рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ожидание чуда

Ожидание чуда - раздел Философия, Социально-философский и философско- Антропологический альманах Я Не Верю В Чудеса, Хотя Без Чуда Не Могу И Шага Ступить. Я Величаю Быт Хаосо...

Я не верю в чудеса, хотя без чуда не могу и шага ступить. Я величаю быт хаосом, персонифицирую его в виде чудовища – но это моя болезнь, зане не дано мне ни быта, ни чуда. Какой быт, если земля раскачивается под ногами? А чудес не бывает – не вообще, но для меня. Но чудо слишком для меня актуально. И сколько бы я не был рационалистом, чудо остается чем-то, необходимым моему организму. Ожидание чуда и ставка на чудо – моя дурная привычка, неизменный факт моего быта.

Моя метафизика не верит, а физика волит! Дурная воля со дна! Тупое «хочу!» ребенка, а вместе с тем подобие похоти. Когда рассказывал Шайтанову гурийский миф, профессор пожал плечами: «Эти игры кончились в тринадцатом году». Но уверяю вас, совершенно невольно, Игорь Олегович: не культура, а натура. Животное ожидание чуда знать не хочет о тринадцатом годе, но я борюсь, Игорь Олегович, упираюсь. И чтобы выдержать равновесие в этой обреченной на провал жизни, я присягаю десятой софистике и рациопарадоксу.

«Вымаливать чуда у быта», – написал Чичибабин. Как будто обо мне. В 1978 г. в Ейске решил умилостивить богов из только что прочитанных «Легенд и мифов Древней Греции» Куна. Но как же им передавать мои жертвоприношения: яблоки, дольки арбуза, пряники, конфеты? Вот что: по горизонтали – мерное, таинственное и касающееся горизонта – что такое? – правильно, море. А по вертикали – глубокое таинственное и зловонное – что? – верно, Аид. Вот потихоньку и выкидывал в море или в очко деревянного сортира свои скромные гекатомбы. Буль! – жертва принята. Следующая пойдет Посейдону.

А рассказать, как жрал билетики перед экзаменами в Нижегородский университет? На автобусе до университета одна остановка, а я всю жизнь зайцем ездил, но в этот раз нет – покупаю билетик. Конечно, счастливый! Вчера-то я «Севильского цирюльника» по радио слушал, варенье дегустировал и еще чем не знал заняться, только бы не готовиться к этому страшному экзамену по истории СССР. Ночью сел за энциклопедию вместо учебника, но тот отчаянный прищур над книгой перед экзаменом – это был только ритуал. В энциклопедии я дошел до Пугачева, все до Пугачева забыл – только Пугачев едва различимым пятном. Вытаскиваю билет потной рукой – и тот сходится с билетиком. Пугачев!

Сдаешь экзамен всегда с твердой, взятой напрокат верой, что там, наверху, о тебе позаботятся. До сих пор нахожу в карманах разные талисманы, которые связывали меня с моими парками-хранительницами, а те должны были подправить любую нить так, чтобы мне было хорошо. Но если что-то все же получалось плохо, если не везло или совсем беда, так и хотелось воскликнуть: вы обознались, это же я! Впрочем, от занимающейся только тобой небесной канцелярии можно ждать и сюрпризов – испытаний, например. Варианты испытаний могут быть разные – пример: если буду бегать каждый день в течение года, будет дана мне большая любовь, а «Гурии» – успех ошеломляющий. Вернусь домой за забытой вещью – лары и пенаты скажут: не забудь в зеркало посмотреть, чего бы не вышло. Мама научила – свято блюду. Вообще, все мои суеверия не просто так, но дань безумно меня обожающим, но ревнивым и обидчивым богам.

«Но как же так! – шептал я одному из них – футбольному богу, выбрасывая мусор в перерыве матча Греция – СССР в 1979 г. – Ведь ты же отнял у «Динамо» Москва кубок СССР в этом году – и снова? – ну не величайшая ли несправедливость?» А обращался к нему не иначе – «Господи!» Футбольный «господи» особенно капризен, зато остальные «господи» должны были работать за двоих, выручать меня и хранить – и непременно выручат и сохранят!

«Господи! – шептал я в госпитале на втором месяце службы. – Сделай так, чтобы меня не послали в Черный батальон и чтобы я остался в Душанбе. Я ведь о многом не прошу, господи, не в Черный батальон, а в Душанбе, только и всего». Остался в Душанбе. Через семь месяцев лежу в качегарке и читаю «Тристрама Шенди» Стена – сам кочегарский шендианец и бендерист. Распахивается дверь: «Рядовой Троян?» – «Так точно». – «Ваш военный билет!» – «Вот». – «Завтра выезжаете в Айвадж». До приказа дней двадцать; снова: «господи, сделай так, чтобы я не сейчас поехал в Айвадж, а после приказа, я ведь о многом не прошу». Еду в Айвадж после приказа. Неусыпная опека небесной канцелярии – надо мной, боевая готовность легиона моих ангелов-хранителей.

А в Айвадже? Занимаюсь посильной магией. На строевой шагаю не я, а чемпион мира по строевому шагу француз Круазе, в ОЗК бегает чемпион Европы по бегу в ОЗК чех Струпола, за планшетом работает чемпион США по планшетному спорту Хьюджсон.

Кормили в Айвадже плохо. Месяцами не было хлеба, картошки, старшина воровал; когда же Мукойда зарежет свинью, а шкуру ее опалит паяльной лампой Шамсутдинов, в тарелке будут непременные свиные жирные шкурки с короткими волосками. Шкурки, конечно, на край тарелки, а с остальным меню можно работать. Вообразишь страну «Молочные реки – Кисейные берега», но на западный манер: жуешь сухую картошку и комбинируешь вовсю, какие бывают блюда из картофеля – я поедаю их в той стране, мне приносят вечерние газеты, по Video показывают голы последнего тура чемпионата Англии, рядом магнитофон и наушники. А если рыбные консервы на ужин, представляю себе приморское кафе и возможные чудеса с рыбой в Волшебной стране; вот что помогало мне в борьбе с медлительным Хроносом.

Во мне постоянно присутствует сознание, что я живу не так; более того, что я вовсе не живу, а только готовлюсь жить. С жизнью необходимо что-то сделать, чтобы она пошла по-другому; вернее, чтоб она началась. С прошедшим временем проще, утраченное время не нужно искать, оно возвращается ко мне оформленным и завершенным. Атлантида прошлого хранится в моей шкатулке, я кому угодно могу ее показать, но жить-то в ней нельзя. Прошлое плавает во мне смыслообразами, и эта магия мне ничего не стоит. А настоящее горит, рассыпается, шатается, прячется: да его нет! Оно есть только потому, что я за него трясусь; потому, что я бегаю за его призрачным смыслом с беспомощным сачком (впрочем, вот моя коллекция: прекрасные образцы прошедших cаrpe diem на булавках).

И дело не в том, что жизнь не дает мне того, что я прошу. С тех пор, как перед поликлиникой я умолял на бегу бога о том, чтобы мама была жива, а в поликлинике на третьем этаже я спросил медсестру, где сороковой кабинет, а медсестра спросила меня: «а что вам нужно?», а я сказал: «да там моя мама», а медсестра сказала: «твоя мама умерла»... с тех пор я мало на что надеюсь, то есть кое-о-чем еще прошу у последних полудохлых божков моего детства, но с тех пор вся ставка моя только на себя. Дело в другом: в том, что даже житейские планы в настоящем всегда терпят крах, что я себя не оправдываю в настоящем, что я проигрываю в настоящем, что в настоящем самый конкретный смысл не сбывается – я не знаю, что делать с настоящим, я растерян перед лицом настоящего, и оно только потому еще чего-то стоит, что завтра будет Новая Жизнь.

Новую жизнь с понедельника не я выдумал. Но надо мной это словосочетание имеет особенную власть. Без допинга этих двух слов я расклеиваюсь на глазах. Я не помню, когда я их впервые произнес, я не знаю, когда я с ними смогу расстаться. Кажется, эта привычка неизлечима.

Лучше всего открывать Новую Жизнь первого января: ожидание чуда в Новый год – устойчивый инстинкт, притом это самая круглая дата. Новая Жизнь может быть приурочена к какому-то событию: к дню рождения, к важной годовщине какой-нибудь. Если нет, тогда новая жизнь имеет другие названия: декабрьский период (лучше с 1 декабря, на худо конец с 10, 15, но получается, что и с 7, даже 5, 12, 20, даже 25). Декабрьский период, в свою очередь, раздробляется на «три недели в декабре», «две недели в декабре», «последнюю неделю декабря». Бывают всякие Летние, Осенние, Весенние периоды, Чрезвычайные периоды, Переходные периоды, Экспериментальные периоды, Рабочие периоды и т.д. Ни одна новая жизнь больше трех дней не продолжалась, средняя же ее продолжительность – несколько часов, частотность попыток – иной раз по двадцать раз в месяц, минимум – три раза в месяц. И так в течение многих лет (примерно пятнадцати).

Открыть новую жизнь не так-то просто: ведь это магический акт. Первое: так сказать, хронотоп Новой Жизни. Открывал Новую Жизнь на море, в горах, когда гасли лампы в кинозале перед каким-нибудь фильмом, на стадионе перед матчем или во время концерта. Чаще всего – дома или на улице ночью. Раньше – больше дома, сейчас – почти всегда в городе. Ночное время обязательно. Исключение – окский откос (ведь и улица у меня в Москве – Окская), когда я гощу в Нижнем. Когда же действо совершалось дома, необходимы были особые условия. Я выключал свет в своей комнате (должно было быть непременно темно), прокручивал пленку магнитофона к заветной песне – их было немного: начало «Wish you were here», «Time», одна песенка «Deep Purple» и еще две-три, не больше, – и с первым звуком музыки зажигал лампу, висевшую над кроватью и одновременно резко, с искрами, открывал глаза.

Сейчас в ночном городе мой маршрут таков: ночью выхожу из дома налево, прохожу мимо котельни, затем поворачиваю в улочку между двух детских садов – в глаза бьет фонарь, зажмуриваюсь, пытаюсь вообразить себе судно и канат, мысленно разрубаю канат и рисую где-то у переносицы, то есть почти у горизонта, парус, предельно зажмуриваюсь – и распахиваю глаза на фонарь, затем смещаю фокус, чтобы создать таинственную дымку вокруг. Открыв Новую Жизнь, прохожу мимо илюшиной пятиэтажки, заворачиваю у мусорных баков, а через дорогу – школа, где я учился до девятого класса, – делаю ритуальный круг у школы и застываю напротив фонаря (если есть луна, все время держу ее глазами). Потом возвращаюсь.

Второе: словесный сценарий Новой Жизни. Начало неизменно: «Внимание, внимание, сегодня такого-то числа такого-то года я открываю Новую Жизнь». Схемы ритуальных речей, конечно, менялись. Общая структура такова: магическое обоснование Новой Жизни (числа, даты, соответствия – совпадения, знаки и знамения), раскрытие понятия, житейское обоснование, стратегия, тактика (цели и методы), планы на сегодняшний вечер. Раньше Новая Жизнь непременно приурочивалась к какому-нибудь празднику: большому футболу, долгожданным фильмам, концертам, поездкам. Теперь эта непременная привязка к праздничной программе отменена. Во время торжественной речи я должен себя убедить, что Новая Жизнь состоится, я должен себя поднять, подпитать, что ли? – прочистить каналы? После провала Новой Жизни, а он неизбежен, следует апатия, упадок, разочарование – иной раз очень надолго. Но бывают такие первые (они же и последние) дни Новой Жизни, что долго завидуешь потом тому младенцу-победителю, тому однодневному рыцарю.

Случались в истории этих церемоний удивительные истории. Одна из таких историй приключилась со мной в Нижнем в 1984 г. Тогда я жил в общаге, а оттуда рукой подать до Кремля. Процедура совершалась у церкви в Кремле. Надо сказать, что пока я в течение нескольких лет воображал себя марафонцем вокруг света, привык очень быстро ходить. Итак, как-то вечером иду к церкви открывать Новую Жизнь, иду очень быстро. У церкви, как положено, зажмуриваюсь и распружиниваю веки, напускаю тумана в слепые глаза – хлоп-хлоп глазами: Внимание! Внимание! Медленно иду обратно, шепча с мимическими движениями и жестикуляцией страстный и официальный монолог. Сзади милиционер: «Гражданин, пройдемте в отделение». – «За что??!» – «Вы мочились на памятник искусства. Статья такая-то: хулиганство. Меры тоже предусмотрены». – «Да с чего вы взяли?!» – «А вот с чего: к церкви вы шли быстро, так? А быстро обычно куда идут? Тем более, что обратно медленно». – «Но ведь вон туалет, туда-то сподручнее». – «Э-э-э нет, в том-то и дело, что туалет закрыт».

Вижу: дело плохо. Блюститель порядка увлекается дедукцией. «Я только хочу Вас понять», – говорит. Нужно ему как-то представить причины быстрого и медленного шага, стояния лицом к церкви, чуть-чуть запрокинув голову. Говорю: «Понимаете, я очень люблю искусство» (унизительно, но не про Новую же Жизнь рассказывать!). «Вот мой студенческий билет. Я филолог. Обожаю эту церковь». – «А почему ночью?» – «Знаете ли, в поздний час особый свет» (и завернул ему что-то этакое – лишь бы не в участок)... – «А почему туда быстро, а оттуда медленно?» – «Понимаете, у меня очень быстрый шаг. А оттуда иду в особенной задумчивости». – «Я только хочу Вас понять. Неубедительно». – «Ну не знаю, я отличник, понимаете, студент-полиглот, ну что Вам еще надо?» – «Ладно, иди, полиглот. Только в следующий раз, когда ссать захочешь к полуночи, зайди в переулок, надо же, додумался, в Кремль по нужде». Поспешая обратно в общагу, я догадался, что попал в сюжет, стал совершенно счастлив и налегке открыл Новую Жизнь…

* * *

Надо же, импровизированные воспоминания получились. Или что-то вроде исповеди. В жанре «по секрету всему свету». Секреты выбалтывают торопясь и запинаясь. Извольте. После бессонной ночи я слегка дрожу. Главный секрет не скажу.

Не надо ждать зрелости, чтобы спеть лебединую песню... <Текст не закончен.>

1991

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-философский и философско- Антропологический альманах

На сайте allrefs.net читайте: "Социально-философский и философско- Антропологический альманах"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ожидание чуда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тексты публикуются в авторской редакции
Составители:В.А.Кругликов, А.А.Сыродеева     Рецензенты:доктор филос. наук И.С.Вдовина, докто

От составителей
Настоящий сборник продолжает линию серии «Коллаж» – размещение под одной обложкой разнообразных (в плане дисциплины, традиции и жанра) подходов к проблеме человека. При всей плюралистичнос

История и история наук о человеке: чей голос?
Вопрос «Чей голос?», или «Кто говорит?», с его ницшеанской каденцией, я понимаю как вопрос о целях и власти науки: о влиянии на человекознание отдельных дисциплин – социологии, истории науки и фило

Заданность формальной выразимости в философской антропологии
Излагаемая ниже концепция представляет собой не более чем гипотезу, пытающуюся осмыслить и соединить в логическое целое факты и явления, которые в общем культурно-историческом потоке могут на первы

В зеркале фаларийского быка
Однажды прихватила меня «простуда» – вспоминать и думать о Мерабе Мамардашвили. Да, есть тому и элементарное «медицинское» объяснение: перед сном раскрыл последний номер «Вопросов философии» и стал

А это я
Игры страстей, Ненавистей: Плаха, огонь, Желчь, кровь, оскал, (Вопли: отколь?) Был скот ведом Свыше. Восстал Снизу, влеком Зм

Художник
Итак, по рисованию тройбан. Но и здесь не обошлось без феи. Классе в седьмом (или в шестом?) пришла новая учительница по музыке, она же по рисованию. Окончила училище Ипполитова-Иванова, хрупкая та

Импровизатор
Да, я охотник за Музами, сидя на диване. Тело или тень – все равно. «Да, я замечательно танцую», – говорил я Аникеевой в 88-м, – «я великий импровизатор». Толстое эхо заладило: «Я – великий импрови

Увлечения
Я всегда с надеждой просматривал киноафишу или телевизионную программу, потому что были прецеденты: иное кино может и жизнь перевернуть. Меня всегда удручало: смотришь в экран – ну фильм себе и фил

Чудо победы
А теперь о чуде. Чудо не перевернуло моей жизни, но вот оно, со мной… Начать нужно с «тихого часа». Дело было в 1979 году. «Тихий час» – подходящая метафора для выражения нашего тогдашнего

Чудо поражения
А между тем кончился «тихий час». В первую лигу «Гурия» вышла на закате «Старого Режима», накануне Олимпиады и афганской кампании; в высшую – на заре перестройки, после XXVII съезда и Чернобыльской

Мераб Мегреладзе
And death shall have no dominion. D.Thomas Do not go gentle into the good night. D.Thomas Он пятится к цели. Его не постичь – и Спиной к в

Теймураз Чхаидзе
Случилось то, чего случиться Без музы не могло: Я разговаривал с Чхаидзе – Мне плечи обожгло. Он мне сказал: «Ушли двенадцать, Остался кто – Бог весть,

Томление духа» в менталитете этноса
При обращении к этнокультурному многообразию и «разноголосию» (Бахтин) человечества трудно не оказаться в ситуации «обнаружения» сложности и безграничности всего проблемного пространства данного фе

Воспоминания, не ставшие событием
(о новом фильме Карена Шахназарова «День полнолуния») Если кратко выразить основную идею фильма, то звучать она будет примерно так: самое сильное впечатление прожитой жизн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги