рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА - раздел Философия, МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА (Категориальная Картина Мира)   ...

(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА)

 


[1] Кант И. Соч. в 6-и т.т. Т. 3, М., 1964. С. 214.

[2] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 198З, С. 158.

[3] Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М.,1968. С. 641-642.

[4] См.: Категории материалистической диалектики. М., 1957. С. 414.

[5] Артюх А.Т. Категориальный синтез теории. Киев, 1967. С. 16.

[6] Там же. С. 24.

[7] См.: Гегель. Энциклопедия филос.наук. Т. 1, М., 1974. С. 29.

[8] Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974. С. 318.

[9] Cм.: Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983. С. 24-25. Шалютин С.М. Искусственный интеллект. М., 1985. С. 35-38

[10] См. подробнее: Л.Е.Балашов Практическая философия. М., 2001; Л.Е.Балашов. Как мы думаем? М., 1996. С. 29-41.

[11] Логические категории, писал Кант, "суть только логические функции и, как таковые, не дают ни малейшего понятия об объекте самом по себе" — И. Кант. Пролегомены. М., 1993. С. 113; § 39.

[12] Интересно замечание Гегеля в "Лекциях по истории философии о том, что философия Шеллинга сродни религиозной поэзии и как "поэзия качается между всеобщностъю понятия и определенностью, безразличием образа; она — ни рыба ни мясо, ни поэзия, ни философия" (Гегель. Соч., Т. 11. С. 483). Эта характеристика в известном смысле относится и к учению самого Гегеля. Только в отличие от него я не стал бы изображать художественно-философский подход (по крайней мере, его самого) как "ни рыба, ни мясо", т.е. в негативном смысле.

[13] Выражение "категориальное определение" не имеет специфически субъективного содержания, которое препятствовало бы его употреблению в указанном объективном смысле. Прилагательное "категориальный" производно от слова "категория", а последнее употребляется не только в значении "понятие", но и в значении "разряд, класс определенного рода вещей". Слово "определение" также употребляется не только в значении "понятие", "дефиниция" (определение понятия), а и в самом широком смысле (например, в смысле "детерминация", "определенность", "обусловленность").

[14] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 149. См. также: Современный детерминизм. Законы природы. М., 1973.

[15] Выражение "категориальный детерминизм", как мне представляется, более точно передает суть дела, чем выражение "диалектический детерминизм". Диалектический детерминизм в марксистской философии и на практике мало чем отличался от лапласовского. Он, по сути, был умеренной формой лапласовского детерминизма, квазилапласовским детерминизмом.

[16] Подробнее см.: Балашов Л.Е. Соответствия и антисоответствия между категориями. М., 1998. См. также: Балашов Л.Е. Соответствия — особый тип отношений между категориями (проблемы категориальной логики). — «Философские исследования», 1993, № 2, с.158-187.

[17] Гегель. Наука логики. 1970. Т. 1. С. 215.

[18] См. об этом подробнее: Балашов Л.Е. Как мы думаем? М., 1996. С. 5-28.

[19] См.: Эмпахер А. Сила аналогий. М., 1965. С. 15.

[20] Характеристика мира как движущейся материи логически уязвима. Ведь если что-то движется, то это что-то движется откуда-то и куда-то, от чего-то к чему-то. Значит, помимо движущейся материи в мире должно быть что-то иное, что проявляет ее движение. А это противоречит указанной характеристике мира.

О материи в целом нельзя говорить, что она движется или не движется, так же как о мире в целом нельзя говорить, что он меняется или неизменен, упорядочен или неупорядочен.

[21] См. об этом подробнее ниже, п. 322.1. и п. 322.2.

[22] Не случайно многие философы характеризуют качество как определенность, тождественную бытию вещи, нечто. Субстанциальное понимание качества характерно для Аристотеля, Гегеля.

[23] И для группы это естественно. Реальные совокупности, группы тел служат прообразами количественных определений, средством для счета и измерения.

[24] Аристотель. Физика, 331а. См.: Аристотель. Соч., Т. З, М., 1981. С. 423.

[25] См.: История античной диалектики. М., 1972. С. 56.

[26] Аристотель. Соч., Т. 3. С. 425 (Физика, 332а 20-25).

[27] Мы опускаем здесь критическое рассмотрение различного рода плюралистических концепций, в принципе отвергающих понятие субстанции и то, что за ним стоит. Эти концепции тесным образом связаны с эмпирической традицией в философии, которая не может или не хочет, попросту говоря, видеть за деревьями леса.

[28] Сравн. лат. qualitas — от qualis. См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2, М., 1967. С. 214.

[29] Локк Д. Соч. Т. 1, М., 1985. С. 18З ("Опыт...", гл. 8).

[30] См., например: Хилл Т. Современные теории познания. М., 1963. С. 67, 180.

[31] Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 107.

[32] Белинский В.Г. Собр.соч. в трех т.т. Т. 3, М., 1954. С.622.

[33] См.: Маймин Е.А. Лев Толстой. М., 1978. С. 166.

[34] Кони А.Ф. Избранные произведения в 2-х т.т. Т. 2, М., 1959. С. 276.

[35] См.: Говалло В.И. "Почему мы не похожи друг на друга. Очерки о биологической индивидуальности". М., 1984. С. 3.

[36] Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985. С. 176-179.

[37] Термин образован в результате соединения слов "класс" и "система". Такое соединение слов вполне логично. Ведь классема и есть классификационная система или система классов.

[38] См.: Корсунская В.М. Карл Линней. М., 1984. С. 60.

[39] См. там же.

[40] Маковельский А.О. Досократики. Ч. 2, Казань, 1914. С. 71.

[41] Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С.809-810.

[42] См. там же.

[43] См.: Маковельский А.О. Досократики. Ч. З, Казань,1916. С.36.

[44] Гегель. Наука логики. Т. 1, М., 1970. С. 215.

[45] Cм.: Л.Е. Балашов. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996.

[46] Примером нормы применительно к поведению человека в обществе является золотое правило поведения. Категориально-логический анализ этого правила дан в книге: Л.Е. Балашов. Золотое правило поведения. М., 1999.

[47] Гегель. Энциклопедия филос.наук. Т. 2. М., 1975. С. 63.

[48] Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. М.,"Наука", 1985.

[49] См.: Пространство и время. Киев, 1984. С. 246-290; 152-168.

[50] Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962. С. 162.

[51] Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 16.

[52] Винер Н. Кибернетика. М., 1983. С. 82-86.

[53]Дурной пример подал Энгельс. Часто цитировалось следующее его высказывание: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова... обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 391). Кстати, мышление не является движением или формой движения. Оно принадлежит к совсем другой категории — деятельности. Мышление — вид деятельности, деятельностная категория.

[54] См.: "Диалектика отрицания отрицания". М., 1983. С. 282. Н.Ф. Овчинников приписывает этот вывод теории относительности утверждая, что она "принимает" его "в качестве принципа". Теория относительности по самому смыслу своему, как конкретная научная теория, опирающаяся на эмпирический базис, на экспериментальные данные, не может делать каких-либо заключений относительно всех возможных случаев, всего мира в целом.

[55] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 19.

[56] Шовен Р. Поведение животных. М., "Мир", 1972, с. 407-438.

[57] Там же. С.14.

[58] См.: Столяров В.И. Процесс изменения и его познание. М., 1966. С. 26. Свечников Г.А. Причинность и связь состояний в физике. М., 1971. Симанов А.Л. Понятие "состояние" как философская категория. Новосибирск, 1982. С. 60.

[59] 3десь и далее речь будет идти о реальных, объективных, одним словом, диалектических противоречиях. В тех случаях, когда нужно провести различие между понятием реального противоречия и понятием (формально)логического противоречия, будут употребляться соответственно выражения "реальное, объективное, диалектическое противоречие" или "логическое, формальнологическое противоречие".

[60] Вот пример: "Само внешнее чувственное движение есть непосредственное наличное бытие противоречия. Нечто движется не так, что оно в этом "теперь" находится здесь, а в другом "теперь" там, а только так, что оно в одном и том же "теперь" находится здесь и не здесь, в одно и то же время находясь и не находясь в этом "здесь". Необходимо согласиться с древними диалектиками, что указанные ими противоречия в движении действительно существуют; но отсюда не следует, что движения поэтому нет, а следует, напротив, что движение — это само налично сущее противоречие" — Гегель. Наука логики. Т. 2, М., 1971. С. 66.

[61] Приведем две характерные цитаты. Из Малой логики: "нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были бы вынуждены обнаружить противоречие, т.е. противоположные определения" (Гегель. Энциклопедия филос.наук, т. 1, М., 1974. С. 227; § 89). Из Большой логики: "мыслящий разум заостряет, так сказать, притупившееся различие разного, простое многообразие представления до существенного различия, до противоположности. Лишь доведенные до крайней степени противоречия, многообразные /моменты/ становятся деятельными и жизненными по отношению друг к другу и приобретают в нем ту отрицательность, которая есть имманентная пульсация самодвижения и жизненности" (Гегель. Наука логики. Т. 2, М., 1971. С. 68).

[62] См. общие замечания о взаимоопосредствовании противоположных категориальных определений в п. 1.4.

[63] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 546 (Спиркин А.Г.).

[64] Горбач В.И. О видах противоречий. Минск, 1964. С. 81.

[65] Чусовитин А.Г. Внешние взаимодействия и принцип суперпозиции в физике. Автореферат. М., 1967. С. 10.

[66] Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.

[67] Фейнман Р. Лекции по физике. Вып. 9. Квантовая механика. М., 1967. С. 96.

[68] Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 120.

[69] См.: Вяккерев Ф.Ф. Структура диалектического противоречия, — Вопросы философии, 1964, № 9. С. 25.

[70] Под противоположностью в том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.

[71] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.

[72] См.: Кульман А.Г. Общая химия. М., 1961. С. 71.

[73] См.: Руководство по цитологии. Т. 1, М.-Л., 1965. С. 7, 10.

[74] Живая клетка. М., 1966. С. 92.

[75] Ферменты. М., 1964. С. 237.

[76] Живая клетка. М., 1966. С. 51.

[77] Философские проблемы биологии. М.-Л., 1966. С. 70.

[78]"Единство" берется здесь лишь в одном из значений — как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).

[79] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

[80] См.: Вышеславцев Б.П."Философская нищета марксизма». — Философский вестник "Эпоха". М., 1991, № 0. С. 129-133.

[81] Эпиграф принадлежит выдающемуся немецкому биологу и натурфилософу Лоренцу Окену. Как биолог он, конечно, имел в виду не вообще мир, а мир живой природы.

[82] Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 126.

[83] Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966. С. 77.

[84] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С.337-238 (1047а 10-20).

[85] Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966. С. 77-78.

[86] Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С.126.

[87] Словарь иностранных слов. М., 1982. С. 570.

[88] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 421 (Н.В. Пилипенко).

[89] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 316.

[90] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 2, М., 1975. С. 29 (§ 248).

[91] Там же. С. 32.

[92] Гегель. Лекции по истории философии. — Соч. Т. IХ, М., 1932. С. 438.

[93] Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. З06-307. См. также: Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. Т. 39. С. 175.

[94] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116-117.

[95] "Поняли и оценили важную и полезную роль случайности экономисты и военные, которым приходится решать задачи о выборе наилучшего поведения в конфликтной обстановке. Они убедились, что очень часто наилучшим поведением бывает случайное" — Растригин Л.А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974. С. 7.

[96] Винер Н. Кибернетика. М., 1983. С. 92. Примечание редактора: Тиха (или Тюхе) по-гречески — Случай, Ананка — Рок, образы античной мифологии.

[97] См.: "Наука и жизнь", 1973, N 3. С. 88.

[98] См.: Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984.С.29.

[99] Перевод С.Я. Лурье. Цит. по: там же. С. 52-53.

[100] Там же. С. 55.

[101] Там же. С. 28-55.

[102] Гоббс Т. Избр. соч., М.-Л., 1926. С. 91.

[103] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1, М., 1957. С. 277.

[104] Там же. С. 278.

[105] Спиноза Б. Этика. М., 1932. С. 26.

[106] См.: кор.1, теорема 44, ч. П. Цит.по: Коников И.А. Материализм Спинозы. М., 1971. С. 179.

[107] Там же.

[108] См.: Габинский Г.А. В поисках чуда. М., 1979.

[109] Спиноза Б. Переписка. М., 1932. С. 218 (Письмо 75).

[110] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1, М., 1957. С. 398.

[111] Гельвеций К. Соч. в 2-х т.т. Т. 1, М., 1974. С. 33.

[112] Менделеев Д.И. Периодический закон. М., 1958, с. 261.

[113] Гельвеций писал буквально следующее: "Как уверяют врачи, повышенная кислотность семенного вещества была причиной непреодолимого влечения Генриха VIII к женщинам. Таким образом, этой кислотности Англия была обязана уничтожением католицизма" (К.Гельвеций. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1974. С. 33).

[114] Крылов А.Н. Авария броненосца "Орел". В: Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л., 1979. С. 372.

[115] Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л. "Судостроение", 1983 С. 142.

[116] Там же. С. 138.

[117] См.: Хургин Я.А. Как объять необъятное. М.,1985. С. 14; Чубарев А.М. Холодный В.С. Невероятная вероятность. М.1976. С. 13; Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984. С. 14 и т.д.

[118] Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 1962.

[119] Реньи А. Письма о вероятности. М., 1970. С. 28.

[120] Винер Н. в книге "Кибернетика и общество" неосторожно замечает, что случайность "выступает теперь во всей наготе как цель­ная основа физики". Здесь же он говорит о том, что случай есть основной элемент в строении самой вселенной. См.: Винер Н. Кибернетика и общество, М., 1958. С. 2б, 27.

[121] См., например, предисловие Б.В. Гнеденко к книге А. Реньи "Письма о вероятности" (с. 5). Опять же Б. Паскаль дал повод назы­вать теорию вероятностей математикой случайного. "Это учение, — ­пишет он, — объединяющее точность математических доказательств с неопределенностыо случая и примиряющее эти, казалось бы противоречивые элементы, с полным правом может претендовать на титул — математика случайного» (цит. по: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984. С. 14).

[122] Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.С. 145.

[123] Аристотель. Соч. Т. 1. С.178-179 (Метафизика, 1025а 14-30).

[124] Аристотель. Соч. Т. 1. С. 288 (Метафизика, 1065а25-1065b5).

[125] Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960.

С. 263.

[126] Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 1962. С. 15-16.

[127] Э.Борель. Вероятность и достоверность. М., 1961. С. 56.

[128] Колмогоров А.Н. Математическая статистика. – Большая Советская энциклопедия. Изд. 2-ое. Т. 26, М., 1954. С. 485.

[129] Реньи А. Письма о вероятности. М. 1970. С. 68-69.

[130] Борн. Мои жизнь и взгляды. М., 1973. С. 141.

[131] Там же. С. 144.

[132] В.П.Тугаринов связывает необходимость со "стопроцентной вероятностью" (см.: Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956). Это уже, пожалуй, не необходимость, а неизбежность.

[133] Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. С. 48, 11.

[134] Гольбах. Избранные произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.

[135] Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.

[136] Мюллер Г.Дж. О свободе. "Америка", № 89. С. 24.

[137] См.: Философский словарь (Г.Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.

[138] «Свобода — возможность поступать так, как хочется». — Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 406.

[139] Гегель. Соч., т. 1. С. 44.

[140] Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М., 1976. С. 85.

[141] См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.

[142] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1. С. 320.

[143] Там же. С. 368.

[144] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. В тексте я подразумеваю, главным образом, 562 с: “...такое ненасытное стремление к одному” (к свободе) “и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании”. См. далее 562d-e: “А кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными или неписаными — чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над нами власти... Именно из этого правления... и вырастет, как мне кажется, тирания”...

У Платона имеются и другие замечания о парадоксах свободы и демократии (“Государство”, 564 а): “Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство... Так вот тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство”. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”

[145] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: “...то, что в предшествующей главе мы назвали парадоксом свободы. Свобода сама себя упраздняет, если она не ограничена. Неограниченная свобода означает, что сильный человек свободен запугать того, кто слабее, и лишить его свободы. Именно поэтому мы требуем такого ограничения свободы государством, при котором свобода каждого человека защищена законом. Никто не должен жить за счет милосердия других, все должны иметь право на защиту со стороны государства.” — Там же. С. 145.

[146] Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].

[147] Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

[148] Выражение «случайность хотения» встречается у Гегеля (см. его «Энциклопедию философских наук». Т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия «произвол».

[149] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метафизика. 982b 25).

[150] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).

[151] См.: Воробьев. Земля, до востребования.

[152] Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.

[153] См.: "Количественные методы в социологии", М., 19бб. С.40.

[154] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1949. С. 146-165.

[155] Степени свободы объекта — независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z. См.: Симанов А.Л. Понятие "состояние" как философская категория. Новосибирск. 1982. С. 12.

[156] Ученова В. Беседы о журналистике. М., 1985. С. 84.

[157] В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова (М., 1991) "действительность" во втором основном значении определяется как "объективный мир во всем многообразии его связей, бытие".

[158] См.: Я. Шпренгер и Г. Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С.146. Это мнение Августина сыграло свою зловещую роль. Оно эхом разнеслось по истории вплоть до нашего времени. Профессор теологии говорит в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус»: «Но чем стало бы добро без зла? Оно потеряло бы критерий для сравнения своего качества. Зло становится еще злее, если есть добро, а добро еще добрее, если есть зло. Вот почему Августин говорит, что функция зла заключена в том, чтобы сильнее оттенить добро. Святость, господа, не мыслима без искушения.» Сентенция профессора запала в душу молодого Адриана Леверкюна и послужила для него своеобразной индульгенцией.

[159] См.: Герцен А.И. Собр.соч. в 30 т.т. Т. III. С. 240.

[160] Мандевиль. Басня о пчелах. М., 1974. С. 329.

[161] Гете. Ко дню Шекспира.

[162] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.

[163] См.: Вопросы философии, 1965, № 1. С. 11.

[164] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 53 («Предисловие»).

[165] Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.

[166] См.: Успехи физических наук, т. 55, 1955, вып. 2. С. 180.

[167] Кант И. Пролегомены. М., 1993. С. 96 (§ 29).

[168] При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая "комбинация" причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 3.6.2. «Целесообразность, целеполагание, целенаправленность».

[169] См.: Словарь латинских крылатых слов. М., 1982. С. 121.

[170] Цит. по: Л.Г. Антипенко. Рецензия на книгу Вл. Краевского "Причинная связь" (на польском языке). — Вопросы философии, 1969, № 2. С. 174.

[171] См.: там же. С. 174-175.

[172] Аскин Я.Ф. Время и причинность. — "Вопросы философии", 1966, № 5. С. 82.

[173] Чернов В.И. Анализ философских понятий. М., 1966.

[174] Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 196З. с. 3.

[175] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 6.

[176] Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М., 1972. С. 66-67.

2 "Под вещью, — пишет он, — понимается относительно устойчивый материальный предмет, обладающий пространственно-временной структурой" — Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество». М., 1972. С. 66.

[177] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.

[178] Гоббс Т. О теле, ХI. — Соч. в 2-х т.т.. Т. 1, М., 1989. С. 171-172.

[179] 3игварт Х. Логика, т. 2, СПб, 1908. С. 112-113.

[180] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).

[181] Рассел Б. История западной философии. Т. 1, Новосибирск, 1994. С. 200-202.

[182] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 196?. С. 3.

[183] Гегель. Энциклопедия филос.наук. М., 1974. С. 298-300.

[184] Огородников В.П. Познание необходимости. М., 1985. С. 78-79.

[185] Елфимов Г.М. Возникновение нового. М., 1983. С. 147.

[186] См., например, статьи "Революция" и "Эволюция" в "Философском энциклопедическом словаре". М., 1983.

[187] Gruber H.E., Barret P.H. Darwin on Men. New York, 1974, p. 4151. Цит. по: Елфимов Г.М. Возникновение нового. М., 1983. С.90.

[188] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 89.

[189] Селезнев М.А. Социальная революция. М., 1971. С. 211.

[190] См.: Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980. С. 528.

[191] Иорданский Н.Н. Неравномерность темпов макроэволюции и ключевые ароморфозы.- "Природа", 1977, № 6. С. 45.

[192] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.

[193] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т.п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т.п., с другой.

[194] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С.151.

[195] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 10.

[196] Близким по смыслу к этому понятию является понятие "целеустремленность". Мы выбрали "целенаправленность" как более "спокойный", эмоционально нейтральный термин.

[197] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 11.

[198] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 762.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л.Е.
Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")   В книге предложена оригинальная версия

КОНЦЕПЦИЯ
Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определени

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток професси

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, к

О категориальном детерминизме.
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определений мира — это,

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследовании приняты в качестве рабочих принципов: 1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальн

Категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]   частный вид категории    

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религ

М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ     Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы дается схематическое представление категориальной картины мира, к

Объяснение и анализ некоторых соответствий.
Начнем с простого примера: соответствия сохранения и изменения категориям-опознавателям. Что такое сохранение? Это пребывание в одном и том же состоянии. Налицо тождество

Ально-логическое и методологическое значение.
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные соответствия между категор

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
Дайте мне материю и движение, и я построю мир ! Р. Декарт   Первое и основное положение предлагаемой концепции таково: МИР — ЭТО МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. В МИРЕ НЕ

О структуре материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не

Виды материи
Обычно видами материи называют конкретные типы материальных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблю

Мезоматерия
Теперь остановимся на вопросе о промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является про

Органические виды материи: организм и сообщество
Тело, мезоматерия и группа являются универсально-всеобщими видами материи. 3а их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлен

С у б с т а н ц и я
В верхней части диаграммы ("пространства" материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она вы

Уровни материи
По-видимому имеет право на существование и понятие "уровень материи". Если структуру материи представить в некоторой воображаемой системе координат, то виды материи будут располагаться по

К А Ч Е С Т В О
О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их яз

Структура качества
До сих пор о качестве говорилось в основном как об элементе системы категорий. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его "хозяйство". Здесь вполне естественно возникает вопрос о структур

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
Итак, ясно, что в качестве одинаково присутствуют оба момента: специфическое и общее. Они-то и составляют основу структуры качества, иначе говоря, "делают" его сложным, структуриро

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип.
На диаграмме категории в центре обозначен пунктирной линией круг. В пределах этого круга соответственно общей наглядно-логической схеме отображения структуры категории должна располагаться субкатег

Качество как ценностно-практическая категория
Особое место в системе субкатегорий качества занимают понятия, которые хотя и обозначаются словом "качество" имеют отчетливо специфический смысл. Это понятия "качество продукции"

Качество и межкатегориальные понятия
Помимо собственно качественных понятий, выражающих различные аспекты категории качества, существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе качественн

Качественные формы деятельности
Будучи одной из основных категорий мышления качество несет на себе огромную методологическую нагрузку. Методологическая функция этой категории выступает в различных специфически качественных

Подобие, моделирование, аналогия
Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в

К О Л И Ч Е С Т В О
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельзя рассматривать

Структура количества
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "количество". Из этой диаграммы видно, что сторонами или моментами количества являются, во-первых, бесконечное и

Стороны количества: конечное и бесконечное
Итак, с нашей точки зрения конечное и бесконечное являются сторонами количества, т.е. количественными определениями. Философы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и бесконечн

Моменты количества: дискретное и непрерывное
То, что дискретное и непрерывное — ближайшие определения, моменты количества, было известно давно, со времен Аристотеля, т.е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлекс

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д.
В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел (например, груду камней, множество деревьев, звезд на небе, толпу людей), а, с дру

Количество и межкатегориальные понятия
Количество помимо основного, категориального значения, воплощенного в термине «количество», имеет еще различные отраженные (рефлексивные) значения, зафиксированные в межкатегориальных понятиях. Кат

Конечное и бесконечное
Проблема конечного и бесконечного — одна из самых сложных и запутанных. Прежде всего это связано с выражением понятий конечного и бесконечного в языке. Исторически понятие бесконечного возникло как

М Е Р А
Мера — одна из наименее изученных категорий. Вплоть до Гегеля она рассматривалась лишь как слово или понятие, но не как фундаментальная философская категория, а тем более категория мышления. Дело в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, по

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ
(МЕСТО; ВЕРХ-НИЗ, ЦЕНТР, [МОМЕНТ; ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ] ПРАВОЕ-ЛЕВОЕ) [ОДНОВРЕМЕННОСТЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ]   Рис. Диаграмма (структурная схема)

ПРОСТРАНСТВО
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движен

Перемещение, покой
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение в пространстве":

О предельной скорости перемещения
Выше был рассмотрен вопрос о конечной скорости света, о том, что она не может быть беспредельной (см. 3.3.1. "Общая характеристика движения"). Думается, сейчас уже никто не станет утвержд

Поведение
Поведение — сложное движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещени

Изменение, сохранение
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени". На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, с

Виды изменения
Непрерывно-количественные изменения: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание тиражирование

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими с

Внешнее" определение противоречия
Характеристика противоречия как абстрактного единства материи и движения есть его "внешнее" определение. Необходимость такого определения диктуется следующими соображениями. Обще

Внутреннее» определение противоречия
"Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство

СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как определено выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы говорим о множестве

Идея внутренних и внешних противоречий
Из таблицы соответствий между категориями (см. п. 2.1.) можно видеть, что внутренним противоречиям соответствует сохранение, а внешним противоречиям — изменение. Если мы принимаем концепцию, что пр

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
По нашей классификации внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами я

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  На внешнем уровне переход означает исчезновение одной противоположности в другой, и в этом смысле здесь

Минимумы и максимумы противоречий
О минимумах и максимумах противоречий говорил еще Джордано Бруно. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, — писал он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий
Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления. Идеальным геометрическим образом внутреннего противоречия является круг, как воплощени

Энергия и сила
Как нам представляется, физические понятия энергии и силы в категориально-логическом плане выражают различие внутренних и внешних взаимодействий, а через них — внутренних и внешних противоречий. Эн

СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ
Все живое и истинно только как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связыв

Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени
Рассмотрим теперь, как, каким образом из противоречий неорганической природы строится противоречие, обусловливающее жизнедеятельность простейшей живой системы. Выше, в п. 3.4.2., на основе идеи вза

Основные факты жизнедеятельности клетки
Клетка является элементарной живой системой, состоящей из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей — цитоплазмы и ядра. Она представляет собой основу развития, строения и жизнедеятел

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия
Мы выдвигаем следующее частное определение: сложное противоречие 1-ой степени лежит в основе ядерно-цитоплазменного взаимодействия. В противоположность приведенному выше определению

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки
В самом общем виде формулу [1 — 0 — 1] можно интерпретировать следующим образом. Хотя метаболизм клетки — чрезвычайно сложный, многогранный и многоступенчатый проце

Формула (0 — 1 — 0) и деление клетки.
Осмысливая деление клетки как опосредствование внутреннего противоречия внешним (в виде формулы (0 — 1 — 0)), мы исходим из того общего соображения, что внутреннее (на уровн

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-против

ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические противоречия могут

Становление — конкретное единство материи и движения
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т.е.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  Первое "внутреннее" определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможности и действительности. Становление только тог

Индивидуальное становление человека
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" — сказал К. Гельвеций. "Жить — значит непрерывно двигаться вперед" — этот афоризм принадлежит Самюэлу Джонсону. Оба в

Становление и развитие
Становление по определению является движением от старого к новому и от нового к старому. Не таково развитие. Его нельзя рассматривать как движение от старого к новому и от нового к старому. Развити

Общая характеристика возможности
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т.е. еще не существующее в действ

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   неряшливость мысли. И о необходимости как способе превращения возможности а действительн

Случайность
  Многие философы недооценивают категорию случайности. Истоки ее недооценки в нашей философской литературе лежат в идущей от Гегеля интерпретации этой категории. Гегель, несмот

Мнимые случайности
Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т.е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеч

Вероятность
Вероятность — промежуточная категория, осуществляющая постепенный или плавный переход от необходимости к случайности и от случайности к необходимости. Меньшая вероятность стоит ближе к случа

Необходимость
Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики. Необходимость есть сторона или вид возможности. Ей противоположна случайность. Необхо

Cвобода
Свобода есть категория возможности, представляющая собой органическое единство (взаимоопосредствование) случайности и необходимости. Если случайность определяет многообразие возможностей,

Н-С-Н) — [С-Н-С] — (Н-С-Н)} — <[С-Н-С] — (Н-С-Н) — [С-Н-С]> — {(Н-С-Н) — [C-Н-С] — (Н-С-Н)}) ).
Поэтому в связи с большой сложностью взаимоопосредствования необходимости и случайности в человеческом обществе мы намеренно будем представлять его по упрощенной схеме: (Н-С-Н) или [С-Н-С].

Действительность как момент становления
Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — "внешнее" определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности дейст

С Т А Р О Е
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

Статистическая закономерность
Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколь

Явление
Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в

Причина — действие — следствие
Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — ка

Вещь — свойство — отношение
В предыдущем параграфе мы говорили об отношениях между явлениями. Теперь заглянем внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части", то получим триаду категорий "вещь-

Сущность
Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительности, а явление

Сущность и явление
Остановимся подробнее на отношении сущности и явления. Это отношение часто рассматривают как отношение внутреннего и внешнего. Это несколько упрощенный взгляд. Говорят, например: явление дано непос

Старое и новое
Ни одна новая мысль не пугала его потому, что она новая, и ни одна новая мысль не покоряла его потому, что она новая. О С.И. Танееве-педагоге   Старое

ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество «натерпелось» от революций и, откровенно говоря, не очень хочется заниматься этой темой. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стал

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего. В аспекте дейст

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Мы имеем в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутренню

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   гим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с друго

Цель жизни
Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая фо

Субкатегории цели, средства и результата
В структурной схеме (см. рис. выше, на стр. ?253) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории и

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность "делает

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги