рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество и знание

Творчество и знание - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Основная Идея Данного Параграфа Состоит В Том, Что Представление О Творчестве...

Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчество, речь идет о продуктивной деятельности, результатом которого является возникновение нового знания. В силу этого ценность научного творчества в первую очередь определяется чем, что производится новая информация о мире. Сказанное представляется достаточно привычным, традиционным, по такое понимание творчества таит в себе массу нетривиальных проблем[122]. Поскольку творчество — это процесс, в котором что-то производится, то оно рассматривается как деятельность. При этом в центре обсуждения оказываются ее условия, результаты, средства, цели и система действии. За рамками такого подхода остается собственное бытие субъекта творчества. Виоле исследовательского интереса оказываются лишь проявления активности субъекта. Субъект творчества присутствует здесь в качестве производящей инстанции, которая, творя новое, сама остается чем-то неопределенным себетождественным. Такой подход напоминает концепцию божественного творения мира, когда сам творец остается неизменным. Субъект творчества наделен некими способностями, которые и ответственны за возникновение нового знания. Такая модель достаточно примитивна и противоречива. Сводя творчество к деятельности, мы затрудняем выявление специфики творчества как универсальной и сущностной стороны человеческого существования. Технологическая модель творчества заслоняет самую главную его сторону — субъект. В этой связи представляется более адекватной позиция В. С. Библера, когда он подчеркивает, что в сфере творчества «производится» в основном не «что», но «кто», т. е. сам субъект творчества и нового знания[123].

Можно ли понять творческий акт, если рассматривать лишь то, что субъект делает? Я попытаюсь обосновать отрицательный ответ и показать, что смысл и тайна творчества раскрываются в той мере, в какой мы сможем выразить то, что делается с субъектом познания в процессе возникновения нового знания и знания вообще. Концептуальная трудность предлагаемого подхода связана с тем, что субъект творчества должен быть осмыслен не как объект, теоретически реконструируемый с помощью понятий. Деятельностный подход к творчеству навязывает (но определению) нам объектное рассмотрение творчества, а значит, описание и объяснение творческих актов. Хотя такой подход и дает некоторую информацию о творческом процессе, но он касается лишь тех его аспектов, которые имеют технологический и воспроизводимый характер (речь, например, идет об этапах подготовки к открытию, о критериях оценки открытия и т. п.). Главное препятствие понимания творчества — это установка на объяснение процесса творчества, что противоречит самому существу творчества как интимного акта человеческой жизнедеятельности, неповторимого, уникального, не поддающегося теоретическому конструированию. Из того факта, что акт творчества есть, еще не следует возможность его концептуального представления в качестве объекта для «нетворившего» субъекта. Представить творческий акт — значит репрезентировать чем-то иным — нетворческим. Кроме того, представление предполагает воспроизводимость акта с помощью понятий. Но можно сколько угодно изучать историю изобретений, открытий, но при этом ни на грамм не прибавить себе творческих способностей. Творчество не может быть предметом интеллектуального, чувственного или практического освоения. Творчество — это необъективный феномен. Как же тогда можно говорить «о творчестве? Остается говорить о творчестве его собственным «языком», а не языком предметных форм деятельности. Рассмотрим такую возможность.

Существует расхожее понятие «творческая личность». Нередко говорят, что всякий творческий человек есть личность, хотя не всякая личность непременно является творческой. Но, пожалуй, точнее высказывается А. Л. Никифоров: «Творчество — способ существования личности: только в творчестве осуществляется личность и отсутствие творчества означает отсутствие личности»[124]. Так что в конструкции «творческая личность» каждое из понятий может выступать логическим субъектом: творящий сеть личность и личность есть творящее существо. Если мы смотрим на творчество как на деятельность, то это необходимо связывает нас с представлением о творческих способностях личности. Действительно, если что-то происходит, то категориально мы осмысливаем это как реализацию возможностей (но Аристотелю). В личности эти возможности творить понимаются как способности к творчеству. Но что это значит? Способный творить — это обладающий способом творения. Но это обладание нельзя охарактеризовать как знание способа производить новые мысли. Еще Сократ отмечал, что если моя мысль движется, то есть се направление. Таким образом, Я должно как бы заранее иметь в виду это направление. И если, далее, двигаясь в этом направлении, я к чему-то прихожу, то я должен знать, что «я пришел», т. е. узнать в своей новой мысли то, к чему я двигался. Но откуда мы можем знать, что возникшая новая мысль есть именно та мысль, к которой я шел. Здесь Сократ отмечает парадоксальность представления о творческом мышлении как о движении «к», т. е. как о деятельности, ибо последняя определяется как движение к цели, к результату. Если цель и результат совпадают, то интеллектуального творчества нет, если они не совпадают, то как можно тогда понять возникновение результата, исходя из способности творить. Понятие о способностях творчества весьма проблематично. После акта творения мы можем рассуждать о предпосылках, заключенных в «способностях», но до этого акта никакого представления о возможности нового знания мы иметь не можем.

Анализируя акт творчества как событие уникальное и каждый раз впервые происходящее, М. К. Мамардашвили видит разрешение парадокса Сократа в предположении, что «мысли с нами случаются, а не нами вырабатываются, хотя они и вырабатываются нами»[125]. То есть до акта познания не предполагается способность открывать новое. «Способность к познанию установится в актах познания»[126]. Следовательно, о способности творчества, познания можно говорить в том смысле, что этой способностью субъект не может пользоваться как чем-то наличным до акта творчества. О способности творчества можно говорить как о существовании, но она не может быть задана ни творящему субъекту, ни наблюдающему за ним. Она существует как не данное субъекту условие творчества, рождающееся в самом творчестве. В этом плане она подобна трансцендентальному существованию субъекта. Если мы стремимся понять творчество как процесс самопорождения личности, то для выражения бытия становления личности не годятся категории, относящиеся к описанию объектного бытия или бытия деятельности. Для этого необходимы категории, выражающие необъектные существования спонтанности, спонтанной субъективности.

Характеризуя спонтанное быте, мы не можем провести различие сущности и явления, содержания и формы, единичного и общего, случайного н необходимого, возможного и действительного, причины и следствия, субъекта и объекта, предмета и результата, знания и действительности и т. д. Все традиционные категориальные оппозиции «гасятся» здесь в тождестве. Спонтанное бытие характеризуется, так сказать, категориальным молчанием. Однако творчество, рассматриваемое как самопорождающееся существование, как спонтанно становящееся бытие личности, может быть выражено таким понятием, как свобода. Давая общее представление о свободе, Спиноза писал: «Свободной называется такая пещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой»[127]. Применительно к человеку свобода есть такой способ существования, при котором активность человека не направлена на «другое». Направленность на «другое» — это лишь условие свободы. Свобода выражает себя не столько в возможности выбора в наличном бытии, сколько в создании новых форм человеческого бытия: новых предметов, средств, целей, условий, способов бытия и отношения к миру. Понятие творческой деятельности имеет смысл интегральной характеристики процесса, в котором мы можем уже (фиксировать такие бытийные формы, которые могут быть определены «пост фактум» как субъект, результат, средства, действия и т. д. Дифференциальная картина творческого процесса не даст оснований определять его как деятельность. Мы можем понимать творчество как деятельность, но само оно не есть деятельность. Деятельность как активность, направленная «на», имеет характер присвоения наличного бытия. Ее смысл в превращении наличного бытия в собственное свойство. Схватываем ли мы бытие мыслью или действием и чувством — во всем этом проявляется стремление человека превратить наличное в условия своего существования. Господство интенции владения далеко, однако, от смысла свободы как сущности творческой личности.

Потребительский интерес к творчеству провоцируется видением в нем лишь общезначимых результатов. Но это лишь одна из возможных позиций. Другая связана с попыткой осмыслить творчество как способ осуществления личности. Здесь главным результатом и основным продуктом творчества является бытие субъекта знания. Поэтому как предмет размышления творчество должно быть рассмотрено как внутренняя активность.

Известно, что Маркс определял свободную деятельность как «игру человеческих сил». Этот игровой аспект творчества позволяет глубже проникнуть в его суть. Так, например, А. А. Яковлев, рассматривая структуру творческого мышления, выделяет «игровое сознание». Определяя задачу «анализа ситуации сознания, когда оно вышло за пределы собственной направленности на материал, когда это уже не «сознание «о», а нечто принципиально отличное от привычного образа интенционального сознания»[128], автор формулирует проблему творчества как возможность не-интенционального сознания. Последнее характеризуется им как включенное в отображаемый объект. Отмечается, что «включенное» сознание... это реальность особого рода, подчиняющаяся по законам отображения, а специальным игровым законам»[129]. Анализ творческих процессов мышления как «игры» сознания является весьма перспективным. Игра, особенно, как считает А. А. Яковлев, игра имитационная, позволяет исследовать понимание как важнейшую функцию сознания в творческих актах. Понимающее, или «включенное», сознание весьма характерно для творческих актов, в которых ни субъект, ни объект не отделены друг от друга, «увлекают» друг друга в игру, способную порождать нечто новое и неожиданное. Игра замечательна тем, что, будучи включенным в ее стихию, человек играющий может не заметить, что играет в какую-то другую игру. Этот незаметный неконтролируемый переход к другой игре и заключает в себе потенции творчества. Полное слияние субъекта с процессом игры способно доводить сознание до состояния, когда тождество субъекта и объекта становится бессубъектным переживанием. Но надо быть весьма осторожным, выделяя в качестве предмета анализа в творческом процессе какую-либо предметную деятельность, каковой является игра. При этом мы обрекаем себя на те трудности, которые связаны с рассмотрением не-интенционального сознания с помощью представлений, характерных интенциональному предметному сознанию «о». Для последнего творческий акт сознания дан как предмет, в котором остается «невидимым» сам этот акт как творящееся единичное бытие. Творческий акт будет представляться в сознании исследователя как существование, сконструированное предметными формами деятельности. Сконструированное, «сделанное» бытие может быть описано и объяснено. Но творческий процесс как нерепродуктивный по сути не допускает подобного описания и объяснения. Как отмечал еще В. Дильтей, понимающее сознание переносит акцент с того, что и как делает человек, на то, кто делает и что происходит с самим делающим существом.

В определенном смысле творческий акт безсубъектен, поскольку человек «делает» себя субъектом самим делом, которое он делает свободно. Бытие творящее совпадает с бытием творимым. Утверждение, что делающий сам делает себя таковым, может иметь два смысла — тривиальный и нетривиальный. Первый таков, что, скажем, пекарь делает себя пекарем, выпекая хлеб. Но является ли пекарь самим собой, не выпекая хлеб? Если мы не имеем в виду профессию, то, очевидно, что нет. Точно так же, как нельзя быть учащимся, не учась, рыбаком — не ловя рыбу, и т. д. Но если пекарь и рыбак могут быть профессиями, то нет такой профессии — творец. Можно создать новый фильм, но при этом не проявить никакого творческого начала. Как уже отмечалось, говорить о способности к творчеству бессмысленно в отличие, например, от способности печь хлеб. Поэтому нетривиальный смысл творца заключается в том, что свободное творчество или творческая свобода не является умением творить самого себя. Пекарь может пользоваться своим умением печь хлеб. Гипотетический «первый» пекарь таким умением не владел. Человек творящий не может пользоваться той «способностью», которой нет. Творчество не есть умение (делание с умом). Субъективно творческий акт всегда направлен на какой-то объект, но действительная сущность творчества в том, что оно ненаправленно «делает» субъекта, делает человека определенным «Я» некоторой деятельности. Вместе с тем творческий акт — это то, что делаю именно Я в силу своей собственной внутренней необходимости. Реально творец делает себя творцом, творя нечто. Перед творцом нет выбора, как и что сотворить, ибо нет образцов для выбора. Сомнение относительно того, что сделать либо «то», либо «другое», не предшествует деланию. То, что творец сотворил, является как бы случайным, не имеющим оснований.

Вместе с тем сотворенное является необходимым, ибо то, что сделано, то и сделано, ничего другого нет и быть не могло (если бы могло, то ситуация выбора означает несвободу, ибо необходимо выбирать из того, что дано. Но тогда нет собственно творения чего-то нового). В процессе творения я делаю то, что делается именно мною, только благодаря мне и в силу моей собственной необходимости. Свою сущность творец не проявляет как нечто уже наличное, но скрытое, а являет своим актом творения. В свободном акте творения сущность и существование совпадают, тождественны. Mеpoй сотворенного является сам творец, и мерой творца является сотворенное им. Мир как бы сотворен по мерке и образцу, возникшими в самом акте творения. В этом смысле продукт творчества уникален, единичен, неповторим. Все вышесказанное не означает отрицания какой-либо детерминации творческих процессов, отсутствия условии, без которых творческий акт был бы невозможен.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество и знание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги