Человек по своей природе добр - раздел Философия, Человек и общество Добро И Зло Относятся Друг К Другу Как Норма И Патология
...
Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология
Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи — что он не добр и не зол.
Ф. Ницше, например, характеризовал человека как злое животное[44].
А Руссо в “Рассуждении о неравенстве” [1754] утверждал, что “человек по натуре своей добр и только общество делает его плохим” — антитеза доктрине первородного греха и спасения в церкви.
Своеобразную по позицию в этом вопросе занимал И.Кант. Вот что пишет А.Гулыга: "Кант начинает с размышлений о нравственной природе человека. Одни мудрецы убеждены, что человек безнадежно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И те и другие — ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по своей природе нейтрален — ни добр, ни зол, — и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым. Кант в делах морали ригорист, но одновременно он... диалектик. Он и здесь пытается совместить, более того — столкнуть противоположности.
Человек, утверждает Кант, по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому."[45]
Еще одно распространенное мнение, повторенное совсем недавно в Вестнике Российского философского общества: “Человек по своей природе не добр и не зол”[46].
С моей точки зрения, человек по своей природе — т. е. изначально, сущностно — добр.Злой человек — это аномалия, исключение из правила, нравственно больной человек. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология, здоровье и болезнь. Добрый человек — нравственно здоровый. Злой человек — нравственно больной, нравственный урод, инвалид.
Нравственность родилась вместе с человеком, неотделима от него. А она не может быть без доброты, без добрых поступков. Утверждать, что человек по своей природе не добр (и не зол) — все равно, что утверждать, что человек по своей природе ненравственен, не является нравственным существом.
Наличие зла и злых людей в мире вовсе не подрывает основы человеческого добронравия. Если люди болеют, то это не значит, что они не здоровы по своей природе.
Кстати, нравственность человека появилась не на пустом месте. Она, безусловно, имеет биологические корни. У высших животных есть то, что можно было бы назвать пранравственностью. Ведь что такое нравственность по жизни? Это правила человеческого общежития, т. е. правила поведения человека в обществе. Подобные правила есть и у животных.
———————
Когда пытаются доказать необходимость морального зла, то нередко рассуждают о том, что это зло оттеняет добро, что добро без зла как свет без тьмы — уже и не добро. Эти рассуждения фальшивы насквозь. Моральное добро имеет ценность само по себе и вовсе не нуждается в оттенении злом. Людям нет необходимости творить зло, делать зло друг другу, чтобы жить интересной, яркой, нескучной жизнью. На свете много интересных и полезных дел, которые требуют совместных усилий, дерзания, проявления творческой индивидуальности и которым, напротив, мешает злоумыслие отдельных людей.
Сопоставление добра и зла как света и тьмы или порядка и хаоса — ложное сопоставление. Здесь есть определенное лукавство. Это тот случай, когда сравнение хромает. Да, благодаря взаимодействию света и тьмы (света и тени, черного и белого) мы можем видеть. В чистом свете и в чистой тьме ничего нельзя увидеть. То же с порядком и хаосом. Мы живем в мире, в котором порядок и хаос, упорядоченность и неупорядоченность находятся в сложном переплетении. Чистый порядок — порядок твердого тела — неживой, мертвый. И чистый хаос, беспорядок — как инертный газ — безжизнен, мертв. Если же говорить о добре и зле, то трудно представить доброго человека, который для того, чтобы быть полноценным человеком, должен совершать и злые поступки. Тем более трудно представить творческого человека, который для того, чтобы достигнуть результатов в своей деятельности, непременно должен сделать что-то дурное.
На сайте allrefs.net читайте: "Человек и общество"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Человек по своей природе добр
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
МОСКВА · 2002
ББК 87.817
Б 20
О цикле“Философские беседы”
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка ф
Балашов Л.Е.
Человек среди людей (как вести себя в обществе). М.: ACADEMIA, 2002. — 62 с.
В книге освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, ку
Человек и общество
О человеке говорят и пишут многие:писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с су
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе
Древние о золотом правиле
Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности древневавилонском сказании об Акихаре. Престарелый визирь обращается к своему пле
Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле
Если говорить о философах Нового времени, то нужно прежде всего указать на Т. Гоббса и Д. Локка. Для Гоббса золотое правило — "закон всех людей", "закон, объемлющий все прочие
Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева
В русской философии о проблемах, связанных с золотым правилом, писал В.С. Соловьев. Если отбросить крайние моменты в его учении о нравственности (своеобразный абиотизм, антиживотность и мора
Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе[32]. Оно устанавливает, фиксирует, определя
Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно
как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы оно действовало, нужно выполнение, по крайней мере, двух условий:
1. Человек сам должен быть нормальным, здоровым или, ес
ДОБРО И ЗЛО
В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло.
Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
Благо и зло — наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо — положительно оцененное явление, положитель
Что такое добро?
Общее определение морального понятия добра складывается из “внешнего” и “внутреннего”.
“Внешнее” определение морального добра отвечает на вопрос: какова функция (или назначение) добра в жи
Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
Весьма опасно порой рассматривать конкретные проблемы лишь в аспекте действительности, существования, сосуществования. В качестве примера можно привести то, как трактуют некоторые моралисты и учены
Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
Правилен ли толстовский тезис о непротивлении злу насилием или прав И.А. Ильин со своим антитезисом — о сопротивлении злу силою? И нужно ли вообще бороться со злом?
Толстой прав вообще, в
ТЕЗИСЫ О ГУМАНИЗМЕ
1. Гуманистическая философия — умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.
2. Человечность — безотчетный, н
КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ
Своеволье и закон, лицо и общество и их нескончаемая борьба с бесчисленными усложнениями и вариациями составляют всю эпопею, всю драму истории. Лицо, которое только и может р
Коллективизм: за и против
Длительное время спор между коллективизмом и индивидуализмом в нашей стране однозначно решался в пользу первого. Считалось, что коллективизм совместим с гуманизмом, а индивидуализм нет. Однако, как
Положительная сила коллективизма
Если говорить о коллективизме как одной из форм поведения, то, безусловно, он может иметь положительное значение. Еще Сенека дал хороший образ коллективизма. Он писал: «Запомним: мы родились, чтобы
Положительное значение индивидуализма
Я не против коллективизма вообще, а против его возведения во всеобщую норму поведения, против однозначной интерпретации человеческой морали как коллективистской.
Когда индивидуализм распро
Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма
Дружба — глубоко индивидуальная связь людей как людей (не как родственников, соседей, любовников, знакомых, соплеменников...). В ней индивидуальное начало соединяется с потребностью в постоянном об
Товарищество
Товарищество — единение людей в рамках того или иного коллектива-сообщества. В товариществе индивидуальная составляющая выражена менее, чем в дружбе. Если дружба индивидуалистична, то товарищество
Братство
«Братство» означает почти то же, что и товарищество. Братство — единение людей в рамках больших человеческих коллективов-сообществ. Например «братство по оружию», «братство по вере», «братство по р
Человечность
Братство допускает противопоставление одних людей другим, одних человеческих сообществ другим. Человечность не допускает такого противопоставления. Она имеет абсолютно всеобщий характер, не знает и
О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.
Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект
Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя
Она легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом.
1). Надо стараться избегать резких слов. Мы говорим, например, нередко другому человеку: “не ори”, “не кричи”, а он всего-навсег
О воспитанности и благовоспитанности
Человек может быть воспитан по-разному, плохо или хорошо. Хорошее воспитание называют благовоспитанностью или просто воспитанностью.
«Благовоспитанность есть внешнее выраже
О вежливости
Вежливость — внешнее выражение уважительного отношения к человеку. Противоположность вежливости: грубость, хамство. Они — внешние выражения неуважительного, т. е. пренебрежительного или унич
Хороший тон
Хороший тон требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и ве
Этика телефонного разговора
1). Всегда надо представляться, когда Вы звоните, если не знакомы/малознакомы с адресатом или если Вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плох
Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств
Жизнь человека священна. Всякий покушающийся на неё должен знать: убивающий других людей убивает себя.
По телеканалу СТС 23 августа 1998 г. в передаче о тяжелой жизни банки
Дейл Карнеги о золотом правиле
Дейл Карнеги — выдающийся практический философ ХХ века. Он хорошо понимал значение этого великого правила жизни и посвятил ему много страниц в своих книгах, говоря о нем прямо или косвенно, в конте
О Г Л А В Л Е Н И Е
Человек и общество................................................................. 1
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ............................................... 4
Не
ВЫШЛИ В СВЕТ КНИГИ
Л. Е. БАЛАШОВ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. М., 2001. — 320 с.
Книга посвящена практической философии. Это та часть философии, которая оказывает непосредственное
Новости и инфо для студентов