рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ - раздел Философия, МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА Дайте Мне Материю И Движение, И Я Построю Мир ! Р. Декарт...

Дайте мне материю и движение, и я построю мир !

Р. Декарт

 

Первое и основное положение предлагаемой концепции таково: МИР — ЭТО МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЯ.

Из этого положения вытекает, что материя и движение являются наиболее фундаментальными определениями мира и, соответственно, основополагающими категориями, составляющими ядро категориальной картины мира.

Из положения вытекает также, что материя и движение — соотносительные определения, что движение имеет с материей один уровень общности и фундаментальности, занимает равное с ней положение в мире. Это не означает, однако, признания дуализма материи и движения. Они разные и противоположные стороны-определения мира, но вместе с тем не существуют друг без друга, более того, обусловливают и опосредствуют друг друга. Материя движется, движение материально. Можно говорить только о движущейся материи и материальном движении.

Представление о парности, соотносительности материи и движения имеет глубокие корни в философии. Вспомним элеатовскую антитезу всеединого бытия и движения многообразного, учение атомистов о полном и пустом (атомах и пустоте), учение Декарта о материи и движении, учения Толанда, французских материалистов ХVIII­ века, Гегеля.

Почему мы выступаем за соотносительность, взаимоподчиненность материи и движения (а не одностороннюю подчиненность второй категории первой)? Дело в том, что реальная диалектика мира подсказывает, что должна быть изначальная раздвоенность, противоречивость, симметрия, если можно так выразиться, основных определений мира. Мир в некотором роде упорядочен, т.е. так или иначе определен и его определения выражаются (плохо или хорошо) в системе категорий мышления и, далее, в системе философских категорий путем последовательного деления, членения категорий на противоположные определения. Первое деление начинается с самого первого понятия — понятия о мире. И оно, как уж было сказано, раздваивается на категории материи и движения.

Теперь взглянем на проблему с другой стороны. Мир противоречив, "соткан" из бесчисленного множества различных противоречий. Если рассматривать его как более или менее упорядоченное целое, то нужно признать, что множество противоречий — это не набор сосуществующих противоречий, расположенных одно возле другого и не связанных друг с другом. Оно представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных противоречий. А иерархическая система предполагает основное противоречие, которое содержит в себе все другие противоречия. Такое противоречие по смыслу должно связывать основные, фундаментальные определения мира. Ими как раз и являются материя и движение.

Поскольку материя и движение вместе составляют противоречие, нетрудно представить различные и даже противоположные точки зрения на их соотношение. Ведь в противоречии акцент можно ставить и на единстве, тождестве сторон, и на их противоположности, внешности друг другу. Действительно, в истории философии наблюдается целый спектр точек зрения на соотношение материи и движения — от их неразличения к акцентированию внимания на их единстве, затем к их внешнему связыванию, далее к раздельному представлению, противопоставлению и, наконец, к признанию одной из сторон соотношения ничтожной или даже недействительной. В последнем случае мы имеем дело с такими крайними позициями, как элеатовская, отрицающая движение, и бергсоновская, отрицающая материю в качестве носителя движения. Вообще-то в истории философии наибольшее распространение имели не крайние точки зрения, а промежуточные, приближающиеся в той или иной степени к диалектическому решению проблемы соотношения материи и движения. Среди этих точек зрения главенствующими были два подхода в зависимости от того, на тождестве или противоположности ставили акцент в указанном соотношении. В одном случае материя и движение рассматривались как внешние друг другу определения. В другом подчеркивалась, декларировалась их неразрывная связь, внутреннее единство. Первый подход был преобладающим в Новое время. Философы и ученые рассматривали материю как нечто косное, инертное, пассивное; движение отрывалось от материи, а источник движения видели в чем угодно, только не в противоречиях. Конечно, такой взгляд неправилен, но не потому, что он ложен, а потому, что односторонен. Ведь и противоположный взгляд, акцентирующий внимание на внутреннем единстве материи и движения, неприемлем по той же причине. Он чреват опасностью сведения материи к движению.

Очевидно, истина лежит где-то посередине. Материя и движение и внешни друг другу, и внутренни. В этом состоит основное противоречие мира.

Кстати, в истории философии помимо "качаний маятника" в ту или другую сторону понимания соотношения материи и движения, были и такие концепции, которые объединяли указанные противоположные подходы. К примеру укажем на точку зрения Д. Дидро, изложенную им в "Философских основаниях материи и движения" (1770 год).

Рассмотрим теперь под критическим углом попытки совместить представление о соотносительности материи и движения с представлением о движении как свойстве, атрибуте, способе существования материи.

Остановимся на характеристике движения как свойства материи. Эта характеристика встречается у многих философов. Сразу скажем: такая характеристика связи материи и движения является логически некорректной и с позиции современного знания не выдерживает критики. В самом деле, если быть последовательными, то исходя из характеристики движения как свойства материи мы должны признать, что материя — ­вещь. Ведь категория "свойство" определяется в подсистеме "вещь-свойство-отношение". Если идти дальше, то должны также признать, что материи-вещи противостоит какая-то другая вещь, в отношениях с которой материя-вещь обнаруживает, проявляет свое свойство — быть движущейся. А это абсурд. Ведь в мире нет ничего, кроме материи и движении. "Свойство» по самому своему смыслу есть то, что присуще данной вещи и проявляется в отношении этой вещи к другой (или к другим вещам). Если мы признаем движение свойством материи в целом, то должны также признать, что в мире наряду с материей существует и нечто другое.

Если же употреблять слово "свойство" (по отношению к движению и материи) не в его категориальном значении, т.е. не в значении "то, что присуще данной вещи и проявляется в ее отношении к другой вещи", а в усеченном или, по-другому, расширенном значении ("то, что присуще данному нечто"), то из-за неопределенности этого значения выражение "движение есть свойство материи" теряет какой-либо разумный смысл. Диалектика взаимоотношения материи и движения в трактовке их как вещи и свойства обеднена и примитивизирована.

Теперь о движении как атрибуте материи. Такая характеристика связи движения и материи, хоть и нечасто, но все же встречается в философии. А между там никто по-настоящему не исследовал, правильно ли говорить о движении как атрибуте материи. Если подходить строго к оценке движения как атрибута материи, то мы найдем ее уязвимой по нескольким пунктам.

Во-первых, эта оценка несовместима с представлением о парности, соотносительности, т.е. равнозначности материи и движения. Ведь что такое атрибут? Это — неотделимое, неотъемлемое свойство, принадлежность чего-либо. И каким бы важным свойством-принадлежностью объекта атрибут ни был, он остается лишь свойством-принадлежностью, т.е. чем-то стоящим на втором месте после самого носителя. Атрибутивное представление движения склоняет чашу весов в сторону материи, т.е. другого, не-движения. А отсюда недалеко и до абсолютизации субстанциальности, устойчивости, неизменности. В атрибутивном представлении движения не изжит взгляд на материю как на нечто более фундаментальное, важное, значимое по сравнению с движением.

Во-вторых, характеристика движения как атрибута материи акцентирует внимание на внутреннем аспекте соотношения материи и движения, на том, что движение неотделимо от материи, неразрывно связано с ней. Между тем даже в самой материи наряду с внутренним — целостностью тел — присутствует и внешнее — отношения между несвязанными друг с другом телами, доходящие до открытого столкновения. Где уж тут целостность, неделимость. Так и движение. Оно может быть внутренне присуще материальному образованию, а может быть и внешне ему. Например, бильярдный шар сам не может двигаться. Для того, чтобы он покатился по бильярдному столу, нужен толчок извне. Движение в данном случае внешне телу.

Характеристика движения как атрибута материи по существу игнорирует внешние взаимоотношения этих определений, то, что в конкретных случаях движение может быть не связано с внутренней природой того или иного материального образования. Представление о неразрывной связи материи и движения верно лишь в общем и целом, в том смысле, что они являются сторонами основного противоречия мира.

В-третьих, указанная характеристика движения не содержит в себе законченной мысли. В самом деле, если движение — атрибут материи, то невольно возникает вопрос о других атрибутах материи. У Спинозы материя под именем субстанции совершенно логично имела, по крайней мере, два атрибута — протяжение и мышление. Да и по определению атрибут есть нечто такое, что существует наряду с другими атрибутами. В нашей же философской литературе выражение "атрибут материи" применялось в основном только к движению. Вопрос о других атрибутах материи, как правило, не поднимался.

В тех немногих случаях, когда философы называют наряду с движением другие атрибуты материи, возникают неувязки иного рода. В самом деле, если движение лишь один из атрибутов материи, то тогда о нем нельзя говорить как о ближайшей к материи, а тем более парной с ней категории. Да и по самому своему смыслу движение не может быть одним из многих атрибутов материи. Никакая другая категория не стоит так, близко к материи как движение. Оно вместе с материей разделяет, так сказать, ответственность за все происходящее в мире. Другие категориальные определения являются их частными выражениями.

Здесь есть и другой аспект проблемы атрибутов материи. Оправдано ли приписывание материи множества атрибутов? Не пережиток ли это вещистской трактовки материи, когда на нее смотрели лишь как на носитель свойств? И не пережиток ли это, если говорить более конкретно, спинозовского членения реальности на субстанцию, ее атрибуты и модусы. Вероятно, и то, и другое. Субстанциально-атрибутивное (или веще-свойственное) представление материи не идет дальше трактовки ее как некоторого вместилища, склада, коллекции атрибутов. Оно оставляет ее этаким черным ящиком, на входах и выходах которого "располагаются" пресловутые атрибуты. Системным подходом здесь и не пахнет (говорить о системе атрибутов материи также нелепо, как говорить о системе свойств вещи).

Хотелось бы обратить также внимание на то, что характеристика движения как атрибута материи почти неизбежно подводит нас к трактовке материи как субстанции. (Вспомним, что в философии давно уже, по крайней мере со времен Спинозы, отношение "атрибут-субстанция" приобрело характер логической связи, "фигуры логики"; если мы называем что-то атрибутом, то вслед за этим должны говорить о субстанции, и наоборот). Между тем, приравнивание материи к субстанции неверно по существу. Субстанция, если и характеризует материю, то лишь в одном аспекте, со стороны ее всеобщности и бесконечности. А эта всего лишь частное определение материи. Ведь материя — не только первооснова всех вещей, но и сами эти вещи во всей их конкретности. Субстанция, в лучшем случае, — лишь субкатегория материи.

Таким образом, и с этой стороны характеристика движения как атрибута материи представляется уязвимой. Вообще следует сказать, что в этой характеристике заключена какая-то деревянность мысли, какое-то косноязычие, когда мысль не нашла еще адекватного категориально-логического выражения.

Теперь о характеристике движения как способа существования материи. Эта характеристика в чем-то сходна с характеристикой движения как атрибута материи. В самом деле, если движение способ существования материи, то естественно возникает вопрос о других ее способах существования (в самом понятии "способ" заложена идея многих разных способов). Опять мысль, содержащаяся в этой характеристике движения, остается незаконченной, недооформленной, поскольку лишь по отношению к движению употребляют выражение "способ существования материи".

Указанная характеристика движения — это, пожалуй, наиболее сильная характеристика связи движения и материи. Опираясь на нее некоторые философы стали развивать идею движения как выражения самого существования и пришли в итоге к фактическому "растворению" материи в движении. Ничего кроме обесценения понятия материи и перегонки его содержания в понятие движения мы здесь не имеем.

В иных случаях кинетистская (двигателистская) трактовка материи ведет к крайнему динамизму, подобному тому, который отстаивал русский химик Н.А. Меншуткин, выступавший против структурных моделей А.М. Бутлерова.

С характеристикой движения как способа существования материи тесно связана идея самодвижения материи. Она по своему логична и привлекательна. Если в мире нет ничего, кроме материи и движения, то, следовательно, двигаться может только материя. Значит, она самодвижется. Идея самодвижения материи исключает идею первотолчка, перводвигателя, идею вмешательства каких-то внешних для нее сил (бога, духа и т.п.). Вместе с тем идея самодвижения материи справедлива лишь до известного предела. Ее нельзя понимать так, что каждый отдельный материальный объект только самодвижется, что его движение "питается" исключительно от внутреннего источника (ведь совершенно очевидно, например, что бильярдный шар приводится в движение ударом кия, а сам по себе не может начать двига­ться). Внутри материи есть и самодвижение тел в строгом смысле (например, внутреннее, организованное, упорядоченное движение их частиц) и внешнее их движение, вызванное столкновениями, соударениями с другими телами (в результате неупорядоченного, хаотического движения тел). Акцентирование внимания на самодвижении (можно прибавить: и на саморазвитии) характерно для философии Гегеля, поскольку в ней вообще абсолютизируется внутреннее, имманентное и недооценивается внешнее, экзотерическое. К слову сказать, эта идущая от Гегеля чрезмерная любовь к внутреннему, имманентному дает о себе знать в фразеологии наших философов, что мешает непредвзято оценить действительное соотношение внутреннего и внешнего.

Завершая критический анализ характеристики движения как способа существования материи, нужно сказать вот еще о чем. С этой характеристикой связана проявляющаяся в нашей философской литературе тенденция к непомерному расширению, "раздуванию" понятия движения путем включения в него понятий, которые не являются частными видами или формами движения, а имеют особый категориальный статус. Мы имеем в виду такие понятия, как становление, противоречие, взаимодействие, деятельность, жизнь. Желание относить к движению все, что не относится непосредственно к материи, ее структуре и видам, вытекает из стремления дихотомически делить все в мире на то, что движется и на само движение, т.е. на материю и движение. Это стремление как раз основано на характеристике движения как способа существования материи. Такая характеристика не дает возможности что-то "вставить" между материей и движением. Либо материя, либо движение. Третьего не дано. С нашей точки зрения движение — не способ существования материи, а сторона мира, составляющая вместе с материей основное противоречие мира. Мир — не движущаяся материя[20], а материя и движение. Здесь связка "и" играет существенную роль. Это не просто грамматическая связка. Она соединяет определения, которые находятся в отношении тождества и противоположности. Иными словами, связка "и" отражает реальность, которая не принадлежит в отдельности ни материи, ни движению. К этой реальности относятся такие категориальные определения, как противоречие, становление, возможность, действительность, случайность, необходимость, явление, закон, причина, следствие. Возьмем, например, случайность. Что это? Вид материи? Вид движения? Ни то, ни другое. Или возьмем действительность и возможность. И отдельное материальное тело и отдельное движение могут существовать как в действительности, так и в возможности. А явление? Что это? Форма движения? Нет. Возьмем, к примеру, такое явление как столкновение бильярдных шаров. В этом столкновении мы видим и материальные тела (бильярдные шары), и их пространственное движение (покой и перемещение). Столкновение не является материальным телом. Но оно не является и движением. Это — явление, внешнее взаимодействие, в котором присутствуют и материя, и движение.

--------------------------

Здесь мы подошли к тому, с чего начали, а именно, что материя и движение являются основополагающими категориями и что все другие категориальные определения, какими бы важными и фундаментальными они ни были, являются лишь частными выражениями материи и движения (материи в отдельности, движения в отдельности и их единства).

Такое понимание категориальной логики позволяет решить проблему конструктивного соединения учения о материи и движении с учением о категориях. Ведь не секрет, что в вузовских курсах по философии эти учения излагались и продолжают излагаться в отрыве друг от друга. Учение о материи и движении фактически стоит особняком от учения о категориях и наоборот. Возможность и действительность, явление, сущность, закон, случайность, необходимость и ряд других категорий практически никак конструктивно (категориально-логически) не связаны с материей и движением, пространством и временем. Особняком стоят и такие категории, как качество, мера, количество.

Предлагаемая концепция (версия) категориальной логики устраняет этот разрыв между отдельными группами категорий. Во-первых, она распределяет все категории между материей, движением и их единством (связью). Во-вторых, она устанавливает соответствия между различными категориями и их группами. Таким образом, все категории оказываются связанными друг с другом дважды: через их отнесение к материи и движению, и через систему соответствий.

* * *

В целях удобства изложения дальнейшего материала воспользуемся членением категорий в зависимости от их отношения к материи и движению. Рассмотрим сначала группу категорий, относящихся непосредственно к материи, затем — группу категорий, относящихся к движению, и далее, категории, группирующиеся вокруг противоречия и становления, связывающих материю и движение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л.Е.
Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")   В книге предложена оригинальная версия

КОНЦЕПЦИЯ
Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определени

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток професси

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, к

О категориальном детерминизме.
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определений мира — это,

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследовании приняты в качестве рабочих принципов: 1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальн

Категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]   частный вид категории    

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религ

М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ     Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы дается схематическое представление категориальной картины мира, к

Объяснение и анализ некоторых соответствий.
Начнем с простого примера: соответствия сохранения и изменения категориям-опознавателям. Что такое сохранение? Это пребывание в одном и том же состоянии. Налицо тождество

Ально-логическое и методологическое значение.
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные соответствия между категор

О структуре материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не

Виды материи
Обычно видами материи называют конкретные типы материальных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблю

Мезоматерия
Теперь остановимся на вопросе о промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является про

Органические виды материи: организм и сообщество
Тело, мезоматерия и группа являются универсально-всеобщими видами материи. 3а их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлен

С у б с т а н ц и я
В верхней части диаграммы ("пространства" материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она вы

Уровни материи
По-видимому имеет право на существование и понятие "уровень материи". Если структуру материи представить в некоторой воображаемой системе координат, то виды материи будут располагаться по

К А Ч Е С Т В О
О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их яз

Структура качества
До сих пор о качестве говорилось в основном как об элементе системы категорий. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его "хозяйство". Здесь вполне естественно возникает вопрос о структур

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
Итак, ясно, что в качестве одинаково присутствуют оба момента: специфическое и общее. Они-то и составляют основу структуры качества, иначе говоря, "делают" его сложным, структуриро

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип.
На диаграмме категории в центре обозначен пунктирной линией круг. В пределах этого круга соответственно общей наглядно-логической схеме отображения структуры категории должна располагаться субкатег

Качество как ценностно-практическая категория
Особое место в системе субкатегорий качества занимают понятия, которые хотя и обозначаются словом "качество" имеют отчетливо специфический смысл. Это понятия "качество продукции"

Качество и межкатегориальные понятия
Помимо собственно качественных понятий, выражающих различные аспекты категории качества, существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе качественн

Качественные формы деятельности
Будучи одной из основных категорий мышления качество несет на себе огромную методологическую нагрузку. Методологическая функция этой категории выступает в различных специфически качественных

Подобие, моделирование, аналогия
Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в

К О Л И Ч Е С Т В О
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельзя рассматривать

Структура количества
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "количество". Из этой диаграммы видно, что сторонами или моментами количества являются, во-первых, бесконечное и

Стороны количества: конечное и бесконечное
Итак, с нашей точки зрения конечное и бесконечное являются сторонами количества, т.е. количественными определениями. Философы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и бесконечн

Моменты количества: дискретное и непрерывное
То, что дискретное и непрерывное — ближайшие определения, моменты количества, было известно давно, со времен Аристотеля, т.е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлекс

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д.
В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел (например, груду камней, множество деревьев, звезд на небе, толпу людей), а, с дру

Количество и межкатегориальные понятия
Количество помимо основного, категориального значения, воплощенного в термине «количество», имеет еще различные отраженные (рефлексивные) значения, зафиксированные в межкатегориальных понятиях. Кат

Конечное и бесконечное
Проблема конечного и бесконечного — одна из самых сложных и запутанных. Прежде всего это связано с выражением понятий конечного и бесконечного в языке. Исторически понятие бесконечного возникло как

М Е Р А
Мера — одна из наименее изученных категорий. Вплоть до Гегеля она рассматривалась лишь как слово или понятие, но не как фундаментальная философская категория, а тем более категория мышления. Дело в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, по

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ
(МЕСТО; ВЕРХ-НИЗ, ЦЕНТР, [МОМЕНТ; ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ] ПРАВОЕ-ЛЕВОЕ) [ОДНОВРЕМЕННОСТЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ]   Рис. Диаграмма (структурная схема)

ПРОСТРАНСТВО
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движен

Перемещение, покой
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение в пространстве":

О предельной скорости перемещения
Выше был рассмотрен вопрос о конечной скорости света, о том, что она не может быть беспредельной (см. 3.3.1. "Общая характеристика движения"). Думается, сейчас уже никто не станет утвержд

Поведение
Поведение — сложное движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещени

Изменение, сохранение
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени". На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, с

Виды изменения
Непрерывно-количественные изменения: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание тиражирование

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими с

Внешнее" определение противоречия
Характеристика противоречия как абстрактного единства материи и движения есть его "внешнее" определение. Необходимость такого определения диктуется следующими соображениями. Обще

Внутреннее» определение противоречия
"Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство

СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как определено выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы говорим о множестве

Идея внутренних и внешних противоречий
Из таблицы соответствий между категориями (см. п. 2.1.) можно видеть, что внутренним противоречиям соответствует сохранение, а внешним противоречиям — изменение. Если мы принимаем концепцию, что пр

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
По нашей классификации внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами я

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  На внешнем уровне переход означает исчезновение одной противоположности в другой, и в этом смысле здесь

Минимумы и максимумы противоречий
О минимумах и максимумах противоречий говорил еще Джордано Бруно. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, — писал он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий
Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления. Идеальным геометрическим образом внутреннего противоречия является круг, как воплощени

Энергия и сила
Как нам представляется, физические понятия энергии и силы в категориально-логическом плане выражают различие внутренних и внешних взаимодействий, а через них — внутренних и внешних противоречий. Эн

СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ
Все живое и истинно только как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связыв

Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени
Рассмотрим теперь, как, каким образом из противоречий неорганической природы строится противоречие, обусловливающее жизнедеятельность простейшей живой системы. Выше, в п. 3.4.2., на основе идеи вза

Основные факты жизнедеятельности клетки
Клетка является элементарной живой системой, состоящей из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей — цитоплазмы и ядра. Она представляет собой основу развития, строения и жизнедеятел

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия
Мы выдвигаем следующее частное определение: сложное противоречие 1-ой степени лежит в основе ядерно-цитоплазменного взаимодействия. В противоположность приведенному выше определению

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки
В самом общем виде формулу [1 — 0 — 1] можно интерпретировать следующим образом. Хотя метаболизм клетки — чрезвычайно сложный, многогранный и многоступенчатый проце

Формула (0 — 1 — 0) и деление клетки.
Осмысливая деление клетки как опосредствование внутреннего противоречия внешним (в виде формулы (0 — 1 — 0)), мы исходим из того общего соображения, что внутреннее (на уровн

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-против

ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические противоречия могут

Становление — конкретное единство материи и движения
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т.е.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  Первое "внутреннее" определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможности и действительности. Становление только тог

Индивидуальное становление человека
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" — сказал К. Гельвеций. "Жить — значит непрерывно двигаться вперед" — этот афоризм принадлежит Самюэлу Джонсону. Оба в

Становление и развитие
Становление по определению является движением от старого к новому и от нового к старому. Не таково развитие. Его нельзя рассматривать как движение от старого к новому и от нового к старому. Развити

Общая характеристика возможности
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т.е. еще не существующее в действ

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   неряшливость мысли. И о необходимости как способе превращения возможности а действительн

Случайность
  Многие философы недооценивают категорию случайности. Истоки ее недооценки в нашей философской литературе лежат в идущей от Гегеля интерпретации этой категории. Гегель, несмот

Мнимые случайности
Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т.е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеч

Вероятность
Вероятность — промежуточная категория, осуществляющая постепенный или плавный переход от необходимости к случайности и от случайности к необходимости. Меньшая вероятность стоит ближе к случа

Необходимость
Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики. Необходимость есть сторона или вид возможности. Ей противоположна случайность. Необхо

Cвобода
Свобода есть категория возможности, представляющая собой органическое единство (взаимоопосредствование) случайности и необходимости. Если случайность определяет многообразие возможностей,

Н-С-Н) — [С-Н-С] — (Н-С-Н)} — <[С-Н-С] — (Н-С-Н) — [С-Н-С]> — {(Н-С-Н) — [C-Н-С] — (Н-С-Н)}) ).
Поэтому в связи с большой сложностью взаимоопосредствования необходимости и случайности в человеческом обществе мы намеренно будем представлять его по упрощенной схеме: (Н-С-Н) или [С-Н-С].

Действительность как момент становления
Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — "внешнее" определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности дейст

С Т А Р О Е
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

Статистическая закономерность
Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколь

Явление
Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в

Причина — действие — следствие
Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — ка

Вещь — свойство — отношение
В предыдущем параграфе мы говорили об отношениях между явлениями. Теперь заглянем внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части", то получим триаду категорий "вещь-

Сущность
Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительности, а явление

Сущность и явление
Остановимся подробнее на отношении сущности и явления. Это отношение часто рассматривают как отношение внутреннего и внешнего. Это несколько упрощенный взгляд. Говорят, например: явление дано непос

Старое и новое
Ни одна новая мысль не пугала его потому, что она новая, и ни одна новая мысль не покоряла его потому, что она новая. О С.И. Танееве-педагоге   Старое

ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество «натерпелось» от революций и, откровенно говоря, не очень хочется заниматься этой темой. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стал

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего. В аспекте дейст

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Мы имеем в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутренню

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   гим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с друго

Цель жизни
Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая фо

Субкатегории цели, средства и результата
В структурной схеме (см. рис. выше, на стр. ?253) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории и

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность "делает

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА)   [1] Кант И. Соч. в 6-и т.т. Т. 3, М., 1964. С. 214. [2] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги