Динамический космос характеров и архетипов

Однако перед нами пока только статическая схема. Сама очевидность подсказывает, что рассматриваемые категории могут вести себя совершенно по-разному, представая в различных явлениях. Например, объекты могут существовать сами по себе, а могут вступать в отношения с другими объектами. Буревой натиск пространственной стихии вовсе не похож на безмятежное спокойствие абсолютного затишья, тонкие вибрации которого можно уловить, лишь обладая высокой к тому восприимчивостью. Наблюдая за поведением людей, мы можем обнаружить, что одни из них на виду, открыты общению, свободно выражают себя во всей полноте своих чувств, в то время как другие тихи, неприметны и словно оттенены из поля общего внимания. Сходный принцип мы наблюдаем и в животном мире:

«Юнг… обращает внимание на возможные биологические параллели. Он приводит в качестве примера два способа приспособления животных к окружающей среде: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (например, блохи, вши и кролики) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (например, ежи и слоны). Таким образом, в природе реализуются две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защититься от нее, строя свою жизнь максимально независимо, и можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоевывая его». (М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция, 1998, с. 14).

Эти различные и, в своем роде, также полярные свойства одних и тех же качеств были Юнгом обозначены как экстраверсия (E) и интроверсия (I). Значения слов совершенно очевидно вытекают из их этимологии: на латыни verto означает «в сторону», «по направлению», extra – «вне», «снаружи»; intra – «вглубь», «внутрь». Буквально получается: «по направлению наружу» – экстраверсия, «по направлению внутрь» – интроверсия.

Соответственно, количество параметров удваивается и их становится 8:

1.Экстравертное мышление – ET

2.Интровертное мышление - IT

3.Экстравертная эмоция – EF

4.Интровертная эмоция – IF

5.Экстравертная интуиция – EN

6.Интровертная интуиция – IN

7.Экстравертная сенсорика – ES

8.Интровертная сенсорика IS

В русскоязычной аббревиатуре условимся экстравертные функции обозначать заглавными буквами, интровертные – прописными. Тогда получится следующая матрица:

1.Экстравертное мышление – Л

2.Интровертное мышление - л

3.Экстравертная эмоция – Э

4.Интровертная эмоция – э

5.Экстравертная интуиция – И

6.Интровертная интуиция – и

7.Экстравертная сенсорика – С

8.Интровертная сенсорика - с

 

Каждый из этих параметров выполняет свою четкую, предзаданную роль в информационном метаболизме индивида. В плане субъективной черты он обладает, в зависимости от состояния системы внутриличностного функционирования как сильными, так и уязвленными качествами, а, кроме того, обуславливается определенным управляющим принципом.

Под управляющим принципом здесь понимается аспект разработанной Юнгом концепции соотношения в психической организации индивида Женского и Мужского начал. Женское начало определяется термином “анима”, мужское – “анимус”. Их не следует ассоциировать с конкретными половыми проявлениями. Они представляют собой именно универсальные, архетипические качества космического бытия в целом.

Анима раскрывается в таких понятиях как: течение и красота жизни, интуиция и восприятие, вдохновение и воображение, эстетика и взаимоотношения. Анимус – утверждение, созидание, руководство, организация; агрессивная и проникающая энергия; ориентация, решительность, инициатива.

В нормальном обустроении психической организации каждого субъекта присутствуют оба этих начала. Но лишь одно из них является ведущим, доминирующим, то есть – управляющим принципом. Мы можем наблюдать достаточное количество женщин, которые управляются анимусом. И это само по себе не далает их феминистками или мужеподобными эмансипе, но придает их натуре свойства, которые способствуют их реализации в сфере управления, директорства, руководства. При этом, ведомые анимусом, они сохраняют свою женственность и привлекательность. Другое дело, когда мужская часть женской души начинает слишком гипертрофироваться и предъявлять свои требования. Тогда мы видим перед собой несчастную в личной жизни, невротическую, озабоченную только соображениями власти, престижа и социального успеха, вечно неудовлетворенную особу. Аналогичная диалектика действует и среди мужчин. Те из них, у кого преобладает влияние анимы, отличаются утонченностью восприятия, способностью ощущать красоту жизни и тончайшие нюансы человеческих настроений. При этом они не теряют своей нативной мужественности и вовсе не впадают в женоподобие. Но если женская часть мужской души оказывается слишком требовательной, то ситуация меняется, и перед нами предстает субъект своенравный, капризный, склонный к лицемерию и предательству, а в крайних случаях и к однополой любви.

Поскольку рассматриваемые параметры совершенно четко и достоверно соотносятся с принципом “мужское – женское”, мы в краткой характеристике определим их взаимосвязь. (забранные в кавычки описания являются цитатами из книги К. Юнга “Психологические типы”).