рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Третий критерий: дифференциальное и единичное

Третий критерий: дифференциальное и единичное - раздел Философия, Метафизические исследования. Приложение к альманаху Так В Чем Же Состоят Эти Символические Элементы, Или Позиционные Единицы? Вер...

Так в чем же состоят эти символические элементы, или позиционные единицы? Вернемся к лингвистичес­кой модели. То, что отлично и от звуковых частей слова, и от связанных с ним образов и понятий, называется фонемой. Фонема — наименьшая лингвистическая еди­ница, способная различать два слова с разными зна­чениями, например, глас и глаз. Ясно, что фонема воп­лощается в буквах, слогах и звуках, но она не сводится к ним. Более того, буквы, слоги и звуки предоставляют ей независимость, хотя в самой себе она неотделима от фонетического отношения, которое соединяет ее с дру­гими фонемами: с/з Фонемы не существуют вне отно­шений, в которые они вступают и через которые взаимоопределяются.

Мы можем различать три типа отношений. Первый тип устанавливается между элементами, которые пользу­ются независимостью, или автономностью: например, 3+2 или даже 2/3. Элементы являются реальными, и эти от­ношения сами должны называться реальными. Второй тип отношений, например, х2 + у2 - R2 = 0, устанавливается


между терминами, значение которых не специфицирова­но, но, однако, эти термины должны s каждом случае иметь определенную величину. Такие отношения можно назвать воображаемыми. Но третий тип устанавливается между элементами, которые сами по себе не имеют никакой оп­ределенной величины и, однако, взаимоопределяются в отношении: так, ydy + xdx = О, или dy/dx = -х/у. Такие отношения являются символическими, а соответствую­щие элементы взяты в дифференциальном отношении. Dy совсем не определено относительно у, a dx — относитель­но х: каждый не имеет ни существования, ни величины, ни значения. И однако, отношение dy/dx является совер­шенно определенным, два элементы взаимно определя­ются в отношении. Именно этот процесс взаимной детер­минации внутри отношения позволяет определить симво­лическую природу. Бывает, ищут исток структурализма в направлении аксиоматики. И действительно, Бурбаки, на­пример, использует слово «структура», но, как нам кажет­ся, в очень далеком от структурализма смысле. Ибо речь идет об отношениях между неспецифицированными даже качественно элементами, но не об элементах, которые взаимно специфицируются в отношениях. В этом плане аксиоматика была бы только воображаемой, а не соб­ственно символической. Исток структурализма следует, скорее, искать в дифференциальном исчислении, а именно в той интерпретации, которую ему дали Вейер-штрасс и Рассел—статический и порядковой интерпре­тации, которая окончательно освобождает исчисление от всякой ссылки на бесконечно малое и интегрирует его в чистую логику отношений.

Детерминациям дифференциальных отношений со­ответствуют единичности [singularites], распределения единичных [singuliers] точек, которые характеризуют кри­вые линии или фигуры (например, треугольник с тремя


единичными точками). Поэтому детерминация фонемати­ческих отношений, присущих данному языку, определяет единичности, в смежности которых конституируются со­звучия и значения языка. Взаимная детерминация сим­волических элементов продолжается, следовательно, в полной детерминации единичных точек, которые консти­туируют пространство, соответствующее этим элементам. Кажется, что главное понятие единичности, взятое бук­вально, принадлежит всем областям, где есть структура. Общая формула «мыслить — значит рисковать в броске игральной кости» сама отсылает к единичностям, пред­ставленным блестящими точками на костях. Любая струк­тура представляет два следующих аспекта: систему диф­ференциальных отношений, по которым символические элементы взаимно определяются, и систему единичностей, соответствующую этим отношениям и очерчивающую пространство структуры. Любая структура есть множе­ственность [multiplicite]. Вопрос о том, существует ли структура любой области, должен быть уточнен следую­щим образом: возможно ли, в той или иной области, из­влечь символические элементы, дифференциальные от­ношения и единичные точки, которые ей присущи? Сим­волические элементы воплощаются в реальные существа и объекты рассматриваемой области; дифференциальные отношения актуализируются в реальных отношениях меж­ду этими существами; единичности соотносятся с места­ми в структуре, распределяющими воображаемые роли или установки существ и объектов, которые их займут.

Речь не идет о математических метафорах. В каждой области надо найти элементы, отношения и точки. Когда Леви-Стросс предпринимает исследование элементарных структур родства, он имеет в виду не только реальных от­цов в данном обществе или же образы отца, которые при­сутствуют в мифах этого общества. Он стремится открыть


истинные фонемы родства, то есть роднемы, позицион­ные единства, которые не существуют независимо от диф­ференциальных отношений, куда они входят и где взаим­но определяются. Именно так четыре отношения брат/се­стра, муж/жена, отец/сын, племянник матери/сын сест­ры образуют простейшую структуру. И этой комбинационности «терминов родства» соответствуют, но без подо­бия и сложным образом, «установки между родителями», которые производят определенные единичности в систе­ме. Можно также успешно идти обратным путем: исходить из единичностей, чтобы определить дифференциальные отношения между крайними символическими элемента­ми. Именно так Леви-Стросс, беря в качестве примера миф об Эдипе, исходит из единичностей повествования [Эдип женится на матери, убивает отца, приносит в жерт­ву сфинкса, получает имя толстоногого, т.д.) и затем ин­дуцирует из них дифференциальные отношения между «мифемами», которые взаимоопределяются [отношения переоцененного родства, отношения обесцененного род­ства, отрицание автохтонии, стойкость автохтонии)9. Все­гда, в любом случае символические элементы и отноше­ния между ними определяют природу существ и объектов, которые из них следуют; тогда как единичности формиру­ют порядок мест, который определяет одновременно роли и установки этих существ, поскольку они их занимают. Де­терминация структуры завершается, таким образом, в те­ории установок, которые выражают ее функционирование.

Единичности соответствуют символическим элемен­там и их отношениям, но они им не подобны. Сказали бы, скорее, что они «символизируют» с ними. Они происходят из них, потому что любая детерминация дифференциаль­ных отношений влечет за собой распределение единич-

3 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,1985. С. 189 и след.


ных точек. К примеру, величины дифференциальных от­ношений воплощаются в родах, тогда как единичности воплощаются в органических частях, соответствующих каждому роду. Одни конституируют переменные, другие — функции... Одни конституируют в структуре область тер­минов, другие—область установок. Леви-Стросс наста­ивал на двойном аспекте — производности и, однако, нередуцируемости — установок относительно терминов10 . Серж Леклер, ученик Лакана, в другой области показы­вает, как символические элементы бессознательного с необходимостью отсылают к «либидозным движениям» тела, воплощающего единичности структуры в том или ином месте11. В этом смысле всякая структура психосоматична, или же, точнее, представляет комплекс «кате­гория - установка».

Рассмотрим интерпретацию марксизма Альтюссером и его группой: прежде всего производственные отноше­ния определяются в качестве дифференциальных, уста­навливающихся не между реальными людьми, или конк­ретными индивидами, но между объектами и агентами, имеющими символическую ценность [предмет производ­ства, орудие производства, рабочая сила, непосредствен­ный работник, непосредственный неработник, взятые в от­ношениях собственности и присвоения12). Тогда каждый способ производства характеризуется единичностями, со­ответствующими характеру отношений. Очевидно, что конкретные люди займут места и осуществят элементы структуры, если будут исполнять ту роль, которая предназ­начена им структурным местом [например, роль «капита­листа»), и будут поддержкой структурных отношений: так

10 Там же. С.279 и след.

11 Leclaire S. Compter avec la psychanalyse // Cahiers pour l'anaeyse N 8.

12 Althusser L Lire le Capital. Т.Н. Р.152-157 (см. также E.Balibar. P.205 sq.).


что «истинные субъекты не оккупанты, занявшие места, и не эти функционеры... но определение и распределение этих мест и этих функций». Истинный субъект— это сама структура: дифференциальное и единичное, дифференци­альные отношения и единичные точки, взаимная детер­минация и детерминация полная.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Метафизические исследования. Приложение к альманаху

На сайте allrefs.net читайте: "Метафизические исследования. Приложение к альманаху"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Третий критерий: дифференциальное и единичное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жиль Д е л е з. МАРСЕЛЬ ПРУСТ И ЗНАКИ
Перевод с французского Е. Г. Соколов лаборатория метафизических исследований при философском факультете СПбГУ издательство "АЛЕТЕЙЯ", Санкт-Петербург ISBN 5-8932

МАРСЕЛЬ ПРУСТ И ЗНАКИ
аббревиатура, использованная в постраничных примечаниях первая сноска отсылает к пятнадцатитомному изданию всего цикла М.Пруста в издательстве N.R.F.: AD....

Г л а в а 4. знаки искусства и сущность
В чем превосходство знаков Искусства над всеми ос­тальными? В том, что все остальные знаки—материальны. Они материальны, прежде всего, по способу их излучения: они наполовину погружены в н

Первый критерий - символическое
Для нас является привычным, почти что безусловным, некоторое различие, или корреляция, между реальным и воображаемым. Вся наша мысль поддерживает диалек­тическую игру между этими двумя понятиями. Д

Второй критерий: локальное, или позиционное
В чем состоит символический элемент структуры? Мы чувствуем необходимость идти дальше, напомнив внача­ле, чем символический элемент не является. Отличный от реального и воображаемого, он не может о

Четвертый критерий: различающее, различение
Структуры являются необходимо бессознательны­ми—в силу составляющих их элементов, отношений и точек. Любая структура — это инфраструктура, или мик­роструктура. В некотором роде структуры не являютс

Пятый критерий: серийное
Все это, однако, кажется еще неспособным функци­онировать. Дело в том, что мы смогли определить струк­туру только наполовину. Она начнет двигаться, оживлять­ся, лишь если мы воспроизведем ее вторую

Шестой критерий: пустая клетка
Кажется, что структура заключает в себе совершен­но парадоксальный объект, или элемент. Рассмотрим, как Лакан комментирует случай с письмом в истории Эдгара По, или же случай с долгом в Человеке

Последний критерий: от субъекта к практике
В одном смысле места заполнены и заняты реальны­ми существами лишь в той мере, в какой структура «акту­ализирована». Но в другом смысле мы можем сказать, что места уже заполнены и заняты символичес

Основные работы Жиля Делеза
Эмпиризм и субъективность [Emperisme et Subjectivite, 1953) Ницше и философия [Nietzsche et la Philosophie, 1962] Философия

В соавторстве с Феликсом Гваттари
Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип[Capitalism et schizophrenie: L'Anti-CEdipe, 1972) Кафка, к проблеме малой литературы[Kafka, pour une litterat

НОВЫЕ КНИГИ О ГЛАВНОМ
Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» суще­ствует с 1992 г. (первоначально как редакционно-издательская группа, с марта 1993 г. как самостоя­тельное предприятие). Его создатели — молодые филос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги