рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символ и понятие

Символ и понятие - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Теперь Мы Можем Дать Интерпретацию Образования Символа Как Образования Поняти...

Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового существования есть выражение бытия знания (как такового, но еще не знания «о»). Это еще не знание «о» физической величине как объекте внешнего мира, но лишь знание того, что эта величина есть в мире. Данное знание может обрести форму понятия, т. е. знания «о» величине, выступающей в качестве объекта относительно субъекта знания. Как всякий объект, величина должна иметь признаки существования в мире. Соответственно, понятие как логический субъект должно иметь свои предикаты, т. е. обладатьсодержанием. Эти предикаты появляются в процессе истолкования смысла символа. Причем такого истолкования, которое дается на языке предметных форм бытия природы и форм предметной деятельности. Посредником между идеальным бытием (знанием как таковым), заключенным в символе, и реальным бытием природы являются предметы культуры, каковыми являются образцы, копии «абсолютного» эталона. Благодаря этим посредникам становится возможной предметная интерпретация смысла и возникновение предикатов, т. е. представлений, репрезентаций смысла в предметностях мира. Обратим внимание на то, что поскольку предикаты зависят от конкретных предметных образцов, норм, то от их качества и количества зависит то, какие предикаты будут определены. То есть содержание понятия величины зависит от уровня развития предметной практической деятельности, от культуры науки в целом. Поэтому содержание понятия величины исторично.

Проиллюстрируем сказанное на простом примере. Величина веса измерялась с помощью исторически складывающихся орудий и приборов, таких как равноплечные весы, безмены, пружинные весы и т. д. Экспонентами выражения величины веса были, соответственно, объем или количество гирь, длина рычага и длина растяжения пружины. Со временем выделяется универсальная форма представления — объем, или число одинаковых предметов — единиц измерения. Масштаб здесь задается объемом в один кубический сантиметр воды. Этот объем символизирует существование абсолютной величины веса, относительно которой все определяют свой вес. Предметные образцы эталона, функционирующие на рынке, в школьных и научных лабораториях, па производстве, выступают в качестве воплощенных в мире образцов этого эталона. Эти предметные образцы обладают двойственным существованием. В отличие от них эталон обладает идеальным существованием, существованием смысла. Для него (эталона) вещественность не имеет никакого значения. Существование реальных объектов измерения исчерпывается их природным бытием. Образцы сочетают в себе и то, и другое существование, обладая и смысловым, и природным «измерением» в мире. Как единство материального и идеального предметные нормы, образцы опосредуют отношение символического бытия эталона и количественных сторон реальности, обладающей — как в нашем примере — величиной веса. Благодаря этому опосредованию «идея» веса обретает форму понятия или знания «о». В образцах смысл обретает предметно выраженную форму, которую можно рассматривать как предметное истолкование смысла. Образцы являются носителями абсолютной величины лишь идеально. Ни один из них не может рассматриваться как объективное существование в природе абсолютной величины веса. Предметная форма образца является чувственно данным образом абсолютной величины. Сама предметная форма образца является признаком бытия абсолютной величины в мире вещей. Эта форма соответствует предикату понятия величины веса. Действительно, некоторые определения веса гласят, что величина веса есть величина, равная силе растяжения пружины динамометра; или она есть длина плеча безмена; или она равна количеству уравновешивающих ее предметов на равноплечных весах. Последнее определение со временем обрело форму, согласно которой вес равен произведению удельного веса на объем тела. Все эти определения имманентно содержались в измерительной практике. Но символ веса является продуктивным образованием и способен порождать новые экспликации смысла, ранее не встречавшиеся в практике. Так, у Ньютона мы встречаем определение веса как количества материи в объеме тела, а у Эйнштейна понятие массы может быть определено через внутреннюю энергию и т. д. Все это разные понятийные истолкования одного и того же символа.

Далее. В предметах культуры науки, каковыми являются образцы, стандарты, инструменты и приборы измерения,— точнее, в их предметной форме заключено то, что Кант называл «схемой понятия». Схема понятия, согласно Канту, является тем третьим, что связывает априорные понятия и чувственные данные. Скажем, есть, с одной стороны, понятие чистого количества, а с другой — конкретный образ величины. Они связаны между собой схемой, суть которой Кант пояснял так: «Если я полагаю пять точек одну за другой ..... то это образ числа пять. Если же я мыслю только число вообще, безразлично, будет ли это пять или сто, то такое мышление есть скорее представление о методе, сообразно некоторому понятию, чем образ, который в последнем случае, когда я мыслю тысячу, вряд ли могу обозреть и сравнить с понятием. Это представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия»[191]. Схемы понятий Кант рассматривал как продукт чистой способности воображения априори. Проведенный нами анализ показывает, что это способность воображения реализуется как деятельность по истолкованию смысла сформированного символа, благодаря чему конструируется образ любой конкретной величины, данной нам в опыте через экспонентную форму образцов. Поэтому измерительные приборы можно рассматривать как предметно-операциональные схемы образования любых измеряемых величин. Кантовский априоризм, применительно к понятию величины, объясняется в свете сказанного тем, что Кант не рассматривал символ как «тело» мысли, понятия. Но поскольку символы рождаются в человеческом мире, то способность воображения «априори» имеет свое онтологическое основание.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символ и понятие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Спонтанность трансцендентального
Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологи

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги