рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мнимые случайности

Мнимые случайности - раздел Философия, МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА Рассмотрим Подробнее Вопрос О Мнимых Случайностях, Т.е. Такого Рода Случайнос...

Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т.е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеческого мышления, познания, практики, художественной деятельности. Их можно назвать мыслительными, познавательными, практическими, художественными феноменами, т.е. феноменами, так или иначе связанными с деятельностью человеческого сознания, мышления, воли.

Прежде всего о случайностях как познавательных, гносеологических феноменах. Их называют еще кажущимися случайностями. Ученые и мыслители, отрицавшие объективный характер случайности, чаще всего имели в виду эти случайности. Они говорили, что случайность — это то, причину чего мы не знаем. Отсюда следует, что как только мы узнаем причину, случайность исчезает. Действительно, такого рода случайности не существуют объективно, на самом деле, а существуют лишь в представлении людей. Вероятно, первым обратил внимание на эти случайности Демокрит. Он говорил: "Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность" (перевод А.О. Маковельского, повторяющий немецкий перевод Г. Дильса[98]) или: "Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия"[99], или: "Люди создали /из случая/ идол судьбы в оправдание собственного неразумия" (перевод В.П. Горана)[100].

В.П. Горан, написавший специальное исследование "Необходимость и случайность в философии Демокрита" утверждает, что Демокрит скорее всего имел в виду в этом фрагменте мифологему судьбы, а не объективную случайность, которую он признавал[101]. Судьба — это мифологический, полумифологический или просто суеверный образ будущего, возможности, в котором слиты наивные представления об объективном характере случайности и необходимости. В одних случаях люди подчеркивают аспект необходимости, неизбежности, говоря: "От судьбы не уйдешь", "чему быть — того не миновать", "что на роду написано, так тому и быть". В других случаях они выделяют аспект случайности, причем в двух вариантах: благоприятном (подарок судьбы) и неблагоприятном (удары судьбы).

В новое время многие философы и ученые писали о случайности как феномене незнания. Гоббс отмечал: "Все, что происходит, не исключая случайного, происходит по необходимым причинам... Дождь, который, завтра пойдет, обусловлен необходимыми причинами. Но мы его рассматриваем как нечто случайное, ибо не знаем его причин, которые уже теперь существуют". "Случайным или возможным, называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть"[102].

Ярким представителем такой точки зрения был Спиноза. Он утверждал, что "возможное и случайное не являются состояниями вещей", что они — "лишь недостаток нашего разума". То и другое "есть недостаток нашего восприятия, а не что-либо реальное"[103]; они "обозначают только недостаток нашего знания относительно существования вещи"[104]. "Случайной... какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания"[105]. "От одного только воображения зависит то, что мы смотрим на вещи, как на случайные, как в отношении к прошедшему, так и в отношении к будущему"[106]. "Природе разума свойственно рассматривать вещи не как случайные, но как необходимые"[107].

3начительная доля пафоса Спинозы, направленного против случайности, обусловлена его неприятием всевозможных фантазий, религиозных выдумок, разговоров о чудесах, порожденных невежеством, незнанием и желанием во что бы то ни стало объяснить происходящее. Ведь что такое чудо, как не нарушение естественного порядка, закона, как что-то не необходимое, т.е. случайное?! (В ХIХ веке по этому поводу родились два "симметричных" афоризма: "Чудо есть религиозный псевдоним случая" и "Случай есть атеистический псевдоним чуда")[108]. То, что Спиноза связывал случайность с понятием чуда, видно из следующего фрагмента его письма: "Чудеса и невежество я взял как равнозначащие понятия потому, что те, которые пытаются обосновать существование бога и религию на чудесах, хотят доказать одну темную вещь посредством другой, которая еще более темна и которую они меньше всего знают, — и таким образом они вводят новый род доказательства — а именно приведение не к невозможному (как говорится), а к незнанию"[109]. А вот как Спиноза критикует сторонников телеологии: если камень, упавший с кровли, пробьет голову человеку и убьет его, они будут доказывать, что камень упал именно для того, чтобы убить человека; "так как если бы он упал не с этой целью по воле бога, то каким же образом могло бы случайно соединиться столько обстоятельств (так как часто их соединяется очень много)?" Если же ответить им, что это случилось потому, что подул ветер, а человек шел по этой дороге, то они будут стоять на своем: почему ветер подул в это время, почему человек шел по этой дороге именно в это же самое время? Если же ответить, что ветер поднялся потому, что море начало волноваться, а человек был приглашен в гости, то они опять будут задавать неизменный вопрос "почему", ибо "вопросам нет конца"[110].

П. Гольбах, борясь против теологического учения о сотворении мира, также связывал случайность с незнанием. Даже Гельвеций, признававший объективный характер случайности и порой абсолютизировавший ее, дал трактовку этой категории как феномена незнания: "Я предупреждаю читателя, что под словом случай я понимаю неизвестное нам сцепление причин, способных вызвать то или иное действие"[111].

Итак, достаточно. Вряд ли можно объяснить столь распространенный взгляд на случайность лишь абсолютизацией необходимости или путаницей понятий, в частности отождествлением случайности с беспричинностью. У этого взгляда имеется основание, заключающееся в том, что случайность, действительно, существует и в форме кажущейся, мнимой случайности, являющейся следствием нашего незнания, невежества.

Рассмотрим несколько примеров. История науки знает немало случаев, когда обнаруженные факты истолковывались как случайное совпадение, как курьез, а затем, порой после долгих и мучительных исканий, выяснялось, что за этими фактами стоит необходимость, закономерность. Выше мы уже приводили пример с открытием конечной скорости распространения света. Ведь кроме Ремера никто поначалу не воспринял всерьез совпадение между запаздыванием затмений Ио и наибольшей удаленностью Юпитера от Земли. За этим совпадением не увидели закономерности, того, что свет распространяется всегда с постоянной конечной скоростью.

А вот пример другого сорта. В далеком прошлом люди относили затмение Солнца как чрезвычайно редкое, необычное явление к разряду случайных и даже чудесных. Служители культа, пользуясь темнотой народа, нещадно "эксплуатировали" это явление в целях запугивания и устрашения. А на поверку чудесность затмения Солнца оказалась мыльным пузырем.

Интересна история открытия периодической системы химических элементов. В первой половине ХIХ века как из рога изобилия хлынули открытия неизвестных ранее химических элементов. У химиков стало возникать ощущение хаоса, случайности химических элементов. Не что иное, как отрывочность, фрагментарность знаний о химических элементах породила это явление кажущейся случайности. Вот как сам Д.И. Менделеев описывает ситуацию "до и после": "До периодического закона простые тела представляли лишь отрывочные, случайные явления природы; не было поводов ждать каких-либо новых, а вновь находимые в своих свойствах были полной неожиданной новинкой. Периодическая законность первая дала возможность видеть неоткрытые еще элементы в такой дали, до которой невооруженное этой законностью химическое зрение до тех пор не постигло"[112]. Здесь мы видим, как на смену кажущейся случайности химических элементов пришло представление об их строгой упорядоченности, необходимости.

И последний пример. В прошлом философы и историки нередко объясняли важные исторические события, повороты как результат действия случайных, незначительных причин. Так, Гельвецию казалось, что уничтожением католицизма Англия обязана личным особенностям короля Генриха VIII[113]. Он имел в виду вызвавшую разрыв с папой Римским женитьбу английского короля на Анне Болейн. В действительности эта женитьба использовалась лишь как предлог для разрыва с Римом. Случайность здесь, конечно, сыграла определенную роль. Но за ней стояла историческая необходимость реформации. Гельвеций преувеличил роль незначительной случайности, возвел ее в ранг необходимости, т.е. принял необходимость за случайность. Это и есть мнимая или кажущаяся случайность.

До сих пор речь шла о мнимой случайности как феномене незнания, невежества. Но субъективная cлучайность может быть и результатом нашей умственной лени, нежелания думать, «шевелить мозгами». В результате, скажем, непродуманных действий человек наделал массу ошибок, "наломал дров", а потом объясняет себе и другим, что неприятные последствия были вызваны случайными обстоятельствами. На самом деле случайность такого рода обусловлена не объективными причинами, а особенностями мыслительного процесса, уровнем и качеством мышления. Примером мыслительной случайности является логическая ошибка.

В целом о мышлении можно сказать, что это самый настоящий генератор случайности наподобие электронного генератора случайных чисел. "Отделом" мышления, заведующим случайностью, является интуиция. Если логическая ошибка, как правило, — неприятная, досадная случайность мыслительного процесса ("сбой", "шум" правильного логического мышления), то интуиция, являясь источником, генератором случайных мыслей, играет важную роль в мышлении (в чем-то положительную и в чем-то отрицательную).

К разряду субъективной случайности относится и практическая случайность. Эта случайность является феноменом нашей прак­тической деятельности. Ее нельзя изображать как следствие не­знания, недомыслия. Она производна от наших практических ка­честв (слабости воли, нравственной расхлябанности, отсутствия навыков, недостатка умений, организованности и т.д.).

Очень хорошо сказал о такого рода случайности ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов: "... часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в «неизбежных случайностях на море", а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую корабль ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава"[114]. А.Н. Крылов называет среди прочих причин мнимой случайности такие, как несоблюдение правил службы и самых простых мер предосторожности, небрежность, неосторожность. Действительно, как часто спихиваем мы на случайность свои огрехи, промахи, свою собственную нераспорядительность, неорганизованность, небрежность, халатное отношение к делу и т.д. и т.п. Бедная случайность! Козел отпущения! Приключилась с нами болезнь. Опять же относим это на счет случая.

В самом нашем характере, как и в мышлении, "сидит" генератор случайности в виде своеволия, каприза, прихоти, наплевизма, безалаберности, надежды на авось.

Почти во всех делах человека есть элемент риска. На риск идут все те, кого жизненная практика заставляет действовать в сложной, случайной, порой неожиданной обстановке. По смыслу своему риск сопряжен с объективной случайностью, т.е. человек рискует всякий раз, когда он действует перед лицом объективной случайности. Однако риск порой бывает связан не с объективной случайностью, а с субъективной — так называемой случайностью хотения. Человек в таком случае руководствуется формулой "я так хочу" и ни о чем другом слышать не хочет. Это ­пример неоправданного риска. Чаще всего он создается искусственно. Из-за случайности хотения у человека возникает иллюзия, что он действует в условиях объективной случайности. В.А. Абчук приводит такой абстрактный пример: "Возможность столкновения судов, идущих в узкости с высокой скоростью в малую видимость, — событие, безусловно случайное. Между тем, если расчет показывает, что вероятность такого случайного события близка к единице, — можно считать столкновение неизбежным, а риск — неоправданным"[115]. Как видим, объективной случайности в данной ситуации практически нет, т.е. столкновение почти неизбежно, а капитан все же может пойти на такой неоправданный риск. В.А. Абчук, так ж как и А.Н. Крылов, указывает, что причиной аварий и катастроф на море может быть несоблюдение правил, требований, инструкций[116].

Риском пытаются также оправдать свои ошибки, промахи, неумение. Здесь практическая случайность служит целям маскировки, дезинформации.

Можно говорить еще о мнимой случайности как художественном феномене. Деятели искусств часто используют в своей работе и в своих произведениях эффект мнимой случайности для создания иллюзии достоверности, подлинности изображаемого. Актер, например, может затратить массу усилий на отработку какого-нибудь жеста, действия и все для того, чтобы зритель воспринял потом этот жест, действие как абсолютно случайное, непреднамеренное. Искусство не терпит искусственности. Художественная случайность — это мнимая случайность, но как она похожа на подлинную случайность!

Итак, беглый анализ проблемы мнимой слу­чайности показал, что эта случайность весьма многолика и очень важно не путать ее с объективной случайностью.

--------------

Общая характеристика случайности дана в п. 3521.1. Напомним основные моменты характеристики.

Случайность есть вид возможности, противоположный необхо­димости.

Случайность есть единичная возможность, одна из многих возможностей. Случайности образуют многообразие возможностей. Их можно также рассматривать как некоторое неопределенное поле, "пространство" возможностей.

Случайность — это неопределенность возможности, неопреде­ленность наступления того или иного события.

Случайность — может быть так, а может быть и совсем по-другому вплоть до наоборот. Отсюда ясно, что случайность — это различие и противоположность, воплощенные в возможности, "существующие" как возможность.

Случайность есть внешняя возможность; ей соответствует внешнее противоречие. Внешний характер случайности обусловлен тем, что она не вытекает из внутренних условий существования объекта как целостности. Случайность там, где нецелостность, где целостные объекты вступают во внешние отношения друг с другом, т.е. сталкиваются как независимые объекты (образуется новая целостность или разрушается старая). Именно во внешних отношениях, взаимодействиях независимых объектов появ­ляется множество разнообразных возможностей и каждая из этих возможностей носит случайный характер, т.к. она одна из многих.

Случайности соответствуют в других категориальных подсистемах следующие категории: явление, противоположность, столкновение, специфи­ческое, конечное, дискретное, нецелое (части), асимметрия, необра­тимость, изменение, перемещение, беспорядок.

Если оценивать случайность с точки зрения вероятности, то ее можно интерпретировать как вероятность, приближающуюся или близкую к нулю. Это связано с тем, что случайность, по опреде­лению, — единичная, одна из многих возможностей. Естественно, что вероятность наступления события, реализующего эту возмож­ность очень мала.

Большая путаница проистекает из того, что специалисты по теории вероятностей всякое вероятное событие называют случай­ным, в том числе и такое, которое близко к единице[117]. (К чести специалистов не все из них поступают так. Вентцель Е.С., например, избегает определения вероятного события как случайного. Она говорит просто о событии[118]).

Истоки термина «случайное событие" по всей видимости восходят к Блезу Паскалю. Вот как излагает суть дела от имени Паскаля венгерский математик А. Реньи: "Замечу сразу же, что степень возможности (уверенно­сти) события я назвал вероятностью. Я много размышлял над выбором слова и в конце концов именно это счел наиболее выразительным. По-моему, выбранное название находится в полном соответствии с обычным словоупотреблением. В будничной речи обыч­но говорят о некотором случайном событии, что оно очень веро­ятно или невероятно или же что одно событие вероятнее другого. В своей теории я исхожу из моего основного предположения, что каждому событию, наступление которого зависит от случая, можно поставить в соответствие определенное число, заключенное между нулем и единицей, в качестве его вероятности. Вероятности событий, которые в разговорной речи называют вероятными, близки к единице, т.е. к вероятности достоверного события; точно так же вероятности событий, которые в обыденной, речи на­зывают невероятными, близкими к нулю, т.е. к вероятности невозможного события"[119]. Здесь всякое вероятное событие называется случайным на том основании, что наступление его "зависит от случая". Как будто все правильно и придраться не к чему. Ведь даже весьма вероятное событие в какой-то мере зависит от случая, случайности. Однако возникает законный во­прос: почему вероятное событие связывается только со случай­ностью? А где ж необходимость? Разве наступление события зависит только от случая, а не также от законов, необходимости? Вот где зарыта собака. Всякое вероятное событие именуется случайным в соответствии с формальнологической дихотомией: не-необходимое — значит случайное. Согласно этой дихотомии получается, что между случайным и необходимым нет промежуточных звеньев. Естественно поэтому ученые относят случайное к вероятному, а вероятное — к случайному. Получается также, что необходимости мы отводим весьма узкий "участок" возможности, на котором "топчутся" так называемые достоверные события. Поскольку достоверных событий сравнительно немного, а спектр возможностей в основном заполнен "случайными событиями", то естественен вывод, что в мире господствует случайность. Как мы зна­ем, этого вывода придерживаются некоторые ученые и философы[120]. Формально, т.е. с точки зрения исторически сложившейся, устоявшейся терминологии, они правы, а по существу — ложь.

Итак, мы видим, что за кажущейся безобидностью употребления термина "случайное событие" вместо более точного термина "вероятное событие" может стоять целая философия, абсолютизирующая случайность, неупорядоченность, необратимость и т.д. и т.п. То же можно сказать о выражении "математика случайного", которое нередко употребляют по отношению к теории вероятностей и вообще к вероятностно-статистическим методам[121]. Здесь та же ложь. Нельзя именовать теорию вероятностей математикой случайного. Как следует из определения теории вероятностей, данного самим Паскалем, она соединяет "неопределенность случая" с "точностью математических доказательств". Здесь налицо и случайность, и необходимость. Паскаль сознает, что теория вероятностей объединяет эти противоречивые элементы. И тем не менее он неудачно называет ее математикой случайно­го (вместо того, чтобы называть математикой вероятного). И опять, дело не только в словах, не только в неудачности выражений, а в том, что они пусть немного, но ориентируют все же исследователей в направлении абсолютизации случайности или... отрицания ее объективного значения. В первом случае мы имеем концепции индетермини­стов, иррационалистов и соответствующим образом ориентированных ученых. Во втором случае — концепцию П. Лапласа.

Реальную случайность можно разделить на три вида:

1) случайность как таковую (чистую случайность или случайную случайность, исключительную случайность);

2) вероятную или статистическую случайность;

3) случайность как момент свободы, т.е. случайность, опосредованную необходимостью или опосредующую ее, находящуюся в органическом единстве с необходимостью.

К разряду чистых случайностей можно отнести случайность исключительных (уникальных) событий. Например, максимальный выигрыш данным человеком в лотерее. В жизни этого человека подобный выигрыш носит чисто случайный характер. Или приведенный выше случай с гробом американского актера, "волею су­деб" оказавшимся у берегов острова, где родился актер. Чистые случайности, хотя и бывают весьма редки, могут оказывать серьезное влияние на ход событий. Пример тому — слу­чайные мутации в живой природе, ведущие к созданию новых ви­дов. В отличие от мутаций, так сказать, внутривидового поряд­ка эти мутации чрезвычайно редки. Они в подлинном смысле слу­чайны, а не более или менее вероятны. Именно о такого рода случайных мутациях ученые говорят как о фундаментальном факторе эволюции.

Чистые случайности носят нестатистический характер; они не являются случайностями массовых явлений и не поддаются изучению методами теории вероятностей.

В приведенных цитатах ясно очерчивается проблема разграничения вероятных, статистических случайностей и нестатистических случайностей. Судя по тому, что авторы сами изобретают термины, обозначающие нестатистические случайности ("неоп­ределенное событие", "плохая" неопределенность), эта пробле­ма возникла и осознана сравнительно недавно. В самом деле многие философы думали и продолжают думать сейчас, что проб­лема случайности целиком схватывается вероятностно-статисти­ческими представлениями. Так же думают и некоторые ученые. Биолог Э. Майр, правильно отмечая, что "случайность создает беспорядок", пишет, например: "Случайность часто разрушительна, отбор часто созидателен. Тем не менее как случайность, так и отбор представляют собой статистические явления"[122].

Если говорить о роли чистой случайности в жизни человека, то можно сказать, что человек сравнительно редко надеется, полагается на нее или боится, избегает ее. Например, многие люди не любят участвовать в различного рода лотереях, а если и участвуют, то в очень малой степени рассчитывают на крупный выигрыш. Надежда на такой выигрыш не имеет для человека жиз­ненно важного значения, в противном случае неосуществление этой надежды было бы для него катастрофой. Человек надеется, полагается прежде всего на самого себя, на свою осмотритель­ность и деятельность, а не на случай. Классический пример: чтобы быть сытым человек работает, тру­дится, как-то действует, а не надеется на "манну небесную". Кстати, выражение "манна небесная" хорошо передает смысл чистой случайности. В конкретном представлении о манне небесной выражена отчаянная надежда людей на чудесное спасение от голода, нужды, гнета. Еще говорят: "везение", "фортуна", "подарок судьбы", "счастливый случай".

Так же мало человек боится чистой случайности. Например, человек не утруждает, не мучает себя боязнью выйти на улицу вследствие опасения попасть в дорожно-транспортное происшествие и пострадать. Еще меньше человек боится жить или находиться в каком-нибудь здании вследствие опасения, что это здание рухнет.

И все же чистые случайности, хотя человек старается не думать о них, могут внести серьезные коррективы в его жизнь. Именно в таких случаях говорят о подарке судьбы (если коррективы благоприятные) или об ударах судьбы, роковом стечении обстоятельств (если коррективы неблагоприятные). Важно выработать к ним "философское" отношение. Счастливый случай не должен вскружить голову (человек может зазнаться, утратить осторожность и т.п.), а "удар судьбы" не должен вызывать состояние безысходности, отчаяния, когда человек "теряет голову". В прошлом люди, не зная истинной природы чистой случайности (что это именно случайность), нередко гипертрофированно воспринимали ее, т.е. либо покорялись своей участи, становились пассивными, "опускали руки", либо преждевременно торжествовали, становились излишне самонадеянными.

Если человек попал в беду, он не должен терять присутствие духа. Замечательным примером мужественного отношения к роковой случайности является поведение гениального композитора Бетховена, потерявшего слух. История сохранила его гордые слова: "Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся" (из письма Вегелеру, 19 ноября 1801 г.). Хорошо сказал Демокрит; "Мужество делает ничтожными удары судьбы". И еще: "Удары судьбы ломают слабых людей и закаляют сильных".

 

Именно чистую случайность имел в виду Аристотель, когда писал: "Привходящим, или случайным, называется /1/ то, что чему-то присуще и о чем может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад. Это нахождение клада, конечно, случайно для того, кто копал яму: ведь не с необходимостью следует одно из другого или после другого и не в большинстве случаев находят клад, сажая растения. И точно так же может какой-нибудь образованный человек быть бледным; но так как это бывает не по необходимости и не в большинстве случаев, то мы называем это привходящим. Так как, стало быть, то, что присуще, есть что-то и принадлежит чему-то, а что-то из присущего присуще лишь где-то и когда-то, то привходящим будет то, что, правда, какой-то вещи присуще, но присуще не потому, что это была именно вот эта вещь, или именно вот в это время, или именно вот в этом месте. Итак, для случайного нет никакой определенной причины, а есть какая попадется, т.е. неопределенная. Например, кому-нибудь случилось прибыть на Эгину, если он прибыл туда не потому, что хотел попасть туда, а потому, что его занесла буря или похитили морские разбойники. Таким образом, случайное произошло или есть, но не поскольку оно само есть, а поскольку есть другое, ибо буря была причиной того, что человек попал не туда, куда плыл, а это оказалась Эгина"[123].

 

Статистическая или вероятная случайность — это уже полуслучайность. Еще ее можно назвать случайностью массовых явлений, статистических ансамблей. Вероятная случайность плавно переходит в вероятную необходимость. Вместе они составляют противоположные моменты вероятности, которая их объединяет. Подробнее о статистической случайности смотрите ниже, п. 3521.3. "Вероятность".

О случайности как моменте свободы см. ниже, п. 3521.5 "Свобода". Примерами такой случайности являются желание, склонность.

Интересно рассмотреть вопрос о случайности как стечении обстоятельств. Выше, при рассмотрении вопроса о благоприятном и неблагоприятном действии чистой случайности (счастливом случае, подарке судьбы и несчастном случае, роковом стечении обстоятельств), мы уже частично касались этого вопроса. Однако стечение обстоятельств может быть не только в таком усиленном варианте. Почти каждый день человек сталкивается с тем или иным стечением обстоятельств, благоприят­ным или неблагоприятным — без роковой подкладки. Почти каждый день меняются обстоятельства, условия, обстановка, складываются одни обстоятельства и рушатся другие. В этой перемене обстоятельств случайное стечение обстоятельств играет не по­следнюю роль.

Стечение обстоятельств — это объективная случайность, вторгающаяся в жизнь человека, оказывающая влияние на его поведение и на жизнь в целом. Как уже говорилось, стечение обстоятельств может быть благоприятным или неблагоприятным. Это — его качественная характеристика. Степень благоприятности или неблагоприятности характеризует стечение обстоятельств с количественной стороны. С этой точки зрения роковое стечение обстоятельств можно определить как крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, имеющее непоправимый характер, резко и необратимо ухудшающее жизнь человека (смерть единственного ребенка в результате несча­стного случая, потеря руки или ноги и т.п.). Кстати, прошу обратить внимание на слова "непоправимость», «необратимость». Чем ярче выражена неблагоприятная случайность, тем она непоправимее, необратимее. (Выше мы говорили о соответственности категорий случайности и необратимости.)

О стечении обстоятельств как случайности писал еще Аристотель: "То, что возникает естественным путем или благодаря замыслу, возникает ради чего-то. А стечение обстоятельств бы­вает, когда что-то из этого произошло случайно. Ведь так же, как одно сущее существует само по себе, другое — случайно, точно так же обстоит дело и с причиной. А стечение обстоятельств — это случайная причина в том, что происходит по собственному выбору ради чего-то. Поэтому стечение обстоятельств и замысел имеют отношение к одной и той же области; ведь выбор не осуществляется без замысла. А причины, по которым могло произойти то, что произошло по стечению обстоятельств, неопределенны. Поэтому стечение обстоятельств люди не могут заранее принимать в соображение, и оно причина случайная, а собственно говоря, оно не причина ни для чего. Счастливое же или несчастливое стечение обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или плохой; а успех или неуспех — когда удача и неудача велика»[124].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мнимые случайности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л.Е.
Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")   В книге предложена оригинальная версия

КОНЦЕПЦИЯ
Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определени

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток професси

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, к

О категориальном детерминизме.
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определений мира — это,

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследовании приняты в качестве рабочих принципов: 1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальн

Категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]   частный вид категории    

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религ

М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ     Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы дается схематическое представление категориальной картины мира, к

Объяснение и анализ некоторых соответствий.
Начнем с простого примера: соответствия сохранения и изменения категориям-опознавателям. Что такое сохранение? Это пребывание в одном и том же состоянии. Налицо тождество

Ально-логическое и методологическое значение.
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные соответствия между категор

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
Дайте мне материю и движение, и я построю мир ! Р. Декарт   Первое и основное положение предлагаемой концепции таково: МИР — ЭТО МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. В МИРЕ НЕ

О структуре материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не

Виды материи
Обычно видами материи называют конкретные типы материальных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблю

Мезоматерия
Теперь остановимся на вопросе о промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является про

Органические виды материи: организм и сообщество
Тело, мезоматерия и группа являются универсально-всеобщими видами материи. 3а их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлен

С у б с т а н ц и я
В верхней части диаграммы ("пространства" материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она вы

Уровни материи
По-видимому имеет право на существование и понятие "уровень материи". Если структуру материи представить в некоторой воображаемой системе координат, то виды материи будут располагаться по

К А Ч Е С Т В О
О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их яз

Структура качества
До сих пор о качестве говорилось в основном как об элементе системы категорий. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его "хозяйство". Здесь вполне естественно возникает вопрос о структур

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
Итак, ясно, что в качестве одинаково присутствуют оба момента: специфическое и общее. Они-то и составляют основу структуры качества, иначе говоря, "делают" его сложным, структуриро

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип.
На диаграмме категории в центре обозначен пунктирной линией круг. В пределах этого круга соответственно общей наглядно-логической схеме отображения структуры категории должна располагаться субкатег

Качество как ценностно-практическая категория
Особое место в системе субкатегорий качества занимают понятия, которые хотя и обозначаются словом "качество" имеют отчетливо специфический смысл. Это понятия "качество продукции"

Качество и межкатегориальные понятия
Помимо собственно качественных понятий, выражающих различные аспекты категории качества, существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе качественн

Качественные формы деятельности
Будучи одной из основных категорий мышления качество несет на себе огромную методологическую нагрузку. Методологическая функция этой категории выступает в различных специфически качественных

Подобие, моделирование, аналогия
Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в

К О Л И Ч Е С Т В О
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельзя рассматривать

Структура количества
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "количество". Из этой диаграммы видно, что сторонами или моментами количества являются, во-первых, бесконечное и

Стороны количества: конечное и бесконечное
Итак, с нашей точки зрения конечное и бесконечное являются сторонами количества, т.е. количественными определениями. Философы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и бесконечн

Моменты количества: дискретное и непрерывное
То, что дискретное и непрерывное — ближайшие определения, моменты количества, было известно давно, со времен Аристотеля, т.е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлекс

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д.
В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел (например, груду камней, множество деревьев, звезд на небе, толпу людей), а, с дру

Количество и межкатегориальные понятия
Количество помимо основного, категориального значения, воплощенного в термине «количество», имеет еще различные отраженные (рефлексивные) значения, зафиксированные в межкатегориальных понятиях. Кат

Конечное и бесконечное
Проблема конечного и бесконечного — одна из самых сложных и запутанных. Прежде всего это связано с выражением понятий конечного и бесконечного в языке. Исторически понятие бесконечного возникло как

М Е Р А
Мера — одна из наименее изученных категорий. Вплоть до Гегеля она рассматривалась лишь как слово или понятие, но не как фундаментальная философская категория, а тем более категория мышления. Дело в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, по

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ
(МЕСТО; ВЕРХ-НИЗ, ЦЕНТР, [МОМЕНТ; ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ] ПРАВОЕ-ЛЕВОЕ) [ОДНОВРЕМЕННОСТЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ]   Рис. Диаграмма (структурная схема)

ПРОСТРАНСТВО
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движен

Перемещение, покой
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение в пространстве":

О предельной скорости перемещения
Выше был рассмотрен вопрос о конечной скорости света, о том, что она не может быть беспредельной (см. 3.3.1. "Общая характеристика движения"). Думается, сейчас уже никто не станет утвержд

Поведение
Поведение — сложное движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещени

Изменение, сохранение
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени". На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, с

Виды изменения
Непрерывно-количественные изменения: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание тиражирование

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими с

Внешнее" определение противоречия
Характеристика противоречия как абстрактного единства материи и движения есть его "внешнее" определение. Необходимость такого определения диктуется следующими соображениями. Обще

Внутреннее» определение противоречия
"Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство

СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как определено выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы говорим о множестве

Идея внутренних и внешних противоречий
Из таблицы соответствий между категориями (см. п. 2.1.) можно видеть, что внутренним противоречиям соответствует сохранение, а внешним противоречиям — изменение. Если мы принимаем концепцию, что пр

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
По нашей классификации внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами я

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  На внешнем уровне переход означает исчезновение одной противоположности в другой, и в этом смысле здесь

Минимумы и максимумы противоречий
О минимумах и максимумах противоречий говорил еще Джордано Бруно. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, — писал он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий
Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления. Идеальным геометрическим образом внутреннего противоречия является круг, как воплощени

Энергия и сила
Как нам представляется, физические понятия энергии и силы в категориально-логическом плане выражают различие внутренних и внешних взаимодействий, а через них — внутренних и внешних противоречий. Эн

СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ
Все живое и истинно только как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связыв

Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени
Рассмотрим теперь, как, каким образом из противоречий неорганической природы строится противоречие, обусловливающее жизнедеятельность простейшей живой системы. Выше, в п. 3.4.2., на основе идеи вза

Основные факты жизнедеятельности клетки
Клетка является элементарной живой системой, состоящей из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей — цитоплазмы и ядра. Она представляет собой основу развития, строения и жизнедеятел

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия
Мы выдвигаем следующее частное определение: сложное противоречие 1-ой степени лежит в основе ядерно-цитоплазменного взаимодействия. В противоположность приведенному выше определению

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки
В самом общем виде формулу [1 — 0 — 1] можно интерпретировать следующим образом. Хотя метаболизм клетки — чрезвычайно сложный, многогранный и многоступенчатый проце

Формула (0 — 1 — 0) и деление клетки.
Осмысливая деление клетки как опосредствование внутреннего противоречия внешним (в виде формулы (0 — 1 — 0)), мы исходим из того общего соображения, что внутреннее (на уровн

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-против

ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические противоречия могут

Становление — конкретное единство материи и движения
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т.е.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  Первое "внутреннее" определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможности и действительности. Становление только тог

Индивидуальное становление человека
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" — сказал К. Гельвеций. "Жить — значит непрерывно двигаться вперед" — этот афоризм принадлежит Самюэлу Джонсону. Оба в

Становление и развитие
Становление по определению является движением от старого к новому и от нового к старому. Не таково развитие. Его нельзя рассматривать как движение от старого к новому и от нового к старому. Развити

Общая характеристика возможности
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т.е. еще не существующее в действ

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   неряшливость мысли. И о необходимости как способе превращения возможности а действительн

Случайность
  Многие философы недооценивают категорию случайности. Истоки ее недооценки в нашей философской литературе лежат в идущей от Гегеля интерпретации этой категории. Гегель, несмот

Вероятность
Вероятность — промежуточная категория, осуществляющая постепенный или плавный переход от необходимости к случайности и от случайности к необходимости. Меньшая вероятность стоит ближе к случа

Необходимость
Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики. Необходимость есть сторона или вид возможности. Ей противоположна случайность. Необхо

Cвобода
Свобода есть категория возможности, представляющая собой органическое единство (взаимоопосредствование) случайности и необходимости. Если случайность определяет многообразие возможностей,

Н-С-Н) — [С-Н-С] — (Н-С-Н)} — <[С-Н-С] — (Н-С-Н) — [С-Н-С]> — {(Н-С-Н) — [C-Н-С] — (Н-С-Н)}) ).
Поэтому в связи с большой сложностью взаимоопосредствования необходимости и случайности в человеческом обществе мы намеренно будем представлять его по упрощенной схеме: (Н-С-Н) или [С-Н-С].

Действительность как момент становления
Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — "внешнее" определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности дейст

С Т А Р О Е
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

Статистическая закономерность
Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколь

Явление
Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в

Причина — действие — следствие
Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — ка

Вещь — свойство — отношение
В предыдущем параграфе мы говорили об отношениях между явлениями. Теперь заглянем внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части", то получим триаду категорий "вещь-

Сущность
Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительности, а явление

Сущность и явление
Остановимся подробнее на отношении сущности и явления. Это отношение часто рассматривают как отношение внутреннего и внешнего. Это несколько упрощенный взгляд. Говорят, например: явление дано непос

Старое и новое
Ни одна новая мысль не пугала его потому, что она новая, и ни одна новая мысль не покоряла его потому, что она новая. О С.И. Танееве-педагоге   Старое

ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество «натерпелось» от революций и, откровенно говоря, не очень хочется заниматься этой темой. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стал

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего. В аспекте дейст

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Мы имеем в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутренню

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   гим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с друго

Цель жизни
Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая фо

Субкатегории цели, средства и результата
В структурной схеме (см. рис. выше, на стр. ?253) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории и

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность "делает

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА)   [1] Кант И. Соч. в 6-и т.т. Т. 3, М., 1964. С. 214. [2] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги