Протагонист, не желающий выходить на сцену и покидающий ее до окончания действия

Такие люди в основном похожи на тех, кто описан выше.

1. Если протагонист не желает выходить на сцену, участие двойника может стимулировать пациента сделать это.

2. Режиссер может просто предложить руку такому па­циенту и вывести его на сцену.

3. Сцену следует начинать прямо в зале, так же как и распределение ролей.

4. Надо обязательно выбрать человека, который будет играть пациента всю драму, необходим тщательный подбор двойника еще до начала действия. Когда пациент подготов­лен к действию, его следует снова пригласить к участию в

драме в роли самого себя или кого-либо другого. Может оказаться необходимым предложить дополнительным участ­никам сыграть роли намеренно искаженно, чтобы пациент на­чал с того, что он принялся бы править, корректировать роль каждого и сцену вообще. Таким образом, он все больше и больше вовлекается в действие, впоследствии, возможно, ре­шит играть именно свою роль.

Все вышеперечисленное может также относиться и к протагонисту, прерывающему действие.

Когда действие прервано:

1. Сцена должна продолжаться в зале, там, где находит­ся пациент.

2. Можно заменить протагониста и продолжать действие.

3. Можно «приставить» к нему двойника, предложив ве­сти монолог.

4. Всегда следует помнить, что в такие моменты паци­енту необходимо дать возможность сделать передышку, то есть переключиться с себя на других, отдохнуть от эмоцио­нальной вовлеченности в роль. Но все же в конце действия режиссер должен подойти к нему, чтобы узнать о его чувст­вах и реакциях, попросить прокомментировать спектакль.

5. Важно помнить, что режиссер поддерживает пациента и не позволяет ему почувствовать себя неловко от того, что тот не смог сыграть свою роль или сделал это неудачно. Если режиссер выпустил это из поля своего зрения, то кто-то из участников группы должен поддержать пациента, то есть, возможно спонтанное дублирование, либо сказать об этом режиссеру, либо двойник должен сказать об этом за паци­ента.