рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вещь — свойство — отношение

Вещь — свойство — отношение - раздел Философия, МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА В Предыдущем Параграфе Мы Говорили Об Отношениях Между Явлениями. Тепе...

В предыдущем параграфе мы говорили об отношениях между явлениями. Теперь заглянем внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части", то получим триаду категорий "вещь-свойство-отношение". Эта триада, как нам представляется, характеризует явление со стороны его внутреннего содержания. Отсюда "внутреннее" определение категории будет таким: явление есть целокупность, объединяющая вещь, свойство и отношение, или, по-другому, есть отношение вещей через их свойства.

Указанные субкатегории выражают различные моменты, стороны явления. Последнее только тогда имеет место, когда налицо все три момента. Ни вещи, ни свойства, ни отношения в отдельности не составляют явления. Они в таком случае суть лишь абстракции. Вещь только тогда вещь, когда она является, т.е. когда она вступает в отношения с другими вещами и проявляет в этих отношениях свои свойства.

Многим может показаться странным, почему вещь, свойство и отношение рассматриваются нами не как самостоятельное категориальное семейство, а как включенное в состав категории явления. Здесь мы руководствовались двумя соображениями: общим и частным. Общее соображение, как и в случае с другими категориями и категориальными семействами, таково: категориальная логика требует, чтобы все категории были как-то связаны друг с другом, иначе это не категориальная логика, а лишь ее фрагменты, островки, мозаика; из этого требования вытекает, что вещь, свойство, отношение должны быть где-то пристроены или к чему-то отнесены. Частное соображение таково: на роль родительской категории для них лучше всего подходит явление. Этим мы решаем сразу две категориально-логические задачи: определяем внутреннее содержание категории «явление» и пристраиваем полубеспризорные вещь, свойство, отношение в надежное место, фиксируем их категориальный статус. Частное соображение возникло не на пустом месте. Существует давняя традиция рассматривать вещи, их свойства и отношения в рамках являющейся действительности. Сошлемся прежде всего на Гегеля. В "Философской пропедевтике" и Большой логике он рассматривает вещь, свойство и частично отношение в составе категории "явление". Это включение указанных категорий не было для него формальным актом. Он в целом правильно уловил характер рассматриваемой триады категорий как принадлежащей к миру явления.

Говоря конкретно о гегелевском понимании триады "вещь-свойство-отношение", следует сказать, что это понимание все же было весьма расплывчатым и Гегель так и не пришел к четкому конституированию триады в категориально-логическом смысле. Так, в Малой логике он выносит "вещь" и "свойство" за пределы категории "явление" и рассматривает их в составе категории "сущность".

В нашей философской литературе наиболее определенно о вещи, свойстве, отношении как категориях, выражающих непосредственную, являющуюся реальность, высказался В.А. Чернов[173].

Вещи, свойства и отношения служат для выражения, раскрытия являющейся действительности.

В традиционной формальной логике понятия вещи, свойства и отношения трактуются как предельно широкие абстракции, под которые можно подвести любые конкретные определения. (В качестве аналогов этих понятий в логическом мышлении фигурируют понятия, признаки предметов и суждения, умозаключения. Понятия делятся на конкретные и абстрактные соответственно различию предмета, свойства предмета и отношения между предметами. Конкретными называются понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Абстрактными — понятия, в которых мыслится свойство предмета или отношение между предметами, взятые отдельно от предмета, предметов. Суждения делятся на экзистенциальные суждения или суждения существования, атрибутивные суждения и релятивные суждения или суждения с отношениями). Соответственно и в философии существует подобная трактовка этих понятий. Так А.И. Уемов пишет: "... есть понятия, имеющие одинаковое значение для любой науки. Это категории вещи, свойства и отношения. Всякая наука, каков бы ни был предмет, изучает вещи, свойства и отношения"[174]. Не будем спорить о том, насколько допустима расширительная трактовка указанных категорий. Отметим только, что в этой трактовке есть то рациональное зерно, что в ней угадывается соответственный характер категорий. Вещь можно в известном смысле сопоставить с тождеством, а отношение — с противоположностью. В таком случае вещь и отношение соответственны всем категориям, указанным в таблице соответствий между категориями (см. п. 2.1.). Определение явления как отношения вещей через их свойства вполне оправданно с этой точки зрения. Ведь отношение и явление соответственны одной и той же категории — противоположности.

В е щ ь. "Вещь" нередко рассматривают как синоним понятий «тело», «предмет», «объект», «система». (Такой точки зрения придерживается, например, А.И. Уемов[175]). Между тем это существенно различные категории. Хотя в практике словоупотребления их сплошь и рядом отождествляют, приравнивают, это, однако, не дает права современному философу рассматривать их как одно и то же. С точки зрения категориальной логики указанные понятия обозначают разные категории, относящиеся к разным категориальным семействам, подсистемам. Тело — вид материи, о котором можно сказать, что оно движется. Предмет и объект — определяются в рамках категории деятельности как противостоящие субъекту (см. ниже п. 3.6.4.). Система определяется в рамках категориального семейства, подсистемы "система-структура-элементы". Вещь — в рамках подсистемы "вещь-свойство-отношение". Таким образом все указанные категории имеют специфическое содержание и смешивать их недопустимо. Как мы уже говорили, историческое развитие и совершенствование языка и мышления идет по линии все большей дифференциации и уточнения слов, терминов, понятий. Если раньше было допустимо отождествлять указанные понятия, то теперь такое отождествление мешает их осмыслению как особых категорий, относящихся к разным категориальным подсистемам.

Совершенно справедливо И.С. Тимофеев возражает А.И. Уемову: «... нельзя согласиться с тем что "вещь" и "предмет" являются "в их наиболее общих значениях логическими синонимами, т.е. словами, обозначающими одно и то же понятие". Нельзя согласиться с тем, что "предмет то же, что вещь...". Из того, что в познании чаще всего под словом "предмет" мыслится "вещь", не следует тождество значений этих терминов. В других случаях под предметом мыслится не вещь. Отмеченное отождествление понятий "предмет", "вещь" (и "объект") осуществлялось ради определенной трактовки качественного подхода к предмету познания и для разрешения возникающих при этом трудностей. Качественный подход при этом все равно остается в пределах традиционного сведения качества к существенным свойствам вещи. Качественный подход к различным предметам познания может быть развит без отождествления столь важных категорий, как "предмет", "вещь" и "объект»[176].

К сожалению, сам И.С. Тимофеев, критикуя А.И. Уемова за отождествление вещи с предметом и объектом, совершает подобную же ошибку, давая вещи определение, которое по существу приравнивает ее к материальному телу2. Тело движется, а вещь соотносится, взаимодействует с другими вещами через свои свойства.

Вообще неправомерно определять вещь как отдельную самостоятельную реальность, вне подсистемы «вещь-свойство-отношение». Здесь, правда, есть одна трудность, которая заставляет философов вновь и вновь искать определение вещи не в системе "вещь-свойство-отношение", а на стороне, в системе других категорий, понятий. Трудность состоит в том, что определение вещи в системе "вещь-свойство-отношение" легко сбивается на определение (или понимание) вещи как совокупности свойств. А.И. Уемов приводит в своей книге известную формулировку закона Лейбница: "две вещи тождественны, если все их свойства общие"[177]. Из этой формулировки вытекает представление о вещи как совокупности свойств. А.И. Уемов отмечает, что еще Т. Гоббс и Х. Зигварт критиковали подобное понимание вещи. Гоббс писал: "В пользу же мнения о (вещи как — Л.Б.) сумме акциденций нельзя привести ни одного аргумента. Но так как при появлении новой акциденции вещам обычно дается новое имя, то тот, кто видит основание идентичности в сумме акциденций, полагает, что в этом случае и сама вещь является другой. Согласно первому воззрению человек, совершающий преступление, не тот, кого подвергают наказанию, так как человеческое тело непрерывно изменяется. Точно так и государство, изменившее в течение столетий свои законы, не остается больше тем же — вывод, который между тем опрокинул бы все понятия о праве»[178]. Аналогичное возражение выдвигает Х. Зигварт: "Если бы вещь была только суммой свойств, если бы ее представление существовало только благодаря тем функциям, при помощи которых мы схватываем свойства как таковые, тогда невозможно было бы даже прийти к мысли об изменяющейся вещи; при малейшем изменении мы имели бы исчезновение прежнего единства и его замещение новым, иначе составленным. Если в сумме изменяется хотя бы одно слагаемое, то сумма не может оставаться той же самой, но сама становится иной"[179].

Общее категориально-логическое решение проблемы соотношения вещи и ее свойств дал Гегель. Он писал: "Не надо впрочем, смешивать свойства с качеством. Говорят, правда, также: нечто обладает качествами. Это выражение, однако, неуместно, поскольку слово "обладать" внушает мысль о самостоятельности, которая еще не присуща непосредственно тождественному со своим качеством нечто. Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем, как, напротив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, все же не связана неразрывно с тем или другим определенным свойством и, следовательно, может также и потерять его, не переставая из-за этого быть тем, что она есть"[180].

Как видим, Гегель проводил различие между нечто и вещью. Нечто у него определено качественно и количественно а вещь проявляет себя в свойствах. Именно этим вещь отличается от нечто. Под последним Гегель имел в виду то, что мы называем материальным телом (или группой тел). Действительно, о качественной определенности нельзя говорить, что тело ею обладает; она непосредственно слита с телом. А вот про вещь можно и нужно говорить, что она обладает свойствами. Вещь может не иметь того или иного свойства без того, чтобы она перестала быть той же вещью (обратите внимание: вещь » тождеству!). В самом деле, если в различных отношениях вещь выступает всякими раз в новом обличье, в виде того или иного свойства, то сама по себе она есть общая или тождественная основа многих различных свойств. Авторы, характеризующие вещь как совокупность свойств, сводят ее по существу к отношениям. А это значит, что уничтожается категориальная самость вещи. Определение ее в подсистеме "вещь-свойство-отношение" означает не только то, что она определяется через свойства и отношения, но и то, что фиксируется ее противоположность отношениям. Если отношений много, то вещь одна. Если отношения различны и могут быть даже противоположны, то вещь в этих отношениях одна и та же. Отношение "перекидывает мостик" от одной вещи к другой и, следовательно, делает их различными. Различие вещей "покоится" на различии их отношений. Вещи вне отношений неразличимы, т.е. тождественны.

Из сказанного ясно, что следует понимать под вещью. Ее можно определить так: вещь — тело, вступившее или находящееся в отношениях с другими телами и проявляющее в этих отношениях свойства. Как только тело вступает в отношения с другими телами, оно "становится" вещью, проявляющей свои свойства. Если тело не находится ни в каких реальных отношениях с другими телами, то оно не является и вещью. Поскольку такого не бывает, т.е. тело всегда находится в каких-то реальных отношениях с другими телами, постольку оно всегда выступает как вещь в этих отношениях. Тело вне отношений — это истинная "вещь в себе", т.е. абстракция, которой реально ничего не соответствует. Можно, конечно, природные тела, о которых люди пока ничего не знают, называть условно «вещами в себе», так как они не являются «вещами для нас». Однако в таком употреблении «вещь в себе» не есть истинная «вещь в себе», поскольку она противоположна не вообще «вещи для другого», а только «вещи для нас». Всякая реальная вещь есть «вещь для другого», т.е. существует лишь как момент явления, отношения вещей через их свойства. За пределами явления вещь есть просто тело (нечто — по терминологии Гегеля), которое движется или покоится, но не является.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вещь — свойство — отношение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л.Е.
Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")   В книге предложена оригинальная версия

КОНЦЕПЦИЯ
Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определени

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток професси

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, к

О категориальном детерминизме.
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определений мира — это,

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследовании приняты в качестве рабочих принципов: 1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальн

Категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]   частный вид категории    

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религ

М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ     Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы дается схематическое представление категориальной картины мира, к

Объяснение и анализ некоторых соответствий.
Начнем с простого примера: соответствия сохранения и изменения категориям-опознавателям. Что такое сохранение? Это пребывание в одном и том же состоянии. Налицо тождество

Ально-логическое и методологическое значение.
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные соответствия между категор

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
Дайте мне материю и движение, и я построю мир ! Р. Декарт   Первое и основное положение предлагаемой концепции таково: МИР — ЭТО МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. В МИРЕ НЕ

О структуре материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не

Виды материи
Обычно видами материи называют конкретные типы материальных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблю

Мезоматерия
Теперь остановимся на вопросе о промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является про

Органические виды материи: организм и сообщество
Тело, мезоматерия и группа являются универсально-всеобщими видами материи. 3а их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлен

С у б с т а н ц и я
В верхней части диаграммы ("пространства" материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она вы

Уровни материи
По-видимому имеет право на существование и понятие "уровень материи". Если структуру материи представить в некоторой воображаемой системе координат, то виды материи будут располагаться по

К А Ч Е С Т В О
О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их яз

Структура качества
До сих пор о качестве говорилось в основном как об элементе системы категорий. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его "хозяйство". Здесь вполне естественно возникает вопрос о структур

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
Итак, ясно, что в качестве одинаково присутствуют оба момента: специфическое и общее. Они-то и составляют основу структуры качества, иначе говоря, "делают" его сложным, структуриро

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип.
На диаграмме категории в центре обозначен пунктирной линией круг. В пределах этого круга соответственно общей наглядно-логической схеме отображения структуры категории должна располагаться субкатег

Качество как ценностно-практическая категория
Особое место в системе субкатегорий качества занимают понятия, которые хотя и обозначаются словом "качество" имеют отчетливо специфический смысл. Это понятия "качество продукции"

Качество и межкатегориальные понятия
Помимо собственно качественных понятий, выражающих различные аспекты категории качества, существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе качественн

Качественные формы деятельности
Будучи одной из основных категорий мышления качество несет на себе огромную методологическую нагрузку. Методологическая функция этой категории выступает в различных специфически качественных

Подобие, моделирование, аналогия
Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в

К О Л И Ч Е С Т В О
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельзя рассматривать

Структура количества
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "количество". Из этой диаграммы видно, что сторонами или моментами количества являются, во-первых, бесконечное и

Стороны количества: конечное и бесконечное
Итак, с нашей точки зрения конечное и бесконечное являются сторонами количества, т.е. количественными определениями. Философы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и бесконечн

Моменты количества: дискретное и непрерывное
То, что дискретное и непрерывное — ближайшие определения, моменты количества, было известно давно, со времен Аристотеля, т.е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлекс

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д.
В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел (например, груду камней, множество деревьев, звезд на небе, толпу людей), а, с дру

Количество и межкатегориальные понятия
Количество помимо основного, категориального значения, воплощенного в термине «количество», имеет еще различные отраженные (рефлексивные) значения, зафиксированные в межкатегориальных понятиях. Кат

Конечное и бесконечное
Проблема конечного и бесконечного — одна из самых сложных и запутанных. Прежде всего это связано с выражением понятий конечного и бесконечного в языке. Исторически понятие бесконечного возникло как

М Е Р А
Мера — одна из наименее изученных категорий. Вплоть до Гегеля она рассматривалась лишь как слово или понятие, но не как фундаментальная философская категория, а тем более категория мышления. Дело в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, по

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ
(МЕСТО; ВЕРХ-НИЗ, ЦЕНТР, [МОМЕНТ; ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ] ПРАВОЕ-ЛЕВОЕ) [ОДНОВРЕМЕННОСТЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ]   Рис. Диаграмма (структурная схема)

ПРОСТРАНСТВО
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движен

Перемещение, покой
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение в пространстве":

О предельной скорости перемещения
Выше был рассмотрен вопрос о конечной скорости света, о том, что она не может быть беспредельной (см. 3.3.1. "Общая характеристика движения"). Думается, сейчас уже никто не станет утвержд

Поведение
Поведение — сложное движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещени

Изменение, сохранение
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени". На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, с

Виды изменения
Непрерывно-количественные изменения: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание тиражирование

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими с

Внешнее" определение противоречия
Характеристика противоречия как абстрактного единства материи и движения есть его "внешнее" определение. Необходимость такого определения диктуется следующими соображениями. Обще

Внутреннее» определение противоречия
"Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство

СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как определено выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы говорим о множестве

Идея внутренних и внешних противоречий
Из таблицы соответствий между категориями (см. п. 2.1.) можно видеть, что внутренним противоречиям соответствует сохранение, а внешним противоречиям — изменение. Если мы принимаем концепцию, что пр

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
По нашей классификации внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами я

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  На внешнем уровне переход означает исчезновение одной противоположности в другой, и в этом смысле здесь

Минимумы и максимумы противоречий
О минимумах и максимумах противоречий говорил еще Джордано Бруно. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, — писал он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий
Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления. Идеальным геометрическим образом внутреннего противоречия является круг, как воплощени

Энергия и сила
Как нам представляется, физические понятия энергии и силы в категориально-логическом плане выражают различие внутренних и внешних взаимодействий, а через них — внутренних и внешних противоречий. Эн

СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ
Все живое и истинно только как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связыв

Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени
Рассмотрим теперь, как, каким образом из противоречий неорганической природы строится противоречие, обусловливающее жизнедеятельность простейшей живой системы. Выше, в п. 3.4.2., на основе идеи вза

Основные факты жизнедеятельности клетки
Клетка является элементарной живой системой, состоящей из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей — цитоплазмы и ядра. Она представляет собой основу развития, строения и жизнедеятел

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия
Мы выдвигаем следующее частное определение: сложное противоречие 1-ой степени лежит в основе ядерно-цитоплазменного взаимодействия. В противоположность приведенному выше определению

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки
В самом общем виде формулу [1 — 0 — 1] можно интерпретировать следующим образом. Хотя метаболизм клетки — чрезвычайно сложный, многогранный и многоступенчатый проце

Формула (0 — 1 — 0) и деление клетки.
Осмысливая деление клетки как опосредствование внутреннего противоречия внешним (в виде формулы (0 — 1 — 0)), мы исходим из того общего соображения, что внутреннее (на уровн

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-против

ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические противоречия могут

Становление — конкретное единство материи и движения
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т.е.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  Первое "внутреннее" определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможности и действительности. Становление только тог

Индивидуальное становление человека
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" — сказал К. Гельвеций. "Жить — значит непрерывно двигаться вперед" — этот афоризм принадлежит Самюэлу Джонсону. Оба в

Становление и развитие
Становление по определению является движением от старого к новому и от нового к старому. Не таково развитие. Его нельзя рассматривать как движение от старого к новому и от нового к старому. Развити

Общая характеристика возможности
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т.е. еще не существующее в действ

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   неряшливость мысли. И о необходимости как способе превращения возможности а действительн

Случайность
  Многие философы недооценивают категорию случайности. Истоки ее недооценки в нашей философской литературе лежат в идущей от Гегеля интерпретации этой категории. Гегель, несмот

Мнимые случайности
Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т.е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеч

Вероятность
Вероятность — промежуточная категория, осуществляющая постепенный или плавный переход от необходимости к случайности и от случайности к необходимости. Меньшая вероятность стоит ближе к случа

Необходимость
Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики. Необходимость есть сторона или вид возможности. Ей противоположна случайность. Необхо

Cвобода
Свобода есть категория возможности, представляющая собой органическое единство (взаимоопосредствование) случайности и необходимости. Если случайность определяет многообразие возможностей,

Н-С-Н) — [С-Н-С] — (Н-С-Н)} — <[С-Н-С] — (Н-С-Н) — [С-Н-С]> — {(Н-С-Н) — [C-Н-С] — (Н-С-Н)}) ).
Поэтому в связи с большой сложностью взаимоопосредствования необходимости и случайности в человеческом обществе мы намеренно будем представлять его по упрощенной схеме: (Н-С-Н) или [С-Н-С].

Действительность как момент становления
Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — "внешнее" определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности дейст

С Т А Р О Е
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

Статистическая закономерность
Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколь

Явление
Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в

Причина — действие — следствие
Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — ка

Сущность
Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительности, а явление

Сущность и явление
Остановимся подробнее на отношении сущности и явления. Это отношение часто рассматривают как отношение внутреннего и внешнего. Это несколько упрощенный взгляд. Говорят, например: явление дано непос

Старое и новое
Ни одна новая мысль не пугала его потому, что она новая, и ни одна новая мысль не покоряла его потому, что она новая. О С.И. Танееве-педагоге   Старое

ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество «натерпелось» от революций и, откровенно говоря, не очень хочется заниматься этой темой. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стал

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего. В аспекте дейст

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Мы имеем в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутренню

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   гим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с друго

Цель жизни
Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая фо

Субкатегории цели, средства и результата
В структурной схеме (см. рис. выше, на стр. ?253) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории и

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность "делает

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА)   [1] Кант И. Соч. в 6-и т.т. Т. 3, М., 1964. С. 214. [2] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги