Золото, деньги и фекалии

И все-таки по-прежнему связь между золотом, деньгами и фекалиями продолжает существовать на бессознательном уровне, в сновидениях индивидов и в фольклорной культуре народов, и неоднозначность и двусмысленность этих образов очевидна. Золото – чистый материал – делает людей богатыми и уважаемыми, и, следовательно, богатые чисты, но, с другой стороны, золото, которым обладают богатые, символизирует грязь и непристойность. Несмотря на сложные перенесения анального либидо, магия золота, главного из всех фекальных символов, сохраняет свою универсальную притягательность и вместе с тем свою двусмысленность. На уровне сознания оно остается фундаментом экономики и финансов как мера монетарной стоимости, в то время как на уровне мистическом или религиозном или же в среде леворадикальных политиков оно символизирует лишь грязь и порок.

В психоаналитических и антропологических исследованиях достаточно широко представлены различные соотношения между деньгами и фекалиями, они же присутствуют и в мифах и сказках различных культур и, наконец, в сновидениях. В 1908 году Фрейд писал: "Известно, что золото, которым дьявол награждает своих любимцев, после его исчезновения превращается в экскременты, а дьявол, без сомнения, есть не что иное, как персонификация вытесненной бессознательной инстинктивной сущности". Противопоставление между хорошим и плохим либидо, между хорошим и плохим Я со всей очевидностью проявляется в отношении людей к фекалиям, так же как и к их сублимированной форме – деньгам. В отождествлении денег и фекалий – весьма распространенном – мы можем наблюдать это противопоставление в действии. В популярных толкованиях сновидений фекалии всегда олицетворяют богатство, и во всех языках существуют метафоры, подразумевающие это тождество: экскременты – деньги, грязь – сокровище. Например, у него денег, что грязи, а о человеке в трудном финансовом положении скажут между собой, что он "в дерьме". Сотрудников германского Федерального банка называют "Dukaten-Scheisser", то есть "гадящие золотом", а про того, кто не знает, как выкрутиться из долгов, говорят, что он "в дерьме по уши". Богатого скупца назовут грязным, о богатых говорится "грязные" или "вонючие" богачи, в Германии существует выражение: он "настолько богат, что смердит". "У императора Тиберия была навязчивая идея – страх, что он сделан из фекалий и все вокруг это знают. В связи с этим он запретил римлянам входить в общественные туалеты с монетами или другими предметами с его изображением на них. Перед тем как оправиться, римляне должны были убрать от себя все портреты императора. Наиболее убедительное доказательство отождествления денег и фекалий, а также противопоставления с его помощью добра и зла открывается при анализе невротиков и психотиков. В маниакальном состоянии они часто собирают испражнения и вполне серьезно предлагают их в качестве платежного средства, в то время как в период депрессии целые пачки денег могут быть приняты за экскременты и брошены в туалет".*

* Эрнест Борнеманн. Психоанализ денег. Юрайзен Букс, 1976.

Довольно часто анальные невротики реагируют на беспорядок в комнате или в шкафу так, будто это кишечник, наполненный фекалиями, и им доставляет удовольствие ждать, пока этот беспорядок накапливается и накапливается до той поры, когда у них появится желание разом освободиться от него, то есть прибраться, как если бы они освободили наконец свой кишечник от долгого запора, но иногда они могут чувствовать себя подавленными этим наступающим беспорядком и впадают в депрессию из-за невозможности расчистить его.

Трансформации анального либидо и в особенности проективные анальные процессы играют важную роль в зарождении цивилизаций и служат ключевым фактором в процессе социализации. Именно через посредство анального либидо ребенок проецирует свою внутреннюю сущность вовне, индивид становится общественным существом, поскольку его продукт становится объектом, которым можно поделиться с другими. Этот объект представляет интерес для самого ребенка и для тех людей, которые его окружают, и, поскольку они вместе участвуют в игровых и трудовых действиях, они становятся сообществом.

Для того чтобы понять психологические проблемы, с которыми сталкивается анальное либидо, мы прежде всего должны рассмотреть тесное взаимодействие между процессом интернализации и проекцией. Если материнская грудь предоставляла – проецировала – удовлетворительные либидозные ощущения, то ребенок поглощал их, происходила интроекция, эти ощущения становились частью личности младенца и рождали в нем хорошее самоощущение. Проективные же анальные процессы представляют собой выход этого прекрасного самоощущения во внешний мир, и младенец как бы делает подарок матери, а затем и всему миру в знак признательности за ее прекрасное либидо. И правда, мы могли бы сказать, что, подарив матери свои прекрасные фекалии, младенец выражает свою признательность за то хорошее либидо, которое она проецировала на него. Это действительно выражение благодарности, нечто, чем младенец может поделиться с матерью. Хорошее либидо, которое прежде воплощалось в молоке, нынче воплощается – материализуется – в фекалиях. Ощущение либидо, которое младенец впервые испытывает в процессе поглощения, вновь переживается, на этот раз в процессе отдачи, отправления. Мы называем это удовлетворительной самоутверждающей формой анальной проекции. На любовь младенец отвечает любовью, удовольствием – на удовольствие, тогда проекция и отправление будут ощущаться как творческий акт, доставляющий радость, которой можно поделиться с другими.