рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основа, путь и результат в Читтаматре

Основа, путь и результат в Читтаматре - раздел Философия, УМ И ПУСТОТА Основой В Читтаматре Также Служат Две Истины: Относительная И Абсолютная....

Основой в Читтаматре также служат две истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина согласно Читтаматре – это способ существования объектов. Это нечто, видимое глазу. Абсолютная же истина говорит о том, каким образом объекты не существуют. Если маленький ребенок увидит радугу, то он действительно будет воспринимать радугу, но вместе с тем у него появится масса ложных интерпретаций этой радуги. Ему покажется, что до радуги можно дотронуться, и он за ней побежит. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что радуги не существует вовсе. Под пустотой подразумевается, что радуга существует не так, как мы ее воспринимаем. Что касается заблуждений, то есть грубые и тонкие заблуждения. Если вам удается устранить самые тонкие заблуждения относительно существования радуги, то это значит, что вы принадлежите к высшей философской школе.

Чтобы понять две истины, вы должны осознать, что относительная истина и абсолютная истина представляют собой два различных аспекта одного целого. Пустота объекта не противоречит его относительной природе. Условное, или относительное существование объекта не противоречит его абсолютной природе.

Что же касается двух путей, то метод в Читтаматре ничем не отличается от метода в других школах, в том числе и в Мадхьямике. Это отречение и бодхичитта. Но с точки зрения мудрости между этими школами есть различия – например, в определении объекта отрицания. По ряду причин последователи школы Читтаматра не могут отрицать некоторые тонкие положения, которые отрицает Мадхьямика. Дело в том, что если они начнут их отрицать, вся система их воззрений рухнет. Они не смогут признать существование явлений на относительном уровне.

В школе Читтаматра речь идет о двух видах пустоты – о бессамостности личности и о пустотности феноменов. Что касается первого вида пустоты – бессамостности личности – то в этом Читтаматра сходится с низшей философской школой Саутрантика. Обе школы признают пустотность личности от независимого субстанционального существования. Для примера возьмем воду. Водород – это не вода. Кислород – это также не вода. Поэтому нет независимой, субстанционально существующей воды, то есть воды, которая не зависела бы от кислорода и водорода. Что же такое вода? Вода- это явление, зависящее от кислорода и водорода. И поскольку вода зависит от кислорода и водорода, следовательно, она пуста от независимого субстанционального существования. Но когда на воду смотрит ребенок, не имеющий научных знаний, ему кажется, что вода – это некая независимая субстанция.

Радуга, в свою очередь, зависит от капель дождя и света. Радуга существует, но она имеет взаимозависимое происхождение. Поэтому радуга пуста от независимого субстанционального существования. Но какие у вас возникают ощущения, когда вы смотрите на радугу? В глубине души вы считаете, что эта радуга – плотная, материальная, ни от чего не зависящая вещь. "Как она красива! Не могу на нее наглядеться!" От этих мыслей возникает привязанность. "Как плохо, когда нет радуги!" Из-за этих эмоций возникают негативные концепции. При этом следует заметить, что не все концепции плохи, а только те из них, которые возникают в силу привязанности.

Итак, существование радуги зависит от дождя и света. Следовательно, радуга имеет зависимое существование. Когда вы осознаете, что радуга пуста от независимого субстанционального существования, у вас станет меньше ложных представлений, меньше неведения.

А теперь, помня об этом примере с радугой, поразмышляйте о своем "я". Когда вы смотрите на свое "я", у вас возникает чувство, идущее из самой глубины вашего существа, что ваше "я" существует независимо и материально. Например, это происходит, когда вы стоите перед многими людьми, и они начинают над вами смеяться. Из-за этого ощущения у вас возникает гнев на людей, которые смеются над вашим "я". Но на самом деле вы, так же как и радуга, имеете взаимозависимое происхождение. Вы зависите от своего тела и своего ума. Пока вы живете, вы зависите от грубого тела и грубого ума, а в момент смерти – от тонкого тела и тонкого ума. Вне этих двух составляющих – тела и ума – не существует никакого независимого субстанционального "я". Способ существования "я" подобен существованию воды, которая состоит из кислорода и водорода. Ваше тело можно уподобить водороду, а ум – кислороду. Ни кислород, ни водород не являются водой. Где вода? Вода – это соединение этих двух элементов. Точно так же ни тело, ни ум не есть "я". Где же "я"? Если вы будете его искать, то не найдете его, потому что будете искать "я", имеющее независимое субстанциональное существование. Такое "я" вы найти не сможете, потому что его никогда не существовало. Поэтому когда индуисты и последователи некоторых христианских традиций ищут "я", они не могут его найти. Но они считают, что "я" как некая независимая субстанция все-таки должно существовать и поэтому для его обозначения используют понятие "душа". Но если вы их спросите: "Что такое душа?", они скажут: "Не задавайте про душу слишком много вопросов".

С точки зрения школы Читтаматра, такой "души" не существует. Последователи этой школы не признают существования независимого субстанционального "я". Что же они признают? Они признают существование взаимозависимого "я".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УМ И ПУСТОТА

На сайте allrefs.net читайте: "УМ И ПУСТОТА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основа, путь и результат в Читтаматре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть Вторая. УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ
Введение в учение о пустоте Четыре философские школы буддизма Читтаматра. Терминология в учении о пустоте

Часть Первая ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА   Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать

Часть Вторая УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ Когда Будда достиг просветления, в течение нескольких недель после этого он не давал никаких учений. Все это время о

Вайбхашика
За основу в школе Вайбхашика берутся две истины – относительная и абсолютная. К относительной истине Вайбхашика причисляет все функциональные объекты – людей и остальные феномены, а в качестве абсо

Саутрантика
Рассмотрим философские постулаты школы Саутрантика с точки зрения основы, пути и результата. За основу в Саутрантике берутся две истины – относительная и абсолютная. Абсолютной истиной в С

Читтаматра
Перейдем к изучению воззрений Читтаматры. Позиция этой школы весьма интересна, и ее понимание принесет вам большую пользу. У Читтаматры есть немало общего с квантовой физикой. Когда я читаю работы

Кунтаг, шенванг и йондуп
Теперь рассмотрим воззрения Читтаматры о пустоте феноменов. Последователи Читтаматры различают три характеристики феноменов. Первая характеристика по-тибетски называется "кунтаг", то есть

Отрицание внешних объектов
Исходя из того, что независимого субстанционального существования нет, школа Читтаматра утверждает, что все феномены являются проекциями ума. Вне зависимости от субъекта об объекте говорить невозмо

Кунтаг и феномен
Рассмотрим более подробно "кунтаг", или "номинальное существование ". "Кунтаг" определяется как нечто, не имеющее абсолютного существования и существующее

Бессамостность личности и феноменов
Школа Читтаматра представляет два вида бессамостности – бессамостность личности и бессамостность феноменов. Говоря о бессамостности личности и феноменов, Читтаматра имеет в виду бессамостность не с

Неверные интерпретации учения о пустоте
Иногда люди неверно понимают учение о пустоте. Они утверждают, что пустота невыразима словами и находится за пределами всех концепций, ссылаясь на то, что так сказал сам Будда. Но это относится не

Подшколы Мадхьямики Сватантрики
Мадхьямика Сватантрика, в свою очередь, делится на две подшколы. Многие великие мастера не раз подчеркивали в своих трудах, что каждая из четырех школ буддийской философии подобна ступеньк

Относительная истина в Мадхьямике Сватантрике
Взгляды двух подшкол Мадхьямики Сватантрики – Йогачары Сватантрики и Саутрантики Сватантрики – на абсолютную истину ничем не отличаются. В чем же между ними разница? Во взглядах на относительную ис

Абсолютная истина в Мадхьямике Сватантрике
Рассмотрим более подробно воззрения Мадхьямики Сватантрики об абсолютной истине. Сватантрика отрицает истинное существование, абсолютное существование и конечное существование, но признает

Нигилизм и этернализм
Если вы не можете правильно сформулировать объект отрицания, вам грозит опасность впасть в одну из двух крайностей. Первая крайность – это нигилизм. Не понимая, в чем заключается объект отрицания,

Критерии достоверности в Мадхьямике Сватантрике
Школа Мадхьямика Сватантрика может говорить о достоверности и недостоверности на основе собственных характеристик. О достоверности нельзя вести речь без определенных критериев. Сватантрика

Объекты восприятия зрительного и ментального сознания
В Мадхьямике Сватантрике различают объекты восприятия зрительного сознания и объекты восприятия ментального сознания. Подобная классификация объектов восприятия возникла в результате утонченного ан

Достоверное сознание в Мадхьямике Сватантрике
Как вы помните, объектом отрицания в Мадхьямике Сватантрике является нечто, существующее исключительно со стороны объекта, вне зависимости от того, как оно воспринимается достоверным сознанием и

Воспринимаемые и удостоверяемые объекты
Объекты, воспринимаемые ментальным сознанием (nang-yul), недостоверны, однако удостоверяемые им объекты (shen-yul) могут быть достоверными. Если вы отчетливо понимаете разницу между э

Медитация на пустоту в школе Мадхьямика Сватантрика
После того как вы поймете, в чем заключается объект, отрицаемый пустотой, устранить его вам будет несложно. Для этого вы можете использовать логику взаимозависимого происхождения. Если объект завис

Две истины
Мадхьямика Прасангика, так же, как и остальные философские системы буддизма, берет за основу две истины: относительную и абсолютную. Однако, рассматривая две истины, Чандракирти определяет их не та

Неполное и чрезмерное отрицание
Вернемся к рассмотрению объекта, который, с точки зрения Мадхьямики Прасангики, отрицается в пустоте. Прежде всего, прасангики говорят о двух ошибках, имеющих место при отрицании. Выявляя эти ошибк

Объект отрицания в Мадхьямике Прасангике
Какова же теория отрицания в школе Мадхьямика Прасангика? Когда вы это поймете не просто на интеллектуальном уровне, а очень отчетливо и глубоко, то, с кем бы вы ни вели диспут, вы сможете дать все

Относительный и абсолютный анализ
Согласно ламе Цонкапе, есть два вида достоверного анализа – абсолютный и относительный. В процессе абсолютного анализа можно обнаружить только пустоту. Предметы относительного мира в ходе абсолютно

Номинальное существование
Как вы помните, в школе Мадхьямика Прасангика объектом отрицания служит нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от простого обозначения мыслью. Что остается в результате эт

Три характеристики достоверной основы для обозначения
Увидев чашку, любой из нас скажет: "это чашка", и это будет достоверно. Почему? Потому что эта основа обладает тремя характеристиками, в силу чего она является достоверной. Перва

Три уровня взаимозависимого происхождения
Прасангика выделяет три уровня взаимозависимого происхождения – грубый, средний и тонкий. Первый уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от причин

Взаимосвязь основы и данного ей названия
Когда в Мадхьямике Прасангике говорится о номинальном существовании, под этим подразумевается не одно лишь наименование. Здесь имеется в виду наименование, тесно связанное с основой, которой оно пр

Два вида относительной истины
Как в низших школах, так и в Мадхьямике Прасангике различают два вида относительной истины. В низших школах говорится о реальной относительной истине и нереальной относительной истине

Два вида абсолютной истины
Различают и два вида абсолютной истины. Это выразимая абсолютная истина и невыразимая абсолютная истина. Первая из них – это абсолютная истина, которую мы постигаем концептуально, а в

Внешние объекты и субстанциональное существование
Рассмотрим, в чем заключается разница между внешними объектами и субстанциональным существованием. В школе Мадхьямика Прасангика утверждается, что никакого субстанционального существования

Опровержение взглядов Читтаматры
Теперь вернемся к нашей теме. Мадхьямика Прасангика говорит: нет никакой субстанционально существующей чашки, однако есть внешний объект – чашка. Что такое чашка как внешний объект? Это чашка, суще

Отличительные особенности воззрения Мадхьямики Прасангики
Лама Цонкапа сказал: "Если вы воспринимаете взаимозависимые явления и свободную от крайностей пустоту как нечто отдельное друг от друга, это означает, что вы не поняли воззрение Мадхьямики Пра

Типичные ошибки при медитации на пустоту
Прежде чем объяснить вам, как медитировать на пустоту с точки зрения Мадхьямики Прасангики, я перечислю наиболее распространенные ошибки, которые могут иметь место во время медитации. Эти ошибки лю

Четыре сущностных положения медитации на пустоту личности в системе Мадхьямика Прасангика
А теперь выясним, что такое настоящая медитация на пустоту. Эта медитация включает в себя четыре сущностных положения, использование которых на практике принесет вам подлинные результаты.*

Выявление объекта отрицания
Итак, первое положение медитации на пустоту – это выявление объекта, подлежащего отрицанию. Когда вы медитируете на пустоту, не надо сразу искать свое "я", пытаясь ответить на во

Установление несуществования объекта отрицания в пяти совокупностях
Если обладающее самобытием "я" едино с пятью совокупностями, то это противоречит логике. Поскольку "я" – одно, в этом случае пять совокупностей также должны представлять собой о

Установление несуществования объекта отрицания вне пяти совокупностей
Вне пяти совокупностей также нет того "я", которое чувствует себя их хозяином и говорит: "Это моя совокупность ощущения, это моя совокупность формы" и так далее. Нет "я&quo

Царь рассуждений – взаимозависимое происхождение
В аналитической медитации на пустоту используют различные логические рассуждения, и для максимального эффекта вы должны применять их все. Однако царем всех этих рассуждений считается обоснование вз

Осознание иллюзорности явлений в повседневной жизни
Во время постмедитативного периода вы должны поддерживать в себе осознание любой видимости как иллюзорной. По-настоящему иллюзорными явления предстанут перед вами только тогда, когда ваша убежденно

Чже Цонкапа
ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ   Поклоняюсь святым учителям. 1. Объясню как можно лучше смысл сущности всех учений Победоно

Геше Джампа Тинлей
МОЛИТВЕННОЕ ЧУВСТВО УМА И СЕРДЦА, ИЗРЕЧЕННОЕ СЛОВАМИ ПРОСЬБЫ   Из сострадания не покидающий живых существ, Силой мудрости ус

Основные объекты отрицания в четырех школах буддийской философии
  Шраваки (Слушатели) Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку) Бодхисвттвы Вайбхашика и Саут

Бессамостность в четырех философских школах буддизма
  грубая бессамостность личности тонкая бессамостность личности грубая бессамостность феноменов тонка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги