Информационный метаболизм и стихии

В свое время польский психиатр А. Кемпински сформулировал идею "информационного метаболизма", рассматривающую организм как некий информационный процессор, воспринимающий Реальность, перерабатывающий Реальность, и моделирующий Реальность. Сообразно представленным функциям, мы можем выделить четыре базовых информационных канала, посредством которых и происходит данный взаимообмен.

Биотический, или эмпирический канал – ориентирован на восприятие реальности через ощущения. Здесь освоение Реальности происходит посредством первичного соприкосновения с ней. Этот канал иррационален в том смысле, что он не ориентирован на логическое осмысление действительности, но центрирован на непосредственном постижении окружающего мира, занимаясь накоплением фактов, и методом проб и ошибок, осмысляя картину мироздания. Исторически он может представлять собой эпоху собирательства и охоты. Поскольку названный канал фиксируется на непосредственном восприятии и импульсе познания, то его можно определить еще как эвристический – творчески-интуитивный. Он не теоретизирует, не создает схем Реальности, не моделирует ее осознанно, а потому он соответствует тому типу метаболизма, который И.П. Павлов назвал художественным. И даже, если мы имеем дело с представителем науки, центрированного на эвристическом канале, то такой ученый, по типу своего мышления, скорее, предстанет художником, мистиком, визионером, склонным следовать своему субъективно-интуитивному зову, нежели рационалистом, выстраивающим логически-непротиворечивую систему. Ярким образцом эвристического познания был К. Юнг (26. 07. 1875 Солнце во Льве – "огненное"), создавший свое учение, но в отличие от З. Фрейда не оформивший ее в рационалдьную парадигму. Юнг сотворил образную, наполненную метаформаи и интуициями модель. Он мало теоретизировал, но в его системе много фактов и образов. Сама по себе идея символического содержания архетипов, представляющая одно из центральных звеньев юнгианского учения, ориентирована на восприятие имагинативное, дологичное, спонтанное – иррациональное.

Прагматический канал – нацелен на планомерное выстраивание системы, рациональный, консервативный, в качестве критерия истины воспринимающий лишь конкретный результат, осязаемый и материальный. Поэтому вполне понятно, почему З. Фрейд (6. 05. 1856 – Солнце в Тельце – "земное"), центрированный на данной функции, критиковал Юнга за то, что тот отошел от рационального подхода психоанализа и впал в мистицизм. Примечательно и то, что другой выдающийся представитель науки о человеческой душе, У. Джеймс (11. 01. 1842 Солнце в Козероге – "земное"), бывший одновременно и психологом и философом, создал типичное для своей метаболической функции, учение, названное им же самим достаточно характерно – Прагматизм.

Логический канал – занят поиском идей, разработкой причинно-следственных связей, формулировкой правил, теорем, выведений общих закономерностей сообразно логическим правилам. Для логиста важна сама конструкция, схема, упоение игрой смыслов, приключение мысли. Именно такими были писания Т. Лири (22. 10. 1920 – Солнце в Весах – "воздушное").

Чувственный канал – эмоциональный, эстетический, иррациональный, художественный, магнетический, суггестивный. Эстетист во главе угла ставит любовь, человеческие ценности, отношения. Мир он воспринимает через фильтр своих переживаний, в качестве приоритета выставляя не логику рассудка, а тонкие движения души, фантастические наплывы, впечатления, грезы, таинства. Тому свидетелством является биография Л. Сонди (11. 03. 1893 – Солнце в Рыбах – "водное"), погружавшегося в неведомые омуты родового бессознательного.

При описании данных каналов нетрудно заметить их смысловое сходство со стихиями:

Эвристический канал – "Огонь" - Эврист

Прагматический канал – "Земля" - Прагматист

Логический канал – "Воздух" - Логист

Чувственный канал – "Вода" – Эстет.

 

В следующей матрице представляется, каким образом метаболические функции соотносятся с различными категориями человеческого бытия.

Матрица 8. Стихии и функции информационного метаболизма

Стихия Критерий истины Отношение к новому Исторический социотип Тип восприятия Антропогенный архетип
Огонь - Эмпирика Действие Новатор "Воин" Художественный Иррациональный сенсорик - SP
Вода - Чувство Переживание Консерватор "Мореплаватель" Художественный Интуитивный эмоционал - NF
Воздух - Логика Логическое непротиворечие Новатор "Мыслитель" Научный Интуитивный логик - NT
Земля - Практика Практический результат Консерватор "Строитель" Научный Рациональный сенсорик -