рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вероятность

Вероятность - раздел Философия, МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА Вероятность — Промежуточная Категория, Осуществляющая Постепенный Или ...

Вероятность — промежуточная категория, осуществляющая постепенный или плавный переход от необходимости к случайности и от случайности к необходимости. Меньшая вероятность стоит ближе к случайности. Большая вероятность стоит ближе к необходимости. Одним своим "концом" вероятность упирается в случайность, переходит в нее, а другим "концом" переходит в необходимость.

Говоря об истоках категории "вероятность", следует в первую очередь упомянуть Аристотеля. Он не раз в своих сочинениях указывал на то, что между случайностью и необходимостью имеется промежуточная категория. Правда, Аристотель не обозначал эту категорию каким-то одним, определенным термином. Обычно он употреблял выражение "большей частью" в контексте сравнения со случайностью (могущей быть только иногда) и необходимостью (имеющей место всегда).

Философы все больше осознают, что вероятность является переходным "мостиком", связующим звеном между случайностью и необходимостью. Не охватывая полностью эти категории, она тем не менее "захватывает" часть их "территории", а именно, обнимает собой статистическую или вероятную случайность и статистическую или вероятную необходимость. Последние являются полюсами вероятности. В этом плане ее можно представить или определить как единство статистической случайности и статистической необходимости.

Выше мы уже приводили определение теории вероятностей, данное одним из ее создателей — Б. Паскалем. По его мнению она соединяет "неопределенность случая" с "точностью математических доказательств" и не просто соединяет, а «примиряет" "эти, казалось бы, противоречивые элементы". Как верно он сказал! Действительно, вероятность примиряет случайность и необходимость. К такому пониманию вероятности приходит все больше философов и ученых. М.М. Розенталь прямо пишет: "вероятность есть выражение связи необходимости со случайностью"[125].

Теперь о позиции ученых в данном вопросе. Е.С. Вентцель пишет: предметом теории вероятностей "являются специфические закономерности, наблюдаемые в случайных явлениях. Практика показывает, что, наблюдая в совокупности массы однородных случайных явлений, мы обычно обнаруживаем в них вполне определенные закономерности, своего рода у с т о й ч и в о с т и, свойственные именно массовым случайным явлениям»[126].

Е.С. Вентцель здесь хорошо показала, что вероятность образуется на стыке массовых случайностей и статистической устойчивости, закономерности, присущей этим случайностям. В результате бесчисленных столкновений молекул газа происходят в массовом порядке необратимые процессы, т.е. в каждом отдельном случае прямой процесс (например, движение молекулы в одну сторону с определенной скоростью) не обращается, т.е. не сменяется обратным процессом (движением молекулы в обратную сторону с той же скоростью). Однако, когда происходит большое число столкновений молекул, то их прямые и обратные перемещения как бы взаимно гасятся, нейтрализуются и мы имеем псевдообратимый процесс, известную статистическую устойчивость. Псевдообратимость таких процессов обусловлена тем, во-первых, что каждому прямому процессу не соответствует в строгом смысле обратный процесс (как это имеет место, например, при орбитальном движении планет) — ­лишь через множество столкновений молекула может сменить направление перемещения на противоположное и оказаться в том же месте; во-вторых, что нет полной нейтрализации, взаимопогашения прямых и обратных процессов — общий газовый процесс идет в одну сторону, что и выражается в той или иной величине статистической устойчивости. Таким образом, и на макроуровне имеет место необратимость, точнее, статистическая необратимость. Она "пробивает себе дорогу" сквозь массу случайных процессов, в той или иной степени гасящих, нейтрализующих друг друга. О статистической необходимости (закономерности) можно сказать, что это необходимость (закономерность) псевдо- или квазиобратимых процессов, которые основаны на массовых необратимых процессах. (Соответственно, о нестатистической необходимости /законе/ можно сказать, что это необходимость, закон строго обратимых процессов (подобных орбитальному движению планет).

Далее. По мнению Э. Бореля, "во многих случаях можно говорить не о вероятности состояния, а о порядке и беспорядке"[127].

А.Н. Колмогоров пишет: "Статистическое описание совокупности объектов занимает промежуточное положение между индивидуальным описанием каждого из объектов совокупности, с одной стороны, и описанием совокупности по ее общим свойствам, совсем не требующим ее расчленения на отдельные объекты, — с другой"[128]. Как видим, Колмогоров прямо указывает на промежуточный характер вероятностно-статистического подхода.

Интересное рассуждение мы находим у математика А. Реньи. "На днях, приводя в порядок книги, — пишет он, — я наткнулся на "Размышления" Марка Аврелия и случайно открыл ту страницу, где он пишет о двух возможностях: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствует порядок и закономерность. какая из двух взаимоисключающих возможностей реализуется, мыслящий человек должен решить сам... И хотя я уже много раз читал эти строки, но теперь впервые задумался над тем, а почему, собственно, Марк Аврелий считал, что в мире господствуют либо случайность, либо порядок и закономерность?. Почему он думал, что эти две возможности исключают друг друга? Мне кажется, в действительности оба утверждения не противоречат друг другу, более того, они действуют одновременно: в мире господствует случай и одновременно действуют порядок и закономерность... Вот почему я и придаю такое значение выяснению понятия вероятности и интересуюсь неразрывно связанными с этим вопросами"[129].

А. Реньи связывает вероятность с тем, что в мире действуют одновременно случайность и порядок, закономерность. Таким образом он косвенно указывает на то, что вероятность основана на единстве случайности и необходимости.

М. Борн писал: "Природа, как и дела человеческие, кажется подверженной как необходимостям, так и случайностям. И все-таки даже случайность не вполне произвольна, ибо имеются законы случайности, сформулированные в математической теории вероятностей"[130]. Наша философия дуалистична; природа управляется как бы запутанным клубком законов причины и законов случая[131].

Согласно М. Борну вероятностно-статистический подход основан на сочетании, как он сам выражается, закономерности и случайности. Комментарии, как говорится, излишни.

Среди философов встречается порой представление о вероятности как "степени возможности" или "количественной мере возможности". Это представление фиксирует лишь факт, что вероятность может быть большей или меньшей, что она исчислима (методами теории вероятностей). Однако оно ничего не говорит о природе вероятности. Ведь и о случайности можно говорить как о большей или меньшей, и о необходимости. И вообще любое категориальное определение можно как-то характеризовать с количественной стороны. Например, еще не создано исчисление противоречий, хотя давно известен факт, что противоречия имеют свои минимумы и максимумы. Смеем утверждать, что такое исчисление будет со временем создано. Все объективные категориальные определения имеют количественную сторону и поэтому их ждет неизбежная математизация.

Приведенные выше высказывания философов и ученых вскрывают природу вероятности как промежуточной категории, связывающей случайность и необходимость. Только в координатах этих категорий определяется ее содержание и она может быть охарактеризована как имеющая большую или меньшую степень.

Можно заранее, априори сказать что любые промежуточные состояния возможны и существуют лишь благодаря наличию ярко выраженных крайних состояний. Если нет последних, то нет и первых. Смешно говорить, что они представляют собой "скорее некоторую идеализацию". Если мы отрицаем реальность крайних состояний, то этим самым подрубаем сук, на котором сидим, т. е. вынуждены будем отрицать реальность промежуточных состояний. Промежуточные состояния потому и являются промежуточными, что они "располагаются" где-то между крайними состояниями и их существование зависит от существования этих состояний. Вероятность носит промежуточный характер благодаря тому, что существуют случайность и необходимость — полюсы взаимозависимости. Располагаясь между ними, вероятность не поглощает их, а связывает, осуществляет переход от одного полюса взаимозависимости к другому. В этом ее смысл и назначение.

На промежуточный характер вероятности указывает то, что вероятностные устойчивости могут ближе "стоять" к случайности, т.е. быть более частными, и могут ближе "стоять" к необходимости, т.е. быть более общими. Первый род вероятностных устойчивостей обычно причисляют к разряду эмпирических статистических закономерностей. Второй род — к разряду теоретических статистических закономерностей. Некоторые ученые и философы сомневаются даже, можно ли во всех случаях именовать частные статистические устойчивости эмпирическими закономерностями. И они в какой-то мере правы. Вероятностные устойчивости "плавно" переходят в чисто случайные процессы, носящие неопределенный характер. Чем уже охватываемая ими область, тем они более похожи на чистые случайности и тем менее оснований называть их эмпирическими закономерностями. (Подробнее об этом см. ниже, п. 3522.3 "Статистическая закономерность").

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вероятность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л.Е.
Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")   В книге предложена оригинальная версия

КОНЦЕПЦИЯ
Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определени

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток професси

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, к

О категориальном детерминизме.
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определений мира — это,

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследовании приняты в качестве рабочих принципов: 1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальн

Категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]   частный вид категории    

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религ

М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
  СТАНОВЛЕНИЕ     Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы дается схематическое представление категориальной картины мира, к

Объяснение и анализ некоторых соответствий.
Начнем с простого примера: соответствия сохранения и изменения категориям-опознавателям. Что такое сохранение? Это пребывание в одном и том же состоянии. Налицо тождество

Ально-логическое и методологическое значение.
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные соответствия между категор

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
Дайте мне материю и движение, и я построю мир ! Р. Декарт   Первое и основное положение предлагаемой концепции таково: МИР — ЭТО МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. В МИРЕ НЕ

О структуре материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не

Виды материи
Обычно видами материи называют конкретные типы материальных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблю

Мезоматерия
Теперь остановимся на вопросе о промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является про

Органические виды материи: организм и сообщество
Тело, мезоматерия и группа являются универсально-всеобщими видами материи. 3а их пределами никаких других видов материи нет и быть не может. Логическое членение материи на указанные виды обусловлен

С у б с т а н ц и я
В верхней части диаграммы ("пространства" материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она вы

Уровни материи
По-видимому имеет право на существование и понятие "уровень материи". Если структуру материи представить в некоторой воображаемой системе координат, то виды материи будут располагаться по

К А Ч Е С Т В О
О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их яз

Структура качества
До сих пор о качестве говорилось в основном как об элементе системы категорий. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его "хозяйство". Здесь вполне естественно возникает вопрос о структур

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
Итак, ясно, что в качестве одинаково присутствуют оба момента: специфическое и общее. Они-то и составляют основу структуры качества, иначе говоря, "делают" его сложным, структуриро

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип.
На диаграмме категории в центре обозначен пунктирной линией круг. В пределах этого круга соответственно общей наглядно-логической схеме отображения структуры категории должна располагаться субкатег

Качество как ценностно-практическая категория
Особое место в системе субкатегорий качества занимают понятия, которые хотя и обозначаются словом "качество" имеют отчетливо специфический смысл. Это понятия "качество продукции"

Качество и межкатегориальные понятия
Помимо собственно качественных понятий, выражающих различные аспекты категории качества, существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе качественн

Качественные формы деятельности
Будучи одной из основных категорий мышления качество несет на себе огромную методологическую нагрузку. Методологическая функция этой категории выступает в различных специфически качественных

Подобие, моделирование, аналогия
Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в

К О Л И Ч Е С Т В О
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельзя рассматривать

Структура количества
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "количество". Из этой диаграммы видно, что сторонами или моментами количества являются, во-первых, бесконечное и

Стороны количества: конечное и бесконечное
Итак, с нашей точки зрения конечное и бесконечное являются сторонами количества, т.е. количественными определениями. Философы и ученые всегда пытались осмыслить конечное и бесконечн

Моменты количества: дискретное и непрерывное
То, что дискретное и непрерывное — ближайшие определения, моменты количества, было известно давно, со времен Аристотеля, т.е. с тех пор, как категория количества стала предметом философской рефлекс

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д.
В самом деле, мы можем наблюдать, с одной стороны, реальные совокупности, множества разрозненных тел (например, груду камней, множество деревьев, звезд на небе, толпу людей), а, с дру

Количество и межкатегориальные понятия
Количество помимо основного, категориального значения, воплощенного в термине «количество», имеет еще различные отраженные (рефлексивные) значения, зафиксированные в межкатегориальных понятиях. Кат

Конечное и бесконечное
Проблема конечного и бесконечного — одна из самых сложных и запутанных. Прежде всего это связано с выражением понятий конечного и бесконечного в языке. Исторически понятие бесконечного возникло как

М Е Р А
Мера — одна из наименее изученных категорий. Вплоть до Гегеля она рассматривалась лишь как слово или понятие, но не как фундаментальная философская категория, а тем более категория мышления. Дело в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с одной стороны, по

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРЯДОК ВРЕМЕНИ
(МЕСТО; ВЕРХ-НИЗ, ЦЕНТР, [МОМЕНТ; ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ] ПРАВОЕ-ЛЕВОЕ) [ОДНОВРЕМЕННОСТЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ]   Рис. Диаграмма (структурная схема)

ПРОСТРАНСТВО
Пространство — сторона движения, соотносительная с другой его стороной — временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится движен

Перемещение, покой
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение в пространстве":

О предельной скорости перемещения
Выше был рассмотрен вопрос о конечной скорости света, о том, что она не может быть беспредельной (см. 3.3.1. "Общая характеристика движения"). Думается, сейчас уже никто не станет утвержд

Поведение
Поведение — сложное движение в пространстве, органическое единство (взаимоопосредствование) перемещения и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещени

Изменение, сохранение
На следующей странице дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени". На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, с

Виды изменения
Непрерывно-количественные изменения: рост, увеличение, уменьшение (изменения величины). Дискретно-количественные изменения: размножение, вымирание тиражирование

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитию соответствуют в подсистеме "виды материи

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими с

Внешнее" определение противоречия
Характеристика противоречия как абстрактного единства материи и движения есть его "внешнее" определение. Необходимость такого определения диктуется следующими соображениями. Обще

Внутреннее» определение противоречия
"Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство

СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как определено выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы говорим о множестве

Идея внутренних и внешних противоречий
Из таблицы соответствий между категориями (см. п. 2.1.) можно видеть, что внутренним противоречиям соответствует сохранение, а внешним противоречиям — изменение. Если мы принимаем концепцию, что пр

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
По нашей классификации внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами я

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
  На внешнем уровне переход означает исчезновение одной противоположности в другой, и в этом смысле здесь

Минимумы и максимумы противоречий
О минимумах и максимумах противоречий говорил еще Джордано Бруно. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, — писал он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий
Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления. Идеальным геометрическим образом внутреннего противоречия является круг, как воплощени

Энергия и сила
Как нам представляется, физические понятия энергии и силы в категориально-логическом плане выражают различие внутренних и внешних взаимодействий, а через них — внутренних и внешних противоречий. Эн

СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ
Все живое и истинно только как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связыв

Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени
Рассмотрим теперь, как, каким образом из противоречий неорганической природы строится противоречие, обусловливающее жизнедеятельность простейшей живой системы. Выше, в п. 3.4.2., на основе идеи вза

Основные факты жизнедеятельности клетки
Клетка является элементарной живой системой, состоящей из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей — цитоплазмы и ядра. Она представляет собой основу развития, строения и жизнедеятел

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия
Мы выдвигаем следующее частное определение: сложное противоречие 1-ой степени лежит в основе ядерно-цитоплазменного взаимодействия. В противоположность приведенному выше определению

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки
В самом общем виде формулу [1 — 0 — 1] можно интерпретировать следующим образом. Хотя метаболизм клетки — чрезвычайно сложный, многогранный и многоступенчатый проце

Формула (0 — 1 — 0) и деление клетки.
Осмысливая деление клетки как опосредствование внутреннего противоречия внешним (в виде формулы (0 — 1 — 0)), мы исходим из того общего соображения, что внутреннее (на уровн

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-против

ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические противоречия могут

Становление — конкретное единство материи и движения
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи и движения, т.е.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  Первое "внутреннее" определение категории таково: Становление есть единство (взаимопереход) возможности и действительности. Становление только тог

Индивидуальное становление человека
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" — сказал К. Гельвеций. "Жить — значит непрерывно двигаться вперед" — этот афоризм принадлежит Самюэлу Джонсону. Оба в

Становление и развитие
Становление по определению является движением от старого к новому и от нового к старому. Не таково развитие. Его нельзя рассматривать как движение от старого к новому и от нового к старому. Развити

Общая характеристика возможности
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т.е. еще не существующее в действ

ИМОСТЬ НОСТЬ
  Рис. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»   неряшливость мысли. И о необходимости как способе превращения возможности а действительн

Случайность
  Многие философы недооценивают категорию случайности. Истоки ее недооценки в нашей философской литературе лежат в идущей от Гегеля интерпретации этой категории. Гегель, несмот

Мнимые случайности
Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т.е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеч

Необходимость
Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики. Необходимость есть сторона или вид возможности. Ей противоположна случайность. Необхо

Cвобода
Свобода есть категория возможности, представляющая собой органическое единство (взаимоопосредствование) случайности и необходимости. Если случайность определяет многообразие возможностей,

Н-С-Н) — [С-Н-С] — (Н-С-Н)} — <[С-Н-С] — (Н-С-Н) — [С-Н-С]> — {(Н-С-Н) — [C-Н-С] — (Н-С-Н)}) ).
Поэтому в связи с большой сложностью взаимоопосредствования необходимости и случайности в человеческом обществе мы намеренно будем представлять его по упрощенной схеме: (Н-С-Н) или [С-Н-С].

Действительность как момент становления
Действительность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — "внешнее" определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности дейст

С Т А Р О Е
  Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

Статистическая закономерность
Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая "плавный", постепенный переход от явления к закону или от закона к явлению. Она действует так или несколь

Явление
Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в

Причина — действие — следствие
Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины, вторые — ка

Вещь — свойство — отношение
В предыдущем параграфе мы говорили об отношениях между явлениями. Теперь заглянем внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части", то получим триаду категорий "вещь-

Сущность
Сущность — категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительности, а явление

Сущность и явление
Остановимся подробнее на отношении сущности и явления. Это отношение часто рассматривают как отношение внутреннего и внешнего. Это несколько упрощенный взгляд. Говорят, например: явление дано непос

Старое и новое
Ни одна новая мысль не пугала его потому, что она новая, и ни одна новая мысль не покоряла его потому, что она новая. О С.И. Танееве-педагоге   Старое

ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество «натерпелось» от революций и, откровенно говоря, не очень хочется заниматься этой темой. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стал

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего. В аспекте дейст

Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
  Рис. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Мы имеем в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутренню

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е   П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

О Б Ъ Е К Т
  Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   гим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с друго

Цель жизни
Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая фо

Субкатегории цели, средства и результата
В структурной схеме (см. рис. выше, на стр. ?253) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории и

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность "делает

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА)   [1] Кант И. Соч. в 6-и т.т. Т. 3, М., 1964. С. 214. [2] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги