рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле - раздел Философия, Человек и общество Если Говорить О Философах Нового Времени, То Нужно Прежде Всего Указать На Т....

Если говорить о философах Нового времени, то нужно прежде всего указать на Т. Гоббса и Д. Локка. Для Гоббса золотое правило — "закон всех людей", "закон, объемлющий все прочие законы"[11], правило, с помощью которого "можно понять, противоречит или нет закону природы чье-либо намерение"[12], правило, в котором "резюмированы" естественные законы[13].

Он, в частности, пишет: "Справедливость, названная нами девятым законом природы, в силу которого каждому предписывается признавать за другими те же права, которые он хочет для самого себя, закон объемлющий собой все прочие законы, является именно тем, который устанавливает и Моисей (Лев. 19, 18): Возлюби ближнего своего, как самого себя. И Спаситель наш говорит, что это высший моральный закон. Матф. 22, 36-40 (...) Возлюбить же ближнего своего, как самого себя, есть не что иное, как позволить ему все то, что мы хотим, чтобы было позволено нам самим"[14]. Или: "человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (...) Именно таков закон Евангелия: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. И это закон всех людей: quod tibi non vis, alteri ne feceris (не делай другому того, чего сам себе не желаешь — излюбленное выражение римского императора Александра Севера /222-235 в.в./ — Л.Б.)"[15]. Или: "Правило, облегчающее рассмотрение естественных законов. (...) для того чтобы никто из людей не мог оправдываться незнанием этих законов, они были резюмированы в одном легком правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека. И это правило гласит: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Это правило говорит и самому неспособному человеку, что в отношении естественных законов ему следует знать одно, а именно что, если, при взвешивании действий других людей и собственных, первые окажутся слишком тяжелыми, он должен положить их на другую чашу весов, а собственные действия — на их место, с тем чтобы его собственные страсти и самолюбие ничего не могли прибавить к весу действий других людей. Усвоив себе это правило, он убедится в разумности всех естественных законов"[16].

В концепции Гоббса отмечу два момента.

Во-первых, Гоббс рассматривает золотое правило не только как основу морали, а более широко — как основу морали и права, основу здоровья общества, нормальной жизни людей в обществе. В ряде случаев он дает правовые по своей сути формулировки золотого правила. Эти формулировки, безусловно, расширяют смысл и значение правила.

Во-вторых, говоря о взвешивании своих и чужих действий на одних весах, Гоббс отмечает этим мерный характер золотого правила, что оно обладает качеством меры. (Сравн. с цитированными выше фрагментами из Евангелий от Матфея — 7,1-2 и от Луки — 6, 37-38).

По Локку золотое правило — "самое непоколебимое нравственное правило и основа всякой общественной добродетели"[17], "великий принцип нравственности — "поступать с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобою""[18]. Он, как и Гоббс, считает это правило естественным продолжением нормального отношения человека к самому себе. Нарушение правила, пишет он, "было бы безумием и противно интересу, которым люди жертвуют, когда они сами поступают вопреки этому /правилу/"[19]. Или в другом месте: "Каждый из нас, поскольку он обязан сохранять себя и не оставлять самовольно свой пост (на этой земле — Л.Б.), обязан по той же причине, когда его жизни не угрожает опасность, насколько может, сохранять остальную часть человечества и не должен, кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать жизни, ни посягать на нее, равно как и все, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственности другого"[20].

Предпосылкой золотого правила выступают согласно Локку природные, изначальные равенство и независимость людей: "поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого"[21]. Или:

"Это природное равенство людей рассудительный Гукер считает самоочевидным и неоспоримым настолько, что делает его основанием того долга взаимной любви меж людьми, на котором он строит наши обязанности по отношению друг к другу и откуда он производит великие принципы справедливости и милосердия. Вот что он говорит: "Точно такое же естественное побуждение привело людей к осознанию того, что их долгом в не меньшей степени является и любить ближних, как самих себя; ибо, для того чтобы постигнуть вещи, которые являются равными, необходимо всем обладать одной мерой; ведь если я не могу не желать, чтобы каждый человек относился ко мне в той же мере хорошо, как он хотел бы этого для самого себя, то как же могу я рассчитывать хотя бы в какой-то степени удовлетворить это свое желание, если я сам не буду стараться удовлетворить подобное же желание, которое возникает, несомненно, у других людей, поскольку природа всех людей одинакова? Если им будет предложено что-либо противоречащее этому желанию, то это, несомненно, во всех отношениях огорчит их так же, как и меня; таким образом, если я творю зло, то я должен приготовиться к страданиям, поскольку нет никакого основания, чтобы другие люди проявили в отношении меня большую любовь, нежели я в отношении их; следовательно, мое желание любви насколько возможно более сильной со стороны равных мне по природе налагает на меня естественную обязанность питать в отношении их подобное же по силе чувство; из этого отношения равенства между нами и нам подобными естественный разум вывел для направления жизни несколько правил и заповедей, известных каждому человеку" (Церковн. полит., кн. 1)"[22].

Тщательному анализу подвергается золотое правило в работах родоначальника немецкого просвещения Х. Томасиуса (1655-1728). Им проводится мысль, что золотое правило только в единстве позитивной и негативной формулировок может быть рассматриваемо как основа нравственности. Эту же мысль проводит другой немецкий просветитель — И.Г. Гердер. Он считает что моральному человеку присущ "единственный главный закон: чего хочешь, чтобы другие тебе делали, делай то и другим"[23]. В этом законе согласно Гердеру сконцентрирована нравственная сущность человека, и он запечатлен в сердце каждого человека[24].

Нельзя не упомянуть здесь и Вольтера. Его гуманистический призыв звучит так: "Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Человек и общество

На сайте allrefs.net читайте: "Человек и общество"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
               

МОСКВА · 2002
ББК 87.817 Б 20     О цикле“Философские беседы”   Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка ф

Балашов Л.Е.
Человек среди людей (как вести себя в обществе). М.: ACADEMIA, 2002. — 62 с.   В книге освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, ку

Человек и общество
  О человеке говорят и пишут многие:писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с су

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе

Древние о золотом правиле
Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности древневавилонском сказании об Акихаре. Престарелый визирь обращается к своему пле

Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта
У Канта золотое правило фигурирует под именем категорического императива[25]. Он, с одной стороны, возвысил его (хотя и в превращенной форме) до значения главного при

Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева
В русской философии о проблемах, связанных с золотым правилом, писал В.С. Соловьев. Если отбросить крайние моменты в его учении о нравственности (своеобразный абиотизм, антиживотность и мора

Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе[32]. Оно устанавливает, фиксирует, определя

Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно
как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы оно действовало, нужно выполнение, по крайней мере, двух условий: 1. Человек сам должен быть нормальным, здоровым или, ес

ДОБРО И ЗЛО
В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло.

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
Благо и зло — наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо — положительно оцененное явление, положитель

Что такое добро?
Общее определение морального понятия добра складывается из “внешнего” и “внутреннего”. “Внешнее” определение морального добра отвечает на вопрос: какова функция (или назначение) добра в жи

Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
Весьма опасно порой рассматривать конкретные проблемы лишь в аспекте действительности, существования, сосуществования. В качестве примера можно привести то, как трактуют некоторые моралисты и учены

Человек по своей природе добр
Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология   Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Одни считают, что человек по при

Мотив оттенения добра злом — известный мотив. Он звучит еще при сопоставлении жизни и смерти (1), здоровья и болезни (2), богатства и бедности (3).
1. В рассуждениях о пользе смерти нередко используется тезис: смерть нужна, чтобы по-настоящему оценить значимость жизни. Этот тезис звучит по-разному у разных авторов. К.Ламонт,

Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?
Правилен ли толстовский тезис о непротивлении злу насилием или прав И.А. Ильин со своим антитезисом — о сопротивлении злу силою? И нужно ли вообще бороться со злом? Толстой прав вообще, в

ТЕЗИСЫ О ГУМАНИЗМЕ
  1. Гуманистическая философия — умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.   2. Человечность — безотчетный, н

КОЛЛЕКТИВИЗМ и/или ИНДИВИДУАЛИЗМ
  Своеволье и закон, лицо и общество и их нескончаемая борьба с бесчисленными усложнениями и вариациями составляют всю эпопею, всю драму истории. Лицо, которое только и может р

Коллективизм: за и против
Длительное время спор между коллективизмом и индивидуализмом в нашей стране однозначно решался в пользу первого. Считалось, что коллективизм совместим с гуманизмом, а индивидуализм нет. Однако, как

Положительная сила коллективизма
Если говорить о коллективизме как одной из форм поведения, то, безусловно, он может иметь положительное значение. Еще Сенека дал хороший образ коллективизма. Он писал: «Запомним: мы родились, чтобы

Положительное значение индивидуализма
Я не против коллективизма вообще, а против его возведения во всеобщую норму поведения, против однозначной интерпретации человеческой морали как коллективистской. Когда индивидуализм распро

Гримасы коллективизма и индивидуализма
  Гримасы коллективизма: Гримасы индивидуализма: Круговая порука Моя хата с краю, ничего не з

Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма
Нормальные коллективизм и индивидуализм опосредуют друг друга по формулам (К—И—К) и [И—К—И]. Формула (К—И—К). И в стаде обя

Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма
Дружба — глубоко индивидуальная связь людей как людей (не как родственников, соседей, любовников, знакомых, соплеменников...). В ней индивидуальное начало соединяется с потребностью в постоянном об

Товарищество
Товарищество — единение людей в рамках того или иного коллектива-сообщества. В товариществе индивидуальная составляющая выражена менее, чем в дружбе. Если дружба индивидуалистична, то товарищество

Братство
«Братство» означает почти то же, что и товарищество. Братство — единение людей в рамках больших человеческих коллективов-сообществ. Например «братство по оружию», «братство по вере», «братство по р

Человечность
Братство допускает противопоставление одних людей другим, одних человеческих сообществ другим. Человечность не допускает такого противопоставления. Она имеет абсолютно всеобщий характер, не знает и

О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя
Она легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом. 1). Надо стараться избегать резких слов. Мы говорим, например, нередко другому человеку: “не ори”, “не кричи”, а он всего-навсег

О воспитанности и благовоспитанности
Человек может быть воспитан по-разному, плохо или хорошо. Хорошее воспитание называют благовоспитанностью или просто воспитанностью.   «Благовоспитанность есть внешнее выраже

О вежливости
Вежливость — внешнее выражение уважительного отношения к человеку. Противоположность вежливости: грубость, хамство. Они — внешние выражения неуважительного, т. е. пренебрежительного или унич

Учтивость, любезность, благожелательность, приветливость
Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать. Данте   Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны

Хороший тон
Хороший тон требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и ве

Три волшебных слова: пожалуйста, спасибо, извините (простите).
Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста». За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо». За всякую неприятность, причиняем

Этика телефонного разговора
1). Всегда надо представляться, когда Вы звоните, если не знакомы/малознакомы с адресатом или если Вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плох

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств
Жизнь человека священна. Всякий покушающийся на неё должен знать: убивающий других людей убивает себя.   По телеканалу СТС 23 августа 1998 г. в передаче о тяжелой жизни банки

Дейл Карнеги о золотом правиле
Дейл Карнеги — выдающийся практический философ ХХ века. Он хорошо понимал значение этого великого правила жизни и посвятил ему много страниц в своих книгах, говоря о нем прямо или косвенно, в конте

О Г Л А В Л Е Н И Е
  Человек и общество................................................................. 1 ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ............................................... 4 Не

ВЫШЛИ В СВЕТ КНИГИ
  Л. Е. БАЛАШОВ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. М., 2001. — 320 с.   Книга посвящена практической философии. Это та часть философии, которая оказывает непосредственное

Частные выражения-формулировки золотого правила поведения
Частных выражений золотого правила существует бесчисленное множество. Некоторые из них были приведены выше. Вот еще. Положительная формулировка:   1. Библия :

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги