рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Беленкова О.А.

Беленкова О.А. - раздел Философия, Философские основания нового века Г. Уфа, Угнту Способность К Творчеству Как Родовая Черта Homo Sapien...

г. Уфа, УГНТУ

Способность к творчеству как родовая черта homo sapiens – человека разумного.

Каждый человек как представитель рода человеческого содержит в себе от рождения заложенную в нем природой способность к мышлению, развитие которой делает его разумным и способным к творческой деятельности существом.

В соответствии с общепринятым подходом творчество – это деятельность, направленная на создание новых, не имевших до определенного времени в распоряжении человечества материальных и духовных социальных ценностей. Интеллект творца – ученого, конструктора, художника, используя познавательные возможности человеческого сознания – интуицию, воображение, логико-аналитические приемы и т.д. проникает в новые горизонты неисследованной природной и социальной реальности, распредмечивает для себя и через себя закономерности, определяющие суть этой реальности и, сформулировав их затем в рамках определенных знаковых систем, делает достоянием общественного сознания и социальной практики.

Впервые философский аспект проблемы творчества был осмыслен в немецкой классической философии, выдвинувшей идею деятельностного отношения человека к действительности. В соответствии с этим подходом И.Кантом были разработаны исходные принципы деятельностной концепции творчества, в которой он впервые в истории философии выявил своеобразие творческой деятельности, подчеркнув ее специфику в ряду природных и социальных явлений. Так, обращаясь к анализу художественного творчества, он противопоставлял творчество ремеслу как утилитарной деятельности. Основанием для их различия И.Кант рассматривал уровень свободы, определяемый развитием сущностных сил индивида, воплощаемых им, соответственно, в творчестве и в ремесле. Он писал, что искусство отличается о ремесла тем, что первое можно назвать свободным, а второе можно назвать искусством для заработка (См.: Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т. 5. М., 1963-1966. С. 319). Творческая деятельность осуществляется по принципам более высоким, чем ремесло, ибо эти принципы определяют эстетическое и нравственное отношение человека и являются выражением духовной потребности в предмете, ценность которого определяется самим фактором его существования.

Вскрыв специфику творческой деятельности, И.Кант обосновал принципиально новый тип творческой активности личности – активность познающего и действующего человека. Истоки этих взглядов заключены в идее самодеятельной активности творческого субъекта. Сущность творческой самодеятельности воплощается у И.Канта в формах продуктивного воображения и трансцендентальной апперцепции. К выявлению этих форм Канта приводит логика анализа духовных способностей субъекта и соответствующих им видов познавательной деятельности: чувственного созерцания, рассудка, способности суждения, разума. Сами по себе эти способности и сферы деятельности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерцания и мышления представляют собой творчество, которое состоит в воображении. Способность воображения или деятельность образного мышления И.Кант нередко называет сферой «прозорливости» или «гения» (См.: Диалектика и теория творчества. М. 1987. С. 22).

Развивая и углубляя философскую традицию понимания творчества как самодеятельности – процесса духовно-практического самоосуществления субъекта, идущую от И.Канта и других немецких философов-идеалистов – Фихте и Шеллинга, Гегель придает идее творческой самодеятельности статус всеобщности и универсальности. «Гегель раскрывает сущность самодеятельности как процесса становления творческого субъекта, выступающего в формах духовно-практической деятельности и культуры» (См.: Диалектика и теория творчества. М., 1987. С. 31). В гегелевской «Феноменологии духа» содержанием творческой самодеятельности является прохождение субъектом определенных исторических ступеней развития, представляющих собой стадии формирования духовной культуры:

- формы индивидуального сознания / сознание, самосознание, разум/;

- формы общественного сознания / нравственность, образованность, моральность/;

- формы Абсолютного сознания / религия, Абсолютное знание/.

Гегель отмечает, что люди всегда мыслят и творят в соответствии с принципами «духовной культуры данной эпохи и данного народа». Он подчеркивал, что всеобщее не находится в непосредственном знании, а есть результат культуры, воспитания, откровения человеческого рода.

Гегелем были сформулированы плодотворные идеи, способствующие научному пониманию феноменов творчества, а разработанная им идея культурно-исторической детерминации творчества дала возможность поставить вопрос об исследовании общественной природы творческой деятельности (Там же: С. 33).

Подводя итог, можно отметить, что главной заслугой немецких мыслителей в разработке концепции творчества является определение творческой деятельности как духовно-практической самодеятельности, основными характеристиками которой являются: целесообразность, универсальность, свобода, целостность, органическая связь с развитием человека. Учение о творчестве предстало как логико-гносеологическое обоснование идеи человека, свободно осуществляющего и утверждающего свое бытие: «Подчинить себе все неразумное, овладеть им свободно и согласно своему закону – последняя цель человека» (Фихте И.Г. О назначении ученого. М., 1935. С. 66). И наконец было сформулировано положение о социальной природе творчества: родовое было осмыслено как универсальное и творческое.

Немецкая классическая философия явилась теоретическим фундаментом марксистской концепции творчества. К. Маркс, разработав с позиции философского материализма и диалектики концепции социальной жизни как процесса общественного производства, дал этим основание рассматривать весь исторический процесс как единый процесс социального творчества. В ходе этого процесса человек как родовое существо, выступающее творчески-преобразующей силой, изменяет как объективную реальность, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами, как и самого себя, свою собственную природу, развивая свои сущностные силы и формируя свой творческий потенциал. Маркс писал в «Экономических рукописях 1857-59 гг.: «В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия, изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя; благодаря производству создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности, новый язык» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 483-484). Здесь целостный процесс общественной жизни выступает как единый процесс социального творчества, интегрирующий в своем осуществлении все остальные виды творчески-преобразующей деятельности совокупного социального субъекта – общества в целом. Такой подход позволят выйти на предельно широкое понимание творческой деятельности, рассматривая ее как социальное творчество. В этом контексте понятие социальное творчество есть понятие родовое, а остальные виды творческой деятельности – научное, техническое, художественное, педагогическое и другие выступают по отношению к социальному творчеству как видовые.

Основанием для развития социального творчества и всех его видов выступает исторически сложившийся уровень развития общественного производства в целом и соответствующих его частей, а движущей силой – необходимость в удовлетворении актуализировавшихся на соответствующем этапе исторического развития социальных потребностей.

Субъектом социального творчества способны выступать: 1/ Общество. 2/ Социальная группа – класс, коллектив единомышленников, решающих общую творческую проблему (научную, производственную, педагогическую и т.д.). 3/ Отдельный индивид – ученый, конструктор, художник, писатель, политический деятель.

Проблема субъекта социального творчества необычайно сложна. Хотя творит всегда конкретный индивид, тем не менее он находится в прямой или опосредованной связи с другими людьми, осуществляющими вместе с ним деятельность в этой сфере. Решая общую проблему, они подпитывают друг друга своими идеями, а потому в некоторых случаях бывает чрезвычайно трудно определить меру вклада в решение творческой задачи отдельного участника, особенно в тех случаях, когда невозможны количественные замеры.

Результаты творческой деятельности имеют двустороннюю направленность. Будучи реализованы в социальной практике, они оказывают стимулирующее воздействие на развитие социально-экономических, политических, духовных процессов. Причем характер этого воздействия зависит от совокупности факторов, важнейшими из которых являются социальные интересы. В то же время участие в творчески-преобразовательной деятельности повышает качество социальной стороны воспроизводства самого человека, стимулируя на личностном уровне развитие творческих сил и способностей конкретного индивида, формирование его творческого потенциала.

Подтверждением того факта, что способность к творчеству – это родовая черта человека разумного, является то, что творческая деятельность людей чрезвычайно связана с развитием личности, которое выступает как индивидуально-личностный социальный процесс. Ученый К.А. Абульханова-Славская рассматривает различие личности как движение личности в общественной жизнедеятельности. «Уровень, качество развития личности – пишет она, само есть условие ее участия в жизни общества» (Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. С. 125). Вне активного участия в общественной жизни развитие личности и, соответственно, ее творческая деятельность осуществляться не может.

Сущность процесса развития личности и основные моменты его осуществления исследует профессор Л.Н. Коган в своей работе «Цель и смысл жизни человека». Он пишет, что развитие личности есть преобразование сложившихся установок, ориентации, потребностей, интересов, мотивов поведения и т.д. под влиянием изменяющихся общественных отношений, присваиваемых личностью. Л.Н.Коган выделяет в процессе развития следующие взаимообусловленные моменты:

- изменение общественных отношений в процессе социальной практики;

- присвоение этих изменившихся общественных отношений личностью, превращение их в ее ядро;

- изменение на этой основе сущностных основ личности;

- проявление этих изменений в социальной деятельности личности (См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. с. 36-37).

Можно с уверенностью утверждать, что именно развитие сущностных сил личности под влияние изменившихся социальных условий и выступает основанием, порождающим творческий импульс в деятельности личности, поскольку она вынуждена находить принципиально новые подходы для решения задач, которых прежде не было в ее практике. И поскольку этот процесс носит циклический характер, то развитие творческих способностей человека как разумного существа идет по возрастающей.

Вызывает определенное чувство социального оптимизма положение марксистской теории общественного развития, в котором утверждается мысль, что развитие человека и совершенствование его личных способностей, в том числе и способности к творчеству, в перспективе должно привести к тому, что его существование и реальное повседневное бытие полно и адекватно будет раскрывать сущность коллективистских общественных отношений. И это будет означать «возвращение» человека к самому себе, т.е. полную ликвидацию антагонизма между индивидом и родом. Это означает, что каждый отдельный человек в своей деятельности сможет проявить все те творческие способности, которые заложены в нем как представителе рода человеческого, но, разумеется, в той мере, в какой они заложены в нем природой и выражают его человеческую индивидуальность.

Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:

Способность к творчеству – это одно из важнейших родовых свойств человека, которое сформировалось исторически в процессе развития социальной практики. В результатах творческой деятельности – материальных и духовных человек воплощает меру развития своих универсальных способностей, которые и свидетельствуют об уровне его творческого развития как человека разумного – представителя биологического вида homo sapiens.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философские основания нового века

На сайте allrefs.net читайте: " Философские основания нового века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Беленкова О.А.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕТОДОЛОГИЯ
  В прошлом было принято определять философию онтогносеологически. Как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления. Это - стандартное определение «через

Желтов Ю.В.
ИНОБЫТИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ БЫТИЯ УНИВЕРСУМА   В онтологии используется представление об инобытии как способе cуществования бытия, который позволяет вместить в бытие все пол

Высота, высокое в осуществлении человека
Человек – существо, принадлежащее двум мирам, миру Земли и миру Неба. Человек одновременно существует на Земле и пребываетв Небе. Дух человека – принадлежность Неба, а плоть его – Зем

Философ
Философ – почитатель мудрости, любомудр – человек, тянущийся к Небу, ищущий Небо. У Пифагора человек, занимающий промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Новалис называл Б.Спиноз

Спаситель мира
Сотериология говорит о спасении как об "исцелении", "освобождении", "исправлении", "просветлении", "пробуждении", "избавлении", "очи

Человекобог
Человекобог – человек, в своём личном, сосредоточенном величии поднимающийся до трансцендентности. Напрягая все силы в стремлении к Высшему, человек становится Высшим. Подобно тому как свя

Высокое, высота в осуществлении человека
Высочайшие осуществления высвобождают человека из мира повседневности. Они – свидетели Высшей Жизни на этой земле. "Высота" – это близость Богу. Не часто свершается восхождение ч

Поиск новых онтологических оснований в постмодернистской социально-философской концепции
Современная философская ситуация характеризуется разрушением классической рациональной парадигмы. В сфере социально-философского знания оно вызвано тем методологическим кризисом, суть которого закл

Эрос восходящий: проблема воплощения
  Любовь, наряду с разумом, трудом, коммуникацией, властью, смертью и т. д., являясь одним из основных атрибутов человеческого бытия, конституирует, определяет основные моменты челове

Онтологические основания и механизм осуществления
  Проблема человеческой деструктивности возникает в связи с кризисом человечности и человеческого в целом, источником которого является утрата человеком своего собственного места в ми

Проблема теодицеи в контексте субстанциализации зла
Проблема сущности и происхождения зла является одной из центральных проблем религиозной философии. История философии знает два подхода к решению этой проблемы. Они могут быть классифицированы как м

Метафорическое и понятийное в познавательной деятельности.
В данной работе мы постараемся определить, какую сторону или стороны познавательной деятельности как сложного и многоаспектного явления выражают и представляют метафора (греч. metaphora – пере нос)

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги