Невербальные аспекты тренинга

Нам представилась возможность работать с новым шта­гом врачей, обучающихся методу психодрамы. Помимо них, в группу вошли добровольцы (домохозяйки), которые участ­вовали в качестве дополнительных эго. Одним из невербаль­ных аспектов тренинга является пантомима в обмене идеями и чувствами. То есть дополнительные игроки вынуждены пе­редавать свои мысли другим без помощи слов. Он должен увидеть себя совершенно по-новому. Его просят ощутить, насколько движения тела не объясняют чувств, которые он испытывает, или объясняют неточно. Находящийся на сцене сравнивает свои ощущения, когда он «топчется» на сцене, или машет руками, а может быть, и «носится» по залу с те­ми, когда он просто сидит на стуле и смотрит на кончик ботинка. Двойнику предлагается описать чувства протагони­ста. Здесь актер-двойник учит реагировать на уровне чувств и подбирать ключи к телу (его языку) с тем, чтобы давать правильный ответ. Его внимание рассеяно, так как вербаль­ное взаимодействие запрещено. Двойник понимает, что он может лучше понять протагониста, если будет ему эмпатировать и позволит своей внутренней реакции диктовать собст­венные движения тела, отвечающие чувствам.