рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спонтанность трансцендентального

Спонтанность трансцендентального - раздел Философия, СВОБОДА И ЗНАНИЕ Основное Внимание Кант Уделял Анализу Условий Познания И Организации Сознания...

Основное внимание Кант уделял анализу условий познания и организации сознания. Сама способность мыслить не является для него проблемой. Тем не менее в тексте работ Канта мы находим попытки онтологического представления возможности априорно познавать мир. При этом он говорит о спонтанной силе мышления.

По Канту, деятельность рассудка в основном сводится к применению априорных понятий к предметам опыта. Рассудок в своем применении судит о предметах, т. е. образует суждения. Возможность существования понятий априори имеет в качестве своего условия трансцендентальные идеи. Ядром трансцендентальных идей является трансцендентальное Я, выраженное в актах и суждении «Я мыслю». «Все многообразное в созерцании, — писал Кант, — имеет необходимое отношение к представлению Я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразие находится. Но это представление есть акт спонтанности, т. е. оно не может рассматриваться как принадлежащее чувственности»[28]. Это представление, добавляет он, есть «самосознание, порождающее представление Я мыслю»[29]. Спонтанность связывается Кантом со способностью познания априори. Спонтанность актов сознания, самосознания является, согласно Канту, основой и условием возможности существования априорных представлений. Так что трансцендентальность субъекта познания коренится в спонтанности мышления. Это в то же время объясняет, почему трансцендентальное Я не может быть объектом познавательных действий и в этом смысле непознаваемо.

Кант доказывает, что если даже определить Я как простую мыслящую субстанцию (как это было у Декарта), то все же она не может быть дана как объект. «...Мысля свое существование, я могу служить только субъектом суждения; но это... суждение решительно ничего не говорит о способе моего существования»[30]. Откуда же я знаю, что я есть? Известно это только из того, что должна быть основа единства сознания, а само это единство сознания «известно нам только потому, — замечает Кант, — что оно необходимо нам для возможности опыта»[31].

«Я есть» или «Я мыслю» — это, по Канту, особое существование, специфика которого видна из следующего: если «нашелся бы повод предположить, что мы совершенно a priori законодательствуем в отношении нашего собственного существования и даже определяем это свое существование, то тем самым обнаружилась бы спонтанность, посредством которой можно было бы определить нашу действительность, не нуждаясь в условиях эмпирического созерцания»[32]. То есть спонтанность есть особый вид человеческого существования, она является как бы законодателем нашего бытия в мире.

У Гуссерля самопроизвольность или спонтанность актов сознания отражена в концепции сознания как сознания-времени. Время есть универсальный горизонт жизни трансцендентального Я. Общей чертой спонтанности у Канта и временности у Гуссерля является непрерывность сознания. В этой связи обратим внимание на интересное наблюдение П. П. Гайденко: «Подменанеделимого непрерывным — общий знаменатель почти всех направлений философии XIX и особенно XX века. Отсюда вытекает принципиальный имманентизм современного сознания, утрата им трансценденции»[33]. С учетом сказанного представляется нетривиальным и перспективным рассмотрение спонтанности сознания в актах «Я есть» с точки зрения их неделимости, квантованно-сти, что позволило бы по-новому взглянуть на генезис трансцендентных моментов деятельности познающего субъекта. В определенном смысле такой подход намечен Сартром. «Квантовый» характер спонтанности сознания означает у Сартра, что в процессе «явления» сознание не находится ни в каком отношении к самому себе. Если Кант рассматривал спонтанные акты самосознания, то для Сартра спонтанность не есть самосознание, но, напротив, спонтанность характеризует дорефлексивный уровень сознания. Спонтанно возникающее сознание не есть еще сознание «о» (чем-то), или, как выражался Сартр, это сознание «непозиционно», ибо здесь еще нет сознательногоотношения к действительности. Непозиционность сознания означает также, что оно ничем не побуждается к существованию кроме самого себя. При этом в спонтанной активности еще нет никакого Я, поскольку Я — это то, что определяет мои поступки и мысли. Абсолютизируя статус спонтанности, Сартр отрицает причастность к ней человеческого Я.

Сартровский; анализ спонтанности сознания открывает неинтенцнональные аспекты сознания. Интенциональное сознание есть всегда отношение к предмету, который «имеется в виду». Такое сознание он называет «позиционным». В сознании же самого себя сознание «непозиционно». Так как сознание о чем-либо есть в то же время сознание самого себя как неравного тому, на что оно направлено, то сознание сознания не содержит в себе отношения «к» (чему-то другому). Сознание сознания не является интенциональным, или «позиционным». Так что спонтанно возникающее дорефлексивное сознание не является еще сознанием «о». Сознание здесь берется только в аспекте своего существования, а не в аспекте содержания и отношения к предмету. О возможном содержании сознания мы ничего знать не можем. Мы что-то осознаем, но не знаемчто именно. Это «что» еще ждет своего разрешения и прояснения. Важно то, что Сартр обратил внимание на наличие таких спонтанных существований (хотя и дал им чисто субъективистское толкование[34]), которые выступают экзистенциальным основанием человеческой субъективности, требующим своей расшифровки и понимания.

Несколько иную концепцию бытия непозиционного сознания мы находим в работах М. К. Мамардашвили. Здесь также существование непозиционного сознания не имеет референта вне себя. Такое самореферентное сознание должно быть понято просто как «феномен сознания». Под последним понимается не содержание сознания, нами осознаваемое, а само явление или событие сознания, событие мысли, в универсальной форме которого «...внутри себя неразличимым образом связаны два крайних термина: воспринятость того или иного обстояния дела в действительности и сознание, что «я именно это обстояние дела воспринимаю». Это как бы чистая и простая форма — в том смысле, что ее сознательное содержание не может рассматриваться как полученное из органов чувств (оно, следовательно, трансцендентально) и что в ее весьма распростертую, отнюдь не точечную область мы не можем вставить какой-нибудь другой предмет, сам в свою очередь не обладающий признаком сознания (фактически сознания сознания)»[35]. Речь здесь идет о данности сознания (но не сознанию), которая определяет содержание сознаваемого явления. М. К. Мамардашвили обращает внимание на уникальность события сознания, которая не учитывалась классической онтологией. Человеческий опыт содержит в себе уникальные феномены сознания, связанные с необратимым характером «встречи» человека с бытием мира:

«Мир не может вернуться в прежнее положение, и поэтому мы не можем знать о том, каким он был до того, как он уже измерялся, уже воспринимался, уже наблюдался»[36]. Заметим — для сравнения, — что в сартровской концепции спонтанность уникальна, но не обращалось внимания на необратимость. Но именно признак необратимости позволяет понять спонтанность сознания как реальное событие в мире, включающего сознание человека.

Важно также заметить, что когда пытаются объяснить возникновение какого-то научного представления только тем, что-де сознание отразило то свойство или отношение, которое уже существует в действительности, то тем самым неявно вводится в объяснение сознательного явления (осознавания) предпосылка, в которой уже содержится знание о мире, о свойстве, которое (знание) само является продуктом деятельности познания[37]. М. К. Мамардашвили в этой связи обращает внимание на то, что еще Маркс, анализируя сферу капиталистических отношений, открыл такие феномены сознания, которые характеризуются нерефлексируемостью и понятийной неэксплициропанностью. Речь здесь идет о таких феноменах, которые «встроены» в саму систему человеческого опыта, порождаются опытом и воспроизводят сам опыт. Вещные зависимости выступают как зависимости сознания, неотделимые от реальной деятельности людей. В человеческом опыте фактически складываются такие зависимости сознания, которые независимо от сознания становятся детерминантами мотивов, целей и т. д. нашей деятельности, действуя естественным образом в воспроизводстве жизнедеятельности[38]. Такой подход методологически ценен тем, что позволяет анализировать складывающиеся в процессе жизнедеятельности структуры сознания, исследуя квазипредметные образования.

Обратим внимание на то, что в литературе существуют попытки конструктивной разработки идеи спонтанности сознания при решении вопроса о возможности творческого мышления. Так, в работе В. В. Налимова «Спонтанность сознания» творчество связывается со спонтанной переоценкой смыслов. Спонтанность сознания играет в этой теории роль, сходную с кантовскими априорными условиями функционирования сознания[39].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СВОБОДА И ЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "СВОБОДА И ЗНАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спонтанность трансцендентального

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о трансцендентальном субъекте
Всякое бытие мы мыслим как определенное. Мы говорим о существовании материального, наделяя его такими признаками, как объективность, протяженность, временность и т. д. Конкретные виды материального

Онтологический поворот» в интерпретации трансцендентального
В послекантовской философии идея априоризма претерпевает вырождение, так как философы стремились к тому, чтобы раскрыть природу априорного. Своеобразие современной западной философии связа

Трансцендентальное как свобода
Учение Канта о трансцендентальном субъекте содержит представление о том, что спонтанное существование есть свобода. Все то, что основано на свободе, по Канту, есть сфера практического. В кантовском

Небытие трансцендентального Я
Кант писал: «Я МЫСЛЮ выражает акт определения моего существования. Следовательно, этим самым мое существование уже дано. Однако, способ, каким я должен определить его, т.е. полагать в себе многообр

Абсолютная система отсчета в теории относительности
С возникновением специальной теории относительности А. Эйнштейна появилась возможность говорить об относительности существования таких свойств, которые в классическом естествознании рассматривались

Парадоксы относительности бытия субъекта в квантовой физике
Если мы обратимся к квантовым и квантово-релятивистским теориям, то нам откроются новые аспекты проблемы бытия субъекта. Одной из важнейших и загадочных проблем, с которой связаны глубокие методоло

Абсолютные эталоны в теории калибровочных полей
При анализе парадокса измерения («чему равна длина единицы длины?») речь шла о том, что для физических измерений и физических законов безразличен выбор масштаба меры длины. С этим обстоятельством с

Многомерный мир наблюдения
Рассмотренные выше примеры неустранимости абсолютов из физической теории подводят нас к мысли о необходимости осмысления способа существования субъекта опыта в объективном мире. В этой связи будет

Опыт и время в науках о природе
Анализируя ряд методологических и гносеологических проблем классического и современного естествознания, я стремился показать, что факт существования знания об объекте природы связан с условием, сог

Полисубъектность и объективность познания
В литературе уже обращалось внимание на тесную связь между воспроизводимостью опыта в классической науке и возможностью «вытеснения» субъекта познания из природы, из результатов познания, т. е. воз

Типы трансцендирования субъекта
Представление о «выталкивании» субъекта из мира может быть детализировано в классификации трансцендирования. В качестве основания классификации возьмем всеобщие формы бытия — пространство и время.

Творчество и знание
Основная идея данного параграфа состоит в том, что представление о творчестве необходимо включает в себя представление о возникновении субъекта знания. Обычно, когда рассматривается научное творчес

Спонтанность и необратимость познания
Известное положение Маркса, что человек может существовать по меркам любого вида, наличествующего в мире, означает, что для человека ни одна из внешних мер бытия не является его собственной. Напрот

Проблематичность человеческого бытия
Здравый смысл относится к знанию как к тому, что может быть получено от кого-то или чего-то. Платон считал, что источником, хранящим истинное знание, является мир идей. Воспоминанием мы проясняем в

Экзистенциальный смысл познания
Концепция возникновения сознания и знания как экзистенциального события в мире требует более детальной проработки. В этом плане весьма интересна работа А. В. Ахутина «Открытие сознания». Саму работ

Мистика и творчество
Рассмотренные акты творческого мышления напоминают описания мистического опыта сознания. Это неслучайно. Традиция мистицизма связана с анализом духовных актов «высшего» порядка. Я солидарен с тем п

Абсолютность субъекта
Анализируя познание как творчество, мы сталкиваемся с необходимостью осмысления абсолютности небытия. При этом, однако, необходимо преодолеть ряд живучих предрассудков. Одним из таких пред

Символичность субъекта
Связанное с возникновением символа изменение сознания нельзя трактовать лишь как продукт деятельности самосознания. Новое «видение» действительности не является необходимым результатом, продуктом и

СМЫСЛ. КУЛЬТУРА. ЗНАНИЕ
В предыдущей главе было показано: условием возможности возникновения нового знания о мире является возникновение символического субъекта, существование которого не имеет признаков бытия в мире. Сим

Символичность предметных норм культуры
Эталон измерения является носителем информации о величине измеряемых им свойств вещей и явлений. С помощью эталона измеряемая величина представляется в форме другой, которую мы назовем экспонентом

Символ и понятие
Теперь мы можем дать интерпретацию образования символа как образования понятия величины. Поскольку символ есть выражение смысла реальных образцов-эталонов, то выражение этого небытийного смыслового

Культура и предрассудочные формы сознания
Полученный вывод о символической природе эталона имеет принципиальное значение для разрешения ряда логических парадоксов, связанных с чисто объективной интерпретацией измерительных процедур, не учи

Типы культуры в науке
Анализ генезиса эталонов как предметных норм показал их символическую функцию, признание которой необходимо для понимания роли предметных норм в отношениях человека к миру. Речь шла о предметных но

Семиозис эмпирического закона
Как уже отмечалось, предметные артефакты являются формами существования субъекта знания в мире. Подобные артефакты имеют знаковую природу. Их функционирование как знаков позволяет осмыслить логику

Законы науки и законы свободы
Предметные нормы двойственны, они соединяют в себе бытие природное и символическое. Анализ происхождения и функционирования норм показывает, что они являются связующим звеном между смыслом символа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги