рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отличительные особенности воззрения Мадхьямики Прасангики

Отличительные особенности воззрения Мадхьямики Прасангики - раздел Философия, УМ И ПУСТОТА Лама Цонкапа Сказал: "если Вы Воспринимаете Взаимозависимые Явления И Св...

Лама Цонкапа сказал: "Если вы воспринимаете взаимозависимые явления и свободную от крайностей пустоту как нечто отдельное друг от друга, это означает, что вы не поняли воззрение Мадхьямики Прасангики ". Когда вы рассматриваете относительную истину чашки, у вас может возникнуть противоречие с ее абсолютной истиной. Когда вы говорите, что эта чашка не имеет истинного существования, то это ваше утверждение может показаться вам противоречащим относительному существованию чашки. Вы можете решить, что две истины никак между собой не связаны.

Например, вы сидите и медитируете на пустоту. Ваша рука случайно касается чашки, и у вас появляется мысль: "Ага, значит, чашка все-таки существует! Почему же я все время пытаюсь убедить себя в какой-то пустоте?" Если у вас в голове возникают такие сомнения, значит, вы еще не поняли этот вопрос. Для вас взаимозависимость чашки и ее пустота являются двумя совершенно разными понятиями. До тех пор, пока вы не исправите эту ошибку, вы будете находить успокоение во время медитации на пустоту, но когда, закончив медитацию, увидите окружающие предметы, в вас снова возникнет привязанность, а также все остальные негативные эмоции...

Каково же истинное понимание пустоты? Каковы отличительные особенности воззрения Мадхьямики Прасангики ?

Согласно низшим школам, когда мы видим какой-то объект, то его восприятие помогает нам избавиться от крайности нигилизма. Во время медитации на пустоту у нас возникает ощущение, что ничего нет, но затем мы открываем глаза, видим чашку на столе, свое тело и т. д., и говорим: "Поскольку я вижу эту чашку, значит, представление о том, что ничего не существует – ошибочно". С другой стороны, понимание пустоты, с точки зрения философии низших школ, устраняет крайность постоянства, то есть цепляние за истинность явлений. И на первых этапах этот постулат даже помогает...

Но в Прасангике все наоборот: когда мы видим чашку, само это явление помогает вам избавиться от крайности этернализма, или постоянства. Мы говорим: "Я ее вижу, поэтому она пуста от истинного существования". С другой стороны, согласно Мадхьямике Прасангике, пустота освобождает нас от крайности нигилизма. Эти два постулата лишний раз подтверждают, насколько высоко воззрение Прасангики. Если вы обладаете этим воззрением, то все, что вы видите и воспринимаете, станет вашим учителем.

Из-за этой отличительной черты Прасангики в Дзогчене, Махамудре и в Тантре – в частности, в тантре Ямантаки, – говорится, что медитация ничем не отличается от не-медитации. Нет никакой разницы между медитативным погружением и постмедитативным периодом. Но чтобы дойти до подобного уровня, в первую очередь вы должны уяснить для себя, в чем заключается это воззрение. Сначала постройте фундамент, а потом уже говорите красивые слова. Тогда вам будет легко их говорить.

А теп ерь я объясню вам, каким образом в Прасангике проявление объекта освобождает нас от крайности этернализма.

Для того чтобы понять, как явления устраняют крайность этернализма, вы должны знать более тонкий уровень взаимозависимого происхождения, о котором я вам уже говорил. Это зависимость от обозначения мыслью. Когда вы четко уясните для себя, что "я" существует лишь номинально, когда поймете, что такое относительное "я", то его восприятие убедит вас в пустотности "я" от самобытия. Так же и при виде любого другого взаимозависимого явления вы сразу же сможете сказать, от каких именно ложных интерпретаций оно пусто.

Что же такое явление? Все, что является, связано с той или иной концепцией. Без концепции вы не сможете распознать являющийся объект. Вы не сможете идентифицировать его, сказав: "Это – то, а это – се".

Например, возьмем бумажки, которые мы называем деньгами. Сами по себе деньгами они не являются. В противном случае рубль, который был в обращении десять лет назад, был бы рублем и сегодня. Но сегодня это уже не деньги. Раньше, чтобы заработать сто рублей, люди очень много трудились, и когда получали эту сотню, очень радовались. А теперь, если вы дадите сто рублей даже ребенку, он скажет: "Не надо, это очень мало". Итак, ценность деньгам придает человеческий ум, создавая для этого особые обстоятельства. В будущем может возникнуть ситуация, когда хлеб будет стоить дороже золота. Сам по себе объект лишен какой бы то ни было ценности. И поскольку экономисты это хорошо знают, то иногда они создают на рынке дефицит, чтобы стоимость того или иного товара повысилась.

Или вспомним пример с красотой и уродством. Если смуглый цвет кожи ассоциируется у нас с понятием "уродство", то, увидев человека с темным лицом, мы сочтем его безобразным. Но если смуглая кожа входит в налги представления о красоте, мы назовем такого человека привлекательным. Каков же этот человек на самом деле – красавец или урод? Одновременно красивым и уродливым быть невозможно, так как красота и уродство – это противоположные понятия. На самом деле, независимо от того, каким мы называем этого человека – безобразным или привлекательным, наше обозначение и в том, и в другом случае достоверно. О чем это говорит? О том, что со стороны объекта нет ни красоты, ни уродства. И то, и другое – наименования, которые мы мысленно накладываем на основу. Ни одна частица этого человека сама по себе не является красивой или безобразной...

Что такое человеческое существо? Множество электронов и протонов образуют соединения, одни из которых принимают форму костей, другие – форму плоти, третьи становятся основой для обозначения "кожа". Все это обрамляют волосы – длинные или короткие. Получившееся образование мы называем "мужчиной" или "женщиной". Воспринимая эту основу, мы, в зависимости от своих наклонностей и предпочтений, накладываем на нее обозначение – "красивый" или "некрасивый"...

И не думайте, пожалуйста, что только людям свойственно давать основам мысленные обозначения. Это делают все живые существа. Кроме того, если вы не даете объектам никакого названия, это не значит, что они не существуют.

Итак, все феномены – это не что иное, как обозначение мыслью, которое накладывается на некую основу. Прасангика не отрицает существования всего этого. Но следует помнить, что, с одной стороны, все воспринимаемое зависит от достоверной основы для обозначения, с другой – от самого обозначения. Только в зависимости от этих факторов явления и могут существовать.

Как вы уже знаете, основа для обозначения "лес" – это деревья.

Но если вы исследуете каждое дерево, то поймете, что это также всего лишь обозначение, данное мыслью. Ни одна из ветвей, ни один из листьев не является деревом. Дерево – это очередной ярлык, присвоенный какой-то основе. Нет ни единого атома, который существовал бы как дерево со стороны объекта. Затем рассмотрим отдельно взятый лист. Если он существует со стороны объекта, какая его часть является листом? Верхняя, нижняя или средняя?

Лист – это огромное количество собранных вместе частиц. Между ними очень много пустого пространства, но мы его не видим. Поэтому лист кажется нам конкретным, плотным на ощупь, объектом. Но если мы исследуем основу для обозначения "лист", все эти частицы – протоны, электроны, нейтроны, то также придем к выводу, что они – лишь названия, данные мыслью. Они существуют, но просто как наименования.

Нет ни единого атома, который существовал бы со стороны объекта, вне зависимости от наименования мыслью. Сначала ученые придумывают им какие-то названия, а потом дети изучают их в школе. Если бы в самом начале некий ученый назвал объект, обладающий характеристиками электрона, не "электроном", а "Андреем", то по сей день все называли бы его именно так. И в школе детей бы учили, что при соединении Андрея с протоном возникает тот или иной новый элемент. При одном упоминании об "Андрее" вы бы думали не о человеке, которого зовут Андрей, а об электроне. И если бы я сейчас назвал электрон "электроном", вы бы засмеялись. Вы бы настолько привыкли называть электрон "Андреем", что слово "электрон" казалось бы вам неуместным по отношению к электрону. О чем это говорит? Это говорит о том, что все зависит от обозначения мыслью. И если мы будем продолжать этот процесс наименования, то феноменов, а также названий, станет бесчисленное множество.

Зная о том, что феномены существуют просто номинально, вы не можете не подумать: как же они в таком случае могут существовать со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью? Выдумаете: мне кажется, что они существует именно так, но на самом деле они лишены этого существования. Таким образом, понимание взаимозависимости явления помогает вам избавиться от крайности этернализма.

С другой стороны, пустота освободит вас от нигилизма. Впрочем, если вы не понимаете пустоту, то само по себе это понятие ни от чего вас не спасет. Но когда вы поймете соотношение между номинальным существованием и существованием со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью, вы осознаете, что эти два способа существования – дихотомия.

Что такое дихотомия, или несовместимое противоречие? Это, например, человек и нечеловек. Человек не может являться нечеловеком, и наоборот. Точно так же, если нечто имеет взаимозависимое существование, оно не может быть независимым. А если нечто не является независимым, то оно должно зависеть от чего-то другого.

Так, логически анализируя ту или иную форму, вы поймете, что поскольку она пуста от самобытия, она не может существовать вне зависимости от наименования мыслью. Понимание пустоты явления приведет вас к пониманию его взаимозависимого происхождения. Вы осознаете, что, поскольку его не существует со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью, оно должно зависеть от обозначения мыслью, то есть на сто процентов иметь номинальное существование. В этом весь смысл утверждения о том, что восприятие пустоты избавляет от крайности нигилизма.

Интеллектуально это понять нетрудно, но гораздо труднее постичь это сердцем. Для того чтобы учение проникло к вам в сердце, нужно снова и снова о нем размышлять. И затем, когда в процессе медитации на пустоту у вас появится ощущение, что вообще ничего не существует, вам не нужно будет открывать глаза и видеть явления, чтобы убедиться, что они есть. Ваше истинное понимание пустоты докажет вам факт их существования.

Каждый феномен зависит от наименования мыслью. Каждый феномен имеет взаимозависимое происхождение. И поскольку каждый феномен имеет взаимозависимое происхождение, следовательно, каждый феномен пуст от независимого существования. Поскольку каждый феномен пуст от независимого существования, следовательно, каждый феномен должен иметь взаимозависимое происхождение. Вывод один: взаимозависимое происхождение и пустота- это единое целое. Взаимозависимое происхождение – относительная истина, а пустота – абсолютная истина.

Каковы признаки того, что человек по-настоящему понял пустоту? Это можно проверить, руководствуясь следующими словами ламы Цонкапы: "При одном взгляде на зависимо существующий предмет все ложные представления о нем – о его независимом существовании, самобытии – исчезают". Если ваше восприятие таково, значит, вы обрели настоящее воззрение. Но для того, чтобы возвыситься до этого уровня, вы должны хорошо знать логику. Сначала уясните все это для себя на логическом уровне, а затем уже приступайте к непосредственному исследованию.

На этом мы остановимся, а то вы запутаетесь. Но имейте в виду, что тема, которую мы затронули, очень глубока, и в этой связи есть еще много тонких моментов, о которых можно было бы упомянуть.

 

 

 

 

15. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА:
МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ

 

Сегодня я дам вам учение о том, как медитировать на пустоту. Поскольку у вас уже есть основы теоретического понимания пустоты, теперь вам нужны более точные и четкие инструкции по медитации. Познав пустоту напрямую, вы пресечете все свои омрачения. Именно поэтому постижение пустоты – самое мощное из всех лекарств, которое называется "одним лекарством от сотен болезней".

Одно из уникальных качеств буддизма заключается в том, что он основан на единой, фундаментальной теории, которую никто не имеет права менять. Теорию буддизма можно изменить только в одном случае: если вы найдете в ней какую-то ошибку, какое-то логическое несоответствие. Однако эта теория существует уже два с половиной тысячелетия, и за это время ее никому не удалось опровергнуть. Дело в том, что учение Мадхьямики Прасангики не было придумано людьми. В нем говорится о законах самой природы, законах бытия, которым подчиняются все феномены. Изучая воззрения Мадхьямики Прасангики, мы пытаемся постичь эти законы – законы абсолютного существования вещей. Поэтому Будда сказал: "Пустота феноменов не зависит от появления в мире Будды, поскольку она не была придумана Буддой. Пустота существовала изначально".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УМ И ПУСТОТА

На сайте allrefs.net читайте: "УМ И ПУСТОТА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отличительные особенности воззрения Мадхьямики Прасангики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть Вторая. УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ
Введение в учение о пустоте Четыре философские школы буддизма Читтаматра. Терминология в учении о пустоте

Часть Первая ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА   Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать

Часть Вторая УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ Когда Будда достиг просветления, в течение нескольких недель после этого он не давал никаких учений. Все это время о

Вайбхашика
За основу в школе Вайбхашика берутся две истины – относительная и абсолютная. К относительной истине Вайбхашика причисляет все функциональные объекты – людей и остальные феномены, а в качестве абсо

Саутрантика
Рассмотрим философские постулаты школы Саутрантика с точки зрения основы, пути и результата. За основу в Саутрантике берутся две истины – относительная и абсолютная. Абсолютной истиной в С

Читтаматра
Перейдем к изучению воззрений Читтаматры. Позиция этой школы весьма интересна, и ее понимание принесет вам большую пользу. У Читтаматры есть немало общего с квантовой физикой. Когда я читаю работы

Основа, путь и результат в Читтаматре
Основой в Читтаматре также служат две истины: относительная и абсолютная. Относительная истина согласно Читтаматре – это способ существования объектов. Это нечто, видимое глазу. Абсолютная

Кунтаг, шенванг и йондуп
Теперь рассмотрим воззрения Читтаматры о пустоте феноменов. Последователи Читтаматры различают три характеристики феноменов. Первая характеристика по-тибетски называется "кунтаг", то есть

Отрицание внешних объектов
Исходя из того, что независимого субстанционального существования нет, школа Читтаматра утверждает, что все феномены являются проекциями ума. Вне зависимости от субъекта об объекте говорить невозмо

Кунтаг и феномен
Рассмотрим более подробно "кунтаг", или "номинальное существование ". "Кунтаг" определяется как нечто, не имеющее абсолютного существования и существующее

Бессамостность личности и феноменов
Школа Читтаматра представляет два вида бессамостности – бессамостность личности и бессамостность феноменов. Говоря о бессамостности личности и феноменов, Читтаматра имеет в виду бессамостность не с

Неверные интерпретации учения о пустоте
Иногда люди неверно понимают учение о пустоте. Они утверждают, что пустота невыразима словами и находится за пределами всех концепций, ссылаясь на то, что так сказал сам Будда. Но это относится не

Подшколы Мадхьямики Сватантрики
Мадхьямика Сватантрика, в свою очередь, делится на две подшколы. Многие великие мастера не раз подчеркивали в своих трудах, что каждая из четырех школ буддийской философии подобна ступеньк

Относительная истина в Мадхьямике Сватантрике
Взгляды двух подшкол Мадхьямики Сватантрики – Йогачары Сватантрики и Саутрантики Сватантрики – на абсолютную истину ничем не отличаются. В чем же между ними разница? Во взглядах на относительную ис

Абсолютная истина в Мадхьямике Сватантрике
Рассмотрим более подробно воззрения Мадхьямики Сватантрики об абсолютной истине. Сватантрика отрицает истинное существование, абсолютное существование и конечное существование, но признает

Нигилизм и этернализм
Если вы не можете правильно сформулировать объект отрицания, вам грозит опасность впасть в одну из двух крайностей. Первая крайность – это нигилизм. Не понимая, в чем заключается объект отрицания,

Критерии достоверности в Мадхьямике Сватантрике
Школа Мадхьямика Сватантрика может говорить о достоверности и недостоверности на основе собственных характеристик. О достоверности нельзя вести речь без определенных критериев. Сватантрика

Объекты восприятия зрительного и ментального сознания
В Мадхьямике Сватантрике различают объекты восприятия зрительного сознания и объекты восприятия ментального сознания. Подобная классификация объектов восприятия возникла в результате утонченного ан

Достоверное сознание в Мадхьямике Сватантрике
Как вы помните, объектом отрицания в Мадхьямике Сватантрике является нечто, существующее исключительно со стороны объекта, вне зависимости от того, как оно воспринимается достоверным сознанием и

Воспринимаемые и удостоверяемые объекты
Объекты, воспринимаемые ментальным сознанием (nang-yul), недостоверны, однако удостоверяемые им объекты (shen-yul) могут быть достоверными. Если вы отчетливо понимаете разницу между э

Медитация на пустоту в школе Мадхьямика Сватантрика
После того как вы поймете, в чем заключается объект, отрицаемый пустотой, устранить его вам будет несложно. Для этого вы можете использовать логику взаимозависимого происхождения. Если объект завис

Две истины
Мадхьямика Прасангика, так же, как и остальные философские системы буддизма, берет за основу две истины: относительную и абсолютную. Однако, рассматривая две истины, Чандракирти определяет их не та

Неполное и чрезмерное отрицание
Вернемся к рассмотрению объекта, который, с точки зрения Мадхьямики Прасангики, отрицается в пустоте. Прежде всего, прасангики говорят о двух ошибках, имеющих место при отрицании. Выявляя эти ошибк

Объект отрицания в Мадхьямике Прасангике
Какова же теория отрицания в школе Мадхьямика Прасангика? Когда вы это поймете не просто на интеллектуальном уровне, а очень отчетливо и глубоко, то, с кем бы вы ни вели диспут, вы сможете дать все

Относительный и абсолютный анализ
Согласно ламе Цонкапе, есть два вида достоверного анализа – абсолютный и относительный. В процессе абсолютного анализа можно обнаружить только пустоту. Предметы относительного мира в ходе абсолютно

Номинальное существование
Как вы помните, в школе Мадхьямика Прасангика объектом отрицания служит нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от простого обозначения мыслью. Что остается в результате эт

Три характеристики достоверной основы для обозначения
Увидев чашку, любой из нас скажет: "это чашка", и это будет достоверно. Почему? Потому что эта основа обладает тремя характеристиками, в силу чего она является достоверной. Перва

Три уровня взаимозависимого происхождения
Прасангика выделяет три уровня взаимозависимого происхождения – грубый, средний и тонкий. Первый уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от причин

Взаимосвязь основы и данного ей названия
Когда в Мадхьямике Прасангике говорится о номинальном существовании, под этим подразумевается не одно лишь наименование. Здесь имеется в виду наименование, тесно связанное с основой, которой оно пр

Два вида относительной истины
Как в низших школах, так и в Мадхьямике Прасангике различают два вида относительной истины. В низших школах говорится о реальной относительной истине и нереальной относительной истине

Два вида абсолютной истины
Различают и два вида абсолютной истины. Это выразимая абсолютная истина и невыразимая абсолютная истина. Первая из них – это абсолютная истина, которую мы постигаем концептуально, а в

Внешние объекты и субстанциональное существование
Рассмотрим, в чем заключается разница между внешними объектами и субстанциональным существованием. В школе Мадхьямика Прасангика утверждается, что никакого субстанционального существования

Опровержение взглядов Читтаматры
Теперь вернемся к нашей теме. Мадхьямика Прасангика говорит: нет никакой субстанционально существующей чашки, однако есть внешний объект – чашка. Что такое чашка как внешний объект? Это чашка, суще

Типичные ошибки при медитации на пустоту
Прежде чем объяснить вам, как медитировать на пустоту с точки зрения Мадхьямики Прасангики, я перечислю наиболее распространенные ошибки, которые могут иметь место во время медитации. Эти ошибки лю

Четыре сущностных положения медитации на пустоту личности в системе Мадхьямика Прасангика
А теперь выясним, что такое настоящая медитация на пустоту. Эта медитация включает в себя четыре сущностных положения, использование которых на практике принесет вам подлинные результаты.*

Выявление объекта отрицания
Итак, первое положение медитации на пустоту – это выявление объекта, подлежащего отрицанию. Когда вы медитируете на пустоту, не надо сразу искать свое "я", пытаясь ответить на во

Установление несуществования объекта отрицания в пяти совокупностях
Если обладающее самобытием "я" едино с пятью совокупностями, то это противоречит логике. Поскольку "я" – одно, в этом случае пять совокупностей также должны представлять собой о

Установление несуществования объекта отрицания вне пяти совокупностей
Вне пяти совокупностей также нет того "я", которое чувствует себя их хозяином и говорит: "Это моя совокупность ощущения, это моя совокупность формы" и так далее. Нет "я&quo

Царь рассуждений – взаимозависимое происхождение
В аналитической медитации на пустоту используют различные логические рассуждения, и для максимального эффекта вы должны применять их все. Однако царем всех этих рассуждений считается обоснование вз

Осознание иллюзорности явлений в повседневной жизни
Во время постмедитативного периода вы должны поддерживать в себе осознание любой видимости как иллюзорной. По-настоящему иллюзорными явления предстанут перед вами только тогда, когда ваша убежденно

Чже Цонкапа
ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ   Поклоняюсь святым учителям. 1. Объясню как можно лучше смысл сущности всех учений Победоно

Геше Джампа Тинлей
МОЛИТВЕННОЕ ЧУВСТВО УМА И СЕРДЦА, ИЗРЕЧЕННОЕ СЛОВАМИ ПРОСЬБЫ   Из сострадания не покидающий живых существ, Силой мудрости ус

Основные объекты отрицания в четырех школах буддийской философии
  Шраваки (Слушатели) Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку) Бодхисвттвы Вайбхашика и Саут

Бессамостность в четырех философских школах буддизма
  грубая бессамостность личности тонкая бессамостность личности грубая бессамостность феноменов тонка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги