рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Харгроув Юджин

Харгроув Юджин - раздел Философия, Философы дикой природы и природоохраны Юджин Харгроув - Известный Современный Американский Экофилософ, Один Из "...

Юджин Харгроув - известный современный американский экофилософ, один из "отцов" экологической этики. Преподает экофилософию в университете Северного Техаса. В 1974 году он практически в одиночку основал и стал выпускать четыре раза в год журнал "Экологическая этика" ("Environmental ethics"), который сейчас является наиболее авторитетным среди подобных изданий в мире. Состоит членом редколлегии английского журнала "Экологические ценности" ("Environmental values").

На постсоветском пространстве неизвестен.

Автор классического труда - "Основы экологической этики" (1988). В нем он защищает экологическую этику и обвиняет академическую философию за ее безразличие к проблемам охраны природы. Он считает очень важным разработку моральных правил для принятия решений о наших отношениях с природой. Это что-то сродни правилам игры в шахматы. Экофилософ показывает, что наша традиция уважения природы развивалась из романтической поэзии, садоводства, паркового искусства, пейзажной живописи, географии, геологии, естественной истории. По мнению Харгроува, в целом она больше отдавала предпочтения эстетической, а не этической мотивации.

"В Соединенных Штатах, в частности, дикая природа является предметом национальной гордости в течение по меньшей мере полутора столетий, и рассматривалась как особая характеристика, которая утверждает природную красоту американского пейзажа, отличающегося от европейского" (Hargrove, 1988).

По мнению экофилософа, эстетическое наслаждение от картин природы, представленных, например, на фотографиях, увеличивается, если мы знаем, что эти природные пейзажи существуют, и снижается (если не исчезает), если мы узнаем об их искусственном происхождении.

Юджин Харгроув рассматривает красоту дикой природы, как присущее добро, что-то, в заботе о чем состоит наш моральный долг. "Поскольку утрата как природной, так и связанной с искусством красоты представляет собой утрату общего добра в мире, нашей обязанностью является сохранить оба вида красоты так хорошо, как мы только можем" (Hargrove, 1988).

Харгроув полагает, что наш долг поддерживать и сохранять красоту возникает из признания того, что красота, познанная или нет, является добром. Как художественная, так и природная красота представляет собой эстетическое добро, и она образует часть общего добра, которое существует и должно существовать в мире. Наш долг поддерживать и сохранять художественную красоту является широко признанным.

Существует общее согласие среди почти всех людей в том, что произведения искусства надо поддерживать и сохранять. Мир считается лучшим из-за произведений искусства. Творение дополнительных произведений искусства считается улучшением, увеличивающим количество добра, существующего в мире. Разрушение произведений искусства является злом, потому что оно уменьшает количество добра в мире. Наш долг поддерживать и сохранять художественную красоту оказывает поддержку долгу охранять природную красоту, который также необходимо широко признать, считает Харгроув (Hargrove, 1988). По его мнению, сохранять красоту дикой природы важнее, чем сохранять произведения искусства, поскольку природная красота не существует предварительно в чьем-то воображении. Все в дикой природе красиво, все заслуживает нашего восхищения и защиты.

Если эстетически ценные природные объекты могут пострадать в результате туризма, экофилософ предлагает их закрывать для посещения, приводя аналогию с картинами. Когда начинают появляться признаки невосполнимого ущерба, то картину обычно снимают с экспонирования на постоянной основе или до того времени, пока не разработают новые технологии для экспонирования. В некоторых случаях оригиналы заменяют репродукциями.

Любопытен взгляд Ю. Харгроува на красоту дикой природы с точки зрения экологической теологии. По его мнению, Бог может рассматриваться как художник, а природные объекты, даже виды - как произведения искусства в соответствии с Божьим проектом. Такие объекты могут быть истолкованы как имеющие внутреннюю ценность, поскольку они красивы, независимо от их использования человеком, и являются стандартами красоты, установленными Богом во время творения. Таким образом, дикая природа сама по себе является собственным стандартом добра и красоты, делая уродство невозможным как продукт божеской (или эволюционной - кому это ближе) творческой деятельности. Кстати, как тут не вспомнить Декарта, который говорил, что природа должна быть сама по себе совершенной, ибо создана совершенным существом.

Как далее пишет Харгроув, "..все человеческие стандарты красоты происходят из природы при помощи прямого заимствования или в виде реакции на эстетические стандарты природы, вероятно, было бы правильным сказать, что вообще не было бы красоты, если бы она не существовала вначале и прежде всего в природе, и в этом смысле как об источнике красоты, можно будет сказать, что природная красота является превосходящей художественную красоту и необходимым условием для нее в общем" (Hargrove, 1988).

Харгроув считает, что мы должны защищать не только ту природную красоту, которую знаем, но и ту, которую не знаем и не видим. Природная красота должна рассматриваться как благо, независимо от ее полезности для человека. Точно так же решение по охране диких природных областей, до которых нелегко добраться, не должно приниматься с учетом их низкой посещаемости. Хотя оценивание напрямую природной красоты и желательно, "непрямое оценивание будет достаточным и эти области должны сохраняться совершенно независимо от их "полезного" эстетического использования, то есть, отталкиваясь от того, что их существование представляет собой в мире значительное благо" (Hargrove, 1988).

Харгроув обсуждает вопрос, какие лучше найти основания для защиты участков дикой природы от экономической эксплуатации. "Очевидно, верным подходом является возврат к идее высшего и низшего блага. Даже наиболее утилитаристски настроенные философы XIX века всегда признавали, что есть вещи столь большой ценности по своей самой сути, что они исключаются из любых расчетов, основанных на инструментальной (утилитарной) и экономической выгоде. В данном контексте идея о том, что некоторые природные объекты и некоторые представители почти всех видов должны быть сохранены по причине их внутренней, непреходящей красоты и интереса, вполне, как я полагаю, может быть вполне принята как разумная" (Hargrove, 1988). Действительно, экофилософ прав. По-видимому, никогда нельзя доказать "полезность" существования заповедника с чисто экономических позиций. Экономическая выгода от вырубки заповедного леса или добычи полезных ископаемых всегда будет значительней. В этом случае предложенная Ю. Харгроувом концепция высшего и низшего блага может усилить аргументы природоохранников. Так же, как Олдо Леопольд, Холмс Ролстон III, многие другие западные идеологи природоохраны, Юджин Харгроув ставит под сомнение экономический подход к охране природы.

Во-первых, он это аргументирует тем, что экономические ценности, власть денег стала такой преобладающей (в основном в западной цивилизации) лишь в последнее столетие. До этого в обществе больше обращали внимание на иные ценности. А если через некоторое время экономические ценности вновь обесценятся? Как быть тогда с участками дикой природы, денежная стоимость которых оказалась низкой и их отдали на уничтожение? Не замучает ли тогда совесть людей, принявших решение на основе экономики, а не вечных ценностей - истины, добра и красоты?

Во-вторых, Харгроув пишет: "Могут возразить, что экономической ценности следует отдавать предпочтение перед остальными ценностями благодаря тому, что она объективно произошла из науки экономики, но этот довод не убедителен, так как экономика - это не наука, а следствие этической теории XIX века, претендовавшей на название науки.

Современная экономическая теория основывается напрямую на утилитаризме, принявшем научный вид благодаря применению экономического жаргона в духе логического позитивизма. В отличие от настоящих наук, основывающих свои теории на эмпирических исследованиях, экономика основывается на размышлениях об экономическом поведении так называемого экономического человека, действующего полностью в соответствии с рациональным эгоизмом, не являющимся даже рекомендуемой этической теорией. Экономика не продемонстрировала то, что экономическая ценность объективно выше других ценностей, более традиционных, она просто игнорирует эти ценности. Причиной того (по крайней мере, частичной), что экономика была принята общественной политикой как объективный фактор, стало обеспечение ею способа количественного определения ценности альтернатив в денежном выражении, но также и то, что на Западе стали путаться насчет объективной ценности в общем..." (Hargrove, 1988).

Как пример, Харгроув приводит известную картину "Мона Лиза", идеальную (духовную, присущую) ценность которой нельзя сравнивать с ценностью ее полотна и дерева. Ценность полезности и внутренняя ценность объектов искусства можно сравнивать лишь тогда, когда материалы, из которых они сделаны, очень дороги, например, золото или ценные камни. Так как ценность полезности (ресурсная, экономическая ценность) и идеальная ценность большинства произведений искусства несравнимы, то было бы чистым бредом предполагать, что решение о дальнейшем сохранении Моны Лизы может зависеть от того, насколько она рентабельна. Чтобы вопрос о рентабельности произведения искусства действительно встал серьезно, реальная ценность его должна быть очень низкой. Именно из-за своей абсурдности такие расчеты при принятии решений в музеях искусства не учитываются. Однако, к сожалению, в отношении решений по охране природной красоты, такими соображениями руководствуются не всегда. Ясно, что Мона Лиза стоит огромную сумму долларов, но ее настоящая стоимость не денежная, а эстетическая, историческая, идеальная.

Именно по этой причине Юджин Харгроув призывает людей принять закон, защищающий природную красоту только по той причине, что она хороша.

Как альтернативу экономическому засилию в оценках дикой природы экофилософ предлагает начать обучение людей ценностям природы. Целью обучения ценностям должно быть не внушение, а объяснение. Что будет способствовать принятию экологически обоснованных решений в наших отношениях с природой.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Борейко В.Е., 1999. Введение в природоохранную эстетику, издание второе, дополненное, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

3. Ермолаева В.Е., 1994. Харгроув Ю. Основы этики отношений с природной средой // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой, М.: ИНИОН РАН, стр. 75-81.

4. Hargrove E., 1979. The historical foundations of american environmental attitudes // Environmental ethics, v. 1, pp. 209-240.

5. Hargrove E., 1980. Anglo-American land use attitudes // Environmental ethics, v. 2, pp. 121-148.

8. Hargrove E., ed., 1986. Religion and environmental crisis, Athens: University of Georgia Press.

9. Hargrove E., ed., 1986а. Beyond spaceship earth environmental ethics and the solar system, San Francisco: Sierra Club Books, 336 p.

10. Hargrove E., ed. , 1986б. Religion and environmental crisis, Athens, GA, The University of Georgia Press, 222 p.

6. Hargrove E., 1988. Foundation of environmental ethics, New Jersey: Prentice Hall, 229 p.

7. Hargrove E., Callicott B., 1990. Leopold's means and ends in wild life management // Environmental ethics, v. 12, pp. 333-337.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философы дикой природы и природоохраны

На сайте allrefs.net читайте: "Философы дикой природы и природоохраны"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Харгроув Юджин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философы дикой природы и природоохраны
Предисловие Бернбаум Эдвин Бородин Иван Парфеньевич Броуэр Дэвид Будда Вордсворт Вильям (Уильям) Грищенко Виталий Николаевич Грэбер Линда Забелин Святослав Игоревич

Бернбаум Эдвин
Эдвин Бернбаум - современный американский природоохранник и культуролог, альпинист, знаток религий и мифологий. Преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета дир

Бородин Иван Парфеньевич
Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) - известный российский ботаник, академик, пионер охраны природы, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Разви

Броуэр Дэвид
Дэвид Броуэр (1912-2000) - один из выдающихся американских деятелей охраны дикой природы, публицист, руководитель Сьерра-Клуба в 1952-1969 годах. При нём эта влиятельная природоохранная организация

Грищенко Виталий Николаевич
Виталий Николаевич Грищенко - современный украинский орнитолог и деятель заповедного дела. Закончил Киевский университет, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Каневского прир

Грэбер Линда
Линда Грэбер - современный американский географ и экофилософ, широко известна на Западе по книге "Дикая природа как священное пространство", выпущенной в 1976 году Ассоциацией американски

Забелин Святослав Игоревич
Святослав Игоревич Забелин - один из современных лидеров природоохранного движения России, сопредседатель Международного Социально-Экологического Союза. Закончил Московский университет, в 1980-х ра

Калликотт Бэярд
Бэярд Калликотт (р. 1941) - один из наиболее известных и плодовитых современных американских экофилософов. Профессор философии и природных ресурсов в Висконсинском университете и университете Север

Карамзин Николай Михайлович
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный российский историк и писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, редактор двух литературных журналов. Карамзина можно назвать &

Карлсон Аллен
Аллен Карлсон (р. 1943) - современный канадский экофилософ, один из ведущих в мире специалистов по природоохранной эстетике. Преподает в должности профессора в университете Альберта в Эдмонтоне, чл

Келлерт Стивен
Стивен Келлерт - известный американский экосоциолог и экофилософ. Профессор социальной экологии Школы лесоводства и природоохранных наук Йельского университета. Ведущий специалист в области природо

Кожевников Григорий Александрович
Григорий Александрович Кожевников (1866-1933) - классик российского заповедного дела, пионер охраны природы России, профессор Московского университета, основоположник этического принципа стремления

Конвенц Гуго
Гуго Конвенц (1855-1922) - немецкий пионер охраны природы, профессор. В начале ХХ века его имя было широко известно во всей Европе. Можно без преувеличения заявить, что в то время он являлся самым

Ла Шапель Долорес
Долорес Ла Шапель - известная современная американская экофеминистка, экотеолог, глубинный эколог, автор популярных книг "Мудрость Земли" (1978) и "Священная земля, священный пол&quo

Леопольд Олдо
Олдо Леопольд (1887-1948) - известный американский природоохранник, ученый-эколог, писатель, президент Экологического общества США, один из основателей Общества дикой природы. Родился в штате Айова

Маршалл Роберт
Роберт Маршалл (1901-1939) - известный американский природоохранник, один из основателей Общества дикой природы. Родился в Нью-Йорке, в семье преуспевающего адвоката и филантропа. Закончил Гарвард,

Мухаммед
Пророк Мухаммед (Магомед) (570-632) - мифологизированный образ основателя мировой религии - ислама и мусульманского государства. Согласно мусульманской мифологии Мухаммед был смертным, неученым чел

Мюир Джон
Родился Джон Мюир (1838-1914) в Шотландии. В 1849 году он эмигрировал вместе со своей семьей в Соединенные Штаты, позднее поступил на курсы по химии, геологии и ботанике в университет в Висконсине.

Нейс Арне
Арне Нейс - видный современный норвежский экофилософ. Родился в Осло в 1912 году в богатой семье. Как философ изучал труды Спинозы и Ганди. В 27 лет стал самым молодым профессором Норвегии. Почетны

Никольский Александр Александрович
Александр Александрович Никольский - современный российский деятель заповедного дела, доктор биологических наук, профессор Российского университета Дружбы Народов, член Всемирной комиссии по охраня

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Оелшлегер Макс
Макс Оелшлегер - известный современный американский экофилософ, автор и составитель популярных книг "Идея дикой природы" (1991) и "Состояние дикой природы; эссе по экологии и цивилиз

Павликовский Ян
Ян Павликовский (1860-1939) - идеолог польской природоохраны, доктор экономики и права, публицист и общественный деятель. Родился в Галиции, в Медыче под Перемышлем. Преподавал в Земледельческой Ак

Рескин Джон
Джон Рескин (1819-1900) - выдающийся английский философ и культуролог XIX века. Закончил Оксфорд. Преподавал в Кембридже и Оксфорде. Один из первых поднял вопрос об охране красоты участков дикой пр

Риган Том
Том Риган (р. 1938) - известный современный американский экофилософ. Профессор философии, преподает в Северо-Каролинском университете США. Выдающийся защитник прав зверей, плодовитый писатель и изд

Ролстон Холмс III
Холмс Ролстон III (р. 1932) - является одним из наиболее известных американских экофилософов. Он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского &qu

Сепанмаа Ирйо
Ирйо Сепанмаа - современный финский экофилософ, преподает в университете города Хельсинки, член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Environmental ethics"), организатор н

Сид Джон
Джон Сид - современный австралийский природоохранник и экотеолог, директор Информационного центра по тропическим лесам в Новом Южном Уэльсе, Австралия, главный редактор журнала "Сообщения по т

Сингер Питер
Питер Сингер (р. 1946) - известный современный австралийский экофилософ. Закончил Оксфорд, где потом читал лекции по философии с 1971 по 1973 год. Сейчас профессор философии, директор Центра Челове

Снайдер Гарри
Гарри Снайдер (род. 1930 год) - известный современный американский экофилософ, писатель, поэт. Преподает в университете Калифорнии. Член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("E

Cтегнер Уоллес
Уоллес Стегнер (1909-1993) - известный американский писатель, автор 13 романов, ученый-гуманитарий. Родился в штате Айова, где, закончив местный университет, стал в нем профессором английского язык

Стоун Кристофер
Кристофер Стоун - современный американский юрист и экофилософ. В настоящее время преподает в должности профессора юридической философии в университете Южной Калифорнии, является членом редколлегии

Тейлор Пол
Пол Тейлор - известный современный американский экофилософ, профессор философии в Бруклинском колледже, Городском университете в Нью-Йорке и автор нескольких книг по экологической этике, включая &q

Тернер Джек
Джек Тернер (род. 1943)- современный американский экофилософ, поборник защиты дикой природы. Около 25 лет назад Тернер, будучи профессором философии Корнельского университета, оставил преподаватель

Торо Генри
Генри Торо (1817-1862) - выдающийся идеолог охраны природы, американский философ-трансценденталист. Закончил Гарвард. Его влияние на развитие идеи охраны природы, особенно в США и Канаде, огромно.

Формэн Дейв
Дейв Формэн (р. 1946) - современный американский природоохранник, идеолог радикального движения в защиту дикой природы "Прежде Земля!", организованного им в 1983 году. Редактор журнала &q

Святой Франциск Ассизский
Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован

Швейцер Альберт
Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью. Этот знаменитый врач, организовавший в 1913 году госпиталь

Штильмарк Феликс Робертович
Феликс Робертович Штильмарк - современный российский деятель природоохраны и признанный историограф заповедного дела. Родился в семье писателя, закончил Московский пушно-меховой институт. Научный с

Щербина Николай Федорович
Николай Федорович Щербина (1821-1869) - малоизвестный русский поэт, экофилософ. Родился 2 декабря 1821 года в небольшой дворянской семье под Таганрогом. После окончания таганрогской гимназии жил в

Эбби Эдвард
Эдвард Эбби (1927-1989) - известный американский писатель (автор 21 книги), видный философ, идеолог и практик радикальной природоохраны. Родился в штате Пенсильвания. В 1950-х годах учился в универ

Эмерсон Ралф
Ралф Эмерсон (1803-1882) - известный американский философ-трансценденталист. Оказал огромное влияние на развитие идеи дикой природы, природоохранной философии, учитель таких выдающихся идеологов ам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги