рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пациент, который активно влияет на группу

Пациент, который активно влияет на группу - раздел Философия, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДРАМЫ Такие Пациенты Действуют На Участников Группы Самым Различным Способом. Одни ...

Такие пациенты действуют на участников группы самым различным способом. Одни подавляют потоком слов. Дру­гие - частыми или не слишком частыми вспышками гнева, запугивая всех присутствующих и ограничивая тем самым их воинственносгь в действие. Третьи берут на себя роль ре­жиссера или всезнающего советника. Некоторые пациенты подавляют присутствующих тем, что постоянно требуют вни­мания режиссера так, что остальные совершенно не могут работать. На группу можно влиять и другими способами. В работе с такими пациентами могут помочь следующие ре­комендации:

1. Время от времени такой пациент должен «выключать­ся» из действия. Режиссер может сделать это, переведя фо­кус внимания присутствующих на другую проблему, пред­варительно дав участникам возможность проголосовать за это. Режиссер может сказать пациенту, что он должен дать шанс остальным участникам поработать. То есть, пока группа терпит такое поведение пациента, режиссер может и не де­лать замечаний, предоставив возможность решать самим чле­нам группы — что делать с таким пациентом. Как только присутствующие станут обозленными н раздражительными до крайности, они сами отрегулируют поведение пациента. Такой подход особенно эффективен в группе невротиков. В активных группах психических больных такой прием также срабатывает, но пассивные группы могут принять такого па­циента н отказаться от собственной вовлеченности в процесс, и впоследствии уже никогда не прибегнут к помощи психо­драмы. Двойники в таком случае все равно необходимы. Двойники должны быть у разных членов группы и, возмож­но, даже у такого пациента (для выражения чувств, интер­претации потребности пациента доминировать в группе). Двойник пациента может корректировать действия такого пациента, фокусируя внимание на защитном характере его поведения. Однако существует опасность, что пациент ис­пользует двойника для того, чтобы стать еще более домини­рующим в группе. Необходимо предупредить также паци­ента, чтобы он дал возможность остальным участникам ра­ботать со своими двойниками.

Процессы, происходящие в группе, приобретут драмати­ческую окраску. Группа может направить свой гнев на кого-то еще. На режиссера же они могут реагировать как на роди­теля, который не защищает их от поведения такого пациента, не строг с ним, либо заинтересован в нем больше, чем в остальных.

С пациентами такого типа часто используются приемы конфронтации. Если вы решили использовать такую технику, то учитывайте силу его эго при определении средств, содер­жания и мер поддержки, которые могут потребоваться. Часто конфронтация такого пациента и группы приводит к внезап­ной регрессии. Пациент начинает вести себя намного лучше в группе. Тем не менее, следует подготовить курирующего вра­ча к возможным изменениям в поведении, чтобы пациент принял участие в последующих встречах, даже если поведе­ние останется по-прежнему неприемлемым. Помните, что не­обходимо провести обсуждение причин его поведения, так же, как и гневной реакции группы на него.

Многие пациенты сами по себе уже являются хорошими терапевтами для других. Некоторые же лишь берут на себя роль режиссера, чтобы защитит себя от участия в действии и эмоциональной причастности к происходящему. Иногда они таким образом стремятся получить определенный статус, что­бы доминировать в группе. Такое поведение должно стать симптомом болезни, которую следует лечить, и этим должен руководствоваться режиссер в своей работе с таким паци­ентом. Принять же потребность протагониста быть терапев­том или помощником, — значит провоцировать эту болезнь. Более утонченный вариант таких претензий пациента — же­лание быть искушенным советником. Поведение пациентов, стремящихся давать советы или принимать решения, должно обязательно интерпретироваться и пресекаться, когда оно ярко выражено. Доминирующий член группы, тем не менее, будет сопротивляться и делать это с чувством собственного превосходства. До того, как вы используете приемы с зерка­лом и поддержку, применяйте меры невербального воздейст­вия к такому пациенту: посадите его на стул, оденьте смири­тельную рубашку и вставьте кляп — это можно применят), х любому пациенту такого типа.

2. Приемы конфронтации. Поскольку способы конфронтации почти универсальны в разрешении многих проблем и в воздействии на различных пациентов, очень важно обратить особое внимание на некоторые моменты и ограничения в применении их. Некоторые предостережения: такой прием может иметь непредсказуемые последствия. Учитывайте опен­ку группы реакции на него, силу его воздействия на окружающих, его потребности, длительность действия, специфичность ситуации пациента (готовится ли он к выписке из клиники, связаны ли переживания с потерей близкого человека и т. д.). Помните:

а) Пациент выражает желание узнать, как к нему относятся остальные члены группы.

б) Для того чтобы правильно провести конфронтацию с таким пациентом, необходимо четко определить его пове­дение, степень его воздействия на окружающих.

в) Когда режиссер понимает (чувствует), что группа сильно реагирует на такого пациента, но не может прямо выразить свое отношение к этому.

I) Когда пациент (все отрицающий или слишком разговорчивый) не слушает замечания и интерпретации других участников группы.

д) Когда двое пациентов становятся очень агрессив­ными и аргументировано излагают свою позицию. Режис­сер приостанавливает аргументацию и сосредото­чивается на факторах, лежащих в основе, после чего анали­зирует реакцию всей группы. В таком случае полезно прове­сти этот прием с обоими пациентами одновременно. Важно знать не только реакцию остальных, но и обсудить то, что, как им кажется, лежит в основе поведения обоих пациентов.

е) Содействовать обсуждению открытых тем, связанных с передачей чувств.

ж) Узнать о реакции пациентов на какую-либо эмоцио­нальную ситуацию, которая возникает в процессе работы. Например, реакция на", некоторые действия режиссера, на его отсутствие, связанное с отпуском или уходом на какое-то время в другую группу. Может быть, особенно необходимо это сделать в случае, когда между терапевтами серьезный конфликт, который сильно воздействует на пациентов, но они не могут об этом говорить. Можно попросить членов группы сделать какие-то замечания, дать критическую оценку того, что произошло. Это поможет терапевту в выборе методов ра­боты, в самооценке.

Особые замечания

!. Постарайтесь оценить силу эго главного протагониста. Предлагаемая техника является самой сложной из всех в вашем распоряжении, но в то же время она может стать самой успешной и эффективной, если ее использовать пра­вильно.

2. Вы можете попросить протагониста выйти вместе с помощником, вернее, помощник должен вывести протагони­ста за руку, сделать это может и двойник (вербальио или невербально).

3. Опросите всех присутствующих. Каковы их чувства, как бы они могли прокомментировать происходящее. Попро­сите проинтерпретировать, то есть, если кто-нибудь говорит:

«Он ничего не говорит...», — спросите участников действия, что и почему протагонист чувствует, когда ничего не говорит.

4. Не позволяйте обсуждению затягиваться слишком дол­го. Оно должно сосредоточиваться только на протагонисте. Если участники не желают обсуждать поведение протагониста, — попытайтесь узнать, почему они отказываются это

делать.

5. Если все замечания и комментарии носят враждебный характер, вы должны попросить их высказать что-либо положительное, касающееся протагониста. Можно даже зара­нее предупредить участников делать как негативные, так и позитивные комментарии. (Это рекомендуется делать и тогда, когда необходимо получить положительную информацию о протагонисте).

6. Полезно также кратко суммировать результаты об­суждения до того, как будет приглашен протагонист. Когда протагонист вернется, дайте ему возможность отреагиро­вать, возможно, это следует сделать с двойником. Иногда в этом случае используется монолог.

7. Отметьте для себя реакцию группы, которая возникла в результате монолога протагоннста, почувствовали ли они себя ущемленными, рассерженными, расположенными к про­тагонисту и т. д.?

8. Следует позволить протагонисту поработать со своим двойником для того, чтобы стимулировать дальнейшее об­суждение и вовлеченность, затем переключитесь снова на группу, попросив протагониста замолчать. Это следует делать всякий раз, когда режиссер чувствует, что это важно.

9. Режиссер может предложить группе обсудить какой-то один аспект в поведении протагониста; например, в процессе тренинга группы протагонисту предлагается роль поступаю­щего на работу и ситуации собеседования, после чего группа обсудит то, как протагонист представлял себя, как о себе рассказывал. В процессе обсуждения режиссер старается исключить материал, который не имеет ценности для тера­певтического воздействия на протагониста, сосредоточьте вни­мание участников на самопрезентации протагониста, на том, что он думает по поводу работы, этой сцены и т. д.

10. Не забудьте оставить время для того, чтобы после такого приема, (обсуждение за спиной) уделить внимание и реакциям, и поддержке, если это потребуется.

11. Некоторые пациенты, после сцены конфронтации по­пытаются не принимать участие в следующих встречах (се­ансах). Старайтесь, чтобы этого не произошло. Если пациент единственный в группе, к кому применяется такой прием, обя­зательно известите врача этого пациента о ваших планах. Многие пациенты, склонные к негативизму, сразу после сеанса испытывают подавленное состояние, но после начального за­мешательства лучше поддаются терапии. Подготовьте леча­щего врача к возможным изменениям в поведении пациента. Пациент обязательно должен быть готов к следующему се­ансу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДРАМЫ

На сайте allrefs.net читайте: "НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДРАМЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пациент, который активно влияет на группу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Леон Дж. Фаин
  В этой главе мы познакомим читателя с психодрамой как способом психотерапии, как это было создано Морено, и сфокусируем внимание на невербальных аспектах психо-драмы. Они включают в

Невербальная подготовка
Подготовка — это определенный этап, на котором протагонисту или группе оказывается помощь с тем, чтобы вовлечь его (ее) в сам процесс психотерапии. В самом начале, подго­товки возникает тишина. Обы

Невербальные приемы режиссера
Наиболее известный и, возможно, противоречивый прием в психотерапии — это прикосновение. Существуют примеры эмоционально заряженных физических отношений, которые режиссер может употреблять непосред

Невербальные аспекты тренинга
Нам представилась возможность работать с новым шта­гом врачей, обучающихся методу психодрамы. Помимо них, в группу вошли добровольцы (домохозяйки), которые участ­вовали в качестве дополнительных эг

Невербальный сеанс, как экспериментальный прием
Мы работали с группой, состоящей из профессионалов и домохозяек, которая сконцентрировала свое внимание на самом процессе психодрамы, нежели на проблеме протагони­ста. Очень интересным оказался про

Подготовка дополнительных участников
12. Смело используйте замену, сразу как только вы по­чувствуете, что роль не удается участнику, с тем, чтобы он не чувствовал себя неловко. Инструктаж двойников перед началом сцены не должен быть с

Особенности роли двойника
1. Когда вам предложили сыграть ту или иную роль, не прерывайте подготовку и не замедляйте действие для того, чтобы лишний раз задать вопрос, даже если вы не совсем уверены в том, что вам надо дела

Дублирование
19. Для того, чтобы стать хорошим двойником, вам сле­дует призвать на помощь всю вашу интуицию, опыт и чув­ства. Если вы дублируете пациента, находящегося в депрес­сии, то вы должны сидеть, двигать

Протагонист-рационалист
Такой тип протагониста сходен во многом с предыдущим, но отличается от него тем, что может с успехом играть роли. Часто, правда, такой протагонист использует слова для того, чтобы оставаться не вов

Протагонист, не желающий выходить на сцену и покидающий ее до окончания действия
Такие люди в основном похожи на тех, кто описан выше. 1. Если протагонист не желает выходить на сцену, участие двойника может стимулировать пациента сделать это. 2. Режиссер может

Протагонист, у которого нет проблем
Это такой тип протагониста, который, казалось бы, хочет работать, но не заявляет о своей проблеме, или просто не способен анализировать проблемы, считая, что у него их не может быть. 1. В

Протагонист, который не способен остановиться в изложении материала
Такой протагонист обычно очень много говорит о проб­леме, «перескакивая» с проблемы на проблему, с ситуации на ситуацию, то есть режиссер и другие участники группы не и состоянии сфокусировать свое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги