История до Фрейда

"Главным вкладом Фрейда в науку, – пишет Эрнест Джонс, – считается его концепция о бессознательном", однако тут же замечает, что сам Фрейд на праздновании своего семидесятилетия сказал: "Поэты и философы открыли подсознание задолго до меня. Я лишь нашел научный метод изучения бессознательного".

Задолго до Фрейда любознательные умы пытались исследовать ту область разума за пределами нашего сознания, которая, презрев всякие претензии резона и морали, остается главной движущей силой деятельности человека. В XIX веке ряд мыслителей в своих философских, а зачастую и поэтических изысканиях приблизились к открытию бессознательного. Артур Шопенгауэр разработал философскую систему, провозглашающую главенство воли и инстинктов над мыслью и разумом. Он искал высший источник разума и находил, что этот источник – воля, считая ее стержнем, основанием всего живого. Он построил концепцию воли в природе, поскольку человек, по его мнению, лишь одно из ее проявлений, для которого интеллект есть не что иное, как второстепенное, подчиненное проявление и бледное отражение. Понятие воли он использовал весьма широко, включая сюда и инстинкты, и влечения, и либидо. По его мнению, воля имеет по большей части бессознательный характер, а сознание и разум есть не более чем инструмент воли. В основе его пессимизма лежало осознание того, что претензия разума на первородство есть всего лишь иллюзия. В своем очерке "Трансцендентные соображения по поводу видимого рисунка судьбы индивида" он утверждает: "Точно так же, как во сне именно наша воля подсознательно определяет нашу объективную судьбу, ибо все, что в ней содержится, проистекает изнутри нас, и как каждый из нас является тайным режиссером собственных сновидений, так и в реальности существует единственная сущность – наша собственная воля, – которая определяет нашу судьбу. Мы сами как бы вызываем те события, которые происходят с нами". Весь комплекс его размышлений, включая и сексуальные воззрения, есть не что иное, как философское предвосхищение психоаналитических концепций.

Правда, ярче всех других философов XIX века обратил внимание европейской науки на психические силы, лежащие за пределами сознания и разума, именно Ницше. Томас Манн считал его величайшим в истории человеческого мышления психологом и исследователем морали. Современники поражались полемическому характеру трудов Ницше и его яростным нападкам на существовавшие тогда идеологию, общественный порядок, официальную религию и общепринятую мораль. Ницше стремился раскрыть для всех ту мысль, что человек – существо заблуждающееся и постоянно стремящееся обмануть окружающих его людей. При всем том, что человек открывает для внешнего мира, всегда остается вопрос: что еще остается скрытым? От чего он старается отвлечь наше внимание? Какие предубеждения, предрассудки старается скрыть? Насколько искусно и тонко это делается? Насколько глубоко он обманывает себя в этом случае? Ницше неистощим в своих попытках показать, насколько любое чувство, мнение, отношение, поведение или добродетель имеют в основании самообман или неосознанную ложь. "Всякий человек далек от своей сущности, бессознательное есть неотъемлемая часть индивида, сознание же – это не более чем зашифрованная формула бессознательного, более или менее надуманный комментарий к неосознанному, вероятно, непознаваемому, но ощущаемому тексту".

Ницше понимал бессознательное как область неясных, смешанных мыслей, чувств и инстинктов и в то же время как область воспроизведения прошлых стадий существования как индивида, так и вида. Неясность, затуманенность, беспорядок и бессвязность наших сновидений напоминают состояние человеческого разума на самых ранних стадиях его становления. Таким образом, он заложил в психоаналитической теории основу исторического подхода, при котором придается большое значение прошлым событиям, а в поисках причин расстройств и неврозов, испытываемых взрослыми людьми, принято обращаться к раннему детству. Более того, он разделял особый интерес Фрейда к ранним периодам существования человечества. Сновидения также напоминали Ницше о коллективных галлюцинациях, свойственных целым сообществам доисторического человека. "Так, во сне и в сновидениях мы вновь повторяем урок, усвоенный древ- ним человечеством. Сновидения есть воспроизведение фрагментов нашего собственного прошлого и прошлого всего человечества. То же относится и к взрывам неконтролируемых страстей и к психическим заболеваниям".

Под именем запрещения Ницше описывает то, что сегодня известно как вытеснение. Он применяет это понятие к ощущению и памяти: "Забывание не есть лишь сила инерции... напротив, это активная и, в самом строгом смысле, положительная способность к запрещению. "Я сделал это", – говорит моя память. "Я не мог этого сделать", – противоречит гордость, своей непреклонностью заставляя память уступить".* Ницше интуитивно пришел к озарению, ставшему ядром психоанализа, к которому сам Фрейд подходит постепенно и с трудом в ходе работы с пациентами. Понятие вытеснения дает нам возможность проанализировать, как важные в эмоциональном плане переживания, по той или иной причине непереносимые для сознания, отбрасываются в глубину подсознания, продолжая оказывать влияние на психику и проявляясь в искаженных и часто невразумительных формах, внешне лишенных всякого смысла. Невротические симптомы, сновидения, странные фантазии, навязчивые идеи или поведение – вот некоторые из путей, которыми подсознание пытается выразить себя, обходя, так сказать, цензуру сознания, цензуру Эго. Эти проявления бессознательного не ограничиваются невротическими симптомами, их можно проследить в широком спектре переживаний, общих для всего человечества.

* Фридрих Ницше. Утренняя заря.

Мориц Бенедикт, еще один из влиятельных предшественников психоанализа, говорил о важности тайных переживаний, дрем наяву, фантазий, подавленных желаний и амбиций, о важности сексуального элемента в жизни обычного человека, а также в возникновении случаев истерии и других неврозов. Он также описал случаи, когда ему удавалось достичь великолепных психотерапевтических результатов в лечении больных путем избавления их от патогенных секретов. В 1868 году он опубликовал четыре истории болезни – случаи мужской истерии, корни которой он видел в плохом обращении с пациентами в детстве, – и провозгласил необходимость психотерапии. Он описал то, что называл второй жизнью, отмечая существование и важность такой тайной жизни для многих и многих людей, и патогенную роль этих тайн, почти всегда содержащих некий аспект сексуальной жизни пациентов.*

* Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ.

Нелишне будет отметить здесь, что уже в XVIII веке философ Лейбниц утверждал, что важная часть психической жизни человека скрыта от его сознательного разума, и предложил первую теорию бессознательного. Он указал на слабые ощущения, относя к ним те, которые находятся ниже порога сознательных ощущений, несмотря на то что играют важную роль в нашей психической жизни. Это понятие слабых ощущений от Лейбница перенял Дж.Ф. Гербарт. Он понимал порог как некую поверхность, на которой бесконечно меняющиеся ощущения и представления постоянно борются друг с другом. Более сильные толкают слабые за порог, подавленные представления и ощущения стремятся вырваться на поверхность и часто поэтому отождествляют себя с другими представлениями. Находясь ниже порога, неясные представления образуют некий хор, сопровождающий драму, разыгрывающуюся на поверхности сознания. Гербарт выработал математические формулы взаимодействия сил между ощущениями. Несмотря на то что его теория бессознательного в большой степени умозрительна, она оказала заметное влияние на германскую психологию XIX века, создав интеллектуальный климат, который, без сомнения, стимулировал исследования Фрейда и дал ему возможность упорно двигаться вперед в своей научной деятельности.

Здесь нет необходимости вдаваться далее в историю рассуждений и исследований по поводу бессознательного, но стоит напомнить себе, что Фрейд не просто изобрел это понятие, как, похоже, полагают многие из современных философов и психологов. Он сумел перевести самые субъективные и личные из всех человеческих переживаний в область научного исследования. Это само по себе может считаться наиболее выдающимся из достижений Фрейда. И это можно назвать революцией Фрейда в науке.