Модель судьбы 4-12, или четыре ума внутри одного черепа. Гурджиев

«Как мир меняется, и как я сам меняюсь,

Лишь именем одним я называюсь.

На самом деле то, что именуют мной –

Не я один, нас много»…

Так писал великий поэт-философ Н.А. Заболоцкий, поэтической строкой обобщая древние знания о человеке, нашедшие свое четкое и систематическое оформление в психодинамической модели загадочного Г.И. Гурджиева, обнаружившего под одним сводом черепа не один, а целых четыре ума.

Все они действуют сообразно своим предзаданным функциям, обеспечивая поддержание программы выживания особи. Таким образом, каждый из этих умов представляет собой целый центр – некий психокибернетический конгломерат, наделенный собственными оснащением и полномочиями.

Особь проявляет заботу о своих телесных функциях и биологическом выживании, обуславливаясь работой инстинктивного центра (ума).

Особь обучается и усваивает навыки ориентации в пространстве за счет активации двигательного центра.

Особь запоминает информацию, хранит ее, обменивается ею, создает языки, размышляет – благодаря деятельности интеллектуального центра.

Особь вдохновляется, любит, ненавидит, различает прекрасное и безобразное – стимулированная эмоциональным центром.

Не смотря на то, что в каждом индивиде задействованы все четыре ума, у нас, все-таки, преобладает какая-то одна функция. Она и является основным способом адаптации к миру, ведущей программой выживания и реализации особи. Такой акцент на одной из функций условно называется «центром тяжести» субъекта. Стало быть, мы можем говорить о инстинктивно центрированных, двигательно центрированных, интеллектуально центрированных и эмоционально центрированных личностях.

Каждый из подобных типов просто предпочитает видеть мир и взаимодействовать с ним, исходя из своего центра тяжести. Одни ориентированы на ощущения, другие склонны больше действовать, третьи – размышлять, четвертые – чувствовать.

Первоначальные сведения о психокибернетических центрах наглядно представим в виде следующей матрицы.

Матрица 1. Психокибернетические центры.

Центр Заданная функция Аспект проявления
1. Инстинктивный Забота о теле. Биологическое выживание. Ощущения.
2. Двигательный Двигательные навыки. Ориентация в пространстве. Действия.
3. Интеллектуальный Логика, язык, анализ, информация. Мышление.
4. Эмоциональный Любовь, ненависть, этикет, мораль, сфера отношений. Чувства.

Изучая более точно и детально структуру каждого центра, его внутреннюю динамику и функционирование, мы обнаружим, что его состав вовсе не является неоднородным и включает в себя три части – механическую, эмоциональную, интеллектуальную. Не смотря на то, что все они составляют структуру единого центра, они, тем не менее, существенно разнятся друг от друга, равно, как и одинаковые части разных центров имеют принципиальные отличия.

С целью облегчения и укорочения формулировок, оперирующих рассматриваемыми понятиями, эзотерической традицией была введена карточная символика, позволяющая определениям придать характер метафорический и в то же время лаконичный. Например, куда как проще сказать «валет червей», нежели «механическая часть эмоционального центра». Согласно условленной системе шифра каждый психокибернетический центр обозначается Тузом. Поскольку центров всего четыре, то и тузов окажется столько же. Поэтому логично представить, что акцентированная функция центра выразится через обозначение определенной масти: инстинктивный центр – Туз ♣, двигательный центр – Туз ♠,Интеллектуальный центр – Туз ♦, Эмоциональный центр – Туз ♥.

Части центров соответственно символизируются: Механическая – Валет, Эмоциональная – Дама, Интеллектуальная – Король.

В нижеследующей матрице мы увидим, каким образом позиционируются все эти обозначения.

Матрица 2. Символика центров и их частей.

  Инстинктивный Туз ♣ Двигательный Туз♠ Интеллектуальный Туз ♦ Эмоциональный Туз ♥
Интеллектуальная Король Король Король Король
Эмоциональная Дама Дама Дама Дама
Механическая Валет Валет Валет Валет

 

Помимо всего прочего, каждый центр, сообразно своему реактивному ответу разделяется на полярные половины: отрицательную и положительную. Мы наблюдаем выражение этих половин в ситуациях, которые вынуждают нас проявлять к чему-либо свое определенное отношение, например, согласие или несогласие, подтверждение или отрицание, симпатию или антипатию и т.д. В зависимости от того, с каким центром мы имеем дело, мы получаем ту или иную реакцию, как это можно увидеть из следующей матрицы.

 

Матрица 3. Полярные половины центров.

Половины Центры
Инстинктивный Двигательный Интеллектуальный Эмоциональный
Положительная Комфорт Удовольствие Движение Активность   Истинно Логично Любовь Симпатия
Отрицательная Дискомфорт Боль Покой Пассивность Неистинно нелогично Ненависть Антипатия

 

Продолжая изучение психокибернетической темы, коснемся явления, известного как «психофизический параллелизм», согласно которому определенный психоспиритуальный аспект соотносится с телесной конституцией. Иными словами, можно сказать, что определенные характерологические особенности закономерно проявляются и в чертах внешности, как бы запечатлевая в ней свой отпечаток. Поэтому, исходя из облика субъекта, мы можем предположить у него преобладание того или иного аспекта, центра тяжести.

Инстинктивно центрированные субъекты, не взирая на тип их тела, проявляют склонность к полноте. Двигательные – более стройны и мускулисты. Те, чей центр тяжести располагается в интеллектуальном центре, часто худощавы и не отличаются физической силой. У эмоционально акцентированных индивидов преобладают формы плавные, с тенденцией к округлости даже при худощавом теле.

Однако указанные особенности следует воспринимать не в абсолютной их значимости, но в диалектическом сочетании с доминирующими характеристиками психического самовыражения.

В качестве эскиза, на основе которого может быть вычерчен пунктир психокибернетического портрета с определением центра тяжести, ниже представляется краткий опросник. Его текст состоит из шестидесяти вопросов, на которые возможны три варианта ответов: «да», «нет», «может быть».