рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

З. Психология познавательных процессов

З. Психология познавательных процессов - раздел Философия, Функционирование различных форм психического отражения Марксистское Учение О Природе Сознания Создало Общую Теорию Человеческой Псих...

Марксистское учение о природе сознания создало общую теорию человеческой психики. Вместе с тем оно нашло свое воплощение в теоретическом решении таких крупнейших проблем, как проблема восприятия и мышления. В каждую из них Марксом были внесены идеи, которые для научной психологии являются основополагающими. Идеи эти предвосхитили на многие годы главное направление ее развития в области психологического изучения восприятия и мыслительной деятельности человека.

Марксизм рассматривает восприятие, т. е. непосредственно чув-

23 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. т. 3, с. 29.

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 42, с. 116.


ственное отражение действительности, и как ступень, и как основную форму познания, достигающую в процессе .исторического развития человека высокой степени совершенства.

Возможности восприятия, разумеется, обусловлены устройством органов чувств человека, его сенсорными способностями, или, говоря языком ранних произведений Маркса, соответствующими сущностными его силами. Однако, для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слуховой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и степень полноты образа. Значит, чтобы научно объяснить возникновение и особенности субъективного чувственного образа, недостаточно изучить, с одной стороны, устройство и работу органов чувств, а с другой — физическую природу воздействий, оказываемых на них предметом. Нужно еще проникнуть в деятельность субъекта, опосредствующую его связи с предметным миром.

Совсем иной, созерцательно-сенсуалистический подход к восприятию господствовал в домарксистской психологии. Подход этот нашел свое выражение в том казавшемся самоочевидным положении, которое было сформулировано психологами-сенсуалистами: для того чтобы в сознании человека возник образ предмета, достаточно иметь этот предмет перед глазами.

Зная, с одной стороны, человека с его морфофизиологическими особенностями, а с другой — противостоящий ему мир вещей, психологическое исследование восприятия встало перед неразрешимыми теоретическими трудностями. В частности, нельзя было объяснить главного: адекватности субъективного образа объективной реальности. Поэтому психология восприятия на деле оказалась не в состоянии выйти за пределы истолкований в духе физиологического идеализма и иероглифизма и вынуждена была апеллировать к таким понятиям, как способность к структурированию, к образованию «гештальтов». При этом многие факты из области восприятия все же оставались без объяснения. К их числу относится, в частности, совершенно капитальный факт, состоящий в том, что эффекты, вызываемые в наших органах воздействием внешних предметов, мы воспринимаем не как свои собственные состояния, а как то, что находится вне нас, — факт, который, кстати сказать, был привлечен Марксом для пояснения одной из сторон превращения в сознании людей человеческих отношений в находящиеся вне их отношения вещей25.

Только под давлением все новых и новых фактов, накопленных особенно в последние, так сказать, «постгештальтовские» годы, усилия исследователей направились на изучение той деятельности субъекта, в процессе которой формируются образы восприятия. Появились многочисленные работы, посвященные исследованию генезиса структуры и состава перцептивных действий — осязательных, зрительных и, наконец, слуховых. Понадобилось, таким образом, целое столетие, чтобы психология освободилась от подхода к восприя-

25 См.: Маркс К.. Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 23, с. 82.


тию как результату одностороннего воздействия внешних вещей на пассивного, созерцающего мир субъекта и чтобы в ней начал складываться новый подход к перцептивным процессам.

Конечно, и внутри этого нового подхода продолжают сталкиваться между собой противоположные философские линии — линии материализма и идеализма. Первая требует понимания деятельности восприятия как процесса, включенного в жизненные, практические связи человека с объективной реальностью, как процесса, в котором материальное лишь «переводится», по выражению Маркса, в идеальное. Вторая, идеалистическая, линия трактует эту деятельность восприятия как якобы конструирующую мир вещей.

К сказанному следует прибавить, что данные современных частных экспериментальных исследований перцептивных действий и операций сами по себе еще не дают теоретического решения проблемы человеческого восприятия. Их действительное значение может быть понято только в более широком контексте учения о единстве субъекта и объекта, об общественно-исторической природе связей человека с предметным миром.

Хотя деятельность восприятия есть деятельность особая в том смысле, что в своих развитых формах она непосредственно не связана с практическим воздействием человека на предмет и имеет в качестве своего продукта субъективный образ предмета (т. е. продукт идеальный), она все же является подлинно предметной деятельностью, подчиняющейся своему предмету как воплотившему в себе целокуп-ность человеческой общественной практики. «Глаз, — говорит Маркс, — стал человеческим глазом точно так же, как его объект стал общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека. Поэтому чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками». И далее: «.Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории»26.

Цитированные положения непосредственно имеют в виду общественного человека, человека как родовое существо, и его родовую деятельность, т. е. общественно-исторический процесс. Но отдельный индивид в качестве человека не существует вне общества. Он становится человеком лишь в результате процесса присвоения им человеческой действительности. Деятельность восприятия и является одной из форм, в которой осуществляется этот процесс.

Для всей прежней, эмпирической психологии подобные идеи оставались глубоко чуждыми. Только немногие наиболее прозорливые мыслители приближались к пониманию того, что за восприятием лежит как бы свернутая практика и что осязающая рука или глаз не теряются з своих объектах только потому, что научаются выполнять перцептивые действия и операции, сформировавшиеся в практике. Но именно эти идеи и приближают нас к пониманию действительной природы человеческого восприятия.

Вместе с теоретическими основами научной психологии восприятия Марксом были созданы и основы научной психологии мыслитель-

26 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 120, 122.


ных процессов. Только марксистское учение позволяет преодолеть как идеалистический взгляд на мышление, ставящий мышление над чувственностью, так и ограниченность метафизического материализма, который сводит мышление к элементарным процессам анализа и генерализации чувственных впечатлений и образованию ассоциаций между ними. В противоположность этому марксизм, как известно, рассматривает человеческое мышление как продукт общественно-исторического развития, как особую теоретическую форму человеческой деятельности, которая является не чем иным, как дериватом деятельности практической. Даже на той ступени развития, когда мышление приобретает относительную независимость, практика остается его основой и критерием истинности.

В качестве функции человеческого мозга мышление представляет собой естественный процесс, но мышление не существует вне общества, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Таким образом, каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой обобщенное отражение опыта общественной практики: даже те задачи, которые он ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями его жизни. Иначе говоря, мышление людей, как и их восприятие, .имеет общественно-историческую природу.

Марксизм особо подчеркивает изначальность связи мышления с практической деятельностью. «Производство идей... — читаем мы в «Немецкой идеологии», — первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей»27. В более общем виде это выразил Энгельс, который писал: «...существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая...»28.

Эти положения имеют фундаментальное значение не только для теории познания, но и для психологии мышления. Они не только разрушают наивно-натуралистические и идеалистические взгляды на мышление, господствовавшие в старой психологии, но создают основу и для адекватного осмысления тех многочисленных научных фактов и концепций, которые явились результатом психологического изучения мыслительных процессов в последние десятилетия.

Анализ психологических теорий мышления, исходящих из буржуазных философских взглядов, показывает, что они не в состоянии Дать подлинно научные ответы даже на наиболее кардинальные вопросы, нерешенность которых тормозит дальнейшее развитие Конкретных исследований по этой актуальной проблеме.

К числу таких кардинальных вопросов относится прежде всего вопрос о том, каким образом, имея своим единственным источником

27 Маркс К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 3, с. 24. 28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 545.


чувственное восприятие, мышление проникает за поверхность явлений, способных воздействовать на наши органы чувств. Единственно правильное решение этого вопроса дает марксистское учение о происхождении и сущности человеческого мышления.

Труд посредством орудия ставит человека не только перед материальными, вещественными объектами, но и перед их взаимодействием, которое он сам контролирует и воспроизводит. В этом процессе и осуществляется их познание человеком, превосходящее возможности непосредственно-чувственного отражения. Если при прямом воздействии «субъект — объект» последний открывает свои свойства лишь в границах, обусловленных составом и степенью тонкости ощущений субъекта, то в процессе взаимодействия, опосредствованного орудием, познание выходит за эти границы. Так, при механической обработке предмета из одного материала предметом, сделанным из другого материала, мы подвергаем безошибочному испытанию их относительную твердость в пределах, совершенно недоступных нашим органам кожно-мышечных ощущений: по воспринимаемой деформации одного из них мы заключаем о большей твердости другого. В этом смысле орудие является первой настоящей абстракцией. Только идя далее по этому пути, нам удастся выделить объективные единицы, применение которых способно дать сколь угодно точное и, главное, независимое от колеблющихся порогов ощущения познание данного свойства предметов.

Первоначально познание свойств предметного мира, переходящее границы непосредственно-чувственного познания, является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели, т. е. действий, включенных в промышленную деятельность людей. Впоследствии оно начинает отвечать специальным задачам, например задаче оценить пригодность исходного материала путем его предварительного практического испытания, простейшего эксперимента. Такого рода действия, подчиненные сознательной познавательной цели, представляют собой уже настоящее мышление, хотя оно и сохраняет форму внешних процессов. Их познавательные результаты, обобщаемые и закрепляемые посредством языка, принципиально отличаются от результатов непосредственно-чувственного отражения, которые генерализуются в соответствующих чувственных же образованиях. Они отличаются от последних не только тем, что включают в себя свойства, связи и отношения, недоступные прямой чувственной оценке, но и тем, что, переданные в процессе речевого общения другим людям, они образуют систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества. Благодаря этому возникающие у отдельных людей представления, понятия, идеи формируются, обогащаются и подвергаются отбору не только в ходе их индивидуальной практики (неизбежно узкоограниченной и подверженной случайностям), но и на основе усваиваемого ими неизмеримо более широкого опыта общественной практики.

Вместе с тем языковая форма выражения первоначально внешне-предметной формы познавательной деятельности создает условие, позволяющее впоследствии выполнять отдельные ее процессы уже


только в речевом плане. Так как речь утрачивает при этом свою коммуникативную функцию и выполняет лишь функцию познавательную, то ее произносительная, звуковая сторона постепенно редуцируется и соответствующие процессы все более приобретают1 характер внутренних процессов, совершающихся про себя, «в уме». Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперь включаются все более и более длинные цепи внутренних процессов мысленного сопоставления, анализа и т. д., которые, наконец, приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности.

Такое отделение мышления от практической деятельности исторически происходит, однако, не само собой, не в силу только собственной логики развития, а порождается разделением труда, которое приводит к тому, что умственная деятельность и практическая материальная деятельность выпадают на долю различных людей. В условиях развития частной собственности на средства производства и дифференциации общества на антагонистические общественные классы деятельность мышления отрывается от физического труда и противопоставляется деятельности практической. Она кажется теперь вполне независимой от последней, имеющей другое происхождение, другую природу. Эти представления о мыслительной деятельности и закрепляются в идеалистических теориях мышления.

Отрыв мышления от практической деятельности и их противопоставленность не являются, однако, вечными. С уничтожением частной собственности на средства производства и антагонистических классов пропасть, вырытая между ними, постепенно будет исчезать. В развитом коммунистическом обществе переход одной формы деятельности в другую становится естественным способом их существования и развития. Для этого, замечает Маркс, не нужны теперь никакие «сложные фокусы рефлексии»29.

Конечно, такое единение мыслительной деятельности и деятельности практической не означает, что устраняется качественное различие между ними. Мыслительная деятельность, утрачивая некоторые черты, которые она приобрела в результате отрыва от деятельности практической, все же сохраняет свои особенности, но эти особенности демистифицируются. Они определяются прежде всего тем, что в своей развитой форме — в форме теоретического мышления — мыслительная деятельность протекает без прямого соприкосновения с объектами материального мира. Теоретическое мышление отдельного человека не нуждается даже в отправной предметно-чувственной основе, которая может быть представлена в его голове в отраженной, идеальной форме — в виде уже накопленных знаний и абстрактных понятий. Поэтому, в отличие от мышления, которое объективируется в форме промышленной деятельности в эксперименте и которое в силу этого жестко ограничено реальными предметными условиями, теоретическое мышление обладает принципиально беспредельными возможностями проникновения в действительность, включая действительность, вовсе не доступную нашему воздействию.

29 М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 3, с. 253.


Так как отвлеченное мышление протекает вне прямых контактов с предметным миром, то по отношению к нему в проблеме практики как основы и критерия истинности познания возникает еще один аспект. Дело в том, что проверка практикой истинности теоретических результатов мышления далеко не всегда может быть осуществлена сразу вслед за тем, как были получены эти результаты. Она может быть отделена от них многими десятилетиями и не всегда может быть прямой, а это делает необходимым, чтобы опыт общественной практики присутствовал в самой мыслительной деятельности. Такой необходимости отвечает факт подчиненности мышления логике, системе логических (и математических) законов, правил, предписаний. Анализ их природы и дает ответ на то, каким образом входит опыт общественной практики в само течение процесса мышления человека.

В противоположность взглядам на логические законы как на якобы вытекающие из принципов работы мозга (или как на выражающие имманентные законы мыслящего духа, или, наконец, как порождаемые развитием языка самой науки) марксистский взгляд состоит в том, что логические законы представляют собой обобщенное отражение тех объективных отношений действительности, которым подчиняется и которые воспроизводит практическая деятельность людей. «...Практическая деятельность человека, —замечает В. И. Ленин, — миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение а к с и ом»30. Таким образом, практическая деятельность, практика создает как бы путеводную нить для теоретической мысли, благодаря которой последняя способна не сбиваться с пути, ведущего к адекватному знанию.

Таковы в самом общем виде основные положения марксистско-ленинского учения о мышлении, которые решительно меняют не только общетеоретические представления о природе мышления, но также и наше понимание конкретных психологических проблем. Поэтому тот взгляд, что марксистское учение важно лишь для общей теории мышления, а специальные экспериментально-психологические исследования якобы должны оставаться на чисто эмпирической почве, является величайшим заблуждением. Задача, которая еще и сегодня стоит перед научной психологией, заключается как раз в том, чтобы не ограничиваться общими диалектико-материалистическими положениями о сущности человеческого мышления, а конкретизировать эти положения применительно к актуальным вопросам изучения процесса развития мыслительной деятельности человека, различных форм этой деятельности, взаимопереходов между ними и влияния на нее новых общественных условий и явлений, таких, как ускорение научно-технического прогресса, расширение и изменение средств и форм коммуникации и т. п.

Сейчас в психологии мышления произошли большие перемены. Развитие этой области психологических знаний привело к тому, что

30 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 172.


многие марксистские идеи объективно нашли в ней свое конкретное воплощение и развитие, так что некоторые психологи, даже далекие по своим философским взглядам от марксизма, стали не без некоторого кокетства цитировать Маркса.

В наше время уже никто не стоит более на давно дискредитировавших себя позициях субъективно-эмпирической психологии, изображающей мышление в виде движения в сознании представлений и понятий, якобы являющихся продуктом наслоения в индивидуальном опыте человека чувственных впечатлений и их генерализации, — движения, которое управляется законами ассоциации и персеверации. Стало очевидным, что понимание мыслительных процессов, единственно соответствующее накопленным фактам, есть их понимание в качестве реализующих особый вид целенаправленных действий и операций, адекватных познавательным задачам.

Остались в прошлом и те психологические теории, которые знали мышление лишь в одной-единственной его форме — в форме внутренней, дискурсивной мысли. Современные генетические исследования открыли бесспорный факт существования процессов мышления, протекающих также и в форме внешней деятельности с материальными предметами. Более того, в них было показано, что внутренние мыслительные процессы являются не чем иным, как результатом интериоризации и специфического преобразования внешней практической деятельности, и что существуют постоянные переходы из одной формы в другую. В условиях высокоразвитого мышления наличие этих переходов особенно отчетливо выступило в исследованиях так называемого технического мышления — мышления рабочего-наладчика сложных технических устройств, мышления ученого-экспериментатора, — в исследованиях, которые были вызваны потребностями современного этапа развития техники.

Однако вместе с этими и другими бесспорными достижениями психологии мышления многие коренные ее проблемы, разрабатываемые в отрыве от общей марксистской теории, получили в современной психологии одностороннее и потому искаженное освещение. Даже само понятие деятельности, введенное в психологию мышления, трактуется психологами-позитивистами в смысле, весьма далеком от того, который вкладывается Марксом в понятие предметной человеческой деятельности. В большинстве зарубежных исследований деятельность мышления выступает со стороны ее адаптивной функции, а не как одна из форм присвоения человеком действительности и ее изменения. Поэтому на первый план выдвигаются образующие ее состав операции. На деле это означает не что иное, как возврат к отождествлению в мышлении логического и психологического и к своеобразному панлогизму.

Вытекающая отсюда «автономизация» логических операций глубоко чужда марксистскому учению о мышлении, которое требует рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, Имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая. Как и практическая деятельность, мыслительная деятельность отвечает тем или иным потребностям и побуждениям и, соответ-


ственно, испытывает на себе регулирующее влияние эмоций. Как и практическая деятельность, она состоит из действий, подчиненных сознательным целям. Наконец, как и практическая деятельность, мышление осуществляется теми или иными средствами, т. е. при помощи определенных операций, в данном случае — логических или математических. Но любые операции — безразлично, внешнедвигательные или внутренние, умственные — представляют собой по своему происхождению лишь продукт развития соответствующих действий, в котором фиксируются абстрагированные и обобщенные объективные отношения, характеризующие предметные условия действия. Они поэтому приобретают относительно независимое существование и способны воплощаться в той или иной материальной форме — в форме орудия, машины, таблицы умножения, простейшего арифмометра или сложнейшего счетно-решающего устройства. От этого, однако, они не перестают быть лишь средствами человеческой деятельности и ее объектами. Поэтому мыслительная деятельность человека отнюдь не редуцируется к системе тех или иных логических, математических или иных операций, так же как, например, производство отнюдь не сводится к осуществляющим его технологическим процессам.

Игнорирование этих неоспоримых положений и создает те иллюзорные представления о мышлении, в которых все выступает в перевернутом виде: порожденные развитием познавательной деятельности человека мыслительные знаковые операции кажутся порождающими его мышление. Представления эти находят свое выражение, в частности, в том, что современным «думающим» машинам (которые, как и любые машины, являются, по словам Маркса, лишь «созданными человеческой рукой органами человеческого мозга»31), приписываются свойства подлинных субъектов мышления. Дело изображается так, что не они обслуживают мышление человека, а, наоборот, человек обслуживает их .

Нетрудно увидеть, что приписывание машинам интеллектуальных способностей человека выражает все тот же отрыв мышления от чувственной деятельности, который выступает лишь в новом обличье: теперь от человеческой деятельности отделяются операции мышления в их экстериоризированных, переданных машинам формах. Но операции суть только способы, средства мышления, а не само мышление. Поэтому психологические следствия научно-технической революции, которая объективно порождает интеллектуализацию человеческого труда, единение в нем умственной и практической деятельности, оказываются зависящими не от автоматизации техники самой по себе, а от той общественной системы, в которой эта техника функционирует. В условиях капитализма, в условиях отчуждения средств производства она лишь перемещает линию разрыва в сферу интеллектуальной деятельности, отделяя элиту — творцов автоматов — от тех, кто эти автоматы обслуживает; в условиях социалистического,

31 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 215.

32 См.: Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек.— Психологические исследования. М., 1970, вып. 2, с. 3—12.


коммунистического общества, вооружая человеческое мышление, она, напротив, обеспечивает развитие творческого и интеллектуального характера труда во всех его звеньях и формах.

Конечно, это совершенно особая проблема, которая требует специального рассмотрения. Если я упомянул здесь о ней, то только для того, чтобы еще раз подчеркнуть неотделимость мышления от реальных условий его функционирования в жизни людей. Исследование мыслительных процессов не в их изолированности от реализуемых ими многообразных видов и форм человеческой деятельности, а в качестве ее средств и составляет одну из важнейших задач, стоящих перед советскими психологами, перед всеми психологами-марксистами.

В этой главе были затронуты лишь некоторые вопросы, более подробное освещение которых составляет задачу дальнейшего изложения. Прежде всего в этом нуждается проблема понимания психики как отражения реальности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Функционирование различных форм психического отражения

На сайте allrefs.net читайте: " Функционирование различных форм психического отражения"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: З. Психология познавательных процессов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Леонтьев А. Н.
Л- 47 Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). В подзаг.: АПН СССР. Пер. 1 р. 30 к. Второй том

О механизме чувственного отражения
Развитие научных представлений о конкретных механизмах непосредственно чувственного познания имеет двоякое значение: психологическое и философское. Последнее делает данную проблему особенно важной,

Психологическое исследование движений после ранений руки
Психика не просто «проявляется» в движении, в известном смысле движение формирует психику. Ведь именно движение осуществляет ту практическую связь человека с окружающим предметным миром, которая ле

Проблема
Объективное изучение высших ассоциативных процессов как на нормальном, так и на патологическом материале представляет собой одну из сложнейших и далеко еще не решенных задач. Однако проблемы структ

Постановка и техника исследования
Исследование состояло из трех серий опытов: первая — пробная, вторая — основная и третья — контрольная. Всего по трем сериям у 8 испытуемых было зарегистрировано около 7,5 тыс.

Первоначальные данные опыта
Если сравнить зарегистрированные описанным выше способом несколько цепных ассоциативных рядов одного из испытуемых, можно заметить, что по мере продолжения экспериментов их характер резко изменяетс

В интервалах ассоциативного ряда
Как мы уже указывали, содержание этой работы составляет анализ временного момента цепных ассоциативных реакций. На приводимых ниже графиках изображены временные характеристики ассоциативных рядов,

Элементы структуры цепного ряда
Структура перехода. Задача анализа цепных ассоциативных рядов сводится прежде всего к тому, чтобы установить, как следует понимать те или иные речевые реакции испытуемого, т. е. установить, какова

Опыт экспериментального исследования мышления
Среди психологических вопросов, относящихся к проблеме мышления, одним из наиболее важных является вопрос о том специфическом звене мыслительной деятельности, который придает ей отчетливо выраженны

Мышление
Мышление — это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объектив

Об общих основаниях марксистской психологии
Учение К. Маркса создало переворот в общественных науках: в философии, в политической экономии, в теории социализма. Психология, как известно, оставалась многие годы изолированной от влияния маркси

Теория сознания
К- Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, которая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы. Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология

I. Уровни исследования отражения
Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного пол

Активность психического отражения
В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа. Один из них воспроизводит старую сенсуалистическую концепцию восприятия, согласно которой образ является н

I. Два подхода в психологии — две схемы анализа
Последние годы в советской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей и прикладных исследований. В то же время теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Предметная деятельность и психология
То обстоятельство, что генетически исходной и основной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно-практическая, имеет для психологии особый смысл. Ведь психо-

Соотношение внешней и внутренней деятельности
Старая психология имела дело только с внутренними процессами — с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движением их субститутов — слов. Эти процессы, как и непоз

Общее строение деятельности
Общность макроструктуры внешней, практической деятельности и деятельности внутренней, теоретической позволяет вести ее анализ, первоначально отвлекаясь от формы, в которой они протекают. И

Генезис сознания
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деят

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный со

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внимания, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости познав

I. Личность как предмет психологического исследования
Чтобы преодолеть господствующую в психологии диадическую схему, нужно было прежде всего вычленить то «среднее звено», которое опосредствует связи субъекта с реальным миром. Поэтому мы начали с анал

Индивид и личность
Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности — этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое посто

Мотивы. Эмоции и личность
В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а ра

Формирование личности
Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них — это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прям

Некоторые проблемы психологии искусства
Проблемы психологии искусства принадлежат к числу пограничных, связывающих между собой психологию и эстетику. Эти проблемы очень трудны и к тому же мало разработаны. Какая же из наук в первую очере

Из дневниковых записей
Поселок писателей, 8 августа 74 г. Очень важный разговор с Т., начавшийся с фантастической литературы: он когда-то пробовал написать сценарий на научно-фантастическую тему. Разгов

Категория деятельности в современной психологии
Введение в психологическую науку категории деятельности явилось результатом усилий многих советских исследователей-марксистов. Но и поныне исследование порождения и функционирования психологическог

О дальнейшем психологическом анализе деятельности
Речь будет идти не столько о проблемах, которые в рамках психологического анализа деятельности до сих пор не рассматривались, сколько о проблемах хотя и разрабатываемых, но место которых в общей си

Образ мира
Как известно, психология и психофизиология восприятия характеризуются, пожалуй, наибольшим числом исследований и публикаций, необозримо огромным количеством накопленных фактов. Исследования ведутся

Список печатных работ А. Н. Леонтьева
Список составлен на основе «Списка печатных работ А. Н. Леонтьева», опубликованного в «Вестнике МГУ: серия 14. Психология», 1980 г. Для данного издания «Список...» был переработан и существенно доп

I. Научные книги и брошюры, статьи, тезисы и рецензии
1. Исследование объективных симптомов аффективных реакций (совместно с А. Р. Лурия).— В кн.: Проблемы современной психологии. Л., 1926, с. 47—100. 2. Опосредствованное запоминание у дет

Посмертные публикации
208. Категория деятельности в современной психологии. — Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 11 —15. 209. Психология образа. — Вестник МГУ: Серия 14: Психология. 1979, № 2, с. 3—13.

II. Стеклографические издания
1*. Лекции по психологии (10 отдельных выпусков). Харьков, 1935—1936. (Стеклограф Харьковского государственного педагогического института). 2. Психическое развитие ребенка и обучение. — В

III. Газетные и журнальные статьи, выступления и интервью
1. Академия перед новой задачей. — Бюллетень бюро связи Академии коммунистического воспитания им. Н. К- Крупской. М-, 1930. 1931 2. Наука для кино, кино—науке.— [газета] Кино, 1931

IV. Научное редактирование книг, периодических и серийных изданий
а) Научное редактирование журналов: 1. Вестник МГУ: Серия XIV. Психология. — М.:, МГУ. — ISSN 0201—7385; ISSN 0137—0936 (гл. редактор в 1977—1979 гг.). 2. Вопросы

О механизме чувственного отражения
Печатается по тексту третьего (1972) издания книги «Проблемы развития психики». Впервые опубликовано в журнале «Вопросы психологии» (1959, № 2). Вопросы, касающиеся природы и принципиально

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПОСЛЕ РАНЕНИЙ РУКИ
Печатается по тексту статьи, опубликованной в 1945 г. в сборнике «Движение и деятельность», изданном под ред. С. Л. Рубинштейна. В работе отражены результаты психологических и психофизиологических

ОПЫТ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ЦЕННЫХ АССОЦИАТИВНЫХ РЯДОВ
Печатается по тексту статьи, опубликованной в «Русско-немецком медицинском журнале» (1928, № 1 и 2). Статья написана во время работы А. Н. Леонтьева в Институте психологии под руководством А. Р. Лу

ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Печатается по тексту доклада, опубликованного в кн.: Доклады на Всероссийском совещании по психологии. М., 1954. Доклад прочитан на втором Всесоюзном совещании по вопросам психологии, созванном Пре

МЫШЛЕНИЕ
Печатается по тексту, опубликованному в журнале «Вопросы философии» (1964, № 4). Статья написана для «Философской энциклопедии» ( 1964, т. 3). В работе дается общефилософская характеристика мышлени

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ
Печатается по тексту второго (1977) отдельного издания книги с тем же названием. Впервые опубликована в 1975 г. Содержание отдельных глав частично отражено в следующем цикле статей: «Карл Маркс и п

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
Печатается в сокращенном варианте по тексту статьи «Психология искусства и художественная литература», опубликованной в журнале «Литературная учеба» (1981, № 2). Работа подготовлена к печати А. Г.

ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ
Печатается в сокращении по дневниковой записи разговора, состоявшегося между А. Н. Леонтьевым и В. Ф. Тендряковым 8 августа 1974 г. Подготовлен к публикации А. Г. Асмоловым. Включение этог

КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Печатается с сокращениями по тексту статьи, опубликованной в журнале «Вопросы психологии» (1979, № 3). В основу работы положен доклад, прочитанный А. Н. Леонтьевым 27 июня 1977 г. на первом пленарн

О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Печатается по рукописи, хранящейся в архиве А. Н. Леонтьева. Подготовлена к печати А. А. Леонтьевым. Это фрагмент статьи, которая, судя по тексту, должна была затрагивать ряд проблем, но написана л

ОБРАЗ МИРА
Публикуется по тексту статьи «Психология образа», напечатанной в журнале «Вестник МГУ: серия 14. Психология» (1979, № 2). В основу этой работы положен конспект доклада А. Н. Леонтьева, сделанного 1

Именной указатель
Абаев В. H. I, 208 Аббо Ж. (Abbot J.) I, 186 Абульян В. А. II, 126 Адлер A. (Adler A.) II, 191 Айзенк Г. Ю. (Eyseuck H. J.) II, 101, 188, 189 Алексин Р.

Восприятие
— гештальттеория I, 210 — как деятельность 1, 13; II, 114, 127, 128, 129—130 — модальность II, 256—261 — определение II, 112, 130 — предметность I, 13, 234, 235;

Движения
— вопросы филогенеза I, 147—150, 160, 202 — восстановление II, 31—32, 38—40, 173 (см. также Восстановление психических функций) — гностическая организация специфи

Деятельность
— внешняя как генетически исходная форма всякой деятельности II, 145—146, 149--150 — в педагогическом процессе (см. Педагогический процесс) — и отражение I, 178—1

Значение
  — абстрагирование от реальных предметов 1, 236, 237; 11, 177—178 — аффективная окрашенность I, 243, 244 (см. также Аффекты) — двоякое употребление

Индивид
— и личность (см. Личность, и индивид) — как субъект общественного развития I, 12, 14 (см. также Вид и индивид) — как генотипическое образование II, 195

Интеллект
— деятельность животных, стоящих на стадии интеллекта — внешнее выражение I, 206—207 — как отношение к действительности I, 213-214 —специфические особенности I, 207, 209-

Личность
— и индивид I, 380, 381; II, 101, 196 (см. также Индивид) — и мотивы I, 381, 382; II, 226 (см. также Мотивы) — и сознание I, 381 — и уст

Мышление I, 11
— ассоциативная концепция II, 80— 81 — взаимопереходы мыслительного и практического действий I, 261, 262, 331 — и деятельность II, 90—91, 117, 119—120 — и мотивация II, 7

Общение
— животных I, 220—221 — как условие присвоения человеком общественного опыта I, 15, 78, 79, 337 (см. также Присвоение) — определение II, 248

Осознание (см. Сознание) Отражение
— адекватность I, 230—232; II, 21—25, 26—28 — и качество раздражителя II, 26, 27, 28,. 29 (см. также Качество ощущения) — исторический смысл 1, 386; II, 121 — 123

Ощущение
— виды — вибрационные I, 88, 89 — слуховые (см. Системные психические функции; Слух) — и дифференциация чувствительности I, 174, 187—189 (см. также

Потребности
— животных I, 251; II, 182, 206, 207 — и метод условных рефлексов I, 187 — и мотивы I, 251; II, 204-206 — их трансформация II, 206, 207 — как предпо

Практика
— как критерий истины II, 79, 80, 88, 89, 118 — общественная I, 13 Пралогические явления в психикеI,253—255 Предметный мирI, 14

Психика
— биологическое и социальное в психике человекаI, 77—95, 97, 98, 99, 100, 101, 108—110, 277; II, 197, 198, 199, 220, 221, 225 (см. также Личность,общественно-историческая сущность)

Психология
— буржуазная и ее критика I, 19, 23, 24; II, 95 — ее предмет I, 67, 104, 105, 265, 324 --- и НТР II, 240—242 --- как наука I, 1, 23, 113, 324, 325; II, 244—245 —

Развитие психики ребенка
— движущие силы II, 218 — ведущая деятельность I, 285—287, 290, 291, 292; II, 215, 216 (см. также Игра) — изменение места ребенка в системе общественных отношений

Рецепция
— аналогия принципиальных механизмов ее различных видов II, 19—21 дистантная как она определяется объектом II, 12, 21—23 — на препятствия (см. также Анализ; Адекв

Сознание
— адекватность I, 270, 271 — возникновение и развитие I, 10, 252, 331, 387; II, 112, 150, 168, 169, 170, 171, 177—178 — его законы в буржуазной психологии I, 238, 239; II, 108

Условный рефлекс
— генетический аспект 1,294; II, 14— 16 — и возникновение чувствительности I, 90, 91 — и динамика сенсорных процессов I, 194 — и особенности метода его выработки I, 204,

Функциональные системы
— и механизм деятельности I, 88 - 92, 250; II, 162 — и формирование новых двигательных систем у человека I, 83, 85, 86, 97, 98, 123, 124, 133, 134, 137, 249 — как орган I, 77, 79,

Ч увствител ьн ость
— биологическое значение I, 173, 174 — и раздражительность (см. Раздражимость) — и функция ориентировки I, 182, 183 — к неадекватным сигналам I, 386

В 2-х т. Т. II
Зав. редакцией А. В. Черепанина Редактор А. М. Федипа Художник А. Бурштовский Художественный редактор Е. В. Гаврилин Технический редактор Т. Г. Иванова Корректоры В. С. А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги