Психоанализ зодиакального гештальта

История познавательного развития человечества на всем своем протяжении неизменно соприкасалась с числовым символизмом и с его наиболее выделенными, знаковыми принципами – троичности и четверичности.

Число четыре соотносится с символизмом психической целостности и с четырьмя базовыми функциями психэ, воплощаясь в кватерности (четверичности) как основе психической структуры. В то же время значимость троицы символизирует процесс психического развития во времени. Сопоставляя два эти проявления, Юнг отмечает: "Ритм строится в три такта, но в результате получается символ четверицы". (Jung, C.G. Psychology and Religion: West and East.).

Подобное воззрение довольно четко соотносится с учением Св. Григория Паламы, согласно которому сама душа "созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной". С другой стороны, великий мистик указывает на то, что "душа многочастна, то есть, иными словами и душа имеет как бы члены: растительную способность, желательную, страстную и рассудочную". (Homilia).

Таким образом, мы обнаруживаем трехтактный ритм и четырехчастную цель, которые, интегрируясь, порождают 12 архетипических паттернов, посредством которых личность взаимодействует с Реальностью. Эти 12 паттернов, или врожденных механизмов разрядки (ВМР) и составляют собой тот гештальт, который проявлен целостной структурой зодиака, где каждый его знак есть средоточие, фокус, пересечение одной из четырех "душевных способностей-частей" и одной из трех "душевных сил-тактов". В астрологической семантике "душевные способности" традиционно обозначаются понятием "стихия", а "душевные силы" выражаются через понятие "крест".

Зодиакальный знак есть информационный блок, фокусирующий в себе свойство определенной стихии, определенного креста и определенного планетарного принципа и, таким образом, представляет собой трехкомпонентную смысловую структуру, выражаемую формулой:

Знак = Стихия + Крест + Планетарный паттерн