, они более доступная и легкая мишень" (Schmahmann, Polacheck, 1995).

""Животные, люди и мораль" является манифестом движения освобождения животных", - пишет П. Сингер в обозрении книги "Животные, люди и мораль", которая вышла в Америке под редакцией Стенли и Рослинда Годлович и Джона Харриса (Singer, 1984). "Животные с фабрик-ферм нуждаются в освобождении в самом буквальном смысле". Основные требования для таких животных:

1) Сухая, застеленная подстилка должна быть обеспечена для всех домашних животных;

2) Вкусные грубые корма должны быть легко доступны для всех телят в возрасте старше одной недели;

3) Блочные клетки для птицы должны быть достаточно большими, чтобы птица могла выпрямить одно крыло за раз.

Но главным П. Сингер считает не улучшение содержания условий животных. "Выращивание зверей для пищи возможно лишь потому, что большинство людей покупают и едят продукты этой деятельности (...). Для прекращения этих видов деятельности мы должны изменить политику нашего правительства и нашу собственную жизнь, меняя диету" (Singer, 1994).

Активисты движения за права животных побуждают правительства ряда западных стран к защите качества жизни животных, как, например, в деле "Общество благополучия животных" против Департамента Морских Сил, когда защищались интересы животной, а не человеческой среды обитания. Движение освобождения животных дает людям возможность "говорить за тех, кто не может говорить сам за себя (...). То, что мы должны сделать - это перенести негуманоидных животных в сферу нашей моральной заботы и прекратить обращаться с их жизнями как расходуемыми для любой тривиальной цели, которая у нас может быть..." (Singer, 1984, 1993, 1994).

Как говорил сам Питер Сингер, его намерением было избавить экологическое движение от "слезливой сентиментальности", столь присущей ранним гуманитарным движениям. Основой его философии стал принцип равенства интересов животных и человека. Он утверждает, что человек так же дорожит своей жизнью, как кошка или олень. Сознание больше не являлось в его теории дискриминационным фактором (Nash, 1998).

Если старое движение покровительства животным (XIX - середина XX веков) имело своей идеей осуждение человеческой жестокости, то для нового движения Сингер предложил правовую сторону взаимоотношений человека и природных видов. Он считает необходимым расширить великие принципы свободы, равенства и братства и на животных. То есть признать за животными моральные права на жизнь, свободу и счастье.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Павлова Т.Н., 1998. Биоэтика в высшей школе, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

3. Gunn A., 1983. Traditional ethics and the moral status of animals // Environmental ethics, v. 5, pp. 133-153.

4. Nash R., 1988. The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.

5. Regan T., Singer P., ed., 1976. Animal rights and human obligations, Englewood Cliffs, Prenntice-Hall, 250 p.

6. Schmahmann D., Polacheck L., 1995. The case against rights for animals // Boston collection environmental aff. Law review, № 4, pp. 747-781.

7. Singer P., 1977. Animal Liberation, New-York: Avon Books, 297 p.

8. Singer P., 1979. Practical ethics, Cambridge University Press, 237 p.

9. Singer P., 1981. The expanding circle: ethics and sociobiology, New-York: Farrar, Straus and Giroux, 190 p.

10. Singer P., 1984. Animal liberation // People, penguins, and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmond, California: Wodsworth Publishing Company, pp. 24-32.

11. Singer P., 1993. Equality for animals? // Environmental ethics: divergence and convergence, ed. S. Camp, Boston-London, pp. 329-335.

12. Singer P., 1994. All animals are equal // Planet in peril, ed. D. Westphal, F. Westphal, Harcourt Brace Company, Orlando, pp. 175-197.

13. VanDeVeer D., 1984. Interspecific justice // People, penguins, and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmond, California: Wodsworth Publishing Company, pp. 51-65.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философы дикой природы и природоохраны

На сайте allrefs.net читайте: "Философы дикой природы и природоохраны"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сингер Питер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философы дикой природы и природоохраны
Предисловие Бернбаум Эдвин Бородин Иван Парфеньевич Броуэр Дэвид Будда Вордсворт Вильям (Уильям) Грищенко Виталий Николаевич Грэбер Линда Забелин Святослав Игоревич

Бернбаум Эдвин
Эдвин Бернбаум - современный американский природоохранник и культуролог, альпинист, знаток религий и мифологий. Преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета дир

Бородин Иван Парфеньевич
Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) - известный российский ботаник, академик, пионер охраны природы, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Разви

Броуэр Дэвид
Дэвид Броуэр (1912-2000) - один из выдающихся американских деятелей охраны дикой природы, публицист, руководитель Сьерра-Клуба в 1952-1969 годах. При нём эта влиятельная природоохранная организация

Грищенко Виталий Николаевич
Виталий Николаевич Грищенко - современный украинский орнитолог и деятель заповедного дела. Закончил Киевский университет, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Каневского прир

Грэбер Линда
Линда Грэбер - современный американский географ и экофилософ, широко известна на Западе по книге "Дикая природа как священное пространство", выпущенной в 1976 году Ассоциацией американски

Забелин Святослав Игоревич
Святослав Игоревич Забелин - один из современных лидеров природоохранного движения России, сопредседатель Международного Социально-Экологического Союза. Закончил Московский университет, в 1980-х ра

Калликотт Бэярд
Бэярд Калликотт (р. 1941) - один из наиболее известных и плодовитых современных американских экофилософов. Профессор философии и природных ресурсов в Висконсинском университете и университете Север

Карамзин Николай Михайлович
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный российский историк и писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, редактор двух литературных журналов. Карамзина можно назвать &

Карлсон Аллен
Аллен Карлсон (р. 1943) - современный канадский экофилософ, один из ведущих в мире специалистов по природоохранной эстетике. Преподает в должности профессора в университете Альберта в Эдмонтоне, чл

Келлерт Стивен
Стивен Келлерт - известный американский экосоциолог и экофилософ. Профессор социальной экологии Школы лесоводства и природоохранных наук Йельского университета. Ведущий специалист в области природо

Кожевников Григорий Александрович
Григорий Александрович Кожевников (1866-1933) - классик российского заповедного дела, пионер охраны природы России, профессор Московского университета, основоположник этического принципа стремления

Конвенц Гуго
Гуго Конвенц (1855-1922) - немецкий пионер охраны природы, профессор. В начале ХХ века его имя было широко известно во всей Европе. Можно без преувеличения заявить, что в то время он являлся самым

Ла Шапель Долорес
Долорес Ла Шапель - известная современная американская экофеминистка, экотеолог, глубинный эколог, автор популярных книг "Мудрость Земли" (1978) и "Священная земля, священный пол&quo

Леопольд Олдо
Олдо Леопольд (1887-1948) - известный американский природоохранник, ученый-эколог, писатель, президент Экологического общества США, один из основателей Общества дикой природы. Родился в штате Айова

Маршалл Роберт
Роберт Маршалл (1901-1939) - известный американский природоохранник, один из основателей Общества дикой природы. Родился в Нью-Йорке, в семье преуспевающего адвоката и филантропа. Закончил Гарвард,

Мухаммед
Пророк Мухаммед (Магомед) (570-632) - мифологизированный образ основателя мировой религии - ислама и мусульманского государства. Согласно мусульманской мифологии Мухаммед был смертным, неученым чел

Мюир Джон
Родился Джон Мюир (1838-1914) в Шотландии. В 1849 году он эмигрировал вместе со своей семьей в Соединенные Штаты, позднее поступил на курсы по химии, геологии и ботанике в университет в Висконсине.

Нейс Арне
Арне Нейс - видный современный норвежский экофилософ. Родился в Осло в 1912 году в богатой семье. Как философ изучал труды Спинозы и Ганди. В 27 лет стал самым молодым профессором Норвегии. Почетны

Никольский Александр Александрович
Александр Александрович Никольский - современный российский деятель заповедного дела, доктор биологических наук, профессор Российского университета Дружбы Народов, член Всемирной комиссии по охраня

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Оелшлегер Макс
Макс Оелшлегер - известный современный американский экофилософ, автор и составитель популярных книг "Идея дикой природы" (1991) и "Состояние дикой природы; эссе по экологии и цивилиз

Павликовский Ян
Ян Павликовский (1860-1939) - идеолог польской природоохраны, доктор экономики и права, публицист и общественный деятель. Родился в Галиции, в Медыче под Перемышлем. Преподавал в Земледельческой Ак

Рескин Джон
Джон Рескин (1819-1900) - выдающийся английский философ и культуролог XIX века. Закончил Оксфорд. Преподавал в Кембридже и Оксфорде. Один из первых поднял вопрос об охране красоты участков дикой пр

Риган Том
Том Риган (р. 1938) - известный современный американский экофилософ. Профессор философии, преподает в Северо-Каролинском университете США. Выдающийся защитник прав зверей, плодовитый писатель и изд

Ролстон Холмс III
Холмс Ролстон III (р. 1932) - является одним из наиболее известных американских экофилософов. Он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского &qu

Сепанмаа Ирйо
Ирйо Сепанмаа - современный финский экофилософ, преподает в университете города Хельсинки, член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Environmental ethics"), организатор н

Сид Джон
Джон Сид - современный австралийский природоохранник и экотеолог, директор Информационного центра по тропическим лесам в Новом Южном Уэльсе, Австралия, главный редактор журнала "Сообщения по т

Снайдер Гарри
Гарри Снайдер (род. 1930 год) - известный современный американский экофилософ, писатель, поэт. Преподает в университете Калифорнии. Член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("E

Cтегнер Уоллес
Уоллес Стегнер (1909-1993) - известный американский писатель, автор 13 романов, ученый-гуманитарий. Родился в штате Айова, где, закончив местный университет, стал в нем профессором английского язык

Стоун Кристофер
Кристофер Стоун - современный американский юрист и экофилософ. В настоящее время преподает в должности профессора юридической философии в университете Южной Калифорнии, является членом редколлегии

Тейлор Пол
Пол Тейлор - известный современный американский экофилософ, профессор философии в Бруклинском колледже, Городском университете в Нью-Йорке и автор нескольких книг по экологической этике, включая &q

Тернер Джек
Джек Тернер (род. 1943)- современный американский экофилософ, поборник защиты дикой природы. Около 25 лет назад Тернер, будучи профессором философии Корнельского университета, оставил преподаватель

Торо Генри
Генри Торо (1817-1862) - выдающийся идеолог охраны природы, американский философ-трансценденталист. Закончил Гарвард. Его влияние на развитие идеи охраны природы, особенно в США и Канаде, огромно.

Формэн Дейв
Дейв Формэн (р. 1946) - современный американский природоохранник, идеолог радикального движения в защиту дикой природы "Прежде Земля!", организованного им в 1983 году. Редактор журнала &q

Святой Франциск Ассизский
Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован

Харгроув Юджин
Юджин Харгроув - известный современный американский экофилософ, один из "отцов" экологической этики. Преподает экофилософию в университете Северного Техаса. В 1974 году он практически в о

Швейцер Альберт
Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью. Этот знаменитый врач, организовавший в 1913 году госпиталь

Штильмарк Феликс Робертович
Феликс Робертович Штильмарк - современный российский деятель природоохраны и признанный историограф заповедного дела. Родился в семье писателя, закончил Московский пушно-меховой институт. Научный с

Щербина Николай Федорович
Николай Федорович Щербина (1821-1869) - малоизвестный русский поэт, экофилософ. Родился 2 декабря 1821 года в небольшой дворянской семье под Таганрогом. После окончания таганрогской гимназии жил в

Эбби Эдвард
Эдвард Эбби (1927-1989) - известный американский писатель (автор 21 книги), видный философ, идеолог и практик радикальной природоохраны. Родился в штате Пенсильвания. В 1950-х годах учился в универ

Эмерсон Ралф
Ралф Эмерсон (1803-1882) - известный американский философ-трансценденталист. Оказал огромное влияние на развитие идеи дикой природы, природоохранной философии, учитель таких выдающихся идеологов ам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги