рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Схолий к О небесной иерархии Дионисия Ареопагита

Схолий к О небесной иерархии Дионисия Ареопагита - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА   Много Внимания Было Уделено Тому, Каким Образом Иоанн Скотт Н...

 

Много внимания было уделено тому, каким образом Иоанн Скотт неожиданно перевел греческое ¢tecnîj из О небесной иерархии Дионисия Ареопагита, как ualde arteficialiter[dcv]. Анализ и обсуждение этого вопроса дан в работах Рене Рока и Эдуарда Жено, которые показали, что такой перевод был сознательным и продуманным решением Иоанна Скотта, основанным, с одной стороны, на его понимании взаимосвязи свободных искусств и святого Писания, а с другой стороны, на его мнении, что греческая альфа в качестве префикса может иметь не только негативное, но и интенсивное значение[dcvi]. Я хочу указать на еще одну деталь, которая, не отменяя доводов Рока и Жено, могла мотивировать выбор Эриугены.

Дело в том, что у текста Небесной иерархии имеются схолии, составленные Иоанном Скифопольским и Максимом Исповедником. Обычно полагают, что Иоанну они не были известны. Тем не менее, похоже, что факты свидетельствуют об обратном. В своем переводе ¢tecnîj Иоанн Скотт, вероятно, следует схолии к этому слову греческого текста, которая предлагает несколько толкований: Meg£lwj À panto…wj À ¢lhqîj À ¡plîj[dcvii]. Иоанн всего лишь выбирает первое значение – meg£lwj, (“весьма”).

То, что схолии к О небесной иерархии или их часть были доступны Эриугене доказывается, как минимум, одним примером их прямого влияния на мысль Иоанна Скотта. Так, он комментирует тот же параграф О небесной иерархии:

 

Также как искусство поэзии посредством вымышленных небылиц и аллегорических уподоблений составляет нравственное или физическое учение для воспитания человеческих умов, – ведь это свойственно героическим поэтам, которые в образах воспевают деяния и нравы сильных мужей –, так теология, словно некая поэтесса, посредством небылиц и вымысла приспособляет святое Писание для наставления нашего ума и приведения его от внешних телесных чувств, словно из некоего несовершенного детства, в совершенное познание умопостигаемых вещей, словно в некую зрелость внутреннего человека[dcviii].

 

Необычная параллель, проведенная Эриугеной между героической поэзией и Писанием, очевидно, основана на еще одной схолии к О небесной иерархии, гласящей, что Писание использует поэтические образы для направления человеческой мысли, которая иначе не в состоянии была бы схватить это глубокое учение. Схолиаст сравнивает небесные символы с измышлениями знаменитых греческих поэтов – Гомера, Гесиода и прочих[dcix].

Как сказано, схолии, о которых идет речь, принадлежат Максиму Исповеднику и Иоанну Скифопольскому. Современная наука заявляет, что разрешила проблему отделения схолий Максима от схолий Иоанна (который составил их между 537 и 543 гг.)[dcx]. Автором схолии о поэтических образах считается Иоанн[dcxi]. Полагают, что исходный манускрипт, от которого происходят все известные греческие манускрипты Ареопагитского корпуса, уже содержал схолии Иоанна, так что “последующие поколения читали не просто Ареопагита, но откомментированного Ареопагита”[dcxii]. Это означает, что, переводя Дионисия, Эриугена вполне мог иметь искомые схолии под рукой.

Поскольку перевод valde arteficialiter присутствует не только в Expositiones, но уже ранее, в самом переводе Небесной иерархии, можно полагать, что схолии были известны Иоанну Скотту достаточно рано, возможно еще до того, как Анастасий Библиотекарь выслал их Карлу Лысому.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Схолий к О небесной иерархии Дионисия Ареопагита

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Natural Philosophy in Aristotle
Jean-Marc Narbonne (Faculté de philosophie, Université Laval, Québec, Canada) Aristote et le mal (transl. by A. Pakhomova)

Theologia natiralis in Eriugena’s Eschatology
Appendix I. The Criticism by Prudentius of Troy Appendix II. The Similar Theories in the Earlier Tradition

Аристотель и зло
  «…Все те, кто не говорят о двух видах причин [т. е. о целевой причине и о необходимости], не говорят, сказать по правде, ничего о природе» (De part. an. 642 a 16-17

Дискуссии об эфире в Античности
    В истории европейского естествознания и философии, пожалуй, найдется немного концепций, которые на протяжении веков вызывали бы такой неизменный интерес, как учение

Предыстория
  Эфиром (греч. a„q»r) первоначально называлось ясное небо, верхний, наиболее чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою, аэру (¢»r). Именно в этом значении слово «эф

Эфирная теория Аристотеля
Аристотелевское учение об эфире изложено, преимущественно, в первой книге его трактата «О небе» и первой книге «Метеорологики». Упоминания о нем есть также в XII книге «Метафизики» и в дошедших до

После Аристотеля
  Ближайший ученик Аристотеля Теофраст, как видно из его трактата «Об огне», относился к теории эфира скептически, прекрасно осознавая, какие трудности влечет за собой допущение, что

Александр Афродисийский
  Спустя два столетия Александр Афродисийский в своем комментарии к «О небе» попытался опровергнуть возражения Ксенарха. Фрагменты этого комментария также сохранены для нас Симпликием

Отношение к пятому элементу в платонизме
  Мы уже упоминали выше, что платоники I в. до - I в. н.э. были склонны принимать стоическое различение двух видов огня, позволявшее им, с одной стороны, сохранить четыре традиционные

Синтез Прокла
  В одном из своих произведений – небольшом трактате «Начала физики» – Прокл, на первый взгляд, безмятежно и непосредственно доказывает вслед за Аристотелем существование пятого элеме

Ксенарх Селевкийский
«Против пятой сущности»[cxciv]   Возражение первое Simpl. De caelo 13, 22-28.

Александр Афродисийский
<Ответы на возражения Ксенарха>[cc] Ответ на первое возражение. Simpl. de caelo, 13,28 – 14,3. Возражение К

Плотин о природе
  Основоположник неоплатонизма Плотин - по преимуществу метафизик. Его мало интересуют проблемы общества и устройство видимой природы. Как сам Платон и большинство его последователей,

Трактат Плотина “О природе, созерцании и едином” (30 III 8) и Аристотель
1. Общий контекст и полемическая направленность трактата 30 III 8   Трактат Плотина, идущий в хронологическом спи

III 8] О природе, созерцании и едином
1. В качестве игры ума — то есть прежде чем приступить всерьез — сможем ли мы последовательно провести рассуждение, если станем утверждать, что все стремятся к созерцанию

Theologia naturalis в эсхатологии Эриугены
  Рассмотрим представления – theoriae, которые Иоанн Скотт выдвигал, менял либо отвергал, разрабатывая свою эсхатологию (которая для него есть прежде всего учение о всеобщем возвращен

Критика эсхатологических принципов De praedestinatione Иоанна Скотта Пруденцием Труасским
О предопределении Иоанна Скотта появилось осенью 850-го или весной 851-го года. Немедленно тезисы трактата были посланы в Труа епископу Пруденцию (†861) c просьбой подобрать выписки из со

Физическая природа души и место ее загробного обитания.
Природа разумной души сродни эфиру и воздуху. После отделения от земного тела, души переносятся в места преобладания соответствующих стихий. Преисподняя находится в воздухе. Подобные взгляды

Мировой пожар и очищение от телесных скверн
Посмертные перипетии душ, равно как Страшный Суд и связанное с ним воспламенение мира, рассматривались в перспективе, отличной от современной. Конец мира был естественным космологическим финалом. Н

Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта
Ориген в кругу Иоанна Скотта.Ориген занимал важное место в каролингском интеллектуальном мире[cdlxxvi]. В ту эпоху (как и теперь) Оригена нередко винили не то

Григорий Нисский
Об устроении человека – латинск. пер. Эриугены: M. Cappuyns, “Le De imagine de Gr¾goire de Nysse traduit par Jean Scot ‹rigÀne”, Recherches de Thйologie anc

Ефрем Сирин
Творенiя иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина, т. 4 (Свято-Троицкая Сергiева Лавра, 1900). Иоанн Скотт (Эриугена) При ссылках на работы Иоанна Скотта ц

Максим Исповедник
Ambigua ad Iohannem (К Иоанну архиепископу Кизикийскому о трудных местах у Григория Богослова) – латинск. пер. Эриугены: Maximi Confessoris Ambigua ad Iohannem iuxta Iohannis

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги