Культура и отсрочка принципа удовольствия

В патриархальной культуре дети вынуждены подавлять свои генитальные влечения (по природе своей большей частью кровосмесительные), и их сексуальное развитие прерывается с наступлением латентного периода. Интересно отметить, что именно в этом возрасте – примерно в шесть лет – дети идут в школу и для них начинается долгий путь приобретения и накопления умений, обычаев и традиций данной культуры. Латентный период можно было бы назвать продленным периодом отсрочки удовольствия, дающим возможность превратить нереализованные сексуальные импульсы в различные формы упорядоченной, требующей дисциплины деятельности – обучение, накопление знаний и умений и др. Дисциплина означает способность сдерживать инстинктивные побуждения, то есть уметь получать удовлетворение при условии выполнения определенных задач. Выполнение этих задач требует подчинения определенным правилам, выработанным представителями Супер-Эго в обществе – учителями, руководителями, судьями. Значительная часть совместной общественной деятельности, будь то работа или спорт, обучение или совместные игры, основана на правилах, которые следует принимать, иначе все эти виды деятельности будут бессмысленными. Индивидуальная инициатива может проявляться лишь в рамках определенных правил. Дисциплинированное поведение есть не что иное, как готовность индивида контролировать выражение инстинктивных побуждений и трансформировать их таким образом, чтобы они соответствовали нормам и правилам, установленным Супер-Эго и его представителями в обществе.

В этот период большая доля генитального либидо, заблокированного и неспособного выразиться, регрессирует к предгенитальным уровням и как бы вновь активизирует их. Например, учась обращаться с различными предметами и материалами, придавать им разные формы по своему желанию, ребенок воскрешает импульсы анального либидо, его удовольствие от возможности трогать, лепить и всячески обращаться с материалом. Генитальное либидо, вынужденное надолго остаться подавленным и вытесненным, проявляется заново через активизированную предгенитальную деятельность, которую теперь методически развивают представители культуры – отцы и фигуры, их замещающие, педагоги и различного рода наставники – ради интересов и целей данной культуры. Таким путем развитие индивида поднимается на новый, более высокий уровень: человек получает знания и умения в рамках своей цивилизации до того, как он становится способен произвести потомство. Однако и тогда, когда наступает второй период полового созревания, то есть через семь-восемь лет, физически способный к воспроизведению индивид еще не полностью развит в культурном смысле слова, и полноценная репродуктивная сексуальность вновь откладывается до будущих времен: ему приходится еще многому научиться, прежде чем общество сочтет его зрелым, взрослым человеком.

Помимо возрождения анального либидо в процессе овладения различными умениями для подготовки к продуктивной работе, можно найти множество других форм регрессии к предгенитальному либидо в период созревания. Процесс обучения активизирует любопытство ребенка к вопросам, связанным стайной жизни, рождения и секса.

В основе стремления узнать, что, как и почему, как те или иные вещи соотносятся друг с другом, почему то или иное явление происходит так, а не иначе, лежит сексуальное любопытство ребенка, к этому времени упорядоченное и направленное в плановое русло. Желание проникнуть под покров вещей и явлений, узнать их более глубокие корни представляет собой возрождение и активизацию орально-агрессивных импульсов, целью которых было проникнуть за барьеры, окружавшие материнское либидо. На самом деле стремление узнать и есть желание проникнуть в глубь тайн природы, приоткрыть ее защитные покровы. Нет ни малейшего сомнения, что как любопытство, так и желание проникнуть в глубь чего-то играют большую роль в стремлении к знаниям, которое возникает вновь после первого периода полового созревания и становится мощным стимулом к исследованиям.

Мы глотаем книги, впитываем в себя массу всяческих знаний, мы не только стремимся узнать возможные секреты и тайные рычаги, двигающие вещами и явлениями, но мы также пытаемся овладеть мыслями своего отца, его знаниями. Мы хотим не только проникнуть сквозь тайные покровы Матери Природы, но и заставить Господа – Отца – приподнять полы его мантии, чтобы узнать секрет его власти и овладеть частью его знания.

Так мы начинаем задавать всевозможные вопросы о Боге, о Рае и Аде, о том, куда движется мир и откуда он возник; мы готовы имитировать все обряды и ритуалы, связанные с высшей жизнью за гранью реальности. Мы с готовностью узнаем что-то о магии и трепещем перед Высшей силой, которая дает жизнь всему сущему и от которой мы зависим. Образ всеобщего Отца завораживает нас, ибо мы думаем, что он управляет всем огромным миром, который мы только-только начинаем открывать.

Однако вторичная активизация предгенитального либидо в латентный период приносит с собой как его характерные черты, так и его конфликты, которые тоже активизируются и влияют на прогресс в обучении. Например, если у ребенка в младенчестве ярко выражен синдром анального удержания, он, скорее всего, обнаружит способности к тонкой ручной работе, но ему будет трудно закончить свое дело, он будет всячески оттягивать эту конечную стадию, чтобы не расставаться со своим произведением. На высшем уровне художественного воплощения мы увидим этот синдром у Леонардо да Винчи, который не закончил многие из своих величайших работ, будучи не в состоянии расстаться с ними.

Если фиксация на анальном удовлетворении и желание играть с фекалиями не смогли сублимироваться и перенестись на субстанции другого рода, то страх быть запачканным, запятнанным вызовет тревожные чувства, чувство вины не даст ребенку возможности свободно обращаться с предметами и овладеть каким-либо мастерством. Ребенок будет неуклюжим, у него все будет валиться из рук, как если бы он боялся дотрагиваться до предметов, и в работе всегда будут трудности. Анальные фиксации имеют также тенденцию ослаблять спонтанные реакции и развивают обычно сильную зависимость от авторитетных мнений, указаний или правил. Люди, наделенные такими чертами характера, будут испрашивать разрешения у Супер-Эго перед любым шагом, перед любым действием, им непременно нужны подробные и точные инструкции и указания.

Что касается орально-агрессивной склонности в детстве, то эти люди, напротив, всегда обладают сильнейшим стремлением к знаниям, к исследованиям. Фрейд считал, что стремление анализировать есть отражение орально-агрессивного импульса нападать на объекты и разбирать их на части. Удовлетворение от этого процесса вновь воспроизводится в удовольствии анализировать большие блоки знаний, раскладывая их на составные компоненты; это выражается также и в удовольствии разрушать установившиеся догмы или предрассудки. Как младенец любит исследовать всякие маленькие детальки, пробуя их на вкус, кусая и жуя или же катая по полу, а позже разбирая их на части, чтобы узнать, что же там внутри, так и человек с аналитическим складом ума получает огромное удовольствие, исследуя части целого и их взаимодействие между собой.

Тем не менее дисциплина и подчинение правилам есть непреложное условие для любого вида обучения. Основной характеристикой латентного периода, обусловленного в действительности подавлением сексуальности, является именно превращение инстинктивного удовлетворения в деятельность, подчиняющуюся правилам, и признание отсрочки удовольствия. Таким образом, латентный период можно рассматривать главным образом как цивилизующий период. Он дает ребенку возможность сообразоваться с требованиями Супер-Эго и его представителей в обществе, а также с теми необходимостями, что сопровождают процесс созревания, то есть подготовки к цивилизованному взрослому поведению. Александр Поуп в своем "Опыте о критике" писал: "Истинная легкость литературного труда идет от мастерства, а не от случая, так же как свободнее всех двигаются те, кто учился танцам". Когда один из поклонников юного Моцарта вслух поразился природной свободе его игры на фортепьяно, 12-летний музыкант весьма сердито отпарировал, что ему потребовались годы тяжелого труда, чтобы обрести это мастерство. Однако случаются и ситуации, когда власть Супер- Эго как в индивидуальном, так и общественном проявлении значительно ослабляется и становится малодейственной. В таких случаях процессы регрессии, происходящие в латентный период, теряют направление и не следуют в русле тех правил, благодаря которым они могут сублимироваться в способность приобретать знания и умения. Регрессия остается лишь регрессией, и младенческие, инфантильные импульсы вновь становятся доминирующими. Сильно страдает способность к концентрации, ребенка трудно приучить к дисциплине, он протестует против всего на свете – учебы, школы, учителей или любых других взрослых, которые что-то хотят от него. В его личности будет преобладать беспокойное стремление получить удовлетворение немедленно, неадекватность поведения. Такой ребенок восстает против правил и учителей, не может учиться, ему все неинтересно, он либо уходит в себя, либо, напротив, становится агрессивным. Даже правила в спорте или играх его не удовлетворяют, и часто он просто не способен принимать участие в общих играх. Такие тенденции могут проявиться с особой силой в подростковом возрасте, во второй период созревания, – в форме хулиганства, правонарушений и тому подобных формах протеста, что представляет огромную проблему для общества, потерявшего способность убеждать молодежь и направлять ее по пути цивилизованных правил поведения. К этой проблеме мы еще вернемся.