Синдром анального удержания

Если у младенца развился и закрепился навык сдавливания соска губами и ртом и выдавливания молока, перенесенный затем в нарциссическую фазу его развития, эта тенденция будет перенесена и на анальное содержание. Напряжение мускулатуры губ и челюстей распространится в этот период и на сфинктер, анальную мышцу. Спазм этой мускулатуры станет определяющим в анальной деятельности и распространится на весь живот.

То плохое либидо, которое младенец поглощал вместе с молоком до сих пор, проявится теперь в анальной проекции. Он будет стараться задерживать фекалии, чтобы не отдать матери свое сокровище, когда она того ожидает, и может применять самые разные механизмы анального удержания. Ребенок может упрямиться, сопротивляться и все делать назло. Он будет удерживать свой продукт точно так же, как мать, по его мнению, удерживала от него свой. Если мать не отдавала младенцу то, чего он желал, он так же поступит в ответ. Такие дети могут часами сидеть на горшке, освобождаясь тогда, когда этого меньше всего ждут. Такая форма упрямства доставляет наслаждение по типу замещения, ибо, не отдавая фекалии, младенец испытывает удовольствие от задержки либидо, а освобождаясь в неурочный момент, он уверен, что мать не сможет испортить или отнять у него драгоценность. Собственно, пачкаясь в фекалиях, ребенок сохраняет контакт с ними.

Мучительное удовольствие от того, чтобы не сдаваться, сдержаться, ни за что не делать того, что должно, крепко держать в себе свое напряжение и переживания, будто это ценности, с которыми невозможно расстаться, – все это есть продолжение напряженных губ младенца и челюстей, хватающихся за материнскую грудь, их трансформация в маниакальное удержание анального либидо, проявляющееся в напряженных мускулах сфинктера, ягодиц и стенок желудка. Таким образом младенец ощущает дополнительную уверенность, что, пока он держится, он существует, но, как только он освободится от содержимого, он исчезнет, растворясь во враждебном окружающем мире.

Установка на удержание проявляется и в отношении анального содержимого. Освобождаясь от фекалий, младенец старается сохранить их и с большой тревогой реагирует на их исчезновение. Во взрослом состоянии такой индивид часто испытывает беспокойное состояние при смыве туалета: он как бы ощущает некое опустошение, когда часть его исчезает в пустоту. Это свойство отчетливо выражается в стремлении к приобретательству, накоплению, навязчивой экономии и часто к упорной погоне за материальным благополучием и богатством. Личная ценность таких индивидов выражается для них в том, чем они обладают, эти вещи становятся проявлением их сущности: "Я есть то, чем я владею". Концепция Фромма о "моде на вещизм" находит здесь свое фундаментальное подтверждение. В основе этой навязчивой склонности к приобретению вещей лежит тревожное чувство, что все это может вдруг исчезнуть, что окружение, совершенно безразличное или даже враждебное по отношению к индивиду, таит для него угрозу утраты личности, а может быть, и жизни. (Разумеется, следует принять во внимание тот факт, что эти тревожные состояния с их навязчивым стремлением к накоплению и умножению богатства могут возникать у людей, окруженных чуждым или враждебным им миром, таких, как пионеры – открыватели новых континентов или иммигранты в стране чужой культуры. В этих случаях мы можем говорить о нарциссической неустойчивости, которую приходится поддерживать с помощью накопления собственности.)

Анальная напряженность может привести к анальной агрессивности подобно тому, как оральная напряженность часто приводит к агрессивным, каннибалистским оральным импульсам. В таком случае фекалии будут ощущаться как средство причинить боль матери, а также наказать и расстроить окружающих. Упрямство и сопротивление можно назвать пассивным наказанием в отместку матери за ее отношение. Активное наказание – это желание замарать мать фекалиями и дать ей почувствовать те же страдания, что младенец чувствовал по ее вине, – ощущение, что он плохой, что его презирают. Подобные импульсы рождают дух противоречия и неповиновения, стремление раздражать и злить окружающих своим вызывающим поведением. Индивид, чувствовавший себя отвергнутым в оральной и нарциссической стадии, будет агрессивно использовать свои анальные функции, загрязняя окружающую его среду и "очерняя" людей. Такой человек имеет тенденцию превратиться в "навозника", то есть всегда будет выискивать людские недостатки, с удовольствием унижать других, пятнать их репутацию. Людей такого рода Ницше назвал "мастерами вины", поскольку они получают наслаждение, очерняя другого человека, заставляя его почувствовать себя ненужным и презираемым, подобно тому как сами они чувствовали себя в младенчестве.

Анальные импульсы вызывающего и агрессивного характера играют большую роль не только в жизни отдельных индивидов, но и в субкультурах, для которых характерны отношения непокорности, мятежности. Для класса или этнической группы людей, переживших нарциссическую травму, поражение или оскорбление своего достоинства или убежденных в этом благодаря политической пропаганде со стороны тех, кто заинтересован в создании оппозиции существующему строю, часто характерно состояние анального сопротивления. Люди будут засорять, разрушать враждебное им окружение, либо в буквальном смысле разбрасывая грязь вокруг и специально не убирая ее, либо через вызывающее поведение и нарочито грязный, оскорбительный язык. Поистине, во времена политических и социальных кризисов можно говорить о распространении анально-агрессивной субкультуры.