Архетипическая модель планетарных паттернов

Синхропсихология – это символический синтаксис, регистрирующий взаимосвязь явлений и процессов в пространстве, времени и сознании. Соответственно, натальная карта, или генитура является калибровочным измерительным инструментом, отражающим то, как проецируется эта взаимосвязь на жизнь индивида, общества или события. Она показывает (но не указывает!) расстановку смыслов в отдельном поле Реальности и позволяет наглядно увидеть динамику их взаимообращений.

Сама натальная карта в психоаналитическом рассмотрении предстает как диагностически-прогностическая модель личности, состоящая из четырех семантических блоков - планеты, знаки, дома (поля), аспекты, где:

1. планеты представляют собой символы влечений личности (мотивы) и ее базовые архетипы,

2. знаки – врожденные механизмы разрядки, или мотивации – генетически заданные императивы личности

3. поля (дома) – экзистенциальные потребности личности и процессы информационного метаболизма между индивидом и средой.

4. аспекты – динамика протекания аффектов личности и особенности ее реактивных паттернов

Аналитическая модель человеческой личности рассматривает последнюю как целостную сумму психодинамических констант, называемых архетипами.

Архетипэто универсальный прототип. Он внеличностен, доличностен, дологичен, довербален, добиографичен, не формируется жизненным опытом, хотя и управляет последним. Также не зависит от конкретного времени, этноса, морали, культуральных установок. Поэтому он вне-историчен, над-историчен. Первообраз – Протоэйдос (первичная идея) – Образец – Матрица – Схема – Чертеж - в соответствии с чем осуществляется строительство и воплощение последующих форм и представляет собой Архетип. Архетипы локализуются в коллективном бессознательном и оттуда проецируются на все сферы нашего опыта.

Коллективное бессознательное – структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные программы. "Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека". (C.G. Yung. Collected Works).

Само понятие архетипа, введенное Юнгом в 1919 году, может быть воспринято более осознанно и четко, если рассмотреть его в нескольких позициях, сопряженных, например, с данными генетики, биологии и нейрологии.

Так, например, чтобы мы ни говорили об индивидуальном разнообразии человеческих существ, все мы имеем одинаковый мозг и телесную структуру, и, следовательно, мы как бы обобщены единой тенденцией функционировать сходным образом. Такие проявления Реальности как рождение, половое созревание, вступление в брак, смерть представляют сходный опыт для всех людей. Это модели, которые передаются по наследству и представляют собой конкретные, устойчивые схемы нашей бытийности. Поэтому мы можем говорить об архетипе как об унаследованной предрасположенности.

Подобная предрасположенность имеет свойство повторяться и воспроизводиться в течение миллионов лет, и тем самым, индуцировать структурный психический фон, организующийся в виде определенной схемы и образующий систему обратной связи между архетипом и опытом – повторяющийся опыт создает устойчивые структуры, которые, становясь структурами архетипичными, начинают оказывать влияние на опыт, обуславливая его моделирование в соответствии с уже сформировавшейся схемой.

В данной связи Юнг говорит об архетипе как о "системе готовности к действию". Если проводить аналогию с животным миром, то у представителей последнего наблюдаются "механизмы разрядки", обусловленные внеличностным инстинктом. Юнг изначально соотносил понятие архетипа и инстинкта в плане выполнения ими сходных функций, снимая разделение между "биологическим" и "психологическим". Ведь по сути своей инстинкт и представляет собой ВМР – Врожденный Механизм Разрядки. Однако, подобная схема вполне применима и к людям, особенно в детстве. Наше поведение как бы "высвобождается", сообразуясь с врожденной системой восприятия и реагирования. При этом ВМР связывается с генетически заданной предрасположенностью реагировать на основные стимулы, такие как родители, смерть, противоположный пол и т.д., свидетельствуя о наличии некой универсальной поведенченской системы выживания и приспособления к окружению. В таком случае архетип становится конкретным нейрологическим центром, координирующим репертуар нашего поведения. По словам Росси "понятие "архетип" и родственные ему "символ" и "коллективное бессознательное" могут быть тесно связаны с образной системой, моделями "гештальт" и видеопространственными, характерными для функционирования правого полушария".

С другой стороны, Юнг, выстраивая свою теорию Унитарной Вселенной, ввел понятие психоидного бессознательного - первичной упорядочивающей структуры, недоступной сознанию, но, тем не менее, такой, которая обладает "знанием" относительно выживания и судьбы. В этом плане хорошо известно высказывание Юнга о том, что подобно тому, как углерод человеческого тела является просто углеродом, психе на самом глубоком уровне своего существования является просто бытием.

Не смотря на то, что архетипов существует столько же, сколько существует житейских ситуаций, мы можем выделить вслед за Юнгом основные, базовые, прототипические схемы, в соответствии с которыми разыгрываются сценарии нашей бытийной и событийной драматургии.