рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И.А.Бескова

И.А.Бескова - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ Здоровье Человека В Свете Даосской Традиции*...

Здоровье человека в свете даосской традиции*

Проблематике здоровья в даосизме уделяется очень серьезное внимание, поскольку считается, что человеческий организм представляет собой неотъемлемую составную часть мира (а точнее, он и есть вселенная[xxxiv]), и, соответственно, все происходящее в нем — лишь манифестация, другое выражение общемировых процессов. Кроме того, разработка путей, ведущих к духовному совершенствованию (ключевая проблема даосской традиции), требует понимания природы человека, его жизненных динамик, возможностей произвольно воздействовать на течение внутренних процессов и целенаправленно трансформировать их в благоприятном направлении. А болезни, недомогания, физическое нездоровье создают препятствия на пути просветления, причем не только потому, что ослабляют человека, но и потому, что являются лишь формой проявления его духовных несовершенств.

Общей основой анализа происходящего в человеческом организме и в мире в китайской традиции выступает концепция жизненной энергии — ци (чи, ки в разных транскрипциях). О ней можно говорить много, но сама она мало доступна непосредственному восприятию. Лишь в определенных условиях неподготовленный человек способен ощутить ее движение. В целом же мы всего этого не замечаем, хотя постоянно сталкиваемся с последствиями ее благополучного или затрудненного функционирования. В частности, если ци перемещается в нашем теле свободно и гармонично, мы ощущаем себя здоровыми. Препятствия в ее движении переживаются как физический дискомфорт, нездоровье или болезнь (в зависимости от характера нарушений)[xxxv].

Иногда ци уподобляют жидкости: она течет по каналам, омывая все внутренние органы и ткани человека. Иногда ее сравнивают с электрическим (биологическим) током: разность потенциалов — необходимое условие динамики ци. Иногда ее рассматривают как магнитную силу, образующуюся в человеческом организме[xxxvi]. Но в любом случае важно знать, что это живая и животворящая субстанция, не тождественная ни крови, ни нервной энергии, и циркулирующая по собственным каналам, не совпадающим ни с кровеносной, ни с нервной, ни с лимфатической системами. Эти каналы еще называют меридианами, на них расположены биологически активные точки, стимулируя которые мы получаем возможность влиять на внутренние органы и на процессы перераспределения ци в теле.

Имеются эмпирические подтверждения того, что такая система действительно существует. В частности, воздействия китайских медиков на биологически активные точки, расположенные на меридианах движения ци в организме, дают замечательный оздоровительный и лечебный эффект. Вот, например, как об этом пишет специалист в области цигун-терапии: “В организме человека ци циркулирует по меридианам (каналам), это традиционное понятие в восточной медицине, не имеющее анатомического аналога. Связать систему меридианов с анатомией человека и увидеть ее практически невозможно, однако говорить о мистическом происхождении каналов нельзя, так как из века в век, воздействуя на организм больного человека посредством системы меридианов, восточные медики добивались прекрасных результатов. Это не отрицают и европейские специалисты, изучавшие основы восточной медицины”[xxxvii].

Различают две разновидности ци — инь и ян. На концепции инь-ян нет смысла останавливаться — в настоящее время она широко известна. Упомяну лишь, что упрощенным является широко распространенное убеждение, что нечто является раз и навсегда иньским или янским. Одно и то же может быть инь или ян в зависимости от того, по отношению к чему рассматривается: “Когда говорят, что ци является Инь или Ян, это значит, что эта ци слишком сильна или слишком слаба для конкретной ситуации. Это относительный, но не абсолютный признак... Если же говорить о ци внутри тела (к примеру, в меридиане легких), тогда точкой отсчета будет нормальный, здоровый статус находящейся в этом меридиане ци. Если ци сильнее, чем обычно, она является Ян; естественно, если она слабее, тогда она — Инь... За точку отсчета следует брать уровень, при котором человек чувствует себя наиболее приемлемо в данных конкретных обстоятельствах”[xxxviii].

В каждом предмете, явлении, процессе представлено как иньское, так и янское начало. Когда инь достигает своего максимума, начинает нарастать ян, и наоборот. И если мы из всего многообразия связей с объектом или миром отобрали только иньское (янское) начало, то можем не сомневаться, что в определенный момент неизбежно столкнемся с игнорировавшейся ранее стороной. Поэтому обычная стратегия человека выбирать в окружающем мире то, что ему удобно, выгодно, приятно обязательно поставит его лицом к лицу именно с теми аспектами, которые он до недавнего времени успешно избегал. Причем, чем большей была ориентация на один из аспектов, тем плотнее затем придется соприкоснуться с другим. В связи с этим в даосской традиции рекомендуется принимать происходящее в его целостности, включающей как те моменты, которые человек оценивает как позитивные, так и те, которые кажутся ему негативными.

Но вернемся к проблеме здоровья. Некоторые органы в человеческом теле китайскими специалистами расцениваются как преимущественно иньские, другие — янские. Системы, включающие первые, являются базисными, наиболее важными для обеспечения жизнедеятельности человека, вторые — “прикрывающими”. Если на организм человека длительное время воздействует некий болезнетворный фактор, то удар на себя сначала принимает янская, прикрывающая, система. И если уж она не справляется, болезнью поражается иньская структура.

Органы — каналы[xxxix], в соответствии с китайской традицией, выступают парами: печень — желчный пузырь (первой упоминается иньская система, второй — янская), почки — мочевой пузырь, легкие — толстый кишечник, сердце — тонкий кишечник и др. Каждая такая пара соотносится с базисной эмоцией, которая (в случае длительного воздействия) разрушает органы именно этой системы: страх поражает почки, тоска — легкие, гнев — печень и т.д. Иначе говоря, человек, часто испытывающий эмоцию гнева (а еще в большей мере — тот, кто гневлив, но подавляет проявления своего состояния), подвергает риску систему печени — желчного пузыря; страха — систему почек — мочевого пузыря; тоски — легких — толстого кишечника и т.п. Здесь, кстати, можно упомянуть, что, в соответствии с традиционными китайскими воззрениями, почки являются средоточием жизненной энергии человека (так называемой изначальной цзин, наследуемой им от родителей). Поэтому самое опасное для здоровья — это разрушение системы почек и, соответственно, самое разрушающее — это постоянное переживание эмоции страха (особенно в тех случаях, когда на проявление соответствующих переживаний налагается запрет).

Заблокировать нормальное движение энергии в теле могут как отрицательные эмоции, так и физические контрактуры (зажимы), сформировавшиеся на основе психотравмирующего опыта и ставшие привычными. Поскольку многие компоненты бессознательного психотравмирующего содержания тянутся из самого детства, постольку соответствующие им физические напряжения, зачастую, не осознаются: с ними человек вырос, он к ним привык, иным себя не видит. Просто определенные типы психологических переживаний и реакций он себе осознанно или бессознательно запретил, а вместе с ними оказались под запретом и те типы движений и телесных ощущений, которые на физическом уровне соответствуют этим переживаниям — реакциям. Вот как об этом пишет китайский мастер, специалист в области тай-цзи и туйшоу: “В течение всей нашей жизни нам говорится, что нам не разрешено открыто выражать себя, и мы ставим здесь скобку, там тиски и еще застежку, вскоре наши тела полны ментальных и физических заторов. К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы ощущаем себя настолько зажатыми, что наши тела не могут больше уступать. Мы спотыкаемся, ушибаемся, становимся оболочками, которые постоянно обороняются от внешнего. Мы манипулируем собой, чтобы подогнать себя под какие-то шаблоны, и, как результат, наши тела обороняются от неестественных наслоений”[xl].

Обнаружить контрактуры мышц можно с помощью тестов (если же они очень выражены, то просто наблюдая со стороны). При этом оказывается, что зажатый человек не в состоянии выполнить определенные типы движений, о чем зачастую сам и не подозревает: ведь именно из-за своей запрещенности — недоступности на психологическом уровне они для него не органичны, как бы не существуют, на физическом (поскольку психическое и телесное — всего лишь разные формы проявления одного и того же). Например, человек может оказаться не в состоянии присесть, опираясь на полную ступню и не наклоняя спину. Или же отклониться назад, свободно откинув руки за голову. Тот, кто постоянно испытывает гнев и при этом подавляет его, не сможет скоординированно двигаться, если ему предложат выразить свою агрессию. А то и вообще откажется от выполнения упражнения. Например, под тем предлогом, что не испытывает агрессии. Однако психотерапевты хорошо знают, что это не более чем бессознательная уловка, призванная оградить человека от контакта с его собственными внутренними проблемами и ограничениями.

Яркой иллюстрацией того, насколько сложно человеку воздействовать на состояние своего здоровья, непосредственно соприкасаясь с подлинным источником своих проблем (как физических, так и психологических), может быть опыт известного специалиста в области телесно ориентированной психотерапии А.Лоуэна. Он так описывал поведение своей пациентки Салли, проблемы которой были связаны с неспособностью позволить себе ощутить и выразить подавляемую агрессию: “Салли чувствовала, что не могла прикоснуться к жизни и что жизнь тоже не затрагивала ее.

Чтобы помочь Салли почувствовать заключенную в агрессивных движениях силу, я предложил ей, стоя перед кушеткой, бить по ней теннисной ракеткой. Ее реакция на это предложение удивила меня. Она осторожно подняла ракетку, примерилась, сделав предварительный удар, потом вдруг резко бросила ее, будто это было заряженное ружье или живая змея. Ее затрясло, и она отскочила на другой конец комнаты. Прошло несколько минут, прежде чем она снова взяла в руки ракетку. Замахнувшись для удара, она опять бросила ракетку и снова отпрыгнула прочь, размахивая руками, словно птица — крыльями.

На протяжении нескольких сессий Салли снова и снова била кушетку с помощью теннисной ракетки. Каждый раз ей удавалось бить все сильнее, и она все меньше боялась этого. Иногда после нескольких ударов она бросала ракетку и начинала плакать. Пациентка боролась со страхом, который испытывала перед силой. Некоторое время спустя я предложил ей выразить восклицанием злость, крикнуть при ударе что-нибудь, вроде “Будь ты проклят!” или “Я ненавижу тебя!”. Но она не могла этого сделать. Пока она держала в руках ракетку, у нее возникала только экспрессия испуга, глаза и рот были широко открыты, но она не издавала ни звука. Наблюдая за ней, я пришел к выводу, что есть еще и другая причина, по которой Салли стала танцовщицей. Она так боялась эмоциональных ситуаций, что не могла произнести ни слова, и с помощью танца пыталась выразить свои чувства[xli]. Позже, когда ее сила возросла, она била кушетку и выкрикивала при этом снова и снова: “Придурок! Ты придурок!”. Салли чувствовала при этом, что это обращено к матери. Она возвращалась к той “критике”, от которой сама страдала в детстве, когда мать кричала ей именно это”[xlii].

Если жизненный опыт человека включает психотравмы, связанные с сексуальной сферой (грубое осуждение и пресекание каких-либо форм детской сексуальности, сексуальная агрессия со стороны взрослых, неосознанное совращение ребенка родителем как результат решения его собственных невротических проблем и т.п.), то контрактуры будут затрагивать нижнюю часть тела: ноги, живот. Живот в таком случае втянут, но удерживается не тренированными, а спазмированными мышцами. Если снять спазм, то у такого человека живот отвиснет и не будет подбираться, т.к. мышцы, по существу, слабые. При подобного рода контрактурах человеку не доступно брюшное дыхание. Он дышит грудью, при этом заполняется только верхняя часть легких. При дыхании грудная клетка движется вперед, плечи — вверх, живот неподвижен. Чем это плохо?

В соответствии с даосскими представлениями, энергия, которой располагает человек, складывается из так называемой изначальной цзин, наследуемой от родителей и хранящейся в почках, и пополняемой, состоящей из ци пищи и ци воздуха. В случае грудного дыхания легкие заполняются незначительно, вентиляция недостаточна. В результате поглощаемая энергия (ци воздуха) минимальна, и человек вынужден жить на изначально сниженном энергообеспечении. Понятно, что весь организм в таких условиях не функционирует полноценно”[xliii]. Человек как бы дышит через трубочку, вентиль которой частично прикручен. Недостаток энергии испытывают и все органы, к которым она должна перераспределяться. А если учесть ту цепочку жизни, о которой говорят даосы[xliv], то становится очевидным, что все процессы, протекающие в организме, даже если бы отсутствовали другие негативные факторы, уже из-за одного только грудного дыхания, пострадают (человек будет жить “на голодном пайке”).

Каково же значение брюшного дыхания для здоровья человека? Известно, что уже в утробе матери ребенок дышит животом. Питание к плоду поступает через пуповину, соединяющую с ним материнский организм. Но мать не могла бы протолкнуть нужное количество питательных веществ, если бы ребенок не помогал ей, втягивая их самостоятельно. Подобный же тип “вбирания жизненных сил” сохраняется и после рождения. Но теперь это уже поглощение ци воздуха. Долгое время брюшное дыхание остается единственным видом и осуществляется совершенно спонтанно, вне контроля сознания. Но постепенно характер дыхания изменяется. Китайцы считают, что человек тридцати лет дышит желудком, а пожилой — грудью. Не трудно видеть, что подобная динамика отражает тенденцию уменьшения насыщения организма энергией ци и постепенное снижение энергообеспечения протекающих в организме процессов. Это одна из предпосылок старения организма.

Есть и другое важное обстоятельство. Движение стенки живота постоянно массирует внутренние органы, расположенные в брюшной полости, оптимизируя протекающие в них процессы. Кроме того, внизу живота, немного ниже пупка, расположена область (так называемый, “Нижний Даньтянь”), которая, по китайским представлениям, является вместилищем жизненной энергии ци. Эта область заслуживает всяческого внимания и заботы. Достаточно сказать, что огромное множество энергетических даосских техник направлено, в первую очередь, на работу именно с этой частью человеческого тела. Считается, что здесь ци накапливается и затем перераспределяется ко всем системам организма. Поэтому, когда страдает эта область, страдает и весь организм.

И, наконец, еще один принципиальный момент. Во время брюшного дыхания начинает двигаться полость Хуэйинь, соединяющая т.н. Канал Зачатия, проходящий по передней стороне человеческого тела, и Канал Управления, проходящий по его спине. Если эти два канала замыкаются, то образуется Малый Небесный Круговорот, в результате чего тело человека наполняется энергией. Если же они разомкнуты, то поступающая ци, опускаясь по Каналу Зачатия, через ноги уходит в землю, и Канал Управления “обесточивается”. На этой основе понятно, что психотравмы, выражающиеся в контрактурах нижней части тела, приводят к чрезвычайно опасным для здоровья человека физическим и физиологическим последствиям.

Если же говорить в целом, то, в соответствии с китайской традицией, устойчивое переживание отрицательных эмоций сначала “перегревает” те системы, которые связаны с данными эмоциями (гнев — желчный пузырь-печень, страх — мочевой пузырь-почки и т.п.), а затем истощает их. В результате органы сначала поражаются янскими болезнями, что проявляется в виде жара, избыточного напряжения, лихорадочного состояния (в западной медицине этому соответствует представление об остром периоде заболевания), затем иньскими (если на предыдущей стадии человек не устранил факторы, вызвавшие нарушения циркуляции ци).

Чаще всего люди избавляются от видимых последствий острого течения процессов. Но остаются их причины (в частности, продолжается переживание отрицательных эмоций соответствующих модальностей, сохраняются психотравмы и обусловленные ими телесные контрактуры). В этом случае наступает черед иньских болезней, выражением которых являются холод, упадок, вялость процессов и, в конечном счете, дегенерация органа (в западной медицине этому периоду примерно соответствует представление о хроническом течении заболевания и о возникновении опухолевых процессов).

Итак, мы видим, что в жизненном цикле человека все увязано в одно целое: психотравмы приводят к формированию мощных психологических напряжений и телесных зажимов. Если эти состояния носят характер повторяющихся, складываются черты характера и тип мировосприятия, которые впоследствии обусловят регулярное переживание отрицательных эмоций в процессе повседневного взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой. Постоянно испытываемые устойчивые отрицательные эмоции соответствующей модальности будут обусловливать проблемы со здоровьем: сначала перевозбуждая сопряженные с ними системы, а затем (в случае не осознания и не устранения причин подобных дисфункций) — угнетая эти системы, в результате чего разовьются хронические заболевания. Телесные контрактуры, которые являются всего лишь другой формой выражения того же негативного опыта, что лежал в основе психотравм и болезненного мировосприятия, заблокируют нормальный ток энергии, в результате чего определенные органы будут “перегреваться”, испытывая избыток ци, другие — “переохлаждаться”, страдая от ее недостатка. Болезнь органов, в свою очередь, вызовет новые нарушения в циркуляции ци, которые затронут все остальные системы и т.д. Как видим, это замкнутый круг, путь в никуда.

Есть ли какие-либо способы улучшить положение вещей? Можно ли человеку помочь как-то так перестроить свою жизнь, чтобы минимизировать отрицательные последствия жизненного опыта и стать более здоровым, более счастливым, более адаптированным?

Как представляется, такие шансы есть и весьма неплохие. Но каждый в многообразии путей выбирает свою дорогу, поэтому универсальных рекомендаций нет и быть не может: то, что хорошо для одних, неверно или исключено для других. Может быть, возможно только одно общее соображение: человек не должен бояться задумываться и искать подлинные корни своих проблем (хотя непосредственное столкновение с собственным психотравмирующим опытом нередко оказывается весьма драматичным переживанием — в этом убеждают разнообразные последствия использования т.н. “жестких” психотехник). Поэтому к улучшению качества здоровья в целом нужно двигаться осторожно.

Справиться самому со своим травматическим опытом часто оказывается сложно (вспомним поведение Салли) из-за природы этого опыта: он потому и вытеснен из сознания, что в свое время был воспринят как “не совместимый с жизнью”. А это значит, что не только сами травмирующие содержания оберегаются от доступа сознания, но и содержания, ведущие к этим содержаниям. И подобная цепочка вытесненного материала иногда весьма значительна. Поэтому осознать вытесненные содержания, соприкоснуться с ними вновь, сложно не только “технически”, но и бытийственно — ведь это все равно, что снова получить тот же удар, который в свое время так разрушительно подействовал на человека.

Все эти трудности приводят к тому, что люди нередко оказываются вынужденными обращаться к психоаналитикам. Хороший специалист может помочь осознать истоки проблем, с которыми сталкивается данный пациент, на основе чего удастся перестроить отношения с миром и с самим собой. Но то, что останется в результате успешной аналитической работы — это телесные контрактуры, с которыми человек вырос, привык к ним и которые сами собой никуда не денутся. А они, как было показано выше, провоцируют многочисленные отрицательные последствия, и в том числе, способны вторично порождать те негативные эмоции, чьим проявлением сами же являлись. Поэтому необходимо работать со своим телом. В этом может помочь телесно ориентированная психотерапия, где специалисты направленно занимаются избавлением от мышечных зажимов. Кроме того, огромную пользу приносит готовность принять себя, пусть и с недостатками, и с внутренними проблемами, но в то же время — человека, личность, в котором многое позитивно и ценно.

Очень важно также научиться принимать происходящее в его целостности, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Опасно и изнурительно всегда только противостоять миру. Китайцы учат, что победить то, что сильнее тебя, ты можешь, уклонившись от борьбы и уступив (поэтическим образом такого взаимодействия с миром является образ бамбука, который гнется на ветру, но не ломается). Мир не хороший и не плохой. Он другой. Когда же мы видим в окружающем только плохое, то тем самым выстраиваем собственный внутренний ряд из одних негативных компонентов информации. Это формирует соответствующее мироощущение и настроение. Они, в свою очередь, обусловят те ситуации, в которых человек окажется. А это, опять-таки, определит его внутреннее состояние. Так образуется еще один порочный замкнутый круг.

Китайские внутренние техники позволяют решать задачи саморегуляции комплексно. Работая со своей энергией, человек учится, во-первых, ощущать ее[xlv], во-вторых, — разумно распоряжаться ею, не только не нанося себе вреда, но и создавая условия, в которых организм мог бы восстанавливаться. Если же учитывать все те приемы правильного дыхания, релаксации и гармонизации эмоционального и ментального состояний, которые являются базовыми при овладении энергетическими техниками, то становится понятным, что китайская традиция позволяет улучшить многие параметры здоровья человека. А в случае последовательного и осознанного овладения соответствующими знаниями и умениями, — кардинально трансформировать его жизненную ситуацию в позитивном направлении, ведь устранение проблем хотя бы в одном компоненте энергетического цикла способно благотворно повлиять на здоровье человека в целом.

Итак, для того, чтобы решить какую-либо одну задачу (излечение хронического заболевания, избавление от устойчиво переживаемой отрицательной эмоции, снятие напряжений в теле), необходимо изменить параметры всего комплекса взаимосвязанных проблем. В частности, отрицательную эмоцию надолго не устранить, не избавившись от обусловленных ею контрактур и связанных с нею хронических заболеваний. Точно также, излечение не будет окончательным, если сохраняются те черты характера и способы миропонимания, которые породили заболевание. Например, хороший мануальный терапевт может грамотно поставить позвонки на место. Но те контрактуры мышц, которые привели к их смещению, остались, и значит, через некоторое время болезненная ситуация воспроизведется. Мы можем упражнениями и растяжками убрать спастику мышц. Но наличие психических содержаний, которые мы вынуждены удерживать в бессознательном, будет восстанавливать эти напряжения.

Чрезвычайно важную роль в улучшении общего статуса здоровья может сыграть переориентация на позитивные эмоции, хотя сделать это, разумеется, не просто. Однако в чем же тут дело? Если мы не просто осознаем, что отрицательные эмоции пагубны, но и знаем механизм их негативного воздействия на организм, то почему нам, зачастую, так сложно изменить характер своего мировосприятия? Я вижу здесь следующую цепочку взаимосвязей.

Выше я уже упоминала общеизвестную истину, что физическое и психическое — это лишь разные уровни проявления одного и того же. Но чего? Чем является то общее, что на одном уровне предстает, как телесное, а на другом — как психическое? Я полагаю, что это — динамики энергии, именуемой китайцами ци, индийцами — прана, некоторыми другими традиционными культурами (например, аборигенами Австралии) — мана. Соответственно, энергетическая система человека — та самая система меридианов (каналов) движения ци, о которой речь идет в даосской традиции, — и является базисной для физического и психического уровней реализации процессов. Но возможно ли это? Ведь мы знаем, что психическая жизнь человека бесконечно богата, физические движения также чрезвычайно многообразны, может ли в основе всего этого лежать движение энергии? Относительно крупных блоков физических процессов (допустим, пищеварение, выделение, кроветворение и т.п.) вряд ли можно сомневаться. Но вот все богатство психической жизни: не будет ли неоправданным преувеличением считать, что и оно — лишь проявление динамик ци?

Чтобы получить хотя бы минимальное представление о характере энергетических процессов, протекающих в организме человека, достаточно познакомиться с материалами по традиционным китайским практикам. Как известно, в этой культуре основное внимание уделяется не внешнему, телесному, а внутреннему, энергетическому. Существует даже специальное понятие — “нэйгун”, внутренняя работа. (Имеется в виду отслеживание умом тех процессов перемещения ци в организме, которыми сопровождается выполнение внешних движений.)

Зачем это нужно? Хотя в качестве формы воздействия на внутреннее состояние выбираются телесные движения, но именно отслеживание сознанием динамик изменения жизненной энергии (ци) делает их по-настоящему продуктивными. И оказывается, что простейшие, привычные всем нам формы активности сопровождаются и обусловливаются сложными перемещениями энергии в нашем теле. Просто мы этого не осознаем, поскольку давно утратили способность ощущать перемещение энергетических потоков в нашем теле.

Небольшое отступление позволит мне показать, что обыденное представление о, возможно, недостаточной степени детализации энергетических процессов — как подложки психических феноменов — не является адекватным и обусловлено спецификой нашего повседневного опыта — не более того.

То, насколько на самом деле богаты и бесконечно разнообразны динамики ци, можно проиллюстрировать, сославшись на опыт профессионального психолога Патриции Гарфилд, известного автора работ о природе осознанных сновидений. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, коротко отмечу, что осознанными (управляемыми, контролируемыми) называют сновидения, в которых спящий человек понимает, что спит, и способен в той или иной мере воздействовать на течение событий во сне.

Долгое время сам факт наличия такого рода опыта вызывал сомнения. Тем, кто не переживал подобных состояний, казалось, что они по природе своей невозможны. Вот как характеризует этот период П.Гарфилд: “...к ним (к рассказам об этих состояниях — И.Б.) не относились всерьез, воспринимали просто как анекдоты. Неудивительно, что мой собственный опыт осознанного сновидения, о котором я говорила в первых двух книгах, также не вызвал доверия читателей. Исследователи сна утверждали, что такие переживания, скорее всего, являются игрой воображения, продуктом деятельности дремлющего ума, находящегося в состоянии перехода от бодрствования ко сну, галлюцинациями или “мини-пробуждениями” и что вряд ли они могут возникать во время состояний сна. Но теперь мы знаем, что как раз во сне они и возникают”[xlvi]. Последнее удалось доказать С.Лабержу, работающему в Клинике сна при Стэнфордском университете. Он провел эксперимент, в котором испытуемые во время осознанного сна подавали сигналы движениями глаз, и эти сигналы регистрировались в лабораторных условиях осциллографом.

Сейчас факт наличия подобного рода опыта никем не оспаривается. Более того, интенсивно нарастают исследования в этой примечательной области. Но для нас в данном случае важно другое: сфера жизнедеятельности, которая открывает путь к тонким ощущениям потоков движения энергии в собственном теле, не является широкодоступной. Иначе говоря, обострения чувствования потока энергии не так просто достичь. Поэтому отсутствие соответствующих ощущений-переживаний у широких слоев населения ни в коей мере не свидетельствует об их невозможности.

П.Гарфилд упоминает и еще некоторые виды активности, которые приводят к похожему обострению телесного чувствования. Это, по ее мнению, продвинутая медитация и профессиональное иглоукалывание. Как видим, и они пока не стали повседневной практикой человека западной культуры, хотя и получают все более широкое распространение. Поэтому, чтобы иметь более адекватное представление о подлинных возможностях человеческого организма, прислушаемся к свидетельствам тех, кто за счет расширения сферы внутреннего опыта развил способность более тонкого ощущения динамики энергетических потоков в теле. Вот что пишет по этому поводу П.Гарфилд: “Мы обнаружили, что наши тела представляют собой чувствительные инструменты, способные не только реагировать на принимаемую нами пищу, но и регистрировать потоки тонкой энергии. Ощущение здоровья своего тела — неотъемлемая часть переживания полноты жизни. Наши тела — центры, излучающие энергию, и они заговорят с нами, если мы будем слушать. Они могут стать источниками мудрости и знания”[xlvii]. И еще: “Теперь не только мои глаза видят по-новому и замечают новые возможности для сопоставления тех или иных явлений, но и все мое тело ощущает (то есть воспринимает чувственные впечатления) не так, как прежде... Любое мое переживание несет в себе качество новизны. Мое тело реагирует на каждое ощущение как точнейший измерительный прибор. Поток внутри меня откликается на каждую музыкальную ноту, каждый аромат, каждый вкусовой оттенок пищи. Если какая-то пища снижает его силу, я от нее воздерживаюсь; если другая пища увеличивает силу потока, я потребляю ее в больших количествах. Один аромат приводит этот поток в бурное движение, другой оставляет “равнодушным”. Одни звуки вызывают у меня боль в области солнечного сплетения, а другие заставляют поток спуститься от темени к щекам. “Фауст” Гуно, например, делает движение потока безмятежно-спокойным, зато “Золото Рейна” превращает его в настоящий ураган — может быть потому, что музыка Вагнера более близка собственной буйной природе внутренней энергии. Тибетские гонги и массаж шиацу (стимулирующий энергетические центры) вызывают бешеную активацию потока. Присутствие энергетического потока действует на меня успокаивающе; когда я ощущаю его вибрацию, его передвижения из одной области тела в другую, я чувствую себя хорошо. Когда, что бывает редко, он исчезает, моя энергия замирает на нулевой отметке. В каждый час моей жизни наяву я узнаю что-то новое о “повадках” потока и о том, как можно еще более увеличить интенсивность излучаемого им тепла и света”[xlviii].

Итак, энергетические потоки в теле, о которых говорит китайская традиция, действительно существуют. И они действительно меняют свою динамику не только в соответствии с крупными блоками процессов в организме человека, но и отражают тончайшие оттенки, нюансы его ощущений и переживаний. Иначе говоря, на самом деле существует соответствие психологических (и физиологических) состояний человека и параметров потока энергии в его организме.

Таким образом, совершенно верное представление о том, что физическое и психическое — это “две стороны одной медали”, две формы проявления “одного и того же”, можно уточнить. Пресловутое “одно и то же”, которое лежит в основе психического и физического в человеке — это энергетические процессы, протекающие в его собственном теле.

Получается, мы имеем своего рода триаду: физическое, психическое и энергетическое в человеке. При этом последнее выступает базисом, основой для первых двух, которые представляют собой различные формы его воплощения. Это очень важный и полезный вывод: он дает возможность искать причины происходящего не только в сфере следствий, т.е. физического и психического, но и в сфере причин этих процессов (энергетического). А это, в свою очередь, позволяет видеть проблемы здоровья в более адекватном, хотя и неизмеримо более сложном контексте. Иначе говоря, поняв, какого рода зависимостями связаны между собой физическое нездоровье, устойчивые эмоциональные нарушения, “прицельно” поражающие соответствующую систему в организме, и нарушения динамик ци, лежащие в основе всего этого, мы сможем более мудро подойти к задаче улучшения его качества. Раньше мы видели, что одна лишь работа с психотравмами без устранения соответствующих контрактур в теле не приведет к успеху (то же справедливо и в отношении исключительно телесной терапии). Сейчас мы можем сказать, что и совместной работы над этими проблемами может оказаться не достаточно. Необходимо эти важные и ценные формы воздействия дополнить работой с энергетикой человека, нарушения которой и являются базисными для психологических и физических проблем. Что это может быть? С одной стороны, чрезвычайно плодотворным, на мой взгляд, является обращение к традиционным китайским практикам, в основе которых лежит “внутренняя работа” — работа с энергией. С другой, — надо так стремиться переориентировать себя, чтобы доминирующими эмоциями стали позитивные. Почему так важно обратить внимание на этот аспект работы со здоровьем? Потому, что эмоция — это и есть движение энергии в той форме, как это доступно нашему непосредственному восприятию, т.е. как это видит и ощущает наше “я”.

Как уже говорилось, ощутить потоки энергии в теле не так просто: для этого надо себя или специально готовить, или практиковать некоторые не слишком распространенные формы воздействия на свой организм (в приведенной выше иллюстрации — осознанные сновидения). Это может быть также глубокая медитация, в том числе, медитация в движении (в китайской традиции это тай-цзи, цигун и т.п.), некоторые виды алхимических и психофизических даосских практик (сянь-дао).

В то же время более или менее адекватное представление о переживаемых эмоциях человеку вполне доступно. А поскольку эмоциональное состояние — это интегральная характеристика движения энергии в нашем теле, постольку, регулируя свои эмоции, мы будем влиять на параметры циркуляции ци в организме. Но это как раз и означает, что мы доберемся до первопричины наших физиологических и психологических проблем.

Именно поэтому, как мне думается, такое огромное значение позитивному эмоциональному настрою придается в любых формах оздоровительных практик: как традиционных, относящихся к сфере так называемой “официальной медицины”, так и нетрадиционных, целительских. Но если раньше это было понятно, что называется, “из опыта”, то сейчас становится очевидным и теоретически.

В заключение хочу привести иллюстрацию того, как по-разному можно воспринимать происходящее. Есть такая суфийская притча. Однажды муршид (учитель у суфиев) был в большом городе и, когда вернулся, сказал: “О, я переполнен радостью, я переполнен радостью. Это было так замечательно, возвышенно, в присутствии Возлюбленного”. Тогда его мюрид подумал: “Там был Возлюбленный и восторг; как замечательно! Я должен пойти и посмотреть, смогу ли я найти их”. Он прошел через город, вернулся и сказал: “Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло; вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на куски”. “Да, — сказал муршид, — Ты прав”. “Но объясни мне, — сказал мюрид, — почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно”. Муршид сказал: “Ты шел не в том же ритме, в котором я шел через город”. Хазрат Инайат Хан, так комментирует данную притчу: “И это означает... ритм, в котором движется ум, тот ритм, от которого наблюдение получает пользу: именно это создает разницу между одним человеком и другим; и это то, что приводит к гармонии между людьми”[xlix].

Мы знаем, что про один и тот же стакан можно сказать, что он наполовину пуст, а можно, — что он наполовину полон. Было бы очень полезно и ценно, если бы нам удавалось видеть то, чем мы располагаем, скорее как наполненное, чем пустое.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И.А.Бескова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ
      Москва УДК 113 ББК 15.12 Ф 56 Редколлегия: О.Е.Баксанский И.К.Лисеев, Л.

Философия здоровья
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН Редактор Художник В.К.Кузнецов Технический редактор А.В.Сафонова Корректор А.А.Смирн

В современной культурной традиции
В.М.Розин Здоровье как философская и социально- психологическая проблема............................................................................... 35 Б.Г.Ю

Праксиологии
Е.С.Демиденко Философское осмысление здоровья человека в техногенногом мире............................................................................................ 178

С.А.Нижников
Пути обретения здоровья и мировоззрение Как понимание здоровья, так и пути его достижения мыслятся различными, подчас до противоположности, в зависимо

Ю.П.Михаленко
Ф.Бэкон о здоровье человека Бэкон систематизировал все знания своего времени в обобщающем труде “О достоинстве и приумножении наук” (I, т. I). Здесь наука

В.М.Розин
Здоровье как философская и социально-психологическая проблема Нетрудно заметить, что здоровье и болезнь часто определяются друг относительно друга. В “Тол

Б.Г.Юдин
Здоровье человека как проблема гуманитарного знания* В понятии “здоровье” заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, котор

Д.И.Дубровский
ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ — ПРОБЛЕМЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ 1. Мы вступаем в новый этап цивилизации —

Л.В.Фесенкова, А.Т.Шаталов
Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья)

В.Д.Жирнов
Здоровье — атрибут антропности Название статьи предваряет и формулирует ее итоговый вывод. Уже по своему звучанию оно перечит самым расхожим представления

О.Е.Баксанский, Л.В.Васина
Онтология здорового тела Исследование телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и су

И.А.Гундаров
Закон духовной детерминации здоровья В теоретической медицине существует более 200 определений здоровья. Что касается врачебной профилактической деятельно

Э.С.Демиденко
Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире Проблема человека и его здоровья на границе второго и третьего тысячелетий приобрела особу

Ю.В.Хен
Евгенический проект оздоровления народонаселения* Построение общей теории здоровья является одной из главных задач философии здоровья. На роль такой т

Мировоззренческо-методологические проблемы в современной культурной традиции
В.М.Розин Здоровье как философская и социально- психологическая проблема............................................................................... 35 Б.Г.Ю

Проблема здоровья в контексте аксиологии и праксиологии
Е.С.Демиденко Философское осмысление здоровья человека в техногенногом мире............................................................................................ 178

Философия здоровья
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН Художник В.К.Кузнецов Технический редактор А.В.Сафонова Корректор А.А.Смирнова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги