Модель судьбы 4-8-16. Юнг и Кейрси.

Типологический, а если говорить более точно, конституциональный подход к изучению личности, на самом деле, выходит далеко за рамки узкопрофессиональной психологии и являет собой базовую основу, ядро судьбоанализа в целом. Подобный концепт понимали еще в древности, когда уподобляли психофизические качества свойствам вселенских стихий, тем самым органично вписывая фактор человеческого существования в космическую картину единого мироздания. В эпоху современности озарения предшествующих цивилизаций активировал проницательный Карл Густав Юнг, соединив в своей модели естественнонаучную эмпирику психиатра и визионерские прорывы адептов алхимического Великого Делания. Погружаясь в тексты таинственных трактатов, Юнг, в который раз подтвердил, что по-прежнему нет ничего актуальнее, чем вечность. И его положение об Unus mundus – Универсальной Вселенной, где все едино и взаимосвязано, безусловно, перекликается с темой мистагогических построений, незримой осью соединивших разрозненность веков нашего бытия.

Потому и юнговская типологическая схема легко соотносится с уникальными знаниями Традиции, явившейся фундаментом и началом самопознания человеческого разума.

В свое время ученицы Юнга Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс на основе его теории разработали опросник для определения 16 различных типов поведения – «Индикатор типов личности Майер-Бриггс» (MBTI), добавив к юнговским параметрам еще две характеристики – рациональность (J), и иррациональность (P). Дальнейшее развитие типологической классификации связано с именем Дэвида Кейрси, выделившим 4 формы архетипических темпераментов. Однако тестовая методика MBTI представляется не совсем удобной для ее оперативного использования в силу ее некоторой перегруженности, а сама типологическая схема Майер-Бриггс центрирована на статике и излишней социальности характеристик. Напомним основные положения теории Юнга в сопряжении с новыми данными современных научных изысканий таким образом, чтобы полученный метод можно было свободно и легко применить в практике судьбоаналитической консультации.

 

Юнг выделил 4 основные функции, по сути, психоэнергетические константы жизнедеятельности человеческого существования и дал им соответствующие обозначения:

T (от английского Thinking – мышление) – Мышление (Логика),

F (Feeling – чувство) – Чувство (Эмоция),

S (Sensus – Ощущение) – Ощущение (Сенсорика),

N (Intuition – Интуиция) – Интуиция.

В параллельном русскоязычном варианте можно использовать соответствующую аббревиатуру: Л – Логика, Э – Эмоция, С – Сенсорика, И – Интуиция.

Все эти 4 координаты присутствуют в каждом из нас. Благодаря их наличию мы сохраняем способности поддерживать участие в информационном метаболизме (термин принадлежит польскому психиатру Антону Кемпинскому), то есть, говоря попросту ориентироваться в мироздании и взаимодействовать с ним.

Вместе с тем, нам известно, какими качествами проявляется для нас и само мироздание, этот непрерывный информационный поток. Качеств тоже 4. (Еще Пифагор заявлял, что мироздание описывается «тетрактидой» – сложением четырех чисел 1+2+3+4=10. Число 10 состоит из единицы – Духа и нуля – Вакуума. Современные физики говорят также о своеобразной «тетрактиде» – известной четверке фундаментальных взаимодействий: электромагнитное, гравитационное, сильное ядерное, слабое ядерное).

Нам также известны четыре очевидных формы мироздания: материя, энергия, пространство, время, которые синхронистически могут быть связаны с юнговскими категоримями, прорисовывая единство "объетивного" и "субъективного".