рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поиск новых онтологических оснований в постмодернистской социально-философской концепции

Поиск новых онтологических оснований в постмодернистской социально-философской концепции - раздел Философия, Философские основания нового века Современная Философская Ситуация Характеризуется Разрушением Классической Рац...

Современная философская ситуация характеризуется разрушением классической рациональной парадигмы. В сфере социально-философского знания оно вызвано тем методологическим кризисом, суть которого заключается в принципиальной неспособности классического обществознания согласовать в рамках единой концептуальной системы субъективный фактор и объективные условия человеческой деятельности. Представляется, что кризисный характер классического обществознания заключается в том, что он оказался под влиянием исторически сложившейся культуры естественнонаучного мышления. Это влияние приводит к тому, что мы называем как последовательный объективизм классического обществознания. Выход за пределы объективистской природы классического рационализма, предпринятая постмодернистскими философами, есть одна из попыток найти новую парадигму, в рамках которой был бы преодолен объективизм.

С этой позиции осуществляется критика классической, метафизической онтологии, разрушается ее основание – объективная реальность. Признание того, что не существует ничего, по словам Деррида, вне текста (Серль Дж. Р. Перевернутое слово. //Вопросы философии, 1992, № 4. С. 64), приводит к принципиальному выводу: для постмодернизма характерно тяготение к субъективному пониманию реальности. С их точки зрения, реальность строится также и с участием субъекта. Чтобы эта субъективизация реальности стала наиболее ощутимой, постмодернизм сводит проблему реальности к проблеме языка. Реальность, прежде всего социальная, представляется как некий текст, дискурс, лишенный всякого объективного основания, объективной точки опоры, стержня. Этот «лингвистический поворот»в философии можно представить как попытку постмодернизма нащупать и описать новый тип научно-исторической реальности – реальности гуманитарного знания с присущей ему особой структурой. Переход к этой новой исторической реальности заставляет постмодернистов трактовать социальную реальность как иррациональную.

Философское обнаружение постмодернистами новой – гуманитарной реальности требует от них теоретического поиска особого онтологического основания этой реальности. С этим чрезвычайно важным философским обстоятельством связано концептуальное различие Логоса и Письма., проводимого Ж.Деррида. Логос (символ классической метафизики) есть тот закон бытия, согласно которому мир, реальность можно представить как нечто целое, структурированное, определенное, ограниченное, подчиняющееся единому центру. Письмо же, вытесненное историей метафизики, напротив есть стихия различающего мышления, расчленяющее, ищущее знакового выражения сознание (Вайнштейн О.Б. Деррида и Платон: деконструкция логоса. // Мировое древо, 1992, № 1. С. 64). (в этом видится попытка обозначить появление новой, гуманитарной, онтологии). Констатация этой новой исторической реальности, трактуемой постмодернистами далеко не всегда адекватными средствами, позволяет по-новому осознать упорное отрицание постмодернистами традиционной оппозиции центр/периферия (как и любой другой оппозиции, что обозначена как критика концепции бинаризма). Напротив, гуманитарная реальность не признает принципа иерархии. Отсюда – концептуальная значимость понятия – образа «ризома». Это понятие заимствовано постмодернистскими философами (Делезом, Гваттари) из ботаники, где оно определяет специфический способ развития растений не из одного корня и в одном направлении, но, напротив, путем бесконечных ответвлений, каждое из которых способно породить новое. В противоположность классическим западным представлениям о мире, имеющем свой определенный стержень, ризома, описывая мир, выступает как потенциальная бесконечность, чистый поток становления, содержащий в себе «скрытый стебель», который может развиваться в каком угодно направлении, принимать какие угодно конфигурации. Таким образом, происходит отказ от представления о реальности, и, прежде всего, социальной, как имеющей центр, корень, основу.

Из этого же свободолюбивого контекста вытекает и необходимость принципа игры, взятого на вооружение постмодернистской методологией. Именно игра является антитетическим центру началом, она размывает любой фиксированный центр. Благодаря игровому началу и возможна реализация той установки на многообразие, принципиальную плюралистичность, которую так отстаивают постмодернисты. Недаром, постмодернистскую культуру называют игровой.

Таким образом, отмечая всю непоследовательность концептуальных установок постмодернизма – и, прежде всего, отрицание ими социальной реальности – которая на практике отрицает их самих, - отметим главное: постмодернизм – это классическая идеалистическая попытка интеллектуального прорыва в новое историческое пространство. Можно сказать, что постмодернизм заново открывает человеку его самую древнюю историческую основу: в начале было Слово. Превращение орудийной реальности в знаковую.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философские основания нового века

На сайте allrefs.net читайте: " Философские основания нового века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поиск новых онтологических оснований в постмодернистской социально-философской концепции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕТОДОЛОГИЯ
  В прошлом было принято определять философию онтогносеологически. Как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления. Это - стандартное определение «через

Желтов Ю.В.
ИНОБЫТИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ БЫТИЯ УНИВЕРСУМА   В онтологии используется представление об инобытии как способе cуществования бытия, который позволяет вместить в бытие все пол

Высота, высокое в осуществлении человека
Человек – существо, принадлежащее двум мирам, миру Земли и миру Неба. Человек одновременно существует на Земле и пребываетв Небе. Дух человека – принадлежность Неба, а плоть его – Зем

Философ
Философ – почитатель мудрости, любомудр – человек, тянущийся к Небу, ищущий Небо. У Пифагора человек, занимающий промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Новалис называл Б.Спиноз

Спаситель мира
Сотериология говорит о спасении как об "исцелении", "освобождении", "исправлении", "просветлении", "пробуждении", "избавлении", "очи

Человекобог
Человекобог – человек, в своём личном, сосредоточенном величии поднимающийся до трансцендентности. Напрягая все силы в стремлении к Высшему, человек становится Высшим. Подобно тому как свя

Высокое, высота в осуществлении человека
Высочайшие осуществления высвобождают человека из мира повседневности. Они – свидетели Высшей Жизни на этой земле. "Высота" – это близость Богу. Не часто свершается восхождение ч

Беленкова О.А.
г. Уфа, УГНТУ Способность к творчеству как родовая черта homo sapiens – человека разумного. Каждый человек как представитель рода человеческого содержит в себе от рождения заложен

Эрос восходящий: проблема воплощения
  Любовь, наряду с разумом, трудом, коммуникацией, властью, смертью и т. д., являясь одним из основных атрибутов человеческого бытия, конституирует, определяет основные моменты челове

Онтологические основания и механизм осуществления
  Проблема человеческой деструктивности возникает в связи с кризисом человечности и человеческого в целом, источником которого является утрата человеком своего собственного места в ми

Проблема теодицеи в контексте субстанциализации зла
Проблема сущности и происхождения зла является одной из центральных проблем религиозной философии. История философии знает два подхода к решению этой проблемы. Они могут быть классифицированы как м

Метафорическое и понятийное в познавательной деятельности.
В данной работе мы постараемся определить, какую сторону или стороны познавательной деятельности как сложного и многоаспектного явления выражают и представляют метафора (греч. metaphora – пере нос)

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги