Леон Дж. Фаин

 

В этой главе мы познакомим читателя с психодрамой как способом психотерапии, как это было создано Морено, и сфокусируем внимание на невербальных аспектах психо-драмы. Они включают в себя расширенное и нерасширенное выражение эмоций, а также несемантические коммуникации участников; направленные невербальные и дополнительные приемы с двойниками, техники вовлечения пациента в процесс и аспекты, относящиеся к эксперименту и тренингу. Иными словами психодрамой как средством невербального выраже­ния, исследования и высвобождения чувств, отношений и же­ланий участников.

Большая часть обсуждаемого материала — это резуль­тат наблюдений и экспериментов, проведенных в госпитале в Ст. Луисе, где была проведена аналитическая групповая психодрама с госпитализированными больными шизофренией, а также тренинг и созданные демонстрационные терапевти­ческие группы из студентов, а также экспериментальные ори­ентированные на процесс группы психодрамы, созданные из профессионалов и добровольцев из больных.

Любой опытный терапевт научил себя определять все многообразие невербальных сообщений, которые ему «посы­лает» больной, хотя, конечно, он менее чувствителен к ним. Тон голоса, поза, быстрота реакции, выражение лица и то, как быстро он краснеет, жестикуляция пациента — все это дает возможность интуитивно реагировать и, возможно, впол­не сознательно анализировать поведение. Предположим, па­циент говорит одно, а терапевт понимает, что имеется в виду совсем другое, и он настраивается на определенный лад. Рюш и Кис замечают, что некоторые люди придерживаются принципов невербальной коммуникации, об этом написана книга. Чтобы проиллюстрировать это, заметим, что только в восьми случаях из тридцати одного, в проведенных Краснером экспериментах, было признано и подтверждено появле­ние такого невербального дополнения как улыбка. Очень ин­тересные комментарии, касающиеся уровней коммуникатив­ного процесса, даны Бейтсоном. Они относятся к изучению Причин шизофрении. Хейли описывает динамику гипнотиче­ских отношений. Все эти ученые говорят о позиции «двойной связи» и разрешении конфликта, который возникает вследст­вие реакции, н в то же время получает несемантическую ин­формацию, которая, в свою очередь, требует инкогруентную реакцию на первичное сообщение.

Моменты, рассмотренные в этих книгах, способствуют успешной психотерапии, общению терапевта с пациентом, которое должно быть ясным, четким, определенным. Морено, Вайтейкер и др. делают акцент на том, что очень важна роль довербального опыта в развитии личности, и отмечают важность невербальных взаимоотношений и коммуникаций в психотерапии. Они (ученые) делают акцент на том, что по­ведение и значение вербальных сообщений, которые делает терапевт, должны быть предельно ясны и определенны, так как, в свою очередь, такая точность вызовет открытость и понимание степени драматизма, которые дополнят ее. Бергер чувствует, насколько члены группы нуждаются, хотят знать «Что же на самом деле испытывает человек, а не то, что он говорит или делает». В групповой психотерапии он, Бергер, проводит исследование всех форм невербальных взаимодей­ствий. Как он считает, эти формы несут на себе первично экспрессивную нагрузку и вторично коммуникативную. Он определил, что, когда группа фокусирует свое внимание на невербальной коммуникации, происходит снижение интел­лектуальной работы участников. Статья Бергера в особенно­сти заслуживает внимания с точки зрения концептуализации использования невербальных материалов в групповой психо­терапии, так как он описывает типы пациентов и способы не­вербальной коммуникации в их применении к таким отраслям аналитической групповой психотерапии, как—передача (пе­ренос), сопротивление (противодействие), разыгрывание дра­мы и т. д.

В психодраме, как в любой индивидуальной или груп­повой психотерапии, мы имеем дело с корректировкой эмо­ционального опыта в отношениях; побуждением адекватного самопонимания; стимулированием катарсиса; обеспечением. поддержки; прояснением в отношениях, то есть со всем тем, что способствует восстановлению цельной личности на уровне сознания и действия. Традиционно это делается при помощи вербальных методов, а также путем соединения действия и невербальных способов.

Теперь мы обратим наше внимание на более специфич­ные методы действия в психодраме. Также как любое дей­ствие или взаимодействие обязательно включает в себя несемантическую часть, так и любой аспект психодраматического процесса предусматривает это, включая способы направля­емой подготовки, использование света и музыки, обучение и экспериментальные методы.

 

ПОДГОТОВКА ПРОТАГОНИСТА И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ПСИХОДРАМЫ